Ключ к опроснику Смекала—Кучера
Направленность
| на себя (НС)
| на взаимодействие (ВД)
| на задачу (НЗ)
| 1. А
| 11. В
| 21. С
| 1. С
| 11. С
| 21. А
| 1. В
| 11. А
| 21. В
| 2. В
| 12. В
| 22. С
| 2. С
| 12. А
| 22. А
| 2. А
| 12. С
| 22. В
| З. А
| 13. С
| 23. В
| 3. С
| 13. А
| 23. С
| 3. В
| 13. В
| 23. А
| 4. А
| 14. С
| 24. С
| 4. В
| 14. А
| 24. А
| 4. С
| 14. В
| 24. В
| 5. В
| 15. А
| 25. В
| 5. А
| 15. С
| 25. А
| 5. С
| 15. В
| 25. С
| 6. С
| 16. В
| 26. В
| 6. А
| 16. С
| 26. А
| 6. В
| 16. А
| 26. С
| 7. А
| 17. А
| 27. А
| 7. С
| 17. С
| 27. В
| 7. В
| 17. В
| 27. С
| 8. С
| 18. А
| 28. В
| 8. В
| 18. С
| 28. С
| 8. А
| 18. В
| 28. А
| 9. С
| 19. А
| 29. А
| 9. А
| 19. В
| 29. С
| 9. В
| 19. С
| 29. В
| 10. С
| 20. С
| 30. С
| 10. В
| 20. В
| 30. А
| 10. А
| 20. А
| 30. В
|
Таблица 17.3
Итоговая таблица (форма 2)
| НС
| ВД
| НЗ
| Количество «+»
|
|
|
| Количество «-»
|
|
|
| Сумма
|
|
|
| +30
|
|
|
|
Таблица 17.4
Итоговая таблица (пример)
| НС
| ВД
| НЗ
| Количество «+»
| + 8
| + 10
| + 12
| Количество «-»
| -11
| -11
| -8
| Сумма
| -3
|
| + 4
| + 30
| + 27
| + 29
| + 34
|
Мотивация
Профессиональной деятельности
(методика К. Замфир в модификации А. Реана)
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция внутренней и внешней мотивации.
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы делятся здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Инструкция. «Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале (табл. 17.5)».
Обработка результатов. Подсчитываются показатели внутренней (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) мотивации в соответствии со следующими ключами.
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Интерпретация результатов. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:
ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ.
Таблица 17.5
Шкала мотивов профессиональной деятельности
Мотивы профессиональной деятельности
|
|
|
|
|
| 1. Денежный заработок
|
|
|
|
|
| 2. Стремление к продвижению по работе
|
|
|
|
|
| 3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег
|
|
|
|
|
| 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
|
|
|
|
|
| 5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других
|
|
|
|
|
| 6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы
|
|
|
|
|
| 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности
|
|
|
|
|
|
Наихудшим мотивационным комплексом является тип
ВОМ > ВПМ > ВМ.
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Например, нельзя два мотивационных комплекса (табл. 17.6) считать абсолютно одинаковыми.
И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу
ВОМ > ВПМ > ВМ.
Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.
Таблица 17.6
|