Характеристика возрастных стадий колорадского жука
ПО ФЛУКТУИРУЮЩЕЙ АСИММЕТРИИ БЕРЕЗЫ ПОВИСЛОЙ
Цель работы— интегральная экспресс-оценка качества среды обитания живых организмов по флуктуирующей асимметрии листовой пластины березы повислой (Betula pendula).
Материалы и оборудование:линейка, транспортир; гербарий листьев березы повислой.
|
| Рис. 2.Примеры «загнутости» макушки листа:
1 - не загнута;
2 - загнута влево;
3 - загнута вправо;
4 - «ласточкин хвост»
| Рис. 1. Параметры промеров листьев для детального расчета:
1 — ширина половинки листа (лист складывают пополам, потом разгибают и по образовавшейся складке проводят измерения); 2 — длина второй жилки от основания листа; 3 — расстояние между основаниями первой и второй жилок; 4 — расстояние между концами этих жилок; 5 — угол между главной и второй от основания жилками
|
, где N - число признаков.
, где n - число значений Z, т.е. число образцов (листьев).
, где па — число асимметричных; пс — число симметричных листьев.
Таблица 1
Пятибалльная шкала оценки отклонений состояния организма от условной нормы по величине интегрального показателя стабильности развития для березы повислой
Балл
| I
| II
| III
| IV
| V
| Словесная характеристика
| чисто (оптимум)
| относительно чисто (субоптимум)
| загрязнено (угнетение)
| грязно (экстремально)
| очень грязно (лимитирующе)
| Величина показателя
| <0,040
| 0,040 - 0,044
| 0,045 - 0,049
| 0,050 - 0,054
| >0,054
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
1. Получить у преподавателя задание и / или комплект листьев.
2. В соответствии с рис. 1 измерить жилки листовой пластины березы по пяти параметрам. Занести данные по всем листьям в рабочую таблицу.
3. Провести статистическую обработку данных, заполняя вспомогательную таблицу.
4. Провести экспресс-оценку загрязнения окружающей среды по результатам всех измерений. Сделать вывод о качестве среды обитания живых организмов в соответствии с табл. 1.
Результаты замеров листьев травянистых и древесных пород
Дата
| Место сбора
| №
| Ширина половинок
| Длина 2-й жилки
| Расстояние между основаниями1 и 2-й жилок
| Расстояние между концами 1и 2-й жилок
| Угол между центральной и 2-й жилками
| Форма
макушки
|
| л
| пр
| л
| пр
| л
| пр
| л
| пр
| л
| пр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | Примечание. л — левая сторона; пр — правая сторона.
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
ВЫВОД: __________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________
Работа №2. ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ПОПУЛЯЦИИ КОЛОРАДСКОГО ЖУКА ПО ВОЗРАСТУ ЛИЧИНОК
Цель работы: изучить возрастную структуру колорадского жука(Leptinotarsa decemlineata Say.) в зависимости от периода вегетации.
Материалы и оборудование: линейка, миллиметровая бумага, зафиксированные сборы личинок колорадского жука.
Ход работы:
1) Получить от преподавателя зафиксированных в спирте или формалине личинок колорадского жука с указанием даты сбора;
2) по ширине головной капсулы (табл. 2) установить возраст личинок: ширину головной капсулы измерять при помощи линейки или миллиметровой бумаги. Измерив ширину головной капсулы, определить возраст личинок и численность той или иной возрастной стадии; занести данные во вспомогательную, а по окончании работы – в основную таблицу;
Таблица 2.
Характеристика возрастных стадий колорадского жука
Возрастная стадия
| Средняя продолжительность возрастной стадии, сутки
| Ширина головной капсулы, мм
| Количество личинок каждой группы, экз.
| I
|
| 0,5 – 0,7
|
| II
|
| 0,8 – 1,1
|
| III
|
| 1,2 – 1,6
|
| IV
|
| 2,0 – 2,5
|
|
Вспомогательная таблица
Дата
| Место сбора
| Возрастная стадия
| Количество личинок
| I
|
| II
|
| III
|
| IV
|
| | | |
3) построить гистограммы возрастной структуры личинок колорадского жука;
4) по полученным результатам определить время перехода личинки в стадию куколки, и, следовательно, реально спрогнозировать меры и сроки борьбы с вредителем.
ВЫВОД:__________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________
Работа №3. РОСТ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
Цель: Изучение демографических процессов в популяциях
Выполнив данную работу, Вы сможете:
- объяснить, как влияет на рост населения суммарный коэффициент рождаемости;
- описать, как сказывается на численности народонаселения средняя продолжительность жизни индивидов;
- использовать половозрастные пирамиды для прогноза роста населения в будущем;
- определить типы роста популяций.
Материалы и оборудование: рулон или полосы бумажной ленты, карандаш, ножницы, линейка, клей.
Изменение демографических показателей на планете А (______________)
Годы на планете
| Число новорож-
денных
| Число умерших
| Естественный прирост (новорожденные – умершие)
| Общая численность, тыс. человек
| Расчеты рождаемости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изменение демографических показателей на планете Б (______________)
Годы на планете
| Число новорож-
денных
| Число умерших
| Естественный прирост (новорожденные – умершие)
| Общая численность, тыс. человек
| Расчеты рождаемости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основании табличных данных в рабочей тетради постройте кривые роста популяций, откладывая по оси абсцисс годы, а по оси ординат – численность людей. Обе кривые представьте в одном графике.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Ответьте на следующие вопросы.
А. Сравните рост численности двух популяций.
· Прекратится ли когда-нибудь рост популяции А? Через какое время ее численность удвоится? ____________________________________________ ________________________________________________________________
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 50-60
|
| 40-49
|
| 30-39
|
| 20-29
|
| 10-19
|
| 0-9
|
| Демографическая пирамида планеты А
Б
|
| | В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 50-60
|
|
| 50-60
|
| 40-49
|
|
| 40-49
|
| 30-39
|
|
| 30-39
|
| 20-29
|
|
| 20-29
|
| 10-19
|
|
| 10-19
|
| 0-9
|
|
| 0-9
|
| Демографическая пирамида планеты Б
|
| Демографическая пирамида планеты В
|
· Удвоится ли численность популяции Б? __________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
· Как влияет суммарный коэффициент рождаемости на рост населения? _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
Б. Сравните половозрастные пирамиды двух популяций.
· Какова форма пирамиды и кривой роста популяции А? ______________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
· Какова форма пирамиды и кривой роста популяции Б? _______________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
В. Сравните эти половозрастные пирамиды с ситуацией в разных странах планеты Земля __________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
Г*. Демографический потенциал. Повторите работу для одной популяции с 5000, 4000 и 3000 человек в первых трех возрастных группах. Заполните таблицу с учетом того, что суммарный коэффициент рождаемости равен 4 в первые 30 лет и затем падает до 2. Постройте кривую роста населения.
Изменение демографических показателей на планете В (______________)
Годы на планете
| Число новорож-
денных
| Число умерших
| Естественный прирост (новорожденные – умершие)
| Общая численность, тыс. человек
| Расчеты рождаемости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответьте на следующие вопросы.
· Прекращается ли рост населения при снижении суммарного коэффициента рождаемости до 2? Почему?__________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________
· Что такое демографический потенциал? __________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
· Соотнесите это понятие с ростом населения в развивающихся странах. _______________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________
Работа № 4. ИЗМЕНЕНИЯ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Цели: Выполнив данную работу, Вы сможете:
- описать, как хищничество вызывает адаптивные изменения в популяции жертвы;
- описать, как хищничество вызывает адаптивные изменения в популяции хищника;
- приводить примеры, иллюстрирующие естественный отбор и выживание наиболее приспособленных особей; объяснить, каким образом факторы приводят к постепенному изменению, или эволюции, популяций.
Материалы и оборудование: а) не менее пяти видов сухих семян (бобы, фасоль красная, фасоль черная, нут, горох, чечевица, другие бобовые); б) коврик площадью около 1 квадратного метра белого, зеленого, коричневого и красного оттенков (можно использовать обрезки линолеума или обоев); в) пластмассовые ложки, вилки, ножи, бумажные / пластиковые стаканчики.
Фон («биотоп») ______________________________
Хищник
| Число семян
(жертв)
| Состав «съеденных жертв»
| Состав «выживших жертв»
| Итог
| Результаты для первого поколения
| Нож
|
|
|
|
| Вилка
|
|
|
| Ложка
|
|
|
| Результаты для второго поколения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хищник
| Число семян
(жертв)
| Состав «съеденных жертв»
| Состав «выживших жертв»
| Итог
| Результаты для третьего поколения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фон («биотоп») ______________________________
Хищник
| Число семян
(жертв)
| Состав «съеденных жертв»
| Состав «выживших жертв»
| Итог
| Результаты для первого поколения
| Нож
|
|
|
|
| Вилка
|
|
|
| Ложка
|
|
|
| Результаты для второго поколения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Результаты для третьего поколения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1. Игра началась при одинаковом числе особей каждого варианта жертвы. Особей какого варианта жертв осталось больше? Почему? ______ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
2. Какие варианты жертв сократили численность? Почему? ________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
3. У каких вариантов жертв число особей практически не изменилось? Почему? ________________________________________________________ __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ _______________________________________________________________
4. Изменились ли полученные результаты при использовании фона другого цвета? __________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
5. Свяжите Ваши результаты с природной популяцией жертвы. Что означает выживание наиболее приспособленных, или естественный отбор? Будет ли изменяться природная популяция при появлении новых биотических или абиотических факторов? Поясните Ваш ответ. _________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
6. Игра началась при одинаковом числе особей каждого варианта хищника. Особей какого варианта осталось больше? Почему? _____________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
7. Какие варианты хищников исчезли из популяции? Почему? ______ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
8. Свяжите Ваши результаты с популяцией хищников в природных условиях. Как ее изменяют естественный отбор и выживание наиболее приспособленных? ______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________
Работа № 5. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ОСТРОВ»
Цель: изучение функциональной структуры экосистем.
Материалы и оборудование: комплект игровых карт, схемы трофических взаимоотношений и полной экологической пирамиды острова.
Ход работы: Получить у преподавателя игровой комплект. Провести тур игры полным комплектом игровых карточек. Повторите игру при иных вводных условиях: а) с половинным набором продуцентов; б) с одним видом консументов 1 / 2 порядков; в) с минимально необходимым набором особей всех трофических уровней.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Какие свойства экосистемы демонстрирует эта игра? _____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Какой вариант игры «сложился» легче всего, а какой – труднее всего? ______ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Какие причины затрудняют построение комплектной экосистемы? _________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Какие консументы оказались наиболее уязвимыми? Почему? _____________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Без каких биотических компонентов невозможно функционирование экосистемы? _______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Какой биотический компонент экосистем не включен в схему игры? Может ли реальная экосистема функционировать без него? _____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________
Работа № 6 ЦИКЛ УГЛЕРОДА
Цели. Выполнив данную работу. Вы сможете: – разобраться в цикле углерода; – проследить различные пути гипотетического атома углерода из атмосферы через различные организмы и обратно в атмосферу.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1. Подсчитайте, сколько Ваш атом:
а) «посетил» различных организмов _____________;
б) совершил циклов _________;
в) сделал «шагов» в самом длинном цикле _______________;
г) времени подряд провел в атмосфере _________________.
Предположите, в каком типе биотопов «вращался» Ваш атом. Обоснуйте Ваш выбор _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
2. В целях экономии места и времени в игре были пропущены некоторые важные пути углерода. Какие? Опишите, как атомы углерода в них попадают и как по ним проходят? В частности, расскажите о движении углерода в водных экосистемах и о процессе образования ископаемого топлива. _______________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
3. В каких превращениях участвуют углеродные атомы, проходя цикл? Назовите несколько органических и неорганических углеродсодержащих соединений, входящих в цикл углерода. ________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________
4. Почему атомы углерода из диоксида углерода не включаются в молекулу сахара в темноте? Что необходимо для образования соединения с большей потенциальной энергией? ____________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
5. Значительная часть съеденной пищи в любом организме метаболизируется в процессе клеточного дыхания. Почему? Что и как получает организм в результате? _____________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________
6. Цикл углерода и загрязнение
Опишите антропогенную трансформацию цикла углерода. _________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Почему не происходит загрязнения природной экосистемы отходами различных организмов? Приведите примеры, иллюстрирующие Вашу точку зрения, заполнив следующую таблицу.
Тип отходов
| Источник (организм)
| Как используется
| 1.
|
|
| 2
|
|
| 3
|
|
| 4
|
|
| 5
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. В ходе какого метаболического процесса происходит окончательное разложение органических соединений с образованием безвредных неорганических веществ? _________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________
Работа № 7 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ГОРОДСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ
ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ
|