ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Высшего профессионального образования
«белгородский университет кооперации, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
Курский ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ (филиал)
кафедра социально-гуманитарных и юридических дисциплин
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»
студента(ки) экономического факультета группы __________
___________________________________________________________
фамилия, имя
Курск, 2012
содержание
Введение………………………………………………………………...........................
|
| Тема №1. Социология как наука………………………………………………………
|
| Тема №2. История становления и развития социологии……………………………
|
| Тема №3. Организация и проведение социологического исследования……………
|
| Тема №4. Общество как социальная система………………………………………...
|
| Тема №5. Социальные институты и организации …………………………………..
|
| Тема №6. Социальные общности и группы………………………………………….
|
| Тема №7. Социальная структура общества …………………………………………
|
| Тема №8. Социальные изменения. Мировая система и процессы…………………
|
| Тема №9. Культура как объект изучения социологии………………………………
|
| Тема №10. Социальные взаимодействия и социальные отношения ……………….
|
| Тема №11. Социальные конфликты ………………………………………………….
|
| Тема №12. Социология личности……………………………………………………..
|
| Список литературы……………………………………………………………………..
|
| Дорогие друзья!
Рабочая тетрадь по курсу социологии предназначена для подготовки к зачету и текущего усвоения студентами теоретического материала. Изучение социологии невозможно без решения практических упражнений и задач.
Рабочая тетрадь включает все разделы курса и поможет сосредоточиться на ключевых моментах и идеях. При решении задач и выполнении заданий Вы можете использовать соответствующий материал в учебниках (список приведен ниже).
Правила пользования тетрадью. Материал в рабочей тетради представлен в соответствии с порядком изучаемых тем. Внимательно прочитайте задание. Отвечайте на вопрос конкретно. Если в задании указаны несколько альтернатив, укажите, на Ваш взгляд, единственно верную. В практической части ответы на задания сочетайте с практической работой по программе социологического исследования.
Систематическая работа над заданиями поможет Вам более предметно овладеть знаниями по социологии. Рабочая тетрадь – это способ Вашего взаимодействия с преподавателем. Ваш преподаватель будет консультировать Вас по выполнению заданий и окажет необходимую помощь.
После выполнения самостоятельной работы вы приобретете умения и навыки применения знаний для анализа и понимания социальной реальности и ее проблем.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИОЛОГИЯ»
№п/п
| Наименование раздела, темы учебной дисциплины (модуля)
| Содержание раздела, темы (модуля) в дидактических единицах
|
|
|
| 1. ДЕ. Введение в социологическое знание
| 1.
| Социология как наука
| Объект и предмет социологии; место социологии в системе научных знаний; структура социологического знания, функции социологии.
| 2.
| История становления и развития социологии
| Научные предпосылки и социальные причины возникновения социологии; становление социологии как науки. Огюст Конт; классические социологические теории; современные социологические концепции; социология в России.
| 3.
| Организация и проведение социологического исследования
| Типы, виды и этапы социологического исследования; программа социологического исследования, методологическая часть программы социологического исследования; методическая часть программы социологического исследования; конкретные методы сбора информации.
| 2. ДЕ. Общество как объект социологического исследования
| 1.
| Общество как социальная система
| Основные концепции понятия общества; общество как социальная система; типология общества.
| 2.
| Социальные институты и организации
| Понятие социального института; функции социальных институтов; основные типы социальных институтов; понятие и типы социальных организаций.
| 3.
| Социальные общности и группы
| Социальные общности и их виды; массовые и групповые общности; характеристика и типология малых социальных групп; структура и функции малых социальных групп; семья как малая группа.
| 4.
| Социальная структура общества
| Понятие социальной структуры общества; социальное неравенство; социальная стратификация; теории классов; социальная мобильность
|
| Социальные изменения. Мировая система и процессы
| Понятие социального изменения и социальный процесс; формы социальных изменений; эволюция и революция; социальный прогресс, глобализация
| 3. ДЕ. Социологическое исследование культуры
| 1.
| Культура как объект изучения социологии
| Социологическое понимание культуры; элементы культуры; структура и функции культуры; динамика культуры
| 4. ДЕ. Социальные взаимодействия
| 1.
| Социальные взаимодействия и социальные отношения
| Понятие социального действия, взаимодействия и отношения, социальное поведение; девиантное поведение; социальный контроль
| 2.
| Социальные конфликты
| Понятие и сущность социального конфликта; структура социального конфликта; типология конфликтов; этапы развития конфликтов.
| 5. ДЕ. Личность в социологии
| 1.
| Социология личности
| Понятие личности; социальные типы личности; социальный статус и социальная роль личности; социализация личности.
|
ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
Задание № 1. Подберите для каждой науки определение, стоящее в правой колонке. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
наука
| определение
| №
| 1.психология
| Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, продолжительность жизни
| | 2.социология
| Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг
| | 3.экономика
| Поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания
| | 4.демография
| Прошлое человечества, события и факты
| | 5.история
| Взаимодействие социальных групп, социальная структура общества
| | Задание № 2. Определите, к какой науке – социологии, психологии, экономике – относятся следующие понятия:
понятие
| наука, к которой относится понятие
| определение понятия
| интровертный
|
|
| медитация
|
|
| страховка
|
|
| коммунизм
|
|
| субкультура,
|
|
| товар
|
|
| эффективность
|
|
| аномия
|
|
| рефлекс
|
|
| маргинальность
|
|
| ощущение
|
|
| община
|
|
| флегматик
|
|
| сальдо
|
|
| эмоции
|
|
| синдикат
|
|
| анкета
|
|
| социализация
|
|
| раздражение
|
|
| брокер
|
|
| Задание №3.А.И. Кравченко сформулировал универсально-исторические законы иерархии. Попробуйте заполнить недостающие фразы в формулировках законов.
А. Количество вакансий, расположенных внизу, всегда больше_____________________
Б. Количество социальных благ, которые получают те, кто находится наверху, всегда________________________________________________________________________
В. Мотивация достижения, характеризующая иерархию, присуща всем людям и не_________________________________________________________________________
Г. Иерархия представляет собой систему социальных фильтров, жесткость которых по мере продвижения наверх ______________________, а пропускная способность - ___________________________________________________________________________
Данный закон имеет несколько следствий:
1. экзамены для кандидатов, стремящихся занять более высокие вакансии, с каждым уровнем ___________________________________________________________________
2. чрезмерное ужесточение социальных фильтров препятствует обновлению _________, затрудняет доступ ___________ способным и талантливым выходцам из низших слоев общества.
3. чем жестче фильтры-барьеры в иерархии и притягательные высшие посты, тем большее количество людей, не способных идти прямо, ____________________________
Задание №4.Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и социологии следующие факты: а) супруги обсуждают покупку дивана, б) юноша уступает место старушке, в) контролер проверяет билеты в пригородной электричке, г) кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию.
а) _________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________
в) _________________________________________________________________________
г)__________________________________________________________________________
Задание №5.Приведите примеры заимствования понятий в социологии из других областей.
Задание №6.Ниже приведены фрагменты из художественной литературы. Попробуйте определить, какие понятия социологии они могли бы проиллюстрировать.
А) Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Особенно ярко прорисованы черты российского чиновничества: взяточничество борзыми щенками Тяпкина-Ляпкина, казнокрадство (церковь, которую растащили по частям), грубый произвол городничего по отношению к купцам («придет в лавку и, что ни попадет, все берет...») и пр. ___________________
Б) Басня И. А. Крылова «Квартет»: «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь». В этом выводе Соловья о попытках Мартышки, Осла, Мишки и Козла создать музыкальный коллектив отражены ____________________________________
В) Роман И. Тургенева «Отцы и дети». В романе противопоставляются два поколения, то есть поколение отцов и поколение детей. Рассматриваются два различных взгляда на жизнь и на то, как надо жить, один взгляд – более старшего поколения, а другой – молодежи__________________________________________________________
Г) Сказка А. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Когда рыбак поймал золотую рыбку, она обещала исполнить любое его желание, если он отпустит ее на волю. Сначала он попросил для старухи корыто, потом уже старуха пожелала стать барыней, а старик, соответственно, становился барином. Хотя они были бедными стариком и старухой. Он – простым рыбаком. А с помощью золотой рыбки им удалось___________________
Задание №7.Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:
Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения ______________________________________________________________________
Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов _______________________________________________________________________
Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека_________________________________________________________________________
Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей_________________________________________________________
Задание №8. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?
Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей___________________________________________
Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий_________________________________________
Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов________________________
Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ__________________________________________________________
|