Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Взаимоотношения между властью и социологией в России

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.А.ЯДОВА

 

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК. 1

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ. 1

СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ. 1

ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.А.ЯДОВА. 1

Оглавление. 7

ПРЕДИСЛОВИЕ. 8

Позиция редактора. 8

Взаимоотношения между властью и социологией в России. 9

Литература. 18

Раздел первый. Становление и развитие дисциплины Глава 1. Преемственность российской социологической традиции (Г.Батыгин) 18

§ 1. Историографическая концепция. 18

§ 2. Рационализация нигилизма. 19

§ 3. Советский марксизм и социология. 20

§ 4. Социальные обследования и политический контроль. 23

§ 5. Модернизация советской социологической доктрины в 1950-е годы. 24

§ 6. Социологический ренессанс. 26

§7. «Перестройка в социологии и постсоветская социологическая наука. 28

Литература. 29

Глава 2. Историко-социологическая проблематика (З.Голенкова,Ю.Гридчин) 31

§ I. Вводные замечания. 31

§ 2. Дореволюционный период. Множественность классификации и поиски обобщающей концепции 32

§ 3. 20—40-е годы. Догматизация марксизма и деформации в историко-социологической проблематике 35

§ 4. Историко-социологическое направление в 50-70-х и 80-90-х годах. 37

§ 5. Заключение. 41

Литература. 42

Глава 3. Методология и методы (О.Маслова, Ю.Толстова) 46

§ 1. Введение. 46

§ 2. До Октябрьской революции. 47

§ 3. Методологическая рефлексия в эмпирической социологии: 20—30-е годы. 50

§ 4. Методологические поиски 60-х годов. 51

§ 5. Методология эмпирических исследований в 70-80 годы: дискуссии, эксперименты, учебники. 53

§ 6. Математические методы в социологии. 54

§ 7. Современная ситуация: потери и приобретения переходного периода. 58



Литература. 61

Литература к § 6. 64

Раздел второй. Проблемы социальной дифференциации Глава 4. Социальная структура и стратификация (З.Голенкова, Е.Игитханян) 67

§ 1. Вводные замечания. 67

§ 2. Несколько слов о социально-структурной проблематике в российской социологии конца прошлого— начала нашего века 67

§ 3. Исследования 20—30-х годов. 69

§ 4. Исследования социальной структуры в советской социологии. 70

в 60-х - начале 80-х годов. 70

§ 5. Поиски методологических подходов и работы конца 80-х—начала 90-х годов. 76

§ 6. Взгляд в будущее. 78

Литература. 79

Глава 5. Социология молодежи (В.Семенова) 82

§ 1. Вводные замечания. 82

§ 2. Молодежная проблематика до 1917 года. Становление молодежи как группы. 83

§ 3. 20-е годы: молодежь как трудовой ресурс. 84

§ 4. Первое советское поколение молодежи. 84

§ 5. Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию.. 85

§ 6. Две ориентации молодежных исследований в 60—80-е годы. 86

§ 7. Исследования молодежной субкультуры на рубеже 80—90-х годов. 89

§ 8. Сегодняшнее состояние дисциплины, перспектива. 89

Литература. 91

Глава 6. Социология города (О.Яницкий) 93

§ 1. Введение. 93

§ 2. Предыстория формирования дисциплины. 93

§ 3. Дискуссия о социалистическом городе 30-х годов. 94

§ 5. 80— 90-е годы: углубление достигнутого и новые перспективы. 96

Литература. 98

Глава 7. Социология села (Р.Рывкина) 100

§ 1. Введение: место села в российском обществе. 100

§ 2. Этапы эволюции социологии села в 20—80-е годы. 100

§ 3. Социологические исследования села в постсоветской России. 105

Литература. 106

Глава 8. Социология пола и тендерных отношений (Т.Гурко) 107

§ 1. Вводные замечания. 107

§ 2. Дореволюционный период. 109

§ 3. Дискуссии 20-х годов. 110

§ 4. 60—80-е годы: всплеск исследований профессиональных и семейных ролей женщин. 111

§ 5. Новые акценты в исследованиях периода перестройки. 114

§ 6. Начало 90-х: тематика и подходы, возникновение тендерных центров. 115

§ 7. Перспективы развития исследований социальных проблем пола. 116

Литература. 117

Глава 9. Этническая социология в СССР и постсоветской России (Л.Дробижева) 119

§ 1. Введение. Предыстория. 119

§ 2. Становление дисциплины. 119

§ 4. Этносоциология и политика в годы реформ (с 1985 года) 119

§ 5. Тематизация этносоциологических исследований ближайшего будущего. 119

Литература. 119

Раздел третий. Социальные проблемы экономики, производства, образования и науки Глава 10. Социология труда и производства (А.Кравченко, В.Щербина) 119

§ 1. Введение. 119

§ 2. Предыстория дисциплины. 119

§ 3. 30-е годы: наука управления. 119

§ 4. Становление советской социологии труда: годы «хрущевской оттепели». 119

§ 5. Социология труда в период стагнации: 70—80-е годы. 119

§ 6. Развитие заводской социологии. 119

и управленческого консультирования (60—80-е гг.) 119

§ 8. Современное состояние и перспективы развития социологии труда и производства. 119

Литература к § 1-5. 119

Литература к § 6-8. 119

Глава 11. Социология организаций: школы, направления и тенденции развития (В.Щербина) 119

Литература. 119

Глава 12. Экономическая социология: современное состояние и перспективы развития (В.Радаев) 119

ТЕМАТИКА ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ В РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛЬНЫХ И МОНОГРАФИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ В СЕРЕДИНЕ 90-х гг. 119

Литература. 119

Глава 13. Социология образования (Я.Астафьев, В.Шубкин) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. Социологические подходы к проблемам народного образования до 1917 года. 119

§ 3. Политизация исследований в первые годы советской власти. 119

§ 4 Становление дисциплины в 1960—1970-е годы. 119

§ 5. Развитие социологии образования в 1970—1980-е годы. 119

§ 6. Исследования после 1985 года. 119

§ 7. Взгляд в будущее. 119

Литература. 119

Глава 14. Социология науки (В.Келле, Р.—Л.Винклер) 119

§ 1. Предварительные замечания. 119

§ 2. Социологические исследования науки в СССР в 20-е годы. 119

§ 3. Формирование дисциплины. Дискуссии о предмете: 119

науковедение и социология науки. 119

§ 4. Сообщество исследователей социологических проблем науки в 70—80-е годы. 119

§ 5. Российская социология науки в период реформ. 119

§ 6. Заключение. 119

Литература. 119

Раздел четвертый. Духовная жизнь, культура, личность Глава 15. Социология религии (В.Гараджа) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. Период до 1917 года. 119

§ 3. Советский период. 119

§ 4. Исследования религиозности в постсоветский период. 119

§ 5. Перспектива. 119

Литература. 119

Глава 16. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации (Л.Коган) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. Предыстория социологии культуры в России. 119

§ 3. Послеоктябрьский период: вульгаризация культурных процессов. 119

с позиций классового подхода. 119

§ 4. Исследования 60-х—70-х годов в рамках. 119

культурно-коммуникативной парадигмы. 119

§ 5. Состояние эмпирических исследований культуры в конце 80-х—90-е годы. 119

Литература. 119

Глава 17. Социология культуры: теоретический аспект (А.Согомонов) 119

§ 1. Культурологическая реконструкция отечественной социологии от 60-х к нынешнему времени 119

§ 2. Вчера отечественной культурологии. 119

§ 3. Толкование культурно-символических кодов: русский характер и советский простой человек 119

§ 4. Концепция репрезентативной культуры. 119

Возможное завтра российской социологии культуры. 119

Литература. 119

Глава 18. Личность в российской социологии и психологии (В.Ольшанский) 119

§ 1. Введение. 119

§ 2. Проблематика личности в дореволюционный период. 119

Аналитические различия исследования человека в разных науках. 119

§ 3. 1917—1955 годы. Социально-философская позиция немарксистов. 119

§ 4. Утверждение ролевой концепции личности. 119

(середина 50-х — конец 80-х годов) 119

§ 5. Человек в кризисном обществе. 119

Литература. 119

Глава 19. Социальная психология (Г.Андреева). 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. Дореволюционный период. 119

§ 3. Послереволюционная ситуация: дискуссия 20-х годов. 119

§ 4. «Перерыв» в развитии дисциплины. 119

§ 5. Второе рождение: дискуссия конца 50-х — начала 60-х годов. 119

§ 6. Современное состояние: области исследований. 119

§ 7. Уроки и перспективы. 119

Литература. 119

Раздел пятый. Исследования населения: демографические процессы, семья, быт, досуг и условия жизни Глава 20. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости (О.Захарова) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. Изучение населения в дореволюционный период. 119

§ 3. Советская демографическая наука в 20—30-е годы. 119

§ 4. Теоретические подходы к изучению детерминации. 119

рождаемости в 50—80-е годы. 119

§ 5. Несколько слов о сегодняшней ситуации. 119

Литература. 119

Глава 21. Социология семьи (А.Клецин) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. Дореволюционный период. 119

§ 3. Первые годы советской власти. 119

§ 4. Вакуум 30—50-х годов, возрождение в годы «хрущевской оттепели». 119

и современные исследования. 119

§ 5. Теоретические концепции семьи. 119

§ 6. Заключение. 119

Литература. 119

Глава 22. Исследования миграции населения в России (Л.Рыбаковский) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. Изучение переселений в досоветский период. 119

§ 3. 20-е—начало 30-х годов. 119

§ 4. Возобновление исследований с конца 50-х годов. 119

§ 5. Современные миграционные процессы в России. 119

Литература. 119

Глава 23. Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей (В.Патрушев) 119

§ 1. Предмет и проблематика. 119

§ 2. Различия методологических подходов в мировой социологии. 119

§ 3. Методические аспекты исследований. 119

§ 4. Три этапа исследовании. 119

§ 5. Заключение: взгляд в будущее. 119

Литература. 119

ПРИЛОЖЕНИЕ. 119

Глава 24. Социология быта, здоровья и образа жизни населения (Л.Гордон, А.Возьмитель, И.Журавлева, Э.Клопов, Н.Римашевская, В.Ядов) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. От исследований свободного времени к анализу повседневного быта людей. 119

§6. Заключение. 119

Литература. 119

§2. 119

§3. 119

§4. 119

§ 5. 119

Глава 25. Экологическая социология (О.Яницкий) 119

§ 1. Введение. 119

§ 2. Возникновение экологической социологии. 119

§ 3. Концептуальные основы российской экосоциологии. 119

§ 4. Экологическая озабоченность. 119

§ 5. Социальная экология города. 119

§ 6. Экологическое движение. 119

§ 7. Социальные изменения и экологическая политика. 119

§ 8. Возможная перспектива. 119

Литература. 119

Раздел шестой. Социально-политические процессы, общественное мнение, социальный контроль Глава 26. Социология политики: становление и современное (В.Амелин, А.Дегтярев) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. Предыстория и становление предмета. 119

§ 3. Развитие социологии политики с конца 1980-х годов. 119

§ 4. Что дальше?. 119

Литература. 119

Глава 27. Социология общественных движений — становление нового направления (Е.Здравомыслова) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. Три группы факторов становления социологии общественных движений. 119

§ 3. Развитие научного дискурса и результаты исследований. 119

Литература. 119

Глава 28. Изучение общественного мнения (В.Мансуров, Е.Петренко) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

§ 2. Первые подходы к изучению общественного мнения. 119

Роль земств (1860—1910-е годы) 119

§ 3. Партийно-советская система: «изучение настроений трудящихся». 119

§ 5. Подъем на волне гласности и перестройки. 119

(конец 80-х — середина 90-х годов) 119

§ 6. Ожидаемое будущее. 119

Литература. 119

Глава 29. Социология девиантного поведения и социального контроля (Я.Гилинский) 119

§ 1. Вводные замечания. 119

3. Послеоктябрьский период. 119

§ 4. Становление отечественной социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории. 119

§ 5. Возможные перспективы. 119

Литература. 119

Глава 30. Социальное прогнозирование (И.Бестужев-Лада) 119

§ 1. Введение. 119

§ 2. Предпосылки социопрогностических исследований в России: забытое открытие В. Базарова 20-х годов и развитие прогностики 60—80-х годов на Западе. 119

§ 4. Возможна ли социальная прогностика?. 119

Литература. 119

Глоссарий. 119

Именной указатель. 119

Б. 119

В. 119

Г. 119

Д. 119

Е. 119

Ж.. 119

З. 119

И. 119

К. 119

Л. 119

М.. 119

Н.. 119

О. 119

П. 119

Р. 119

С. 119

Т. 119

У. 119

Ф.. 119

X. 119

Ц. 119

Ч. 119

Ш.. 119

Щ.. 119

Ы.. 119

Э. 119

Ю.. 119

Я. 119

A. 119

Б. 119

В. 119

Г. 119

Д. 119

Ж.. 119

З. 119

И. 119

К. 119

Л. 119

М.. 119

М.. 119

Н.. 119

О. 119

П. 119

Р. 119

С. 119

Т. 119

У. 119

Ф.. 119

X. 119

Ц. 119

Ч. 119

Ш.. 119

Э. 119

Ю.. 119

Я. 119

Об авторах. 119

 

 

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

 

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

 

Москва

Издательство Института социологии РАН

 

 

Ответственный редактор: проф. В.А. Ядов

Составители: проф. З.Т. Голенкова, проф. В.А. Ядов

Рецензенты: проф. Л.Г. Ионин, проф. АТ. Здравомыслов

 

Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.Т. Голенкова, Л.А. Гордон, Ю.В. Гридчин, Т.А. Гурко, А.А. Дегтярев, Л.М. Дробижева, И.В. Журавлева, О.Д. Захарова, Е.А. Здравомыслова, Е.Д. Игитханян, В.Ж. Келле, А.А.Клецин, Э.В.Клопов, Л.Н. Коган, А.И. Кравченко, В.А. Мансуров, О.М. Маслова, В.Б. Ольшанский, В.Д. Патрушев, Е.С. Петренко, В.В. Радаев, Н.М. Римашевская, Л.Л. Рыбаковский, Р.В. Рывкина, В.В. Семенова, А.Ю. Согомонов, Ю.Н. Толстова, В.Н. Шубкин, В.В. Щербина, В.А. Ядов, О.Н. Яницкий.

 

Социология в России/ Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. С69 - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

 

 

Оглавление

Предисловие

Раздел первый. Становление и развитие дисциплины
Глава 1. Преемственность российской социологической традиции (Г.Батыгин)

Глава 2. Историко-социологическая проблематика (З.Голенкова,Ю.Гридчин)

Глава 3. Методология и методы (О.Маслова, Ю.Толстова)

Раздел второй. Проблемы социальной дифференциации
Глава 4. Социальная структура и стратификация (З.Голенкова, Е.Игитханян)

Глава 5. Социология молодежи (В.Семенова)

Глава 6. Социология города (О.Яницкий)

Глава 7. Социология села (Р.Рывкина)

Глава 8. Социология пола и тендерных отношений (Т.Гурко)

Глава 9. Этническая социология в СССР и постсоветской России (Л.Дробижева)

Раздел третий. Социальные проблемы экономики, производства, образования и науки
Глава 10. Социология труда и производства (А.Кравченко, В.Щербина)

Глава 11. Социология организаций: школы, направления и тенденции развития (В.Щербина)

Глава 12. Экономическая социология: современное состояние и перспективы развития (В.Радаев)

Глава 13. Социология образования (Я.Астафьев, В.Шубкин)

Глава 14. Социология науки (В.Келле, Р.—Л.Винклер)

Раздел четвертый. Духовная жизнь, культура, личность
Глава 15. Социология религии (В.Гараджа)

Глава 16. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации (Л.Коган)

Глава 17. Социология культуры: теоретический аспект (А.Согомонов)

Глава 18. Личность в российской социологии и психологии (В.Ольшанский)

Глава 19. Социальная психология (Г.Андреева).

Раздел пятый. Исследования населения: демографические процессы, семья, быт, досуг и условия жизни
Глава 20. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости (О.Захарова)

Глава 21. Социология семьи (А.Клецин)

Глава 22. Исследования миграции населения в России (Л.Рыбаковский)

Глава 23. Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей (В.Патрушев)

Глава 24. Социология быта, здоровья и образа жизни населения (Л.Гордон, А.Возьмитель, И.Журавлева, Э.Клопов, Н.Римашевская, В.Ядов)

Глава 25. Экологическая социология (О.Яницкий)

Раздел шестой. Социально-политические процессы, общественное мнение, социальный контроль
Глава 26. Социология политики: становление и современное (В.Амелин, А.Дегтярев)

Глава 27. Социология общественных движений — становление нового направления (Е.Здравомыслова)

Глава 28. Изучение общественного мнения (В.Мансуров, Е.Петренко)

Глава 29. Социология девиантного поведения и социального контроля (Я.Гилинский)

Глава 30. Социальное прогнозирование (И.Бестужев-Лада)

Глоссарий

Именной указатель

Предметный указатель

Об авторах

ПРЕДИСЛОВИЕ

Позиция редактора

Предлагаемая работа выполнена в жанре описания положения дисциплины («State of the art»), что требует рассмотрения предыстории, равно как и формирования нынешнего состояния фактуальных знаний и методологии в данной области. Применительно к российской социологии такого рода повествование очень непросто, что связано с извечной проблемой российской интеллигенции: ее отношением к власти, как и с отношением властных структур ко всяческому инакомыслию.

Особенно нелегко определить некоторую взвешенную позицию в повествовании о советском периоде отечественной социологии. На эту тему имеется множество, в том числе и зарубежных, публикаций (см. литературу к гл. 1). Они позволяют выделить полярные взгляды и оценки[1].

По критерию отношений между социологией и властью некоторые авторы склонны абсолютизировать «диссидентскую» роль советских социологов, тогда как другие преувеличивают «сервисные» функции и «тотальную» идеологизацию.

По критерию научной зрелости опять же — альтернативные позиции. Одни (включая и западных авторов) подчеркивают достаточно высокий методологический уровень исследований советского периода, тогда как другие акцентируют внимание на их теоретико-концептуальной слабости, что обесценивает, по их мнению, достижения в области методики и техники эмпирических исследований.

Третий критерий — акцент на мотивационную композицию социологического сообщества: «сервисная» ориентация, диссидентская и академически беспристрастная.

Я думаю, что все идеальные конструкции, как и должно быть, остаются лишь обозначениями полярных «кластеров» в некотором реальном и к тому же многомерном пространстве. Позиция редактора в этом самом деликатном вопросе состоит в следующем:

— надо различать субъективную интенцию исследователя и результат его работы, который подлежит оценке в иных категориях, не связанных с намерениями исследователя;

— не следует смешивать концептуализацию исследования и собственно фактуальное знание, полученное в итоге. Эмпирические данные (если они надежны) могут быть реинтерпретированы;

— в научном сообществе разумно выделять кристаллизующие звенья, т.е. направления, школы, исследователей, чьи работы выступали своего рода эталонами для воспроизводства, независимо от каких-либо внутри- или вненаучных обстоятельств.

Эти три принципа были путеводными в работе редактора. Но все же «совершенно объективную» картину советского периода отечественной социологии, да и настоящего ее состояния, мы гарантировать не можем и не имеем права. Будущие историки российской социологии, наверное, опишут ее более объективно: здесь необходимо уравновешенное отстранение, каковое сейчас невозможно.

Еще одно замечание о советском периоде отечественной социологии. Было бы противоестественным отделять развитие дисциплины в России от развития социологии в других республиках тогдашнего Союза. К тому же сообщество объединялось многочисленными исследовательскими секциями и исследовательскими комитетами Советской социологической ассоциации во всех ее республиканских отделениях.

Вклад социологов из многих республик в процесс становления социологии в России не может быть предан забвению, как, надеюсь, и участие российских коллег в развитии дисциплины в странах, как мы теперь говорим, «ближнего российского зарубежья».

 

Взаимоотношения между властью и социологией в России

 

Документированная история отечественной социологии должна быть понята в контексте бурных событий минувшего почти столетнего периода: ломки политических систем, социальных институтов, господствующей идеологии, самих экономических основ общества. Достаточно сказать, что до 1889 г. издание работ Огюста Конта тормозилось царской цензурой ввиду того, что его сочинения «разрушают господствующие верования». После революции 1905 г. наступило цензурное «послабление», хотя социология все еще воспринималась властями как оппозиционная наука. Первая социологическая кафедра была создана в Петербургском психоневрологическом институте незадолго до октябрьской революции 1917г. На фоне разрешенных царскими властями социальных обследований (выдающаяся роль принадлежала здесь земской статистике конца XIX - начала XX в.), поощряемых В.И. Лениным в первые годы советской власти, теоретическая социология начиная с 20-х гг. на долгие годы была втиснута в рамки марксистской идеологии. Советские обществоведы боролись с «буржуазной социологией», утверждая единственно верное понимание социально-исторического процесса. Гласность и разрушение преград для научного общения после 1985 г. привели к открытому противоборству различных теоретических и идеологических позиций в отечественной социологии. Сказалась давняя российская традиция — идейно-политическая ангажированность социальных исследователей.

Еще с 60-х гг. прошлого века дискуссии между западниками и славянофилами породили противостоящие течения в социологии: позитивистски ориентированное, организмическое, неокантианское против национально-религиозного. В наше время мы наблюдаем всплески этого давнего спора в виде стремления вернуть отечественную социологию в русло российской духовной традиции и стремления сомкнуть ее с развитием мировой науки.

Трудность написания объективной истории развития социологического знания в России заключается и в том, что многие авторы этой книги — живые свидетели и участники возрождения (можно сказать — второго рождения) социологии в конце 50-х - начале 60-х гг. Нелегко следовать веберовской позиции отказа от оценочных суждений в рассмотрении социальных феноменов. Единственное, что можно сделать, - предоставить каждому автору возможность выразить свой взгляд на прошлое и видение настоящего.

Из первой главы читатель узнает о том, что российская социологическая традиция не прерывалась, а в ряде других он обнаружит многоточия между 30-ми и 60-ми гг. — периодом, в течение которого какие бы то ни было социальные обследования в Советском Союзе либо не проводились, либо замалчивались.

Созданное усилиями Г.В. Осипова первое после длительного перерыва социологическое подразделение было санкционировано в Институте философии Академии наук СССР под несколько странным названием Отдела новых форм труда и быта. Как писал Б.А. Грушин, социологам предлагалось положение «членов Ученого совета при Чингиз-хане»; а другой основоположник советской социологии 60-х гг. В.Н. Шубкин любил повторять фразу: «Социология — зеркало общества, но советские руководители не желали смотреть в это зеркало».

Парадоксально, но и Г.С. Батыгин, и Б.А. Грушин вместе с В.Н. Шубкиным правы. Преемственность в отечественной социологии сохраняется в том, что касается глубокого общественного интереса к социально-философским проблемам и стремления официальных идеологов партии поддержать и утвердить в противоборстве с «буржуазной социологией» позиции марксизма как социальной теории. Вместе с тем несомненны и разрывы в преемственности научных традиций, нормального познавательного процесса общественной жизни с опорой на фактуальное знание: вследствие репрессий, запретов на публикации, ликвидации целых научных школ. Последующие поколения исследователей начинали свою работу как бы заново. Часто это оборачивалось полной неосведомленностью об истории российской социологии: имена выдающихся русских социологов не подлежали упоминанию из-за их антимарксизма или антибольшевизма. Поэтому социологи — «шестидесятники» в большинстве начинали с самообучения у западных авторов.

Состоялась ли российская социология? Закономерный вопрос. Социология есть в значительной мере осмысление обществом самого себя. Еще более жесткое утверждение: «Социология в той или иной стране возможна лишь при том условии, что - по меньшей мере - там предпринимаются попытки сформировать собственную фундаментальную теорию с учетом своего уникального социального опыта и признанных стандартов философии и методологии» [3, с. 11].

Давайте обратимся к мировой истории нашей дисциплины. Воспользуемся периодизацией, которую предложил Мартин Элброу [7, р. 6—12], совместив при этом этапы развития социологического знания и социологических сообществ. Эти этапы в концепции автора следующие: универсализм — национальные социологии — интернационализм - индигенизация (в приближенном переводе — обращение к исконным основам) — глобализация.

«Универсализм» — начальная фаза становления социологии как объективного знания об обществе и законах его развития (Конт. Спенсер), своеобразное подражание естественным наукам — физике, биологии — натуралистический образ.

Вторая фаза — «национальные социологии» — период формирования классических теорий прежде всего в европейских странах и в США. Совмещение национальных социологии с принципами универсализма, отмечает Элброу, порождает «концептуальный империализм», т.е. противоборство теоретических парадигм, связанных с национальными амбициями германской, французской, других школ, каждая из которых претендовала на безусловность адекватного анализа социальной реальности.

Другие авторы, обобщая дискуссии по проблемам социологической теории на XIII Всемирном социологическом конгрессе в Билефельде и после него, отмечают, что теоретическая социология, разрабатываемая в определенной национальной культуре, не может не испытывать воздействия национальной традиции. А.Гоулднер заметил, что «интеллектуальное культурное наследство накладывает отпечаток на теоретика задолго до того, как он становится теоретиком» [9, р. 34]. Как пишет Жак Коэнен-Хютер [8, р. 502—503], французская социология основательно связана с философской традицией, германская формировалась в дебатах с историками, британская — с экономистами, испытывая и до сих пор тяготение к решению экономико-политических проблем. Американская социология, особенно после Второй мировой войны, оказывала сильнейшее воздействие на мировую социологическую мысль в силу доминирующего экономико-политического положения США, распространения американской науки и культуры по всему западному миру и в других странах, проникая и за «железный занавес». В наше время возник термин «макдоналдизация» американской социологии: концентрация на решении социальных проблем с развитой технологией внедрения социального знания в регулирование социальных процессов.

Третьим этапом — «интернационализмом» — Элброу называет период первой половины нашего века: ответ социологических сообществ на раскол мира в двух мировых войнах. Противоборство политико-экономических систем, особенно после Второй мировой войны, выразилось в противостоянии марксистов и парсонсианцев.

Международная социологическая ассоциация инициировала диалог между сторонниками разных теоретических парадигм. Но в первую очередь — дискуссии между марксистами (и неомарксистами) и парсонсианцами (теорию Парсонса некоторые западные социологи именовали тогда Большой и Единственной). На всех послевоенных конгрессах марксисты (и советские социологи — наиболее активно) вступали в бескомпромиссные дискуссии со структурными функционалистами, упрекая последних в консервативных интенциях, недооценке роли субъективного фактора в социальном развитии. Западные неомарксисты в открытую обвиняли парсонсианцев в лояльности к буржуазному истеблишменту.

«Индигенизацией» Элброу обозначает следующий этап — попытки социологов преимущественно стран третьего мира создать в 70-е гг. собственные социологические концепции применительно к особым культурам этих стран. Анализ социальных проблем «глазами европейцев» оказался непродуктивным. Марксизм представлялся более адекватным, но в национальном облике китайского, африканского, латиноамериканского, северокорейского...

Нынешний период развития социологии Элброу характеризует как «глобализацию» в разных ее проявлениях: осознание перехода человеческой цивилизации в фазу общемирового социального пространства (т.е. расширение его границ за пределы отдельных обществ), заинтересованный дискурс (желание понять позицию представителя иной теоретико-социологической парадигмы) и объединение усилий мирового социологического сообщества в решении проблем всего человечества.

В основных чертах отечественная социология испытала фазы развития, описанные выше. Российские позитивисты, как и французские, исходили из принципа универсальности законов социального развития. Это убеждение разделял и П. Лавров, который к завершению своей научной деятельности стал основателем особой, русской субъективной школы. Наиболее яркие ее представители, наряду с Лавровым — Н. Михайловский и Н. Кареев пытались соотнести объективные закономерности социального бытия с желаемым идеалом справедливого общества Христианская социология и «Философия хозяйства» Сергея Булгакова, выдающееся сочинение Александра Чаянова «Крестьянское хозяйство», опубликованное в начале нашего века, — не что иное, как попытка найти философско-социологическое и экономическое объяснение особого уклада жизни. Если Вебер по праву признан выдающимся представителем немецкой социологии, а его «Протестантская этика и дух капитализма» — своего рода Социологическая Библия современных западноевропейских обществ, то крестьяноведение Чаянова и до сего дня не утратило эвристических потенций в понимании нашего общества и обрело свое второе рождение в постсоветской России (см. гл. 7). Высланный из страны Питирим Сорокин создал фундаментальную теорию социокультурных систем, основой которых полагал различия типов мировоззрения — чувственного, умозрительного и интуитивного.

Достаточно упоминания этих имен, чтобы убедиться в формировании собственно российской социологической школы, с ее стремлением совместить универсализм социального с национальной культурой.

Отечественная социология в советское время претерпела фазу «концептуального империализма» (непримиримого противоборства с «буржуазной социологией») и не избежала своеобразной «индигенизации», т.е. привязки теории Маркса к советскому обществу. Маркс был заменен марксизмом-ленинизмом. Деятельный социальный субъект представлялся исполнителем единой воли авангарда — рабочего класса, а точнее — его партии в лице центрального руководства. Для социологов, как и других обществоведов, в 60-е и первую половину 80-х гг. прямым указанием к разработке научных планов выступали теоретические новации, содержавшиеся в докладах к съездам коммунистической партии. Например, о вступлении СССР в стадию «развитого» и позже — «зрелого» социализма, о движении к социальной однородности общества, в начале перестройки — о «человеческом факторе».

Очень важным событием явилось выдвижение концепции трехуровневой структуры социологического знания: социально-философская общая теория (исторический материализм) — частные социологические теории — эмпирический базис. Опубликованная в центральном партийном журнале «Коммунист» (1972) Г. Глезерманом, В. Келле и Н. Пилипенко, эта концепция была активно поддержана многими ведущими социологами, а позднее данная формула была включена в преамбулу Устава Советской социологической ассоциации. Открывался путь к эмпирическим исследованиям в рамках частных теорий, опосредующих осмысление данных на общетеоретическом уровне. Вместе с тем в частных, «отраслевых» социологиях марксизм примечательным образом «совмещался» со структурным функционализмом, следовало лишь перевести на русский некоторые ключевые термины. Социальные страты и социальная мобильность конституировались в литературе под именем социальных слоев и социальных перемещений (см. гл. 4); идеология, духовная жизнь общества постепенно концептуализировались в исследованиях иерархии ценностей; воспитание советского человека мало-помалу становилось одним из факторов социализации личности.

В период брежневской стагнации структурный функционализм с его пафосом гомеостазиса представлялся, по-видимому, даже более приемлемым в качестве исследовательской парадигмы для социального планирования, управления организациями и вообще упреждения всяких дисфункциональностей, нежелательных (неконтролируемых) изменений. Работы Парсонса публикуются, выходит обширная книга «Современная социологическая теория» под редакцией Г. Беккера и А. Бескова — приверженцев структурного функционализма. В послесловии Д. Чеснокова к этой книге характерны заголовки разделов: «Бессилие буржуазной социологии решить вопрос о предмете социологии», «Отказ от законов общественного развития», «Идеалистический характер и связь с буржуазной политикой», «Фальсификация марксизма». «Буржуазные социологи, — писал Д. Чесноков, — по преимуществу занимаются "структурой", "организацией" и "конфигурацией"» [4, с. 838]. Эта критика, по существу, имела символический смысл, призванный дать идеологическую оценку. На деле же названная книга превратилась в учебное пособие по теоретической социологии для целого поколения советских социологов.

Следующий прорыв, открывающий путь к изучению социальной реальности — привлечение в социологическую литературу деидеологизированного концептуального аппарата системного анализа (тем более, что его, наряду с Берталанфи, освящал нобелевский авторитет Ильи Пригожина). Под эгидой этого нового «универсализма» Парсонс оказался уже вполне приемлем.

В годы застоя власти проводили политику удержания социологического сообщества в определенных рамках: в партийных верхах был принят термин «управляемый» и «неуправляемый» интеллигент. Открытое выступление Ю. Левады в 1969 г., в котором он достаточно прямолинейно ставил вопрос о двух парадигмах социологической теории — марксистской и структурно-функционалистской, привело к его остракизму, что, впрочем, сыграло свою положительную роль в просвещении диссидентствующей интеллигенции: изъятые цензурой лекции Левады распространялись «самиздатом».

Более осторожная (или более рациональная?) тактика других исследователей иногда приводила к результатам социально-практического свойства. Командно-административная система имела то преимущество, что ученый-социолог мог выступать прямым инициатором организованного социального действия. Рекомендации социологов партийному руководству по итогам исследований в 70—80-х гг. находили отражение в области социальной политики движения рабочей силы (исследования текучести рабочих кадров), в государственных новациях относительно высшего образования (отмена ценза для не имеющих производственного стажа), градостроительного планирования и целого ряда других социальных проблем: культуры, положения семьи, женщины, но особенно — в социальном осмыслении положения деревни.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.