Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Етологія тварин. Корж О.П. Суми, Ун. Книга, 2011 - 236с.Соцкая М.Н.

Зоопсихология и сравнительная психология

Учебник, - МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2007. – 641 стр.

Содержание:

  • Авторский коллектив
  • Методические рекомендации
  • Программа курса
  • Тема 1. История изучения поведения животных
  • Тема 2. Основные направления в изучении поведения животных
  • Тема 3. Исследования поведения животных в природе
  • Тема 4. Физиологические основы поведения
  • Тема 5. Коммуникации животных
  • Тема 6. Инстиктивное поведение
  • Тема 7. Обучение
  • Тема 8. Рассудочная деятельность. Элементарное мышление животных
  • Тема 9. Формирование поведения животных
  • Тема 10. Биологические формы поведения
  • Тема 11. Социальное поведение
  • Тема 12. Поведение, связанное с размножением
  • Тема 13. Онтогенез поведения
  • Тема 14. Сравнительная психология

 

  • Биографии
  • Словарь терминов
  • Список литературы по курсу
  • Примерная тематика рефератов по курсу
  • Примерные вопросы к экзамену (зачету)
  • Хрестоматийный материал по курсу
  • Итоговое тестирование

СОТСКАЯ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

Место работы: МГППУ.
Должность: доцент.
Образование: вышее.
Ученая степень, ученое звание: кандидат биологических наук.Общий пед. стаж: свыше 20 лет.

Работа в ведущих образовательных учреждениях: биологический факультет МГУ.

  • Курсы лекций:
    • Практичекие занятия по программе "большого практикума по физиологии ВНД".
    • "Зоопсихология и сравнительная психология".
  • Область научных интересов:
    • Поведение животных. Рассудочная деятельность животных.
    • Генетика собак и кошек.
  • Практическая деятельность в сфере образования (консультирование, тренинги и др.):
    • Курс лекций по обязательной программе в 1 семестре 1 курса.
    • Курсы лекций на курсах кинологов Российской кинологической федерации.
    • Научный консультант по генетике в РКФ.
  • Научные статьи:
    • Автор свыше 50 научных работ. Канд. диссертация "Сравнительное изучение рассудочной деятельности представителей семейства собачьих".
    • Монография "Поведение собаки" с соавт. М. 2003.
    • Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Изд. МГППУ, 2003.
  • Другие публикации:
    • Генетика и наследственные болезни собак и кошек. М. 2000.
    • Племенное разведение собак М. 2004.

Электронный адрес (e-mail): belajastaja@inbox.ru



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОМ
"ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНЯА ПСИХОЛОГИЯ"

Автор и составитель программы - канд. биолог. наук, доцент МГППУ М.Н. Сотская.
Рецензент - д-р биолог. наук, зав. лабораторией "Физиология и генетика поведения" биологического ф-та МГУ З.А. Зорина.

1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный курс является обязательным и читается в первом семестре для всех студентов МГППУ. Базовыми для него являются параллельно читаемые курсы общей биологии, антропологии, общей психологии и анатомии ЦНС. Важным условием успешного усвоения студентами курса зоопсихологии и сравнительной психологии являются их знания в области зоологии, физиологии и общей биологии, полученные в средней школе. Цель данного курса заключается в формировании профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомлении их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных. В результате прохождения курса зоопсихологии и сравнительной психологии у студентов формируются знания об изучении психических процессов у животных в онтогенезе, о происхождении и развитии психики в процессе эволюции, о биологических предпосылках и предыстории зарождения человеческого сознания.

2. АННОТАЦИЯ КУРСА
Зоопсихология - отрасль психологии, наука о психике животных, о закономерностях психического отражения на этом уровне.
Предмет зоопсихологии - формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания.
Основные понятия зоопсихологии: психика и поведение. Психика - форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение - один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды, обеспечивающий выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.
Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных.
Сравнительная психология. На разных этапах развития этой отрасли психологии перед ней ставились различные задачи. В связи с этим авторы несколько по-разному определяют круг проблем, очерчиваемых этой наукой.
В нашем курсе сравнительная психология трактуется как сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. В настоящий момент сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса "Зоопсихология и сравнительная психология", обычно рассматривается в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева об эволюции психики, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека.
В настоящее время сравнительные исследования психики и поведения животных и человека превратились в междисциплинарную научную область (наряду с психологией - этология, социобиология, антропология).

3. ФОРМЫ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКОМ
Данный учебник разрабатывался, прежде всего, как самодостаточный курс (принцип "все в одном"), позволяющий в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической сторон зоопсихологии что называется "не отрываясь от экрана" компьютера. Это комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой учебной дисциплины "Зоопсихология и сравнительная психология".

  • В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум два уровня самопроверки и самоконтроля:
    • "тематический" - по завершении той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;
    • "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных этапов самопроверки.
Эти возможности реализованы благодаря системе динамического дневника обучающегося, в который заносятся результаты его работы с программой самопроверки и самоконтроля. Это подвижная форма, призванная стимулировать учащегося к достижению все более полноценного знания (в случае неудачной "оценки" на каждом из этапов предлагается повторное изучение материала темы).
Такая форма работы (самостоятельное дистанционное обучение), конечно, не является препятствием для более привычной лекционной формы преподавания. Мы надеемся, что наши разработки позволят снять определенную долю "черновой" преподавательской работы. В частности, в этих целях нами предлагается широкий выбор вопросов, заданий, тестов, предложена тематика рефератов, контрольных, курсовых (дипломных) работ, составлен обширный словарь терминов и понятий (глоссарий), написан ряд библиографических статей, приведен довольно значительный список учебной и научной литературы.
Преподавателю и учащемуся, конечно, будет удобен предложенный опорный конспект лекций, подборка хрестоматийных статей и дополнительных материалов.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С КУРСОМ
Работа с материалами, находящимися в хрестоматии, не является обязательной (в тренировочных и тестовых упражнениях по темам не представлены вопросы, связанные с данным материалом). Но представляется желательным, чтобы учащийся после прохождения соответствующих тем использовал возможность проработки хрестоматийных материалов, обращая особое внимание на описание психофизиологических методик, использованных в том или ином исследовании. Также необходимо обращать внимание на те методологические постулаты, которые лежат в основе исследований, описанных в хрестоматии.

  п. 1.1., п. 1.2., п. 1.3.  

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.