Тема 2. Основные опасности, их свойства и характеристики БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс: 1
Семестр: 1, 2
Срок освоения ООП по форме обучения: 3, 4
Квалификация выпускника: «бакалавр»
Москва, 2015
Составитель: Киреев Евгений Владимирович профессор кафедры, кандидат философских наук, доцент.
_______________ «___» ___________ 2015г.
подпись
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 – «Юриспруденция» квалификация бакалавр.
Программа обсуждена на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия (протокол № __ от _____2015г.)
Зав. кафедрой Ивашко Михаил Иванович, доктор исторических наук, профессор
_______________ «___» ___________ 2015г.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (протокол № ____ от «___» ___________ 2015г.)
© Российский государственный университет правосудия, 2015
© Киреев Е.В., 2015
Оглавление
№
п/п
| Наименование раздела
| Стр.
| 1.
| Цели освоения дисциплины
|
| 2.
| Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
|
| 3.
| Требования к результатам освоения дисциплины
|
| 4.
| Объем дисциплины и виды учебной работы
|
| 5.
| Содержание дисциплины
|
| 6.
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
|
| 7.
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
| 8.
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
|
1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками по безопасной жизнедеятельности в профессиональной сфере, в быту и в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального происхождения, а также получение основополагающих знаний по прогнозированию и моделированию последствий производственных аварий и катастроф, разработке технических средств и методов защиты окружающей среды и биосферы.
Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Достижение поставленной цели в процессе обучения базируется на решении таких задач, как решительный отказ от сформировавшегося в обществе стереотипа пренебрежительного отношения к вопросам безопасности, формирование приоритетов здоровья и приемлемого уровня безопасности человека перед всеми другими жизненными ценностями, формирование обоснованных подходов к организации своей профессиональной деятельности, а также к принятию грамотных, управленческих решений с учетом современных требований в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в базовую часть программы бакалавриата по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр»), является обязательной для изучения и позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности или продолжения обучения в магистратуре.
Дисциплина изучается студентами первого курса юридического факультета очной и заочной форм обучения во втором семестре, а студентами факультета на базе СПО - в первом и во втором семестрах, в зависимости от формы обучения и года набора.
Она базируется на знаниях студентов, полученных ими при изучении естественно-научных, социально-гуманитарных и экономических дисциплин в первом семестре обучения, а также при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе. «Безопасность жизнедеятельности» изучается на лекциях, практических занятиях, семинарах и в ходе самостоятельной работы. Её изучение является основой для изучения курсов: «Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользование в современной России», «Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности», «Правовое регулирование обращения с отходами», «Правовое регулирование охраны и использования водных объектов», «Правовой режим особо охраняемых природных территорий», «Экологическое право» и др.
Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в следующих видах профессиональной деятельности: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической.
Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен
знать:
− нормы здорового образа жизни;
− основные правила, обеспечивающие безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
− принцип функционирования государственной системы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
− сигналы оповещения ГО и действия при их поступлении в мирное и военное время;
− применение средств коллективной и индивидуальной защиты в мирное и военное время.
уметь:
− оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
− применять средства коллективной и индивидуальной защиты в мирное и военное время;
− самостоятельно производить поиск и работать с информацией по вопросам изучаемой дисциплины;
− участвовать в дискуссиях по задачам и проблемам безопасности жизнедеятельности, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
владеть:
− приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности, общества и государства.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает формирование следующих компетенций:
№
п/п
| Код
| Компетенции
(из ФГОС ВПО по направлению
подготовки 030900 «Юриспруденция»)
| Формы и методы обучения
| 1.
| ОК-1
| осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
| Групповые дискуссии
Решение ситуационных задач.
Методические семинары,
Семинары-конференции.
Самостоятельная работа.
| 2.
| ОК-3
| владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| Групповые дискуссии
Решение ситуационных задач.
Методические семинары,
Семинары-конференции.
Самостоятельная работа.
| 3.
| ОК-7
| стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| Групповые дискуссии
Решение ситуационных задач.
Методические семинары,
Семинары-конференции.
Самостоятельная работа.
| 4.
| ОК-10
| способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
| Групповые дискуссии
Решение ситуационных задач.
Методические семинары,
Семинары-конференции.
Самостоятельная работа.
| 5.
| ОК-14
(часть)
| владение навыками ведения здорового образа жизни
| Групповые дискуссии
Решение ситуационных задач.
Методические семинары,
Семинары-конференции.
Самостоятельная работа.
| 6.
| ПК-8
(часть)
| готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению… безопасности личности, общества, государства.
| Групповые дискуссии
Решение ситуационных задач.
Методические семинары,
Семинары-конференции.
Самостоятельная работа.
|
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
− мировоззренческие и методологические основы безопасности жизнедеятельности;
− основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики;
− характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
− социальные последствия употребления алкоголя, табака, наркотиков.
уметь:
− заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и совершенствованию;
− идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности.
владеть:
− законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
− способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;
− понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
− навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану)
| Количество зачётных единиц и часов по формам обучения
| Очная
| Заочная
| Очная на базе СПО
| Заочная на базе СПО
| ГВД
на базе СПО
| Заочная
второе ВО
| Вечерняя
на базе СПО
| Зачётные единицы – общая трудоёмкость
| 2 з.е. – 72 ч.
| 2 з.е. – 72 ч.
| 2 з.е. – 72 ч.
| 2 з.е. – 72 ч.
| 2 з.е. – 72 ч.
| 2 з.е. – 72 ч.
| 2 з.е. – 72 ч.
| Всего аудиторных занятий,
из них:
| 32 ч.
|
| -
| -
| -
| -
| -
| лекции
| 16 ч.
|
| -
| -
| -
| -
| -
| семинары
| 16 ч.
|
| -
| -
| -
| -
| -
| Контрольная работа
| -
|
|
|
|
|
|
| Курсовая работа
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа
| 40 ч.
|
| 72 ч.
| 72 ч.
| 72 ч
| 72 ч.
| 72 ч.
| Переаттестация
| -
| -
| 72 ч.
| 72 ч.
| 72 ч.
| 72 ч.
| 72 ч.
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| 5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема 1. Введение в безопасность. Предмет, содержание и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».
Сложность современной социальной и экологической ситуации. «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - обязательная общепрофессиональная дисциплина. Предмет и содержание курса «Безопасность жизнедеятельности». Основные задачи курса, его роль и значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности.
Безопасность и выживание. Безопасность человека по классификации ООН. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Основные понятия и определения дисциплины.
Тема 2. Основные опасности, их свойства и характеристики
Человек и среда обитания. Показатели глобальных изменений в XXI веке. Демографический взрыв и урбанизация. Техногенные аварии и катастрофы. Новые техносферные условия обитания человека. Опасности техносферы. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации.
Природные (естественные) опасности. Повседневные абиотические факторы. Климатические (атмосферные) факторы. Основа возникновения природных чрезвычайных ситуаций – стихийные природные явления.
Техногенные опасности. Источники загрязнения атмосферы и гидросферы. Загрязнение земель.
Антропогенные опасности. Социальные опасности. Опасности инфекционных заболеваний.
Основные системные угрозы и опасности для российского социума.
|