Обратная связь
|
Лабораторный практикум не предусмотрен Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ярославский государственный педагогический
Университет имени К.Д. Ушинского
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе__________________В.П. Завойстый
«__»_____________2011 г.
Программа учебной дисциплины
«Статистика финансов»
Рекомендуется для направления
Профессиональное обучение (экономика и управление)»
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Разработчики
Доцент, к.э.н., к.п.н. ____________________ Н. С. Россиина
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
ассистент ____________________ Ю. Б. Терехович
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Утверждено
На заседании кафедры «25» марта 2011 г.
Протокол №8
Заведующий кафедрой __________________________ Кравчук А.Ю.
1. Цели и задачи дисциплины:
Цели:
- дать слушателям представление об основных концепциях, определениях и показателях статистики финансов, статистических системах учета финансовых потоков и активов государства, информационных потребностях сектора государственного управления в достоверных статистических данных на различных бюджетных уровнях,
- познакомить с практическими возможностями статистического анализа государственных финансов в народнохозяйственном контексте, сформировать навыки работы с официальными и альтернативными источниками данных статистики финансов, а также навыки для проведения международных сопоставлений результатов деятельности органов государственного управления.
Задачи дисциплины:
- изучение содержания управленческой деятельности и основных концепций менеджмента;
- изучение всех компонентов управленческой деятельности, проблем психологии и этики менеджмента;
- ознакомление студентов с наиболее важными вопросами менеджмента;
- формирование у студентов современного управленческого мышления;
- знакомство с современными теориями управления;
- выработка навыков научного анализа управленческих проблем;
- изучение методов управления организацией и выработка навыков их применения.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП): Дисциплина «Статистика» относится к дисциплинам по выбору Математического и естественнонаучного цикла отраслевой подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Б.2.ДВ2.1).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (указывается в соответствии с ФГОС ВПО):
Код, компетенция
| Проявления компетенции
| Формы проверки компетенции
| Виды заданий для самостоятельной работы
| способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умением использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15)
| Знатьосновные методы гуманитарных, социальных и экономических наук;
Уметьна практике использовать методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности;
Владетьнавыками научного анализа социально значимых проблем и процессов.
| Семинар
| Доклад, реферат
| готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17)
| Знатьосновные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности
Уметьиспользовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности
Владетьготовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности
| Деловая игра, дискуссия
| Анализ экономической ситуации
| способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22)
| Знатьтребования к работе над текстами;
Уметьосуществлять подготовку и редактирование текстов;
Владеть навыкамиподготовки и редактирования текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности
| Дискуссия, диспут, дебаты
| Анализ экономического текста, составление плана
| Способность обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25)
| Знатьобщие требования к профессионально-педагогическим действиям специалиста;
Уметьобосновывать профессионально-педагогические действия;
Владетьнавыками анализа профессионально-педагогических действий.
| Деловая игра, дискуссия
| Анализ экономической ситуации
| умение моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26)
| Знатьстратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач
Уметьмоделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач
Владетьумением моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач
| Деловая игра, дискуссия
| Анализ экономической ситуации
| готовность анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27)
| Знатьтребования к анализу информации;
Уметьанализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности
Владетьметодикой анализа информации для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности
| Конференция, метод проектов
| Доклад, реферат
| способность анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5)
| Знатьпрофессионально-педагогические ситуации
Уметьанализировать профессионально-педагогические ситуации
Владетьспособностью анализировать профессионально-педагогические ситуации
| Производственная и педагогическая практика
| Прогноз положения на региональном рынке труда
| способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15)
| Знатьосновы прогнозирования результатов деятельности;
Уметьпрогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности;
Владетьнавыками прогноза результатов профессионально-педагогической деятельности
| Производственная и педагогическая практика
| Прогноз положения на региональном рынке труда
| готовность к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26)
| Знатьосновы анализа и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях;
Уметьанализировать и организовывать хозяйственно-правовую деятельность в учебно-производственных мастерских и на предприятиях
Владетьнавыками анализа и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях
| Производственная практика
| Отчет по практике
| готовность к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30)
| Знать основыорганизации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений;
Уметьорганизовывать деятельность обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений;
Владетьнавыками организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений.
| Технология портфолио
| Составить образцы (примеры) портфолио
| способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32)
| Знатьпередовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности);
Уметьиспользовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности);
Владетьнавыками использования передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии (специальности).
| Производственная практика
| Отчет по практике
| СК-1 Способен осуществлять сбор, анализ, обработку и интерпретацию данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
| Знать: основные методы сбора и обработки данных
Уметь: осуществлять сбор, анализ, обработку данных
Владеть:навыками сбора, анализа, обработки данных, необхожимых для решения поставленных учебно-дидактических задач.
| Дискуссия, дебаты
| Доклады, рефераты
| СК-3 Способность применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели
| Знать:количественные и качественные методы анализа
Уметь:строить экономические и финансовые модели
Владеть:навыками принятия эффективных управленческих решений на основе проведенного анализа
| Практическая работа
| Выполнение практических расчетов по бухгалтерской отчетности предприятия.
| СК-4
Способен проводить оценку инвестиционных проектов и различных финансовых инструментов в конкретных условиях инвестирования и финансирования
| Знать основные финансовые ин6струменты
Уметь осуществлять сбор, анализ и обработку данных в конкретной ситуации
Владеть способностью проводить оценку инвестиционных проектов в конкретных условиях
| Метод проектов, практическая работа.
| Коэффициентный анализ бухгалтерской финансовой отчетности
| СК-6
Способен анализировать взаимосвязи между различными функциональными стратегиями организаций с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
| Знать функциональные стратегии организации
Уметь анализировать взаимосвязи между различными функциональными стратегиями организаций
Владеть способностью принимать сбалансированные управленческие решения
| Метод проектов, практическая работа.
| Коэффициентный анализ бухгалтерской финансовой отчетности
| 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
| | | | Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовая работа (проект)
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| -
| -
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| анализ современной экономической ситуации
|
|
|
|
|
| решение вариативных задач
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| Зачет
| Зачет
|
|
|
| Общая трудоемкость часов
зачетных единиц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | 5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела (в дидактических единицах)
|
| Предмет, метод и задачи статистики финансов.
| Область наблюдения статистики финансов: функциональное и институциональное разграничение. Общий государственный бюджет. Непосредственная государственная служба. Косвенная государственная служба. Основные разделы статистики финансов. Система показателей статистики финансов: финансовое планирование и бюджетные расчёты, учёт государственной задолженности и активов государства, статистика налогообложения и балансы органов государственного управления. Проблемы финансовой статистики в переходной экономике. Система обследований статистики финансов на разных бюджетных уровнях: периодичность, регистрируемые признаки, используемые группировки и вопросы организации, пробелы в системе обследований. Потребность в данных статистики финансов.
|
| Современная организация статистики финансов.
| Организация государственных работ по сбору и анализу финансовой информации. Особенности организации статистики финансов и ее важнейшие задачи.
|
| Основы финансово-экономических расчетов.
| Суть и задачи финансово-экономических расчетов. Расчеты при начислении простых и сложных процентов. Оценка потоков финансовых платежей. Система национальных счетов.
|
| Статистика государственного бюджета.
| Суть, значение и задачи статистики государственного бюджета. Бюджетная классификация. Система показателей статистики государственного бюджета. Бюджет-брутто и бюджет-нетто.
|
| Статистика финансовых результатов хозяйственной деятельности.
| Задачи статистики финансовых результатов. Показатели финансового состояния хозяйственной деятельности. Показатели статистики доходов, прибыли и рентабельности. Абсолютные и относительные показатели хозяйственной деятельности предприятия.
| 6.
| Банковская статистика.
| Сущность и функции сберегательного дела. Система показателей банковской статистики. Статистический анализ банковской деятельности. Виды, направления и структура банковского анализа.
| 7.
| Биржевая статистика.
| Задачи биржевой статистики. Система показателей фондовых бирж. Статистические методы анализа показателей биржевой деятельности.
| 8.
| Статистика страхования
| Понятие страхования и задачи статистики страхования. Важнейшие классификации и группировки в статистике страхования. Статистические показатели деятельности страховых компаний. Накопительная, перераспределительная, возместительная функции страхования.
| 9.
| Статистика денежного обращения.
| Информационное обеспечение статистики денежного обращения. Система показателей статистики денежного обращения. Денежные агрегаты, денежный оборот, денежная масса. Купюрный состав денежного оборота.
| 10.
| Статистика кредитования
| Понятие кредита и анализ кредитной деятельности. Анализ оборачиваемости кредитов и кредитных рисков. Классификация кредитных рисков и причины их возникновения.
| 11.
| Статистика инвестиционной деятельности.
| Понятие кредита и анализ кредитной деятельности. Анализ оборачиваемости кредитов и кредитных рисков. Классификация кредитных рисков и причины их возникновения.
| 12.
| Статистика внешнеэкономической деятельности.
| Предмет и задачи статистики внешнеэкономической деятельности. Статистика платежного баланса. Составные элементы платежного баланса: расчет текущих операций, расчет операций с капиталом.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих)
дисциплин
| №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Бизнес-планирование
|
|
| *
| *
| *
| *
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Экономика предприятия
|
|
| *
|
| *
| *
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Финансовый менеджмент
|
|
| *
|
| *
| *
| *
| *
| *
| *
| *
| *
|
| Банковское дело
|
|
| *
| *
| *
| *
| *
|
| *
| *
| *
| *
| 5.3 Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Практ. занятия
| Лабор. занятия
| Семинар. занятия
| Самост. работа студ.
| Всего часов
|
| Предмет, метод и задачи статистики финансов.
|
|
|
|
|
|
|
| Современная организация статистики финансов.
|
|
|
|
|
|
|
| Основы финансово-экономических расчетов.
|
|
|
|
|
|
|
| Статистика государственного бюджета.
|
|
|
|
|
|
|
| Статистика финансовых результатов хозяйственной деятельности.
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Банковская статистика.
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Биржевая статистика.
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Статистика страхования
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Статистика денежного обращения.
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Статистика кредитования
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Статистика инвестиционной деятельности.
|
|
|
|
|
|
| 12.
| Статистика внешнеэкономической деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
Лекции
№
п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика лекций
| Трудоемкость (час.)
|
|
| Предмет, метод и задачи статистики финансов.
|
|
|
| Современная организация статистики финансов.
|
|
|
| Основы финансово-экономических расчетов.
|
|
|
| Статистика государственного бюджета.
|
|
|
| Статистика финансовых результатов хозяйственной деятельности.
|
| 6.
| 6.
| Банковская статистика.
|
| 7.
| 7.
| Биржевая статистика.
|
| 8.
| 8.
| Статистика страхования
|
| 9.
| 9.
| Статистика денежного обращения.
|
| 10.
| 10.
| Статистика кредитования
|
| 11.
| 11.
| Статистика инвестиционной деятельности.
|
| 12.
| 12.
| Статистика внешнеэкономической деятельности.
|
|
Лабораторный практикум не предусмотрен
|
|