Деятельность и развитие личности
Влияние среды и воспитания на развитие наследственности дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью (рис. 2), многообразием занятий человека. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота – столько успеха»; «Человек – кузнец своего счастья»; «Кто рано встает, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т.п. Очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше ученик работает в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны: они определяются «сдерживающими» факторами – способностями, возрастом, интенсивностью, организацией занятий и др.
...
Рис. 2. Факторы, влияющие на развитие личности
В процессе деятельности происходит всестороннее развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого – активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на пассивное созерцание и усвоение готовых истин.
Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) виды деятельности. Особый ее вид для школьников всех возрастов – общение.
Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо, предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к ним и предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться. Есть сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, спустя рукава. Разумеется, к высоким результатам это не ведет. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в ней проявляющаяся.
Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.
Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности – постоянная и одновременно сложная задача воспитателей. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека подвижны и переменчивы. Поэтому на различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.
Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ученика, без собственного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект, т.е. активный участник собственного воспитания.
Активность личности имеет избирательный характер. Развитие ее происходит под воздействием не любых влияний, а главным образом тех, которые выражают потребности человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к жизни. Это не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в условия, где бы он мог активно действовать, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития.
...
Согласимся: еще один важный фактор развития ученика – его собственная деятельность. Каким бы хорошим ни был учитель, без собственного труда над собой ученик мало чего достигнет. Деятельность должна быть обязательно такой, чтобы ученик вкладывал всю свою душу, она должна ему нравиться, приносить удовольствие, никогда не утомлять, не вести к перегрузкам, быть в радость.
Диагностика развития
В педагогической практике все больше ощущается потребность в оперативном изучении достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К. Д. Ушинского «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» как нельзя лучше объясняют необходимость диагностики в учебно-воспитательном процессе.
Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и верно определены его признаки и причины возникновения, поставлен правильный диагноз, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неточный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Это относится к телесному и психическому здоровью. Поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное практическое дело, требующее от учителей высокой квалификации и ответственности.
Физическое развитие ученика диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире применяются специально разработанные тесты (нормативы), измеряющие степень развития как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как ученик справляется с заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с возрастными возможностями. Примером теста физического развития можно назвать всем известные нормативы, в которых содержатся конкретные задания и показатели для каждой возрастной группы.
Духовное и социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключения. Для повышения надежности диагноза используют комплексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставление антропометрических, социальных и психологических данных, что требует специально оборудованных клиник и лабораторий, подготовленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований нельзя давать общую оценку компонентов развития.
Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития учеников – важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Особый интерес для учителей начальной школы представляет диагностика умственной деятельности учеников, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения их – тестирование.
На практике обычно применяется не один тест, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога Й. Йырасека, составленного для диагностики уровня вербального (словесного) мышления 6-летних детей. Он входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости. Используйте его при изучении готовности ребенка к школе, заменив, где нужно, иностранные названия на свои, местные.
Тест ВМ (вербальное мышление)
1. Какое животное больше – лошадь или собака?
Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.
2. Утром мы завтракаем, а в полдень …?
Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т.д. = -3.
3. Днем светло, а ночью …?
Темно = 0, неправильный ответ = -4.
4. Небо голубое, а трава …?
Зеленая = 0, неправильный ответ = -4.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки … это что?
Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.
6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Чтобы никто не попал под поезд и т.д. = О, неправильный ответ = -1.
7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)
Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает = 0.
8. Что такое Прага, Бероун, Плзень?
Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.
9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …, маленькая овечка – это…?
Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = 0, неправильный ответ = -1.
10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?
На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = 1, на курицу = -3.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = -1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это млекопитающее, или приведение двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т.д.) = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал?
У винта нарезка = 3, винт завинчивается или у винта гайка = 2, неправильный ответ = 0.
15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание … это?
Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2, неправильный ответ = 0.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ = 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого?
Три признака = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у него палка. Он курит) = 0.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины = 4, одна причина = 2, неправильный ответ = 0.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Правильный ответ = 2, неправильный ответ = 0.
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
Так платят за пересылку = 5, чтобы не платить штраф = 2, неправильный ответ = 0.
Результат теста – это сумма баллов («+» и «-»), достигнутых по отдельным вопросам.
Классификация результатов:
Отлично … +24 и более.
Хорошо … от +14 до +23.
Удовлетворительно … от +0 до +13.
Плохо … от -1 до -10.
Очень плохо … от -11 и хуже.
Адаптацию этого теста для определения школьной зрелости детей средней полосы России – см.: Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002. С. 255–257.
Проверьте себя
Что такое развитие личности?
Что является движущей силой развития?
Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к внешним?
Когда человек может быть назван личностью?
Какими факторами обусловливается развитие личности?
Что такое наследственность?
Какие части содержат наследственные программы развития?
Какие признаки передаются по наследству от родителей детям?
Что такое задатки? Наследуются ли они?
Какие специальные задатки наследуются детьми?
Наследуются ли нравственные и социальные качества?
Что такое среда?
Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?
Как влияет воспитание на развитие личности?
Можно ли воспитанием полностью изменить человека?
Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?
В чем сущность принципа природосообразности?
Как влияет деятельность на развитие личности? Какие основные виды деятельности школьников вы знаете?
Зависит ли развитие от активности личности? Как?
Что такое диагностика развития? Как она осуществляется?
Опорный конспект
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека.
Биологическое развитие – физическое развитие, морфологические, биохимические, физиологические изменения.
Социальное развитие – психический, духовный, моральный, интеллектуальный, социальный рост.
Движущая сила развития – борьба противоречий.
Противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные потребности: «хочу» – «могу», «знаю» – «не знаю», «можно» – «нельзя», «есть» – «нет» и т.п.
Факторы развития – наследственность, среда, воспитание.
Наследственность – передача от родителей детям определенных качеств и особенностей, например, внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Наследуются не способности, а только задатки.
Социальная наследственность – усвоение социально-психологического опыта родителей (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д.).
Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Дальняя среда – общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.
Ближняя среда – семья, родственники, друзья.
Воспитание – главная сила, способная в определенных пределах исправить неблагоприятную наследственность и отрицательное действие среды.
Деятельность – все, что делает человек, чем он занимается.
Активность – интенсивное, заинтересованное выполнение деятельности. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития.
Диагностика развития – научная методика определения уровня и качества развития школьников.
Тестирование – метод изучения качеств личности с помощью тестов.
Литерaтура
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000.
Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М., 2003.
Выготский Л.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1. Отечественные теории учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 2002.
Караковский В.А. Любимые мои ученики. М., 1987.
Кумарина Г.Д. Компенсирующее обучение // Начальная школа. 1995. № 3. С. 72–76.
Масару Ибука. После трех уже поздно. М., 1991.
Мир детства: младший школьник. М., 1988.
Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике / Науч. ред. З.И. Равкин. М., 2000.
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников. М., 1983.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1991.
|