Обратная связь
|
Вопрос о безлично-предикативных словах в грамматической литературе Безлично-предикативные слова, как слова промежуточные между именами и глаголами, начинают выделяться в русских грамматиках с первой трети XIX в.
При выделении этих слов подчеркивались обычно такие свойства, как неизменяемость, употребление в качестве сказуемого и обозначение главным образом состояния. Отмечая особое значение и характерную функцию данных слов, одни грамматисты относили их к глагольным словам (А.Х. Востоков, А.А. Шахматов), другие - к кратким прилагательным (К.С. Аксаков). А.М. Пешковский, указав на синтаксическую функцию безлично-предикативных слов, не причисляет их к какой-либо части речи.
Впервые в особую часть речи выделил предикативные наречия Л.В. Щерба в работе «О частях речи в русском языке», назвав их категорией состояния и включив в нее не только безлично-предикативные слова, но и наречия, употребляемые в функции сказуемого в личном предложении, а также некоторые краткие прилагательные со значением состояния и долженствования (например: настороже, без памяти, грустен, должен, намерен и др.).
Глубокое и обстоятельное освещение данной категории слов дано в книге В. В. Виноградова «Русский язык». В категорию состояния им включается довольно широкий круг слов: не только безлично-предикативные слова, но и некоторые краткие прилагательные типа рад, горазд, намерен, должен и др.
Однако не все грамматисты признают за категорией состояния право выделяться в особую часть речи. Существующие разногласия, видимо, объясняются тем, что процесс оформления особой части речи еще не завершился и в разных словах достигает разной степени. Наиболее четко на современном этапе развития языка признаки особой лексико-грамматической категории выражены в безлично-предикативных словах, и потому выделение в особую часть речи слов типа рад, готов, намерен, без памяти, замужем и др. в личных конструкциях не может считаться бесспорным.
Хотя в настоящее время продолжается процесс формирования безлично-предикативных слов как особой части речи, некоторые слова данной группы очень древни по своему образованию и были в употреблении еще в древнерусском языке. Например: льз , нельз , надобе, жаль, любо, угодно и др. Часть из них утрачена современным языком.
Служебные слова (частицы речи)
218.
Характерные особенности служебных слов
К служебным словам относятся частицы, предлоги, союзы и связки.
Служебные слова, в противоположность знаменательным, не обладают номинативной функцией, т.е. не являются названиями предметов, признаков, процессов, а служат для выражения отношений между явлениями действительности, которые названы словами знаменательными. В силу этого служебные слова употребляются в речи только в соединении со знаменательными словами.
Не обладая номинативной функцией, служебные слова не являются членами предложения, а используются как формально-грамматические средства языка: предлоги выступают в подчинительных словосочетаниях, союзы - при однородных членах и в сложных предложениях, частицы - при отдельных словах и в вопросительных и восклицательных предложениях.
Со стороны фонетической структуры служебные слова также отличаются от слов знаменательных. Ударение, являющееся характерным признаком знаменательного слова, обычно отсутствует у слов служебных. Ср.: Что (местоимение) день грядущий мне готовит? (П.); Я надеюсь, что (союз) вы не откажетесь отобедать у меня (П.).
Служебные слова могут превращаться в аффиксы словообразовательного и формообразовательного типа. Это наблюдается в тех случаях, когда служебное слово становится неотделимым от знаменательного слова и изменяет его значение. Так, например, аффикс то, присоединяясь к местоимениям, образует местоимения неопределенные: что-то, какой-то и др.
Служебные слова образовались из знаменательных слов. Например, предлоги под и перед соотносятся с существительными под (выстилка внутри печи), перед (ср. «заколоченный перед дома»); союзы хотя - с деепричастием хотя (от хотеть) и если - с сочетанием есть ли.
Служебные слова неизменяемы (за исключением связки), морфологически нечленимы.
Частицы
219.
Частицы и их функции в речи
Частицы - служебные слова, выражающие дополнительные смысловые оттенки предложений, словосочетаний и отдельных слов. Так, например, частица разве относится к целому предложению и придает ему характер вопроса: Разве гром бывает немотою болен? (М.); частица даже усиливает, подчеркивает значение словосочетаний и слов: [Память] оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда (М. Г.).
Кроме того, частицы могут выражать эмоциональные оттенки значений: Как хороши, как свежи были розы... (Т.) - и выполнять роль аффиксов при словообразовании (а также при формообразовании): Кто-то спустит сейчас курки (Ес.); Никакой самой малой малости на земле бы не бросил я (Сим.).
Частицы выражают общие логико-смысловые, эмоциональные и модально-волевые оттенки слова или словосочетания, а также предложения в целом. По своей функции частицы противопоставлены предлогам и союзам, которые выражают грамматические значения.
Частицы образовались от различных частей речи и часто имеют одинаковое с ними звучание: дай, давай, пускай, почти - частицы и глагольные формы.
Частицы могут быть в предложении как препозитивными, так и постпозитивными. Так, частица что за всегда препозитивная, а частица -ка - постпозитивна: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.), Заеду-ка я в самом деле к Ноздреву (Г.).
Большая же часть частиц не имеет постоянного места в предложении: Ведь это был Дубровский (П.); Егор Павлович, поедем ведь? (Фед.).
220.
Разряды частиц по значению
Частицы по значению подразделяются на три основные группы:
I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений. К таким частицам относятся:
а) указательные:вот, вон. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Кр.);
б) определительно-уточняющие:именно, почти, точно и др. Купцы первые его очень любили именно за то, что не горд (Г.);
в) выделительно-ограничительные:только, только лишь, хоть, единственно и др. Это только цветочки, ягодки будут впереди (погов.).
II. Частицы, выражающие оттенки значения модально-волевые и модальные. Сюда относятся:
а) модально-волевые:пусть, пускай, ну, дай-ка и др. Дай-ка лучше в карауле на крылечке прикорну (Твард.);
б) модальные с их разновидностями: утвердительные: да, так, точно. Да, наша жизнь текла мятежно... (Н.); отрицательные: нет, не, ни. Нет! Весь я не умру! - Душа в заветной лире мой прах переживет (П.); А вы - стоять на крыльце и ни с места! (Т.), вопросительные: ли (ль), разве, неужели. Хорошо ли устроились ребята, не нужно ли чего? (Горб.); собственно-модальные: пожалуй, чай, авось и др. и сочетания типа едва ли, вряд ли. Пожалуй, ты прав. И, пожалуй, - силен сатана, - натворил бы я бед (Н.); Нам с тобой вряд ли нужны деликатно-сентиментальные недомолвки (Аж.); ...Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство (Ч.); сравнительные: как бы, будто, словно и др. И тут он мне поручил два будто бы неотложных дела (Дост.); частицы, служащие для субъективной передачи чужой речи: дескать, мол и др. Я хозяину-то его говорю: я, мол, Филиппов отец (Т.).
III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные оттенки значения. Такие частицы выражают эмоциональную оценку высказывания и усиливают выразительность речи: эк, ишь, как, все, даже, же, ведь, все-таки и др. Как! Разве все тут! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое... (Ч.)
Эмоционально-экспрессивные частицы могут составлять сочетания частиц: так вот, где уж, куда как, что за и др. Куда как чуден создан свет! (Гр.).
221.
|
|