Дружественное слово перед началом Дарен Хенли
Кратчайшая история музыки.
Самый полный и самый краткий справочник
«Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник / Д. Хенли ; [пер. с англ. О. И. Перфильева].»: РИПОЛ классик; Москва; 2011
ISBN 978-5-386-03094-0
Аннотация
«Кратчайшая история музыки», написанная главным редактором одной из крупнейших британских радиокомпаний CLASSIC FM Дареном Хенли, – это далеко не научный трактат о классической музыке, а абсолютно уникальное издание, из которого вы с необычайной легкостью узнаете о музыке всё, что необходимо знать каждому культурному человеку.
Вы совершите уникальное путешествие, к окончанию которого будете прекрасно разбираться, к примеру, в чем отличие музыки барокко от музыки европейского Средневековья, модерна от современного авангарда или классики от романтики. А также какая музыка звучала в самых известных фильмах и какую музыку надо слушать в зависимости от настроения или в определенное время дня.
Этот современный справочник поможет вам не только структурировать ваши знания о классической музыке и закрыть белые пятна, но и станет вашим настоящим помощником в восхитительном мире звуков и мелодий.
Оглавление
Предисловие ……………………………………………………………………………… стр. 3.
Дружественное слово перед началом ………………………………………………………… 4.
Так что же такое классическая музыка? ……………………………………………………… 4.
Как пользоваться книгой ………………………………………………………………………. 5.
01 . Дружественная таблица . Кто, что и когда сочинил. ………………………………… 6.
02 . Ранний период ...................................................................................................................... 18.
В начале… …………………………………………………………… 18.
Что ещё происходило в мире в это время? ……………………………………………….. 19.
Амвросий и Григорий ……………………………………………………………………… 19.
Изобретение нот ……………………………………………………………………………. 19.
Первые настоящие композиторы ………………………………………………………….. 20.
Люди эпохи Возрождения …………………………………………………………………. 21.
Конец раннего периода …………………………………………………………………….. 25.
03 . Период барокко …………………………………………………………………………….. 25.
Это причудливое барокко ………………………………………………………………….. 25.
От церкви к знати ………………………………………………………………………… 26.
Конец периода барокко ……………………………………………………………………. 36.
04 . Классический период …………………………………………………………………… 36.
Разве не всё это классика? …………………………………………………………………. 36.
А что ещё происходило? …………………………………………………………………… 37.
Наша классическая десятка ……………………………………………………………… 37.
Конец классического периода ……………………………………………………………. 46.
05 . Романтический период ………………………………………………………………… 46.
Почему «романтический»? ………………………………………………………………… 46.
Что ещё происходило в мире? ……………………………………………………………... 47.
Три подраздела романтики ………………………………………………………………… 47.
Ранние романтики ………………………………………………………………………….. 47.
Национальные школы ………………………………………………………………. ……… 54.
Русская школа ……………………………………………………………………………….. 55.
Чешская школа ……………………………………………………………………………… 58.
Скандинавская школа ……………………………………………………………………… 59.
Английская школа …………………………………………………………………………. 61.
Французская школа ………………………………………………………………………… 61.
Венская школа вальса ……………………………………………………………………… 62.
Поздние романтики ………………………………………………………………………… 63.
Конец романтического периода ………………………………………………………….. 74.
06 . Двадцатый век ………………………………………………………………………….. 74.
Кого считать нашими современниками? …………………………………………………. 74.
Что ещё происходило в мире? …………………………………………………………….. 75.
07 . Двадцать первый век …………………………………………………………………… 88.
Лучшая современная музыка ……………………………………………………………… 88.
Будущее …………………………………………………………………………………….. 97.
08 . Зал славы Classic FM …………………………………………………………………… 98.
09 . Что они говорили друг о друге ……………………………………………………… 100.
10 . Классическая музыка в фильмах ……………………………………………………. 101.
Шкала настроения классической музыки ………………………………………………. 103.
Указатель имен ……………………………………………………………………… пропущен.
Благодарности ………………………………………………………………………………... 103.
Об авторе . . . ………………………………………………………………………………….. 104.
Где искать имена композиторов ……………………………………………………………. 104.
Посвящается Иззи в надежде, что, когда она вырастет, её «ночная» музыка станет и дневной музыкой тоже
Предисловие
«Я никогда не считал музыку чем-то необычайно высоким и священным. Когда один отличник в школе дал мне послушать Пятую симфонию Бетховена на старой поцарапанной пластинке, я не упал на колени в благоговении. Честно сказать, мне не показалось, что она чем – то отличается от композиций Дюка Эллингтона, Джона Колтрейна, Бадди Холли или какой – нибудь другой хорошей музыки, которую я в то время слушал. Я просто присвистнул и воскликнул: «А это здорово!» Примерно так же я отношусь к музыке и сегодня. «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина, «Ol'Blue Eyes» Синатры и даже Элтон Джон с группой «Blue» у меня в голове находятся в одной большой папке с надписью «Величайшие произведения, которые должны послушать все». Поэтому, когда на Classic FM мне предложили вести программу о музыке «без болтовни, без заумных слов и уж определённо без всякой высокомерной чуши», я подумал: «А ведь точно. Эта работёнка как раз по мне!»
На основе этой серии передач была создана книга, в которой рассказывается многое (но далеко не всё!) о разных направлениях классической музыки: от того, что написала Хильдегарда на коронование Барбароссы, до того, что написал Ханс Циммер в честь освобождения Нельсона Манделы. Это вовсе не научный трактат, но если книга пробудит ваше любопытство и вам захочется узнать о музыке больше, я с чистой совестью воскликну: «А это здорово!»»
Тони Робинсон
Радиопередача, на основе которой составлена данная книга, называется «Дружественный справочник по музыке от Classic FM»; её ведущий Тони Робинсон удостоен золотой медали в номинации «Лучшая музыкальная программа» на Нью – Йоркском международном фестивале радиопрограмм.
Дружественное слово перед началом
Если вы сейчас стоите перед полкой в книжном магазине, читаете эти строки и думаете, покупать ли вам книгу, то мы поможем вам сделать верный выбор.
Пролистав следующие двести с небольшим страниц, вы быстро поймёте, чем эта книга не является. Это вовсе не подробный научный трактат о классической музыке, один из тех, что продаются в специализированных магазинах и предназначены не для простых смертных. В ней нет никаких заумных рассуждений о контрапунктах и синкопах, как нет и рассказов о неопубликованных произведениях давно забытых авторов. Короче говоря, эта книга вряд ли вам поможет, если вы уже считаете себя экспертом в области музыки и собираетесь писать докторскую диссертацию.
Вместо этого она предназначена для всех остальных людей, особенно для тех, кто никогда бы и не подумал покупать вышеописанные трактаты, но тем не менее хочет узнать побольше о том, что же это за штука такая – классическая музыка.
Если вы узнали себя в целевой аудитории, то вам, вероятно, понравится, что в этой книге нет никаких непонятных и пугающих терминов, которые иногда отождествляют с миром классической музыки.
Широкое распространение популярной музыки на протяжении большей части двадцатого века привело к тому, что классическую музыку стали считать достоянием элиты. Предполагается, что её слушают люди, обладающие определённым социальным статусом и не желающие разделять свои восторги с теми, кому закрыт доступ в их тесный круг. Посторонним кажется, что классическая музыка окружена своего рода непробиваемой каменной стеной.
Концерт «Трёх теноров», прошедший в Риме на открытии чемпионата мира по футболу 1990 года, ознаменовал собой возрождение общественного интереса к классической музыке. Мнения, что получать наслаждение от классической музыки могут все люди, независимо от их возраста, происхождения или национальности, придерживается и радиостанция Classic FM, основанная в 1992 году, и этим же принципам она следовала на протяжении всей своей истории.
Необходимо помнить и о том, что классическая музыка в своё время была как раз музыкой популярной. В дни, когда ещё не существовало не только радио, телевидения и Интернета, но и вообще какого – либо способа распространения записей музыкальных произведений, музыку исполняли вживую в церквях, дворцах, кофейнях, концертных залах и в обычных домах по всей Европе. Композиторы сочиняли произведения, приуроченные к конкретным событиям и для исполнения перед широкой аудиторией. Они считали, что музыка, как и искусство вообще, будь оно религиозным или светским, оказывает облагораживающее воздействие на общество.
|