Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дальнейшее развитие Духа-в-действии

Глава 9

Эволюция сознания

В: Я хочу обсудить эволюцию сознания от самых низких до самых высоких стадий, духовных или трансперсональных.

КУ: Это стадии развития нашего внутреннего «Я», которое движется к высшей идентичности. От подсознательного к самосознанию и сверхсознанию — внутренне раскрытие Духа, необыкновенный путь сознания, полёт одинокого к Единому.

Одна из упрощённых карт этого полного развития — рисунок 9—1. Но позвольте мне сначала обратить ваше внимание на то, что теперь мы обсуждаем только верхний левый сектор, внутренние стадии развития сознания. То есть мы не говорим, например, о соответствующих изменениях в верхнем правом секторе. Мы не обсуждаем изменения в структуре мозга, лимфатической системе, коре головного мозга, в видах волн, испускаемых мозгом (альфа-, бета-, тета- или дельта-состояния), не говорим о синхронизации полушарий, о патологических дисфункциях передаточных нейронов, и так далее.

Кроме того, мы не обращаем внимания на великие течения культуры (нижний левый сектор) или социальные структуры (нижний правый), которые не отделимы от развития индивидуального сознания, хотя эти секторы также очень важны. Что хорошего выйдет из приспособления нашего «Я» к культуре, которая сама уже больна? Что хорошего в том, чтобы быть хорошим нацистом? Разве это здоровое сознание? Или в нацистском обществе единственным нормальным человеком можно считать только того, кто соответствует системе?

Всё это очень важные темы. Патология — уродство или «болезнь» — в любом секторе будет отражаться на всех остальных секторах, потому что у каждого холона есть все четыре стороны его сущности. Поэтому общество с отчуждающим способом производства (нижний правый сектор), предлагающее низкую заработную плату за дегуманизирующий труд, будет вызывать понижение чувства собственного достоинства у рабочих (верхний левый сектор), а также ухудшение работы химии мозга (верхний правый), что могло бы, например, вылиться в злоупотребление алкоголем как один из методов самолечения. Точно так же культурное мировоззрение, которое обесценивает женщин, будет в качестве следствия порождать тенденцию понижения личных способностей женщин и ухудшение работы их мозга, что может привести к мысли о необходимости использовать препарат вроде прозака.



Повредите один из секторов, и патологические процессы начнутся во всех четырёх. Но сейчас мы временно оставим без внимания всё это — семейную терапию, химию мозга и его состояния, культурный и социальный анализ. Мы сосредоточим всё своё внимание только на левом верхнем секторе.

Только не думайте, что другие секторы незначительны! На самом деле, если задуматься, мы быстро придём к идее, согласно которой индивидуальные «патологии» рассматриваются как верхушка огромного айсберга, который включает в себя мировоззрение, социальные структуры и культурный доступ к глубине. Индивидуальная терапия не столь незначительна, но во многих случаях она вторична. Но пока мы можем сосредоточить своё внимание на верхнем левом секторе.

 

 

Более высокие стадии развития

Рисунок 9—1. Основные ступени сознания (снизу вверх)

 

В: Краткое резюме левого верхнего сектора представлено на рисунке 9—1.

КУ: Да. Если Вы сравните его с рисунком 5—2, то вы увидите, что рисунок 5—2 доходит только до «визуальной логики», которая является шестой стадией на рисунке 9—1. Причина этого в том, что на рисунке 5—2 в список внесены только стадии среднего сознания, до настоящего времени существовавшие в коллективной истории. Соответственно, в него не вошла ни одна из высших или более глубоких стадий, показанных на рисунке 9-1.

В: Поэтому мой вопрос заключается в следующем: имел ли некто, кто жил в прошлом, скажем, в мифическую аграрную эпоху, доступ к этим более высоким стадиям?

КУ: Почему же нет? В любую эпоху некоторые люди по уровню развития находятся выше среднего показателя, а некоторые ниже. Нижний левый сектор — просто средний уровень в этой области.

В каждом обществе есть, можно так сказать, определённый средний уровень, вокруг которого организованы этика культуры, нормы, правила и основные институты, и этот средний уровень обеспечивает основу для единства культуры, а также социальную интеграцию в рамках этого общества. Этот средний уровень культуры действует на индивидуальное сознание как магнит. Если вы ниже среднего уровня, то он подтягивает вас вверх. Если вы пробуете выйти на уровень выше, он будет сдерживать вас. Культурный средний уровень действует как сдерживающий и стабилизирующий фактор развития, который доводит сознание до среднего вероятного уровня развития.

В: Значит, в любой культуре есть различие между средним уровнем и наиболее передовым уровнем сознания?

КУ: Да, правильно. Предположим, например, что через пятьсот лет антрополог будет изучать Америку, обнаружит работы Кришнамурти и решит, что все в Америке были похожи на Кришнамурти. Конечно, это кажется наивным, но именно так поступают многие теоретики новой эпохи с культурами прошлого. Они берут представителя культуры с самым развитым уровнем сознания, скажем, жреца или шамана, и просто говорят, что в среднем каждый в то время мыслил как шаман, что сто тысяч лет назад каждый был шаманом. Но ведь сто тысяч лет назад почти не было шаманов. Шаман, возможно, был один на всё племя, это был очень редкий и одарённый человек, и большинство людей не обладало его уровнем понимания. На самом деле, большинство людей боялось символической власти и силы шамана, они не обладали ключом к этому более высокому уровню понимания, а шаман имел к нему прямой доступ.

Поэтому первое, что я попробовал сделать, когда начал изучать эти эпохи прошлого, это определить средний уровень понимания архаичного, магического, мифического, рационального, экзистенциального человека, а второе — тщательно изучить редких, элитных, одарённых людей, которые поднялись в развитии выше этого среднего уровня, часто ценой очень больших усилий, и открыли высшие или более глубокие, уровни понимания (шаманы, йоги, святые, мудрецы). Эти высшие, или более глубокие уровни понимания, на самом деле, то же самое, что на рисунке 9—1 мы называем экстрасенсорным, тонким, причинным и недуальным уровнями развития сверхсознания.

 

 

Лестница, человек, представление

 

В: Я хочу обсудить эти четыре более высоких стадии развития сознания. Они действительно похожи на лестницу, как это показано на рисунке 9—1? В чём состоят их различия?

КУ: Рисунок 9—1 действительно напоминает лестницу, которая смущает многих людей, считающих, что модели развития всегда должны иметь «линейный график». Но это неправильное понимание способа функционирования модели.

Лучше всего представлять себе схему, изображённую на рисунке 9—1, как ряд концентрических кругов или вложенных друг в друга сфер, каждая из которых превосходит и включает в себя предшествующую. Это один из примеров холархии актуализации, каждый уровень которой сначала раскрывается, а затем охватывает предшествующий ему уровень, рисунок 9—1 — это просто один из срезов этого концентрического пирога. Вы могли бы нарисовать всю эту схему как концентрические круги, и именно так я и сделал на рисунке 2—2, если вы помните. Фактически, рисунок 9—1 — это просто немного расширенная версия рисунка 2—2: материя (сенсорно-двигательный уровень), тело (эмоциональный и жизненный), разум (от представляющего разума до визуальной логики), душа (экстрасенсорный и тонкий уровни) и дух (причинный и недуальный). И, как мы увидим далее, эта великая холархия сознания лежит в основе великих мировых традиций мудрости, которые можно обнаружить повсеместно, в любых культурах.

Но что гораздо более важно, эти девять уровней, или концентрических кругов, имеют дело только с одной третьей частью действительного развития сознания. И даже если мы называем схему на рисунке 9—1 «лестницей», есть ведь ещё человек, который по ней поднимается, а также есть различные представления, свои для каждой ступени, и ни один из этих процессов не является просто линейным и постепенным!

В: Итак лестница, человек, представление. Давайте начнём с лестницы, или с концентрических кругов.

 

 

Основные структуры: лестница

КУ: Они изображены на рисунке 9—1. Эти девять уровней или кругов — основные структуры сознания.

Нет необходимости в том, чтобы помнить все эти стадии, но мы всё же должны здесь их перечислить: чувства и восприятие (сенсорно-физический), импульсы и образы (образно-эмоциональный), символы и понятия (представляющий разум), жёсткие правила (разум правила/роли, или «коноп», сокращение для «конкретно-операционный»), формально-рефлексивный, или формально-оперативный («формоп»), и визуально-логический (интегральный). Затем идут более высокие или трансперсональные стадии: экстрасенсорная, тонкая, причинная и недуальная. (Бумага, на которой нарисована диаграмма, — это «самая высокая» стадия, которая, на самом деле, не является стадией вообще, а представляет собой недуальное (недвойственное) и пустое Основание всего этого развития. )

Мы можем подробнее обсудить все их немного позже. Они представляют собой только некоторые из главных вех в развитии сознания. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим, скорее он представляет собой только репрезентативный пример.

В: Если на самом деле эти уровни представляют собой вложенные друг в друга сферы, то почему вы рисуете их как лестницу?

КУ: Метафора лестницы здесь очень полезна, потому что она показывает, что основные компоненты сознания сменяют друг друга посредством дискретных стадий, и если вы разрушите более низкую ступень, все более высокие ступени будут вам недоступны. В чём эта метафора лестницы действительно терпит неудачу, так это в том, что каждая более высокая стадия не находится выше предыдущей, а скорее охватывает её, примерно, как клетка охватывает молекулы, которые, в свою очередь, включают в себя атомы. Как я уже говорил, это холархия вложенных уровней. Но сам я часто использую метафору лестницы, потому что я хочу особенно подчеркнуть тот факт, что развитие предполагает некоторые уровни.

Например, в развитии образы появляются раньше, чем символы, а те предшествуют понятиям, которые должны появиться раньше правил, и так далее (как это показано на рисунках 5—2, 5—3 и 9—1). Этот порядок неизменен. Никакие социальные условия не могут изменить эту последовательность, и нам не известно ни одно общество, в котором эта последовательность была изменена. Эта холархия встречается повсеместно во всех культурах, и из неё нет никаких исключений. Так же, как вы должны знать слова, прежде чем вы сможете строить предложения, и вы должны научиться строить предложения, прежде чем вы научитесь писать текст, эти основные холоны должны быть основаны на своих предшественниках. Именно в этом причина того, почему порядок не может быть изменён; более высокие ступени опираются на нижние, и в иллюстрации этого метафора лестницы оказывается очень полезной.

 

 

Человек, который поднимается вверх

В: Итак, это основные ступени на лестнице понимания, или уровни в холархии понимания.

КУ: Да. Но подлинные действия происходят не там. И даже если мы грубо представим это развитие основных структур как «лестницу», нам необходим человек, который будет подниматься по этой лестнице. Это и есть наше «Я». Иногда его называют личностью (объективно, или на «это»-языке, его можно называть личностью; с субъективной точки зрения, это — человек, «Я», самоощущение. Яиспользую оба языка).

В: Значит, у этой самости, или личности, есть свои собственные особенности?

КУ: Да, «Я», самость, человек имеет определённые особенности и способности, которые нельзя найти на самой лестнице. Но личность отождествляется со ступеньками лестницы, и это порождает различные типы идентичности и на различных стадиях внутреннего роста, до тех пор, пока «я» не доходит до конца лестницы и не растворяется в полной Пустоте. Но мы уже немного забежали вперёд. Дело в том, что лестница и человек, который по ней поднимается, — очень разные вещи!

В своей книге «Трансформации сознания» я перечисляю следующие особенности личности: идентификация, организация, воля или внимание, защита, метаболизм и навигация.

Нет необходимости углубляться в эту тему, но я могу просто упомянуть о том, что «навигация», например, связана с четырьмя движущими силами, которые есть у каждого холона, в том числе и холона «я», а именно, организация и взаимодействие, самопреодоление и самораспад (регресс). На каждой ступени развития личности у него есть эти четыре основные возможности выбора пути, которым пойдёт его развитие. Слишком большая или слишком маленькая доля любой из этих четырёх движущих сил — и процесс развития личности приобретёт черты патологии, и тип патологии зависит от того, на какой из девяти основных ступеней происходит поломка.

В: Значит, на любой стадии, когда «я» поднимается вверх по этим основным ступеням развития, могут возникать отклонения?

КУ: Да, «я» может подниматься вверх по лестнице расширяющегося сознания, но важно то, что на любой ступени оно может потерять руку или ногу!

Если на любой стадии развития что-то идёт не так, как надо, какие-то аспекты личности могут оказаться повреждёнными или «остаться позади». Эту остановку на более раннем уровне развития сознания называют подавлением, разобщением или отчуждением. «Я» может потерять руку или ногу на любой стадии, и следствием этой потери будет патология, характерная для того уровня, на котором произошла потеря.

И поэтому можно наблюдать различные примеры патологий: психоз, паранойя, нев-роз, экзистенциальный или духовный кризис. Характер этого отклонения зависит от того, в каком месте произошёл «несчастный случай».

Скоро я приведу вам некоторые конкретные примеры патологий сознания. Пока же суть в том, что хотя эти основные структуры растут и развиваются, наше «я» должно самостоятельно подниматься на ступени расширяющегося понимания, и на любой ступени оно может сделать неправильный шаг и получить очень серьёзные повреждения.

 

 

Точка опоры

 

В: Вы называете каждый из этих шагов точкой опоры.

КУ: Да, основываясь на очень важной линии исследований, проведённых такими учеными и клиницистами, как Маргарет Малер, Отто Кернберг, Ганс Коут, Гертруда и Роберт Бланк, не говоря уже о первых работах Юнга по вопросам индивидуализации. Понятие точки опоры описывает важный процесс дифференцирования и интеграции, который постоянно происходит в ходе развития человека.

Точка опоры — это просто важный этап на дороге вашего развития. То, как личность человека справится с этими этапами, в каждом случае, определяет его последующую судьбу.

В: Значит, девять основных структур означает, что существует девять соответствующих точек опоры или шагов?

К. У: Да, правильно. Человек должен подняться на каждую ступень на этой лестнице, и этот его шаг и есть точка опоры для этой стадии.

Так что каждая точка опоры имеет структуру 1—2—3. Один, «я» развивается или подходит к новому уровню понимания, и оно отождествляется с этим уровнем, становится «единым» с этим уровнем. Два, личность начинает выходить за пределы этой стадии, отличаться от неё, деидентифицироваться с ней или превосходить её. Три, она отождествляется с новыми и более высокими уровнями и центрами в себе. Новая ступень опирается на предыдущие ступени, поэтому они должны быть включены в общий процесс развития, и эта интеграция, или включение, — третья и заключительная фаза каждой конкретной точки опоры (эти фазы изображены на рисунке 9—2).

Поэтому вы легко можете запомнить точку опоры, ведь у каждой из них есть одна и та же структура 1—2—3: отождествление, выход за пределы, интеграция; соединение, разделение, включение; понимание, преодоление, объединение.

И если с этими процессами что-нибудь идёт не так, как надо, на любой ступени, тогда вы получаете сломанную ногу или что-то подобное. И внешний вид шрама, полученного после этой травмы, будет зависеть от того, как выглядел мир, когда была получена эта травма. И вообще, чем ниже ступень, тем более серьёзной будет патология.

 

 

Появление новых миров: изменение представления

В: Итак, у нас есть лестница и её основные ступени, у нас есть «я» или человек, который идёт по этой лестнице вверх, и его точки опоры. Он создаёт различные представления?

 

ЛЕСТНИЦА: ЧЕЛОВЕК: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
Основные ступени понимания. Как только они появляются, они остаются и существуют как основные блоки или холоны сознания. Он поднимается вверх по основным ступеням понимания. Каждый шаг на пути — это точка опоры, последовательный процесс, состоящий из: (1) соединения/отождествления, (2) разделения/выхода за пределы, (3) включения/интеграции. Изменение взглядов на себя и других на каждой ступени, включает различные самоотождествления, потребности и представления о морали.

Рисунок 9—2. Лестница, человек, представление

 

КУ: Да, на каждой ступени движения развития существуют различные представления о мире, различные взгляды на свое «я» и на других, иными словами, различные мировоззрения. Мир выглядит по-разному — и является разным! — на каждой ступени развития. Как мы постоянно видели, различные жизненные пространства, новые миры, возникают только в ходе эволюции сознания, нет просто заданного напереёд мира, который мы монологически отражаем!

И здесь я особенно хочу подчеркнуть тот факт, что на каждой ступени мы получаем новый тип самоидентификации, новые потребности нашего «я» и новую моральную позицию (см. рис. 9—3). Всё это — различные аспекты различных миров, которые раскрываются на каждой новой ступени понимания.

Так что это — только набросок. Лестница с её основными ступенями понимания; человек и его точки опоры; различные представления о мире на каждой ступени. Лестница, человек, представления.

В: Теперь, пожалуйста, приведите несколько конкретных примеров.

КУ: Эта модель развития сознания основана на работах примерно шестидесяти или семидесяти учёных и мыслителей Востока и Запада. Рисунок 9—3 представляет троих из них: Абрахама Мэслоу, Джейн Левингер и Лоренса Колберга. Я использовал их как примеры просто потому, что они достаточно известны.

В: Обоснуйте это для меня. Возьмите пример осознания правила/роли и проиллюстрируйте этот пример для каждой из колонок.

КУ: Сознание правила/роли — это способность, которая начинает развиваться у детей возраста около семи лет. Эта способность заключается в умении формировать в уме сложные правила и принимать на себя социальные роли. Ребёнок начинает понимать, что он или она — это не только тело с его импульсами и желаниями, но также и социальное существо, член коллектива.

Поэтому «я» на этом уровне представляет собой сознание правила/роли. Это его центральная самоидентичность. В этом для него заключается основной смысл. У него возникает ощущение соответствия этим правилам и ролям, и поэтому, как вы можете видеть в колонке Левингер, самоидентификация на данном этапе — это конформист. И, по той же самой причине, главная потребность «я» ребёнка на этом этапе — потребность в принадлежности к группе, которую вы можете видеть в колонке Мэслоу. Аморальная позиция «я» на данном этапе состоит просто в поиске одобрения со стороны других, и это вы можете найти в колонке Колберга.

В: Это движение поперёк таблицы «Лестница, человек, взгляды».

КУ: Да, в целом это так. Я надеюсь, вы понимаете, что в данном случае мы имеем дело с очень большим упрощением, но это всего лишь общая идея.

В: А если развитие продолжается?

КУ: Если развитие продолжается, то «я», в конечном счёте, преодолеет эти представления, и вновь попытается расширить своё понимание. Чтобы сделать это, оно должно перестать идентифицироваться с текущей стадией или преодолеть её — этот шаг соответствует фазе 2 точки опоры — и затем начать процесс отождествления со следующей, более высокой ступенью — это фаза 3, или обретение новой точки опоры, и процесс повторяется ещё раз. До тех пор, конечно, пока развитие не начнёт останавливаться.

В: Теперь поговорим об этих меняющихся взглядах. Они, в общем-то, подобны соответствующим стадиям, правильно? Левингер, Колберг и Мэслоу говорят о стадиях.

КУ: Да, но в очень общем смысле, что ставит в тупик многих критиков. Все ученые, предлагающие свои модели развития, практически без исключений, создают подобные иерархии стадий, а также похожие на эту лестницу холархии роста и развития: Колберг, Кэрол Гиллиган, Ганс Вернер, Жан Пиаже, Р. Пек, Хабермас, Роберт Селман, Эрик Эриксон, Ж. М. Болдуин, Сильвано Ариети, а также гностические традиции от Плотина и Падмасамбхавы до Ши-и и Фа-чанг. И все они представляют эту лестницу в виде холархии, потому что именно такая структура соответствует их данным. Эти стадии — результат эмпирических, феноменологических и интерпретационных опытов, а также множества полученных в ходе исследований данных. Эти люди группируют материал так не потому, что они любят лестницы.

Но в отношении этих холархий есть важное дополнение. Даже в наиболее сильных версиях, как у Колберга, «я» человека на любом случайно взятом периоде его развития будет приблизительно на 50 процентов находиться на одном уровне, на 15 процентов — на уровне выше данного и на 25 процентов — на один уровень ниже. Личность человека никогда не находится просто «на одной стадии». И более того, существуют всевозможные регрессы, спирали, временные продвижения вперед, пиковый опыт, и так далее.

В: То есть тот, который находится выше среднего уровня сознания.

КУ: Да, это немного похоже на то, что мы говорили о культуре: в ней есть средний уровень, или центр тяжести, и некоторые из её членов находятся выше него, а некоторые ниже. Подобным образом, личность имеет, если можно так выразиться, свой собственный средний уровень, что означает, что некоторые компоненты её внутреннего пространства могут находиться выше, а некоторые ниже этого внутреннего центра тяжести. Другими словами, человек, который поднимается по лестнице, больше похож на каплю, чем на дискретное единство — он как бы «размазан» по основным сферам расширяющегося сознания.


Лестница Человек Представление
Основные структуры (уровни)   Маслоу (личные потребности) Левингер (самочувствие)   Колберг (моральные стадии)
Чувственно-физический ТО-1   (физиологические) Аутизм Симбиоз     (до-моральные)  
Образно-эмоциональный ТО-2   Начальный импульсивный     0. магическое желание
Представляющий разум ТО-3 Безопасность Импульсивный Самозащита   I. до-конвенциональные 1. наказание / подчинение 2. наивный гедонизм   3. одобрение других 4. закон и порядок
Разум правила / роли ТО-4 Принадлежность Конформизм Сознательный конформизм   II. конвенциональные
Формально-рефлексивный ТО-5 Самооценка Сознание Индивидуализм III. пост-конвенциональные 5. личные права 6. личные принципы сознания
Визуально-логический ТО-6 Самореализация Автономия Интеграция      
Экстрасенсорный ТО-7 Самопреодоление     Колберг также предлагает седьмую, более высокую стадию: 7. универсально-духовная
Тонкий ТО-8 Самопреодоление        
Причинный ТО-9 Самопреодоление        

 

Рисунок 9—3. Некоторые примеры лестницы, человека и представлений


Патология

 

В: Вы сказали, что «я» может получить повреждения на любом уровне, потерять руку или ногу.

КУ: Да, некоторые аспекты человека, который взбирается по этой лестнице, могут застрять на более низких ступеньках. И эти небольшие капли отделяются от основной части и продолжают существовать на этих более низких стадиях.

В: Это подавление.

КУ: Да, в самом общем смысле. В качестве примера мы можем взять уровни морали. Как вы можете видеть на рисунке 9—3, низшие и более ранние стадии морального развития являются эгоцентрическими, самовлюблёнными, «ориентированными только на себя». «Я» крайне склонно к импульсивности и гедонизму. Это доконвенциональные стадии Колберга. Средние стадии называются конвенциональными, потому что, как мы только что видели, они обладают высоким уровнем конформизма — являются продуктом соглашения. Более высокие стадии называются постконвенциональными, потому что они начинают выходить за рамки обычной, или конформистской, морали, и вместо этого стремятся к универсальному плюрализму и защите индивидуальных прав. Ещё выше них находятся «пост-постконвенциональные», или духовные, стадии, до которых мы уже скоро доберёмся.

Таким образом, если по какой-то причине на более ранних стадиях есть какая-то постоянная и серьёзная травма, скажем, на доконвенциональной стадии, полученная в течение первых трёх или четырёх лет жизни, тогда будет происходить следующее.

Так как центр тяжести «я» находится на этой доконвенциональной, импульсивной стадии, то некоторые аспекты этого импульсивного «я» могут отторгаться или остаться на этих стадиях. Если этот разрыв будет очень серьёзным, саморазвитие со скрежетом остановится. Но чаще всего «я» будет, хромая, идти дальше, сохраняя в себе этот разрыв. Личность будет продолжать развиваться, «я» будет подниматься на основные ступени и расширять свои возможности понимания, оставаясь, однако, раненым или повреждённым. У него может быть уже много ран, но оно все равно будет продолжать подниматься вверх.

И тем не менее какие-то стороны импульсивного «я» были отколоты и остались внизу. Эти отколотые части не продолжают двигаться вверх, не растут и не развиваются. Скорее они застревают у самого основания лестницы. И у них остается моральное мировоззрение стадии 1, так как в этом примере именно там произошло разделение. Они остаются на моральной стадии 1, даже если остальная часть нашего «я» продолжает расти и развиваться. Так что эти отколотые части остаются совершенно нарциссическими, эгоцентрическими, полностью ушедшими в себя и в целом склонными к импульсивному поведению, основанному на немедленном удовлетворении желаний. Они продолжают интерпретировать мир в пределах тех категорий, которые доступны им на этой примитивной или архаичной стадии развития сознания.

И если большая часть «я» продолжает движение вперед, эта небольшая отколотая часть остаётся позади и может являться причиной последующих неврозов или даже психозов. Большая часть человека достигает довольно высоких стадий развития, но малая часть «я» по-прежнему исповедует нарциссическое и архаическое мировоззрение, обладает до конвенциональными потребностями, импульсами и моральными установками.

Внутренний конфликт между главной частью, которая уже может быть на моральной стадии 2, 3, 4, и той маленькой частью, которая осталась на первой стадии, может быть поистине разрушительным. Это не внешний конфликт, это гражданская война. Или, говоря другими словами, патология.

И, как вы увидите, одна из наших целей заключается в том, чтобы остановить эту гражданскую войну.

Стадии духовного развития

 

В: Но разве это означает, что человек должен достичь понимания всех более низких уровней, скажем, с первого по шестой, прежде чем он сможет достичь более высоких духовных стадий развития?

КУ: Люди могут получить духовный опыт, или так называемый пиковый опыт, почти на любой стадии своего роста. Основные структуры сознания, от самых низких до самых высоких — это те возможности, которые заложены в каждом человеке. Поэтому вы можете достигать более высоких измерений в различных условиях. Это могут быть моменты восторга, сексуальной страсти, стресса, сказочных мечтаний; сознания, находящегося под действием психотропных веществ; даже психотические нервные срывы.

Но взгляните на то, что происходит. Скажем, человек находится на стадии морального развития номер три Колберга. И предположим, что у него был интенсивный духовный опыт, созерцание определённых явлений тонкого уровня, сильный внутренний свет. Это может глубоко изменить жизнь человека и открыть ему новые миры, новые измерения, новые способы понимания.

А возможно, это приведёт к внутреннему преображению, или новому этапу развития сознания. То есть, если вы протестируете этого человека на его уровень развития морали, вы можете обнаружить, что он, на самом деле, перешел с уровня морали 3 на уровень морали 4. А больше и некуда двигаться! Эти стадии невозможно обойти стороной или пропустить, так же как невозможно перейти сразу от атома к клеткам, минуя молекулы. Так что человек на третьей моральной стадии, имеющий глубокий духовный опыт, может иметь мотивы для перехода на следующую стадию, в данном случае, на стадию 4. Он ни при каких обстоятельствах не может сразу перейти от уровня 3 до уровня 7.

Эти подлинно духовные или трансперсональные стадии развития (стадия 7 Колберга и выше) зависят в своём развитии от всех предыдущих событий на стадиях 6, 5, 4, 3, и так далее. Каждая из этих нижестоящих стадий вносит нечто абсолютно незаменимое, что необходимо для проявления сознания стадии 7, И хотя человек может иметь временный опыт более высоких измерений, сам он всё ещё должен расти, эволюционировать и развиваться, чтобы постоянно приспосабливаться к этим высшим или более глубоким измерениям.

В: Вы приводите цитату из Ауробиндо: «Духовное развитие повинуется логике последовательного развития; она может сделать новый важный шаг, когда предыдущий важный уровень был достаточно хорошо освоен: хотя через определённые незначительные стадии можно перепрыгнуть во время быстрого подъёма, сознание затем должно возвратиться назад, чтобы быть уверенным, что пройденная точка опоры надёжна и готова к новому шагу; большая или резкая скорость (развития, что действительно весьма возможно) не устраняет сами шаги или потребность в последовательном преодолении стадий».

КУ: Да. Одна из важных проблем в области трансперсональной психологии заключалась в том, что в самом начале она сосредоточивала своё внимание только на пиковом опыте. У вас было эго, которое было очень плохим, и у вас было что-то, что не было эго, которое было очень хорошим. Часто считалось, что это не принадлежащее к области эго сознание является Богом.

И поэтому у вас в распоряжении была только эта модель преобразования с одним шагом: вы переходите от аналитичного, рационального и докучливого эго прямо к безграничному, свободному и космическому сознанию Бога. Избавившись от эго, вы становитесь Богом. Всё, абсолютно всё, что не было эго, являлось Богом.

А теперь мы, конечно же, знаем, что многие из не связанных с эго состояний, на самом деле, полная ерунда: это доэгоистические, дорациональные, доличностные кошмары. Таким образом, многие из теорий, рекомендующих вам стремиться к не-эго, в действительности рекомендуют вам регресс, а не развитие. Это обычная ошибка с «до» и «после»: состояние до-эго перепутано с состоянием пост-эго, потому что оба они являются не-эго.

Это наивное представление о полном преобразовании за один шаг сегодня объединилось с мировоззрением поверхности, поэтому «космическое сознание», прихода которого мы все ожидаем, для его последователей означает просто движение от надоевшего всем ньютонового эго по направлению к сети всего живого, новой физике и единому с Геей сознанию. Мы должны стать едиными с поверхностью, получить просветление, и это спасёт планету.

Увы, это никогда не было так просто. Мы не можем перейти от желудя сразу к лесу за один квантовый прыжок. Во всяком развитии есть свои стадии, в том числе и в человеческом. Эти основные стадии — я перечислил только девять из них, но это лишь уточняющее обобщение — основаны на огромном количестве эмпирических, феноменологичес-ких, интерпретационных, умозрительных культурных представлений. Мы всё ещё исследуем эти стадии, и по-прежнему есть много вопросов, на которые нужно ответить. Но эта «одношаговая» модель преобразования безнадёжно наивна.

Итак, люди могут иметь духовный опыт высших стадий и достигать максимума своего развития, но они всё же должны закрепить этот опыт в своей собственной структуре. Они должны расти и развиваться до такого состояния, когда они действительно смогут постичь ту глубину, которую открывает перед ними пиковый опыт. Они должны пройти путь от желудя до дуба, если они собираются стать едиными с лесом.

Религия поверхности

В: Значит, пиковый опыт — это отчасти опыт «просмотра»; можно увидеть лишь проблеск новых измерений, которые человек ещё не в состоянии удержать в сознании?

КУ: Да. И есть ещё одна проблема, которая, на самом деле, ещё более опасна. Лестница может вести выше, чем человек готов на неё подняться. Технически это означает, что познавательное развитие необходимо, но не достаточно для морального развития.

Это, например, означает, и все мы знаем такие случаи, что человек может иметь доступ к пятому уровню рациональности, то есть он может быть невероятно умным и всё ещё находиться на первой моральной стадии. Таковы очень яркие нацисты. Лестница ведёт гораздо выше, и человек, по-прежнему привязанный к более низким стадиям, может с неё просто сорваться (или спуститься по собственному желанию). Одно дело наслаждаться видом более высоких уровней, и совсем другое дело действительно жить там!

И то же самое может случиться с духовными опытами. Люди могут временно получить доступ к некоторым очень высоким ступеням лестницы или кругам понимания, но они отказываются полностью жить на этих уровнях, они, на самом деле, могут даже не захотеть туда подниматься. Их средний уровень будет оставаться ещё очень низким, и в результате этого опыта может даже понизиться.

Но если они хотят жить в соответствии со своим духовным опытом, они должны будут расти и развиваться. Они должны будут начать развивать свои способности, расширяться по уровням холархии, действительно жить на более высоких уровнях сознания. Их средний уровень должен будет переместиться по направлению к этим более глубоким или более высоким сферам сознания; простое «идеализирование» этих уровней в теоретической болтовне и религиозных беседах ни к чему положительному не приведёт.

Так что вы можете иметь очень мощный пиковый опыт, или сатори. Но потом проходят дни, недели, месяцы, и куда уходит его энергия? Что происходит с этим опытом? Где он теперь? Ваше «я», ваш средний уровень может постигнуть этот опыт только в соответствии с его собственной структурой, его собственными способностями, его текущей стадией развития. Духовный опыт не может позволить вам пропустить какие-то стадии роста и развития, от которого зависит устойчивая духовная реализация. Развитие, как говорил Ауробиндо, может быть ускорено, но его существенные этапы нельзя просто перескочить.

В: Среди исследователей, работающих в рамках «новой парадигмы», существует сильное сопротивление этому понятию стадий.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.