Форма обучения: очная, заочная Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»
Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Рабочая программы дисциплины «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА»
Направление подготовки: юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Киров
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 г. №464, профиль подготовки: общий.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры от «21» сентября 2015 года, протокол №2.
Программа утверждена на заседании Ученого совета Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) «23» сентября 2015 года, протокол № 2.
Автор-составитель: к.ю.н., доцент Коврижных Л.А.
© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О. Е. .Кутафина (МГЮА), 2015
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цели: формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для использования современных информационных технологий при осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности.
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент:
В соответствии с п. 4.4. ФГОС ВПО, бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
· нормотворческая деятельность
применять современные информационные технологии при разработке и экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления;
· правоприменительная деятельность
применять современные информационные технологии при разработке и экспертизе правоприменительных актов;
· правоохранительная деятельность
проводить поиск с помощью современных информационных технологий информации, необходимой для обоснования и принятия в пределах должностных обязанностей решений, в том числе правовых норм;
· экспертно-консультационная
давать квалификационные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
· педагогическая
применять современные информационные технологии в педагогической деятельности.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Знать:
основные закономерности информационных процессов в правовой сфере, основы государственной политики в информационной сфере, методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой, в том числе нормативной, информации;
Уметь:
применять современные информационные технологии для поиска, систематизации и обработки правовой информации и оформления юридических документов;
Владеть:
навыками сбора, систематизации и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)
В результате изучения дисциплины «Информационно-правовые системы» у студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:
- владеть культурой мышления, способен к обощению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-3)
- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
а также профессиональные компетенции:
- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7).
- способен давать н правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
- способен давать квалификационные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП
Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие изучению дисциплины. Дисциплина «Правовая информатика» относится к вариативной части информационно-правового цикла ООП.
Студент, приступающий к изучению дисциплины «Правовая информатика» должен обладать базовой информационно-коммуникационной компетенцией бакалавра, сформированной в результате изучения дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», предусмотренной базовой частью информационно-правового цикла ООП.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами.
Освоение дисциплины «Правовая информатика» дает необходимые знания для изучения других дисциплин информационно-правового цикла ГОС ВПО: «Информационно-правовые системы» и «Информационное право», а также обеспечивает информационную поддержку дисциплин профессионального цикла ГОС.
3. Структура и содержание учебной дисциплины (объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов)
Тематический план для студентов очной формы обучения
(трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы; 72 часа,).
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины
| Семестр
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Образовательные технологии
| Формы текущего контроля
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| 1.
| Тема 1. Информационное общество и право. Предмет и методы правовой информатики
|
|
| 2 (из них 2 – И)
|
| Лекция-презентация Выполнение практических заданий
| Опрос
Проверка практических заданий
Компьютерное тестирование
| 2.
| Тема 2. Технология работы в справочных правовых системах
|
|
| 12 ( из них 12 –И)
|
| Лекция-презентация
Выполнение практических заданий
Работа в малых группах
Деловая игра
Мини-конкурсы на знание справочных правовых систем
Мастер-классы экспертов компаний-разработчиков справочных правовых систем
| Проверка практических заданий
Компьютерное тестирование
| 3.
| Темы 3-4. Государственная информационная политика. Правовая информатизация
|
|
| 4 ( из них 4 – И)
|
| Лекция-презентация
Решение задач с помощью СПС
Работа в малых группах
| Опрос
Проверка практических заданий
Компьютерное тестирование
| 4.
| Темы 5.-6 Информационная безопасность. Электронный документооборот и электронная подпись
|
|
| 4 (из них 4 – И)
|
| Лекция-презентация
Выполнение практических заданий
Работа в малых группах
Деловая игра
| Опрос
Проверка практических заданий
Компьютерное тестирование
| 5.
| Тема 7. Интернет в юридической деятельности
|
|
| 4(из них 4 – И)
|
| Лекция-презентация Выполнение практических заданий
| Опрос
Проверка практических заданий
Компьютерное тестирование
| ВСЕГО:
|
| 26 (из них 26 –И)
|
| Зачет – 4часа
| «И» - занятия, проводимые в интерактивной форме – всего 26 часов (72% от общего количества аудиторных занятий)
Тематический план для студентов заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины
| Семестр
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Образовательные технологии
| Формы текущего контроля
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
|
| Темы 1,3. Информационное общество и право. Предмет и методы правовой информатики. Государственная информационная политика
|
|
| -
|
| Лекция-презентация
|
|
| Тема 2. Технология работы в справочных правовых системах
|
| -
| 6 (из них 6–И)
|
| Выполнение практических заданий
Работа в малых группах
Мастер-классы экспертов компаний-разработчиков справочных правовых систем
| Проверка практических заданий
Компьютерное тестирование
|
| Тема 4. Правовая информатизация
|
| -
| -
|
|
|
|
| Тема 5. Информационная безопасность
|
| -
| -
|
|
|
|
| Тема 6. Электронный документооборот и электронная подпись.
|
| -
| -
|
|
|
|
| Тема 7. Интернет в юридической деятельности
|
| -
| -
|
|
|
|
| ВСЕГО
|
|
| 6( из них 6 – И)
|
|
| Зачет 4 часа
| «И» - занятия, проводимые в интерактивной форме – всего 6 часов (75% от общего количества аудиторных занятий)
Тематический план для студентов заочной формы ускоренного обучения
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины
| Семестр
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Образовательные технологии
| Формы текущего контроля
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
|
| Темы 1,3. Информационное общество и право. Предмет и методы правовой информатики. Государственная информационная политика
|
|
| -
|
| Лекция-презентация
|
|
| Тема 2. Технология работы в справочных правовых системах
|
| -
| 6 (из них 6–И)
|
| Выполнение практических заданий
Работа в малых группах
Мастер-классы экспертов компаний-разработчиков справочных правовых систем
| Проверка практических заданий
Компьютерное тестирование
|
| Тема 4. Правовая информатизация
|
| -
| -
|
|
|
|
| Тема 5. Информационная безопасность
|
| -
| -
|
|
|
|
| Тема 6. Электронный документооборот и электронная подпись.
|
| -
| -
|
|
|
|
| Тема 7. Интернет в юридической деятельности
|
| -
| -
|
|
|
|
| ВСЕГО
|
|
| 6( из них 6 – И)
|
|
| Зачет 4 часа
| «И» - занятия, проводимые в интерактивной форме – всего 6 часа (75% от общего количества аудиторных занятий)
3.1. Содержание дисциплины (программа курса)
|