Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные источники истории Отечества и его историография. Хронология истории.

Тема 1. «Отечественная история» как наука и учебный предмет

План

1. Место и значение курса «Отечественная история» в системе гуманитарных и специальных дисциплин в ДонГУУ. Объект, предмет и задачи курса. Методология исследований.

2. Основные источники истории Отечества и его историография. Хронология истории.

3. Актуальность курса. Донбасс как исторический регион.

 

Уважаемые студенты! Сегодня в стенах нашего университета мы начинаем изучать новый предмет «Отечественная история». В чем заключается его важность и значение?

1. Не может быть высококвалифицированным специалист, если он не будет знать историю своей страны, региона, своего города, села где он родился и живет. В свое время Н.Г.Чернышевский писал: «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории».

2. Велика роль знаний истории в воспитании гражданской сознательности, патриотизма в классическом смысле этого слова.

3. Относительно вашей будущей деятельности на созидательной ниве, то в контексте нашего курса вы должны знать историю зарождения и развития менеджмента, маркетинга, финансовой системы начиная с зарождения человеческой цивилизации до сегодняшнего дня (натуральный обмен, торговля, ремесло, мануфактуры, формирование рынка, создание промышленных предприятий, сферы услуг, совершенствование управлением экономикой и банковской системой и т.д.).

Для вашей успешной деятельности вы должны знать и использовать исторический опыт в организации управления и предпринимательства, как отечественный, так и зарубежный, учитывать свою специфику. Если, например, взять наш край, Донбасс. Он очень интересен в этом плане.



В первую очередь это:

а) особенности заселения края. «Дикое поле». Начало экономического развития с учетом природных богатств (соль, уголь, земля и др.);

б) развитие предпринимательства и управленческой инициативы (особенно после 1861 года);

в) специфика формирования национального состава населения Донбасса на всех этапах его политического и социально-экономического развития.

Знания и глубокое понимание прошлого позволяет объективно оценить настоящее, разобраться в сложных и противоречивых процессах политического и социально-экономического характера. История «уму не учит», но силой примеров из прошлого может помочь всем, кто желает усвоить ее уроки «дабы не наступать на одни и те же грабли». В своей практической деятельности вы должны будете учитывать положительный и отрицательный опыт исторических процессов.

Объектом Отечественной истории как науки является та реальная история общественной жизни с древнейших времен до наших дней, которая протекала на территории Донбасса. Между тем, историков, изучающих прошлое, не может не интересовать взаимоотношение живших в нашем крае народов (русичей, греков, татар, сербов, поляков, болгар, немцев и др.) с другими частями мирового сообщества.

Предметкурса. Если для науки объектом служит вся реальная история, то ее предметом являются закономерности исторического процесса. В нашем случае это закономерности возникновения и развития разнообразной политической, социальной и духовной деятельности человеческого общества и государств на разных этапах (зарождение, этап развития, кульминация развития, спад, распад или поглощение, снова развитие в новых условиях и т.д.).

Методология исторической науки.

Метод (способ исследования) – путь исследования, способ построения и обоснование знаний. Актуальной остается проблема выбора методологии – науки о методах, подходах и критерии оценки исторических процессов и явлений.

Больше чем 2000 лет тому назад возникли основные общенаучные подходы в исторической мысли. Они существуют и ныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории, которые стыкуются с метафизическими или диалектическими методами познания.

Представители идеалистической концепции истории считают, что дух и сознание первичнее и весомее, чем материя и природа. Материалисты наоборот утверждают, «что бытие определяет сознание». Современная историческая наука базируется на диалектико- материалистическом методе.

Существуют и конкретно-научные, прикладные методы исторических исследований: структурно-функциональный анализ, моделирование, сравнительный, системно-статистический, математический, хронологический, конкретно-социологический и др.

Принципы исторических исследований

Принцип – это основное правило.

1. Принцип историзма – требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и действий в соответствии с конкретно-историческими условиями, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление необходимо изучать в его развитии: от возникновения до конечного результата.

2. Принцип объективности – предусматривает упор на факты в их действительном содержании, а не подгоном под сиюминутную выгоду. По этой причине историки не должны быть заложниками политиков.

3. Принцип социального подхода – предусматривает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов разных слое населения, разнообразия форм и проявлений в обществе.

4. Принцип альтернативности – обозначает степень вероятности осуществления того или иного явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей – вынести урок на будущее.

 

Основные источники истории Отечества и его историография. Хронология истории.

Изучение «Отечественной истории», как и других стран, базируется на исторических источниках, исследованием которых занимается специальная научная дисциплина – источниковедение.

В науке различают пять основных типов исторических источников:

1. Вещественные – памятники материальной культуры – археологические находки (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные памятки и пр.).

2. Этнографические – памятки быта, культуры, обычаи народа.

3. Лингвистические – данные по истории развития языка.

4. Устные – народные песни, исторические думы, легенды, пересказы, народные пословицы и др.

5. Письменные – являются основою исторических знаний. Делятся на две группы: а) актовые материалы – источники, являющиеся результатом деятельности учреждений, организаций и официальных лиц – грамоты, договоры, протоколы, циркуляры, приказы, статистические данные, стенограммы; б) повествовательные памятки – летописи, воспоминания, дневники, письма, записи, публицистические, экономические, литературные произведения, газетные статьи, очерки, мемуары и др.

Историография(в переводе с греческого – опись истории) – дисциплина, которая изучает историю исторической науки. Эта наука о том, как возникла и развивалась историческая мысль, процесс накопления исторических знаний. Исследует разные направления, течения, школы, концепции исторической науки. Одновременно анализирует изучение исторических источников.

Школы:народническое направление. Основатель М.Максимович (1804-1873 гг.), продолжатели – О.Бодянский (1808-1877 гг.), Н.Космаров (1817-1885 гг.), Антонович (1834-1909 гг.) и др. Суть народнического направления заключалась в первостепенности социально-экономических вопросов над национально-политическими, переподчинение интересов власти чаяниям народа.

Второенаправление поддерживают государственники. Государственную школу основал В.К.Липинский (1882-1931 гг.). Историки-государственникм считали, что важнейшую роль в организации политической, социально-экономической и культурной сферах должно занимать и занимает государство – его надстройка. Советская историография за основу брала классовую борьбу. Современная историческая школа берет за основу общечеловеческие ценности, основу которых составляют: 1) борьба за мир, 2) экология, 3) здравоохранение, 4) спорт, 5) общечеловеческая культура, духовность, религии, 6) меценатство и др.

Хронология истории или периодизация истории – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии человечества. В их основу должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран мира.

Существует множество хронологических схем, среди которых три наиболее характерных. Так, американский историк и этнограф Льюис Генри Морган, обосновываясь на критерии уровня развития продуктивных сил, выделил три эпохи в истории человечества: дикарство, варварство, цивилизация. К.Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, в основу положил способ производства или формационную концепцию: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую формации. Однако, такая периодизация истории человечества была воспринята не всеми обществоведами Запада.

В последнее время многие соглашаются с такой периодизацией: первобытная эпоха, стародавний мир, средневековье, новое время, новейшее время.

Литература

1. Курс лекций по истории Украины (редкол. В.А.Носков и др.). – Донецк: «ЕАИ Пресс», 1994. – С. 3-10.

2. Корпич Л.І, Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: «Одісей», 2001. – С. 4-27.

3. Болбат Т.В., Шевченко В.О. Конспект лекцій з курсу «Історія України»: Навч. посібник. – Донецьк: ДонДАУ, 2002. – С. 3-7.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.