Правонарушения, посягающие на правила осуществления частной охранной (детективной) деятельности, оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) (ч. 1 ст. 20.16). Согласно Закону РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», эти виды деятельности могут осуществляться только при наличии специального разрешения (лицензии) органов внутренних дел. В противном случае – это признается административным правонарушением, субъектами которого могут выступать как физические, так и юридические лица.
Создание в организации службы безопасности без специального разрешения (ч. 2 ст. 20.16). Предприятия, независимо от их организационно-правовых форм, вправе учреждать – при получении соответствующего разрешения – обособленные подразделения (службы безопасности) для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности.
Руководитель предприятия, создавший обособленное подразделение (службу безопасности) для осуществления охранно-сыскной деятельности без разрешения органов внутренних дел, подлежит административной ответственности.
Осуществление негосударственными образовательными учреждениями подготовки кадров для частной детективной или охранной деятельности без специальной лицензии (ч. 3 ст. 20.16). Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, могут осуществлять негосударственные образовательные учреждения, имеющие лицензии Министерства образования РФ. Осуществление этой деятельности без лицензии влечет административную ответственность для руководителейтаких учреждений.
Оказание частных детективных или охранных услуг с нарушением закона (ч. 4. ст. 20.16). Законодательство регламентирует, какие виды услуг включает в себя сыск, а какие – охрану, а также требования по их оказанию.
Оказание частных детективных или охранных услуг, не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных требований – является административным правонарушением, субъектами которого могут быть как частные детективы (охранники), так и руководители частных детективных или охранных организаций.
Нарушение правил оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации[108] (ст. 20.23). Оборот данных средств подлежит лицензированиюФедеральной службой безопасности РФ.
Нарушения правил производства, хранения, продажи, приобретения разработки, ввоза в РФ и вывоза за ее пределы, а также порядка сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации – являются административными правонарушениям, субъектами которых могут быть как физические, так и должностные лица.
Использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст. 20.24). Право на использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, принадлежит только уполномоченным на то государственным органам в рамках осуществления ими оперативно-розыскной деятельности (ОВД, ФСБ, ФСКН, ФСИН и др.).
Частные детективы и охранники не обладают правом осуществлять данную деятельность. Соответственно, использование ими специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, является противозаконным. За такие действия предусмотрена административная ответственность.
[1] См.: Агапов А. Б. Административная ответственность. – М., 2000; Бахрах Д. Н., Ренов Э. В. Административная ответственность. – Екатеринбург, 2008; Россинский Б.В. Административная ответственность – М., 2009; Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. – М., 2007; Старилов Ю.Н. Административное право России. – Воронеж, 2009; и др.
[2] См.: Салищева Н. Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России. – М., 2004; Старилов Ю. Н. Административная реформа: основные проблемы переходного периода. – М., 2004; Россинский Б. В. Административная ответственность. – М., 2009; и др.
[3] См.: Серегин А. В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. – М., 1975. – С. 54.
[4] См., напр.: Алехин А. П. Административная ответственность за правонарушения на транспорте. – М., 1968. – С. 4; Бахрах Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР. – С. 30.
[5]См.: Бахрах Д. Н., Ренов Э. В. Административная ответственность. – Екатеринбург, 2008; Бахрах Д. Н. Административное право России. — М., 2010.
[6] См.: Петров Г. И. Советское административное право: (Общая часть). – Л., 1960.
[7] См.: Лунев А. Е. Указ.соч. – С. 45; Шишов О. Ф. Преступление и административный проступок. – М., 1967. – С. 45; Дедков Л. Л. Советское административное законодательство на страже общественного порядка. – Минск, 1971.
[8] См.: Бахрах Д. Н., Ренов Э. В. Административная ответственность. – Екатеринбург, 2008.
[9] См.: Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения. – Омск, 2008.
[10] См.: Самощенко И. С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. – М., 1963.
[11] См.: Якуба О. М. Советское административное право: (Общая часть). – Киев, 1975; Петров Г. И. Указ.соч.; Строгович М. С. Основные вопросы советской социалистической законности. – М., 1966.
[12] См.: Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения. – Омск, 2008.
[13] См.: Лазарев Б. М. Административное правонарушение и ответственность за их совершение // Сов.гос-во и право. – 1985. – № 8. – С. 35-36.
[14]См.: Бахрах Д. Н., Ренов Э. В. Административная ответственность. – Екатеринбург, 2008.
[15] См.: Административное право / учебник под ред. Л. Л. Попова. – М., 2009.
[16]Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. – М., 1976.
[17] Севрюгин В. Е. Административный проступок: (понятие, признаки, ответственность). – М., 1990.
[18]Бахрах Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР. – М., 1964.
[19] См.: Сов.гос-во и право. – 1940. – № 4.
[20] См., напр.: Гессен В. М. Административное право. – СПб., 1903.
[21] См.: Власов В. А., Студеникин С. С. Советское административное право: учебник для вузов. – М., 1959.
[22] См.: Клюшниченко А. П. Административно-правовая борьба с мелким хулиганством. – М., 1960.
[23] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 2009.
[24]Лазарев Б. М. Административные правонарушения и ответственность за их совершение. – М., 1960.
[25]Административное право: (Общая часть): учебник / под ред. А. П. Коренева. – М., 2000.
[26] См. напр.: Бахрах Д.Н. Административное право России. — М., 2010; и др.
[27] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
[28] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.
[29] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 21. – Ст. 1919.
[30] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
[31] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
[32] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 7. – Ст. 869.
[33] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3803.
[34] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 148.
[35] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2005. – № 6.
[36] Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 25. Ст. 2485.
[37] Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.
[38] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 33. - Ст. 1318.
[39] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219.
[40] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 27. - Ст. 3198.
[41]Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статьи 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 7. – Ст. 787.
[42]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Российская газета – 2006. – 28 июня.
[43] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003.
[44]См.: САП и ПРФ. 1993. № 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 2006. №40. Ст. 3891.
[45]См.: СЗРФ. 1999. №40. Ст. 4861.
[46]См. СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
[47] Иначе, ответственность наступает по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)», - влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
[48]См.: СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
[49] ФЗ от 27.07.2006 N 139-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». СЗ РФ. 2006, N 31 (1 ч.). Ст. 3438.
[50] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 11 ноября 2008 г.) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, декабрь, 2006.
[51] СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 1). Ст. 3431.
[52] СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 1). Ст. 3430.
[53] Ведомости СНД и ВС РФ.1992. N 10. Ст. 492.
[54]СЗРФ. 1998. № 2. Ст. 219; 2003. N 27. Ст. 2700; 2006. N44. Ст. 4535.
[55]СЗРФ. 1998. № .26. Ст. 3006.
[56]СЗРФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
[57]СЗРФ. 1999. № 14. Ст. 140.
[58] СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.
[59] Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли: Санитарные правила и нормы // М., Информационно - издательский центр Госкомсанэпиднадзора РФ, 1995.
[60] СЗ РФ. 2002. № 52 (Ч.1). Ст. 5140.
[61] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.
[62] СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.
[63] САПП РФ. 1993. № 32. Ст. 3017.
[64] СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.
[65] СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3657.
[66] СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.
[67] СЗ РФ. 2005. № 10. Ст. 759.
[68] СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
[69] СЗ РФ. 2001. № 21. Ст. 2084.
[70] СЗ РФ. 2001. № 21. Ст. 2083.
[71] СЗ РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 34.
[72] О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01 апреля 1993г. № 4730-1 (с изм. и доп. на 31 мая 2010 г.)// Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 17. - Ст. 594; Собр. законодательства РФ. – 2010. - № 23. - Ст. 2792.
[73] О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ (с изм. от 07 апреля 2010 г.)// Собр. законодательства РФ. – 1996. - № 34. - Ст. 4029; 2010. - № 15. – Ст. 1756.
[74] Об утверждении Правил пограничного режима: приказ ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. № 458 (с изм. на 27 июля 2009 г.)// Рос.газета. – 2007. – 24 нояб; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2009. - № 36.
[75] О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998г. № 155-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009г.) // Собр. законодательства РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3833; 2009. - № 52 (1 ч.). - Ст. 6440.
[76] Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009 г.)//Собр. законодательства РФ. – 1998. - № 51. - Ст. 6273; 2009. - № 52 (1 ч.). - Ст. 6440.
[77] Об утверждении Порядка прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) и Системы контрольных пунктов (точек): приказ ФСБ РФ № 56, Росрыболовства № 91 от 15 февраля 2010 г. //Российская газета. – 2010. – 12 март.
[78] О континентальном шельфе Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 1995г. № 187-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009г.) //Собр. законодательства РФ. – 1995. - № 49. - Ст. 4694; 2009. - № 52 (1 ч.). - Ст. 6440.
[79] См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 30. – Ст. 3285.
[80] См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 47. – Ст. 4911.
[81] Об установлении на 2010 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. № 1031//Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 51. - Ст. 6331.
[82] О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации :Федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ с изм. и доп. на 6 января 2007 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3032; 2003. – № 27(ч.1). – Ст. 2700, № 46 (ч.1). – Ст. 4437; 2004. – № 35. – Ст. 3607; № 45. – Ст. 4377; 2006. – № 30. – Ст. 3286, № 31(ч.1). – С. 3420; 2007. – № 1(ч.1). – Ст. 21.
[83] О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию :Федер. закон от 15 августа 1996 г. № 114–ФЗ с изм. и доп. на 10 января 2007 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 34. –Ст. 4029; 1998. – № 30. – Ст. 3606; 1999. – № 26. – Ст. 3175; 2003. – № 2. – Ст. 159, № 27 (ч.1). – Ст. 2700; 2004. – № 27. – Ст. 2711; 2006. – № 27. – Ст. 2877, № 31 (ч.1). – Ст. 3420; 2007. - № 1 (ч.1). – Ст. 29; № 3. – Ст. 410.
[84] О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федер. закон от 18 июля 2006 г. № 109–ФЗ: Принят Государственной Думой Федер. Собр. РФ 30 июня 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. –№ 30. – Ст. 3285.
[85] Об установлении на 2010 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. № 1031//Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 51. - Ст. 6331.
[86] См.: Документ не был опубликован. СПС «Консультант-Плюс».
[87] См.: О беженцах: Федер. закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 12. – Ст. 425.
[88] См.: О вынужденных переселенцах: Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 12. – Ст. 427.
[89] СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
[90] Агапов А.Б. Административная ответственность. М., 2000. С. 216.
[91] КоАП РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях. 2002 г.
[92] Например, ст. 20.20 и 20.22 КоАП РФ.
[93] Тимошенко И.В. Понятийный аппарат законодательства об административной ответственности: состояние и направления развития: Автореф. дис. д-ра юрид... наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 22.
[94] Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1963. № 7.
[95] Вначале она была закреплена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5362-VI «Об усилении ответственности за хулиганство», затем – КоАП РСФСР (ст. 158) и КоАП РФ (ст. 20.1). Редакция мелкого хулиганства была изменена Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ.
[96] Административное право: Часть вторая. Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 177.
[97] К представителям власти относится любое лицо, наделенное законодательством правом принимать решения, обязательные для исполнения организационно неподчиненными субъектами.
[98] КоАП РФ (примечание к ст. 6.10); Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
[99] Ст. 40 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
[100] Рецепты, содержащие назначение наркотиков, выписываются на специальных бланках, форма которых, порядок регистрации, учета, хранения, оформления устанавливаются федеральным органами здравоохранения по согласованию с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).
[101] Под одурманивающими веществами понимаются вещества растительного или синтетического происхождения, соответствующие критериям для включения их в список одурманивающих веществ. Одурманивающими веществами могут являться обычные лекарственные препараты (клофелин, смесь димедрола с алкоголем и т. д.) либо предметы бытовой химии (например, клей, лаки, ацетон, хлороформ, бензин, эфир), при передозировке или вдыхании паров которых у человека наступает торможение или расслабление психики.
[102] Кроме нарушений правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ) и на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ).
[103] При причинении тяжкого вреда здоровью человека ответственность наступает согласно ст. 219 УК РФ.
[104] Порядок сбора и освещения информации о контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.
[105] Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
[106] Не является противоправным демонстрирование нацистской атрибутики и символики в качестве музейных экспонатов, в документальных и художественных фильмах и т. д., если при этом не преследуется цель пропаганды такой символики или атрибутики, а также в целях пропаганды антифашизма.
[107] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. М.: Юрайт-Издат. 2002. С. 481.
[108]Средства получения и регистрации акустической информации; визуального наблюдения и документирования; прослушивания телефонных переговоров; перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; контроля почтовых сообщений и отправлений; контроля за перемещением транспортных средств и др.
|