Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ладыгина-Котс Надежда Николаевна

ЛАДЫГИНА-КОТС НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА (1889-1963), отечественный психолог. Разрабатывала проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии на материале исследования интеллектуальных процессов у высших антропоидов (шимпанзе) и у человека на ранних стадиях его онтогенеза, пришла к выводу о том, что, несмотря на высокий уровень развития многих психических свойств животного, между психикой шимпанзе и психикой ребенка существуют коренные качественные различия ("Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях", 1935). Исследования конструктивной и орудийной деятельности шимпанзе позволили Л.-К. выделить ряд факторов, отличающих "предтрудовую" деятельность антропоидов от трудовой деятельности человека ("Койструктивная и орудийная деятельность высших обезьян", 1959). Идеи Л.-К. сыграли важную роль в изучении человеческой психики.

Ламарк Жан Батист

ЛАМАРК - (Lamarck) Жан Батист (1744-1829) - французский естествоиспытатель, предшественник Ч. Дарвина. Создал учение об эволюции живой природы (ламаркизм). Основоположник зоопсихологии. Ввел (1802) термин "биология" (одновременно с немецким ученым Г. Р. Тревиранусом, G. R. Treviranus). Автор первой научной сводки по флоре Франции (т. 1-3, 1778).

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1903-1979), выдающийся отечественный психолог. Разрабатывая в 20-х г.г. совместно с Л.С.Выготским и А.РЛурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс "вращивания", интериори-зации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы ("Развитие памяти", 1931). Опираясь на идеи культурно-исторической теории", выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. Содержание этой концепции связано с проведенным Л. анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизм происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека ("Проблемы развития психики", 1959). На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности (деятельность-действие-операция-психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив-цель-условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и "чувственной ткани" в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка его базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Концепция деятельности Л. стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Дальнейшее развитие этой концепции, согласно Л., ориентировано на создание целостной системы психологии как "науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности" ("Деятельность. Сознание. Личность", 1975).



Леруа

ЛЕРУА - (Le Roy) Эдуар (1870-1954) - французский ученый и философ, последователь А. Бергсона, представитель католического модернизма. Занимался математикой, палеонтологией и антропологией.

Лоренц Конрад

ЛОРЕНЦ Конрад (1903-1988)- австрийский естествоиспытатель, один из основоположников современной этологии. Изучал поведение животных и человека, исследовал проблемы эволюции, структуры факторов и механизмов поведения животных ("Кольцо царя Соломона", 1970; "Человек находит друга", 1971).
Изучал медицину в Вене, параллельно занимаясь сравнит, анатомией, философией и психологией. С 1940 проф. философии в Кенигсберг, ун-те, с 1948 работал а ун-те Мюнстера, затем - в Ин-те физиологии поведения им.М. Планка в Зеевизене.
На его взгляды большое влияние оказали исследования Уитмена, Крейга, Хейнрота, а в области философии и культурологии - идеи Канта, Шиллера, Фрейда. Характерной особенностью его творчества является попытка соединить эволюц. (или функциональное) и теологич. (или причинно-"механизменное") понимание поведения. Это позволило рассмотреть суть поведения в его субординированности с понятием действия. Для Л. характерно требование междисциплинарности в изучении человека и рассмотрение его поведения в контексте единства естественно-научного и филос. подходов. В отличие от др. ученых, занимавшихся сходной проблематикой, Л. стремился объединить все существующие идеи и теории в единую теорию биологии поведения животных (этологию).
Идеи Л. оказали большое влияние на развитие концепций совр. социобиологов, на разработку теории генно-культурной коэволюции Уилсона и Ламздена, на практику антропол. исследований.
Соч.: Uber die Bildung des Instinktbegriffes // Die Na-turwissenschaften. В., Jg. 25, 1937. Hf. 19, 20, 21; Evolution and Modification of Behaviour. L., 1966; Die instinktiven Grundlagen menschlicher Kultur // Die Naturwissenschaften. В., 1967. Jg. 54. Hf. 15/16; Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969, № 11; Год серого гуся. М., 1984; Кольцо.царя Соломона. М., 1978; 1995; Человек находит друга. М., 1992; Врожденный запрет братоубийства // Диалоги продолжаются. М., 1989; Агрессия. М., 1994.
Лит.: Berger К. Konrad Lorenz. Berneck, 1990; Evanz R.I. Konrad Lorenz. N.Y.,; L., 1975; Die Naturwissenschaft vom Menschen: eine Einfuhrung in die vergleichende Ver-haltensforschung; das "Russische Manuskript" (1944-1948). Munch., 1992; Панов Е.Н. Этология - ее истоки, становление и место в исследовании поведения. М., 1975; Холличер В. Человек и агрессия: 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма. М., 1975; Воронин Л. Г. Эволюция высшей нервной деятельности: Очерки. М., 1977; Шишкин А.Ф. Человеч. природа и нравственность. М., 1979; Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиоло-гия: Критич. анализ. М., 1988.
Г.М. Пономарева. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

Лурия Александр Романович

Лурия Александр Романович (16.07.1902 - 14.08.1977).
Профессор (1944), доктор педагогических наук ( 1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы А.Р.Л. внес важный вклад в развитие различных областей психологии.
А.Р.Л. родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А.Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии А.Р.Л. (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей. Докторская диссертация Л. по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Л. проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны - в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всес. НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны - в Моск. Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко АМН СССР), - Л. создал новое направление в психологии - нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Л. и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций Л. разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.
Начиная с 1923 г. Л. проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Моск. Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. - в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейропсихологии, ряд спецкурсов. Под руководством Л. защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность Л. был награжден орденом В.И.Ленина, орденом "Знак почета" и медалями Советского Союза.
Л. имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия и др.).
Л. - автор более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки, среди них основные:
Сочинения:
- Речь и интеллект в развитии ребенка. М., 1927;
- Этюды по истории поведения. М., 1930 (в соавт. с Л.С.Выготским);
- Учение об афазии в свете мозговой патологии. М., 1940;
- Травматическая афазия. М., 1947;
- Восстановление функций после военной травмы. М., 1948;
- Умственно отсталый ребенок. М., 1960; Мозг и психические процессы. М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2;
- Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962, 2-е изд. 1969;
- Основы нейропсихологии. М., 1973;
- Нейропсихология памяти. М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2;
- Основные проблемы нейролингвистики. М., 1976;
- Язык и сознание. М., 1979 и ряд других.

В 1967 г. за цикл работ в области нейропсихологии, включая книгу "Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966. Л. был удостоен Ломоносовской премии 1-й степени.

Литература:
- А.Р.Лурия и современная психология. М., 1982;
- Хомская Е.Д. - Александр Романович Лурия: Научная биография. М., 1992;
- Лурия Е. Мой отец А.Р.Лурия. М., 1994.

Лысенко Трофим Денисович

Лысенко Трофим Денисович (1898-1976) - российский агроном, академик АН Украины (1934), АН СССР (1939), академик (1935) и президент (1938-56 и 1961-62) ВАСХНИЛ, Герой Социалистического Труда (1945); создатель псевдонаучного "мичуринского учения" в биологии. Отрицая классическую генетику (т. н. менделизм-морганизм) как "идеалистическую" и буржуазную, утверждал возможность наследования приобретенных признаков, "перерождения" одного вида в другой и т. п. Многочисленные практические рекомендации Лысенко для сельского хозяйства (сверхскоростное выведение новых сортов и др.) были несостоятельными и нанесли большой экономический ущерб. С 30-х гг. по 1964 (особенно после сессии ВАСХНИЛ 1948) деятельность Лысенко поддерживалась И. В. Сталиным и затем Н. С. Хрущевым, а его "марксистское" учение и практические рекомендации, как направленные на революционную переделку природы и сулившие быстрое решение продовольственных проблем, внедрялись административно. В результате монополизма Лысенко и его сторонников (т.н. лысенковщина) были разгромлены научные школы в генетике, ошельмованы честные ученые, деградировало биологическое и сельскохозяйственное образование, затормозилось развитие биологии и сельского хозяйства. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1949).

Макдугалл Вильям

МАКДУГАЛЛ Вильям (1871- 1938) - англо-американский психолог. Автор "гормической" концепции, согласно к-рой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, М. объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство "нордической расы". Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизиологических гипотез, в частности о торможении как "дренаже", вызывающем отток нервной энергии.

Мичурин Иван Владимирович

Мичурин Иван Владимирович (1855-1935) - российский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, почетный член АН СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935). Разработал методы селекции плодово-ягодных растений, главным образом метод отдаленной гибридизации (подбор родительских пар, преодоление нескрещиваемости и др.).

Моуэт Фарли

МОУЭТ - (Mowat) Фарли (р. 1921) - канадский натуралист, писатель. Пишет на английском языке. В книгах "Люди Оленьего края" (1952), "Отчаявшийся народ" (1959) - тревога за судьбу канадских эскимосов. Проблемам экологии посвящены книги "Не кричи, волки!" (1963) и "Трагедии моря" (1984), в которой звучит предостережение о губительных последствиях хищнической деятельности человека, рассматриваемой в нравственном аспекте. Книга "Сибирь. Мое открытие Сибири" (1970).

Орбели Леон Абгарович

ОРБЕЛИ Леон Абгарович (1882-1958) - российский и армянский физиолог, один из создателей эволюционной физиологии, академик (1935) и вице-президент (1942-46) АН СССР, академик АН Армении (1943), АМН (1944), Герой Социалистического Труда (1945), генерал-полковник медицинской службы (1944). Брат И. А. Орбели. Труды по физиологии вегетативной нервной системы, боли, анализаторов, подкорковых центров. Развил новое направление- эволюционную физиологию. Ряд работ по подводной и авиационной физиологии. Государственная премия СССР (1941).

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (1849-1936), великий русский ученый-физиолог. Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И.М.Сеченова. Руководящим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга - высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных рефлексов. П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психологических проявлений (в частности, неврозов как результата "ошибки" процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П. выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. П. преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных "приборах", производящих высший анализ и синтез раздражителей. Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как "сигналу сигналов" мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П. разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о "динамическом стереотипе" как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения животных существ. П. - лауреат Нобелевской премии (1904).

Плотин

ПЛОТИН - (ок. 204/205-269/270) - греческий философ, основатель неоплатонизма. С 244/45 жил в Риме. 54 сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по 9 сочинений, отсюда название "Эннеады" ("Девятерицы"). В системе Плотина из неистощимой полноты Единого, отождествляемого с Благом, в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: ум - нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и умом - "число"); мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души; телесный мир - космос; материя - неопределенный бескачественный субстрат изменений, пассивная "восприемница" вечных идей - форм (эйдосов). Путь человеческой души - восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.
Сочинения П. были вновь открыты Европою в эпоху Возрождения; появившись сперва по-латыни (в перев. Марсилия Фицина, Флор. 1492), они впервые изданы по-гречески (и лат.) в 1630 г. (в Базеле); далее следует оксфордское издание. 1835 г., парижское 1855, Лейпцигское (Kirchhoff) 1856, берлинское (Н. Moller) 1878 - 80, новейшее лейпцигское (Volkmann) 18834. Переводы: нем. - Миллера, франц. - Булье. Литература. Кроме общих сочинений об александрийской философии и новоплатонизме, собственно о П. - Kirchner, "Die Philos. des Plot. ". (Галле, 1854); Н. v Kleist, "Plotinische Studien"(Гeйдeльбepг, 1883); Volkmann, "Die Hohe der antik. Aesthetik, oder Plot's Abhandlung v. Schonen" (Штетт., 1860); Brenning, "Die Lehre vom Schonen bei Plot." (Геттинг., 1864); Vitringa, "De egregio, quod in rebus corporeis constituit Plotinus, pulchri principio" (Амстерд., 1864); M. Владиславлева "Философия П." (СП б. 1868).Вл.С.

Плотин

ПЛОТИН - (ок. 204/205-269/270) - греческий философ, основатель неоплатонизма. С 244/45 жил в Риме. 54 сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, разделившим их по 9 сочинений, отсюда название "Эннеады" ("Девятерицы"). В системе Плотина из неистощимой полноты Единого, отождествляемого с Благом, в процессе его эманации проистекают три главные субстанции бытия: ум - нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между Единым и умом - "число"); мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души; телесный мир - космос; материя - неопределенный бескачественный субстрат изменений, пассивная "восприемница" вечных идей - форм (эйдосов). Путь человеческой души - восхождение от чувственного мира к слиянию с Единым в экстазе. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.
Сочинения П. были вновь открыты Европою в эпоху Возрождения; появившись сперва по-латыни (в перев. Марсилия Фицина, Флор. 1492), они впервые изданы по-гречески (и лат.) в 1630 г. (в Базеле); далее следует оксфордское издание. 1835 г., парижское 1855, Лейпцигское (Kirchhoff) 1856, берлинское (Н. Moller) 1878 - 80, новейшее лейпцигское (Volkmann) 18834. Переводы: нем. - Миллера, франц. - Булье. Литература. Кроме общих сочинений об александрийской философии и новоплатонизме, собственно о П. - Kirchner, "Die Philos. des Plot. ". (Галле, 1854); Н. v Kleist, "Plotinische Studien"(Гeйдeльбepг, 1883); Volkmann, "Die Hohe der antik. Aesthetik, oder Plot's Abhandlung v. Schonen" (Штетт., 1860); Brenning, "Die Lehre vom Schonen bei Plot." (Геттинг., 1864); Vitringa, "De egregio, quod in rebus corporeis constituit Plotinus, pulchri principio" (Амстерд., 1864); M. Владиславлева "Философия П." (СП б. 1868).Вл.С.

ПИАЖЕ ЖАН

ПИАЖЕ ЖАН (1896- 1980), швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах ("Речь и мышление ребенка", 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие необходимые особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифицилизм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей "логику чувств" и не выполняющую коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем П. пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсомоторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние, возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперационная стадии сменяются операционной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую П. датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам ("Психология интеллекта", 1946). Принципы операционной концепции интеллекта П. считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией.

Радаков Василий Николаевич

Радаков Василий Николаевич - Радаков (Василий Николаевич) - доктор медицины и орнитолог, родился в 1836 г.; окончил курс в Московском университете. Принимал деятельное участие в устройстве московского зоологического сада, политехнической выставки и Политехнического музея в Москве. Во время турецкой кампании 1876 - 1878 годов состоял корпусным врачом и производил орнитологические и антропологические изыскания на театре войны. Состоит военно-медицинским инспектором Приамурского округа (в Хабаровске). Главнейшие работы Радакова посвящены орнитологии Европейской России и Балканского полуострова.

Рогинский Симон Залманович

Рогинский Симон Залманович (1900-70) - российский физикохимик, член-корреспондент АН СССР (1939). Труды по катализу, кинетике гетерогенных реакций, химии изотопов и их применению. Государственная премия СССР (1941, 1949).

Рулье Карл

Рулье Карл - Рулье (Карл) - русский зоолог и доктор медицины (1814 - 58). Родители его французского происхождения. Кончил курс в Московской медико-хирургической академии. Состоял адъюнктом при академии, а потом профессором зоологии в Московском университете. Был первым директором комитета акклиматизации животных и растений и издавал при Обществе испытателей природы первый естественно-исторический популярный журнал в России "Вестник естественных наук", в котором поместил ряд талантливых статей. Р. был даровитым представителем биологического направления в геологии и одним из сторонников трансформизма в России. Будучи многосторонним ученым, он оставил исследования по зоологии, палеонтологии и геологии. После него осталось несколько учеников, занимавших кафедры в Московском университете. Главнейшие работы Р.: "Aegoceros Pallasii, ein neuer russischer Zweihufer" ("Bull. de la Soc. de Mos.", 1841), "Les principales variations de Terebratula acuta, dans l'Oolithe de Moscou" (ib., 1844), несколько статей по геологии и палеонтологии окрестностей Москвы (ib., 1846 - 48 и 49) и другие. Биография Р. составлена его учеником А. Богдановым (в "Известиях Московского Общества Любителей Естествознания").

Северцов Алексей Николаевич

Северцов Алексей Николаевич - Северцов (Алексей Николаевич) - сын Н.А. Северцова , профессор зоологии Юрьевского университета. Родился в Москве в 1866 г. По окончании курса гимназии поступил на физико-математический факультет Московского университета, где занимался под руководством профессора Мензбира. С 1893 по 1898 г. состоял приват-доцентом Московского университета. В 1895 г. защитил магистерскую, а в 1898 г. докторскую диссертацию. За границей занимался под руководством Купфера и Флемминга. С 1898 г. Северцов состоит профессором Юрьевского университета. Главнейшие работы его касаются метамерии головы позвоночных животных, а именно: "Ueber einige Eigenthumlichkeiten in der Entwickelung des Schadels von Relobates furcus" ("Bull. de la Soc. des Naturalistes de Moscou", 1891); "Zur Frage uber die Segmentirung des Kopfmesoderms bei Pelobates fuscus" (ib., 1892); "Развитие затылочной области низших позвоночных в связи с вопросом о метамерии головы" ("Ученые Записки Императорского Московского университета", 1895); "Beitrage zur Entwickelungsgeschichte des Werbelthierschadels" ("Anat. Anzeig.", 1897); "Die Metamerie des Kopfes von Torpedo" (ib., 1898). В. М. Ш.

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829 - 1905), великий русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения ("Рефлексы головного мозга", 1863). Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего на открытие "центрального торможения" - тормозного влияния нервных центров), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре рефлекторны. При этом рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием. В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системы организации нервно-психической деятельности. С. обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности (включая математическое и философское знание) ("Элементы мысли", 1878). Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения С. распространил на становление личности (человеческого Я). Ребенок, вырастая, интерио-резирует образы людей, которые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активности. Подвергнув критике интроспекционизм, С. выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой. Идеи С. стали основополагающими для многих направлений русской психологии.

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (р. 1904), американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию "оперантного" (от "операция") научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Первоначально С. изучил оперантное поведение на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов ("Поведение организмов", 1938). Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, С. распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого С. сильны элементы механицизма. С. выступил с утопическими проектами переустройства общества на основе оперантного бихевиоризма об управлении человеческим поведением, что вызвало резкую критику этих идей со стороны прогрессивных ученых в разных странах, в том числе в США.

СОКРАТ

СОКРАТ - (ок. 470-399 до н. э.) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода (см. Майевтика). Был обвинен в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи" и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Тинберген Николас

Тинберген (Tinbergen) Николас (1907 Гаага, Нидерланды - 1988, Оксфорд, Англия) - нидерландский биолог, зоопсихолог, один из основателей этологии. В 1932 г. защитил докторскую диссертацию в Лейденском университете. С 1947 г. - профессор экспериментальной биологии Лейденского университета, с 1966 г. - профессор зоологии Оксфордского университета. Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1973 г. (вместе с К. Лоренцом - и К. Фришем). Совместно с Лоренцом разработал учение об развитии инстинктивного поведения животных в фило - и онтогенезе. Сделал попытку применить этологию к поведению людей. Сочинения. Мир серебристой чайки. М.: Мир, 1974; Поведения животных. М.: Мир, 1985; Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993.

ТОЛМЕН ЭДУАРД ЧЕЙС

ТОЛМЕН ЭДУАРД ЧЕЙС (1886-1959), американский психолог, теоретик необихевиоризма. Разработал систему, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. В противовес "строгому" бихевиоризму Дж.Уотсона доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа "стимул-реакция", а из целостных актов, которые включают мотив и цель, различие свойств вещей и их структурных отношений, построение и проверку гипотез и т.д. Все эти внутренние моменты объединялись Т. как образования физические, а не психологические. Исследования Т. внесли много нового в трактовку "классическим" бихевиоризмом процесса обучения. Преодолевая механический взгляд на упражнение и подкрепление, свойственный бихевиоризму, Т. показал, что упражнение предполагает образование познавательных структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует, например, при исследовании животным ситуации возможного действия ("латентное научение"). Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими зарубежными теориями обучения, в концепции Т. можно найти методологические просчеты: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейромеханизмы игнорировались как "ненаблюдаемое", целенаправленность действия не получила причинного объяснения ("Целенаправленное поведение у животных и человека", 1932).

Сетон-Томпсон Эрнест

СЕТОН-ТОМПСОН - (Seton Thompson) Эрнест (1860-1946) - канадский писатель, художник-анималист. Писал на английском языке. Рассказы (книги "Жизнь диких животных", т. 1-8, 1925-27; "Жизнь тех, на кого охотятся", 1901; "Книга о лесе" 1912). Иллюстрировал свои произведения рисунками на полях.

ТОРНДАЙК ЭДУАРД ЛИ

ТОРНДАЙК ЭДУАРД ЛИ (1874-1949), американский психолог и педагог. Первая работа Т. "Ум животных" (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса изучения. Помещая в "проблемные" ящики - экспериментальные устройства различной степени сложности - подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян), Т. фиксировал характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Ход опытов и его результаты изображались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им "кривой научения") дал Т. основание утверждать, что животное действует методом "проб, ошибок и случайного успеха". Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Т. внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения ("закон упражнения", "закон эффекта", "закон готовности" и др.), носящих по его мнению, универсальный характер. Он отрицал качественное различие между навыками животных и человека. С механистиче-ски-биологизаторских позиций Т. разрабатывал проблемы поведенческой психологии. Ему принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного определения уровня психического развития он разработал систему ментиметрических приемов (тестов). Впоследствии Т. внес ряд коррективов в модель научения, признал, в частности, значение сенсорного контроля для образования навыков. Вместе с тем, оставаясь верным принципу биологической предопределенности человеческого поведения, Т. защищал реакционные взгляды на умственное развитие человека. Исследования Т. дают основание утверждать, что он подготовил возникновение бихевиоризма.

УОТСОН ДЖОН БРОДЕС






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.