Основные источники истории Отечества и его историография. Хронология истории.
Тема 1. «Отечественная история» как наука и учебный предмет
План
1. Место и значение курса «Отечественная история» в системе гуманитарных и специальных дисциплин в ДонГУУ. Объект, предмет и задачи курса. Методология исследований.
2. Основные источники истории Отечества и его историография. Хронология истории.
3. Актуальность курса. Донбасс как исторический регион.
Уважаемые студенты! Сегодня в стенах нашего университета мы начинаем изучать новый предмет «Отечественная история». В чем заключается его важность и значение?
1. Не может быть высококвалифицированным специалист, если он не будет знать историю своей страны, региона, своего города, села где он родился и живет. В свое время Н.Г.Чернышевский писал: «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории».
2. Велика роль знаний истории в воспитании гражданской сознательности, патриотизма в классическом смысле этого слова.
3. Относительно вашей будущей деятельности на созидательной ниве, то в контексте нашего курса вы должны знать историю зарождения и развития менеджмента, маркетинга, финансовой системы начиная с зарождения человеческой цивилизации до сегодняшнего дня (натуральный обмен, торговля, ремесло, мануфактуры, формирование рынка, создание промышленных предприятий, сферы услуг, совершенствование управлением экономикой и банковской системой и т.д.).
Для вашей успешной деятельности вы должны знать и использовать исторический опыт в организации управления и предпринимательства, как отечественный, так и зарубежный, учитывать свою специфику. Если, например, взять наш край, Донбасс. Он очень интересен в этом плане.
В первую очередь это:
а) особенности заселения края. «Дикое поле». Начало экономического развития с учетом природных богатств (соль, уголь, земля и др.);
б) развитие предпринимательства и управленческой инициативы (особенно после 1861 года);
в) специфика формирования национального состава населения Донбасса на всех этапах его политического и социально-экономического развития.
Знания и глубокое понимание прошлого позволяет объективно оценить настоящее, разобраться в сложных и противоречивых процессах политического и социально-экономического характера. История «уму не учит», но силой примеров из прошлого может помочь всем, кто желает усвоить ее уроки «дабы не наступать на одни и те же грабли». В своей практической деятельности вы должны будете учитывать положительный и отрицательный опыт исторических процессов.
Объектом Отечественной истории как науки является та реальная история общественной жизни с древнейших времен до наших дней, которая протекала на территории Донбасса. Между тем, историков, изучающих прошлое, не может не интересовать взаимоотношение живших в нашем крае народов (русичей, греков, татар, сербов, поляков, болгар, немцев и др.) с другими частями мирового сообщества.
Предметкурса. Если для науки объектом служит вся реальная история, то ее предметом являются закономерности исторического процесса. В нашем случае это закономерности возникновения и развития разнообразной политической, социальной и духовной деятельности человеческого общества и государств на разных этапах (зарождение, этап развития, кульминация развития, спад, распад или поглощение, снова развитие в новых условиях и т.д.).
Методология исторической науки.
Метод (способ исследования) – путь исследования, способ построения и обоснование знаний. Актуальной остается проблема выбора методологии – науки о методах, подходах и критерии оценки исторических процессов и явлений.
Больше чем 2000 лет тому назад возникли основные общенаучные подходы в исторической мысли. Они существуют и ныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории, которые стыкуются с метафизическими или диалектическими методами познания.
Представители идеалистической концепции истории считают, что дух и сознание первичнее и весомее, чем материя и природа. Материалисты наоборот утверждают, «что бытие определяет сознание». Современная историческая наука базируется на диалектико- материалистическом методе.
Существуют и конкретно-научные, прикладные методы исторических исследований: структурно-функциональный анализ, моделирование, сравнительный, системно-статистический, математический, хронологический, конкретно-социологический и др.
Принципы исторических исследований
Принцип – это основное правило.
1. Принцип историзма – требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и действий в соответствии с конкретно-историческими условиями, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление необходимо изучать в его развитии: от возникновения до конечного результата.
2. Принцип объективности – предусматривает упор на факты в их действительном содержании, а не подгоном под сиюминутную выгоду. По этой причине историки не должны быть заложниками политиков.
3. Принцип социального подхода – предусматривает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов разных слое населения, разнообразия форм и проявлений в обществе.
4. Принцип альтернативности – обозначает степень вероятности осуществления того или иного явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей – вынести урок на будущее.
Основные источники истории Отечества и его историография. Хронология истории.
Изучение «Отечественной истории», как и других стран, базируется на исторических источниках, исследованием которых занимается специальная научная дисциплина – источниковедение.
В науке различают пять основных типов исторических источников:
1. Вещественные – памятники материальной культуры – археологические находки (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные памятки и пр.).
2. Этнографические – памятки быта, культуры, обычаи народа.
3. Лингвистические – данные по истории развития языка.
4. Устные – народные песни, исторические думы, легенды, пересказы, народные пословицы и др.
5. Письменные – являются основою исторических знаний. Делятся на две группы: а) актовые материалы – источники, являющиеся результатом деятельности учреждений, организаций и официальных лиц – грамоты, договоры, протоколы, циркуляры, приказы, статистические данные, стенограммы; б) повествовательные памятки – летописи, воспоминания, дневники, письма, записи, публицистические, экономические, литературные произведения, газетные статьи, очерки, мемуары и др.
Историография(в переводе с греческого – опись истории) – дисциплина, которая изучает историю исторической науки. Эта наука о том, как возникла и развивалась историческая мысль, процесс накопления исторических знаний. Исследует разные направления, течения, школы, концепции исторической науки. Одновременно анализирует изучение исторических источников.
Школы:народническое направление. Основатель М.Максимович (1804-1873 гг.), продолжатели – О.Бодянский (1808-1877 гг.), Н.Космаров (1817-1885 гг.), Антонович (1834-1909 гг.) и др. Суть народнического направления заключалась в первостепенности социально-экономических вопросов над национально-политическими, переподчинение интересов власти чаяниям народа.
Второенаправление поддерживают государственники. Государственную школу основал В.К.Липинский (1882-1931 гг.). Историки-государственникм считали, что важнейшую роль в организации политической, социально-экономической и культурной сферах должно занимать и занимает государство – его надстройка. Советская историография за основу брала классовую борьбу. Современная историческая школа берет за основу общечеловеческие ценности, основу которых составляют: 1) борьба за мир, 2) экология, 3) здравоохранение, 4) спорт, 5) общечеловеческая культура, духовность, религии, 6) меценатство и др.
Хронология истории или периодизация истории – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии человечества. В их основу должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран мира.
Существует множество хронологических схем, среди которых три наиболее характерных. Так, американский историк и этнограф Льюис Генри Морган, обосновываясь на критерии уровня развития продуктивных сил, выделил три эпохи в истории человечества: дикарство, варварство, цивилизация. К.Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, в основу положил способ производства или формационную концепцию: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую формации. Однако, такая периодизация истории человечества была воспринята не всеми обществоведами Запада.
В последнее время многие соглашаются с такой периодизацией: первобытная эпоха, стародавний мир, средневековье, новое время, новейшее время.
Литература
1. Курс лекций по истории Украины (редкол. В.А.Носков и др.). – Донецк: «ЕАИ Пресс», 1994. – С. 3-10.
2. Корпич Л.І, Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: «Одісей», 2001. – С. 4-27.
3. Болбат Т.В., Шевченко В.О. Конспект лекцій з курсу «Історія України»: Навч. посібник. – Донецьк: ДонДАУ, 2002. – С. 3-7.
|