Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ, ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ТЕКСТА

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Заголовок научного текста отражает замысел автора, определяет границы информационного поля, в которое будет сориентирован читатель.

Заголовки научного текста несколько типов заголовков: 1. название общего характера (Введение в языкознание. Основы маркетинга); 2. название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (О некоторых аспектах проблемы определения толерантности. Космическая среда и ее место в рамках окружающей природы); 3. названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса(Нужна ли философии ее собственная история? Книга, которая нужна и которой… нет).

В подавляющем большинстве случаев научные тексты – это тексты-рассуждения. Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В любом научном тексте присутствует тезис – главная мысль, которая доказывается в тексте. Формулировка этого утверждения, которое требует обоснования, обязательно включает в себя тему речи (объект исследования, то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (точка зрения на объект исследования, то, что говорится об этом предмете). Так, в тезисе «Ввод прецедентного культурного знака в телевизионную рекламу – прием ценностно-манипулятивного характера» выделяются объект исследования (прецедентный культурный знак в телевизионной рекламе) и точка зрения на объект (описание манипулятивного потенциала данного приема). Для доказательства главного тезиса автором используются аргументы (доводы, логические положения, обосновывающие справедливость тезиса), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более весомой аргументации тезиса необходимы такжеиллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом(резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.



Научный текст сжато может быть представлен в виде логической схемы.

ТЕЗИС

Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3

| | |

Иллюстрация 1 Иллюстрация 2 Иллюстрация 3

РЕЗЮМЕ

Задание 1. Прочитайте текст. Проанализируйте данную вам часть логической схемы, доработайте ее. Оцените логичность текста; если вам были замечены логические ошибки, подумайте, можно ли снять противоречие.

Социальная ностальгия как массовое явление в современной России

Проблема ностальгии стала актуальной в России после развала СССР, когда общество столкнулось с тем, что целые группы и общности людей стали испытывать сильную тоску по прошлому. Это показывали данные социологических исследований, массовые «левые» настроения людей и возросшая популярность «советского» среди многих слоев населения. В настоящее время интерес к идеологической стороне советского прошлого несколько поутих, но в общественной, политической и культурной жизни общества успешно используются старые практики, к которым люди успели привыкнуть за 70 лет.

Обострение интереса к данному социальному явлению обусловлено, во-первых, ситуацией смены базовых ценностей на постсоветском пространстве в целом и в России, в частности. Большинство исследователей выходят на проблемы, связанные с феноменом социальной ностальгии при рассмотрении противоречий переходного общества. Конфликт ценностей, установок, процессы адаптации к резко меняющимся социально-экономическим, социально-политическим, социокультурным условиям, так или иначе, опосредованы определенным самочувствием социальных слоев общества. Поэтому, когда переходные процессы в российском обществе стали предметом десятков исследований, социологи не могли не обратиться к анализу социальной ностальгии.

Во-вторых, социальная ностальгия начинает ощутимо влиять на социальные настроения и, следовательно, на процессы развития, реформирования и модернизации общества. Использование механизмов её формирования, поддержания и «подогрева» как в политической, так и социокультурной сферах позволяет манипулировать общественным сознанием и конструировать социальные настроения.

В-третьих, актуальность проблемы социальной ностальгии обусловлена общими тенденциями развития микросоциологии и её актуализации в отечественной науке. Социология стала все больше интересоваться человеком как «творцом» социальных миров. Его субъективные чувства, эмоции, переживания, обретая социальную, объективно-субъективную форму, становятся основными их конструктами, поэтому понятия социального настроения и самочувствия и сами эти явления всё чаще принимаются во внимание в процессе исследования социальных объектов.

Образы прошлого и анализ социальной ностальгии является предметом исследования автора с 2001 г. На основе эмпирических обобщений была разработана типология образов прошлого, которую нам удалось подтвердить и уточнить данными конкретно-социологических исследований, реализованных методов контент-анализа прессы. Нами были отобраны 180 статей из газет и журналов за период с 1995 г. по 2003 г. По следующему критерию: в статье должны были присутствовать образы прошлого, характерные для советского периода истории нашей страны. Единицей счета являлся целостный отрывок статьи, представляющий собой текст, посвященный отдельному образу прошлого. Фиксация этого образа осуществлялась по трем направлениям: первое это сфера общественной жизни, которая раскрывается в тексте, второе – ассоциации, непосредственно связанные с образом прошлого, третье – это конкретные объекты, предметы, явления и события – непосредственные референты прошлого в контексте интересующего нас образа.

Кроме того, при формировании концепции социальной ностальгии использовалась методика глубинного анализа нарративных интервью, которая позволила выявить коренные изменения в социальной памяти людей, вызванные эпохой перемен. Результатом этих изменений стало избирательное восприятие прошлого. Его разделение на «официальную», пропагандистскую часть, с одной стороны, и лучную, интимную – с другой, было закреплено устойчивыми стереотипами массового сознания. Для анализа этого феномена нами исследовались выходцы из бывшего СССР, проживающие в Финляндии (в группе опрошенных были представлены люди от 17 до 50 лет, живущие в городе Турку в Финляндии). Анализ нарративных интервью с мигрантами позволил выявить особенности восприятия Родины, вызванные сменой места жительства, коренными переменами в России, необходимостью адаптации в новой социальной среде и т.п.

Образы прошлого, используемые мигрантами при описании своей жизни в СССР, немногим отличаются от образов, к которым привыкли обращаться россияне. Восприятие прошлого в ситуации резких социальных изменений чаще всего происходит путем сравнения, сопоставления условий жизни, форм и видов деятельности, с имевшими место их аналогами в прошлом, а также и теми, которые характеризуют повседневную жизнь людей в других городах, регионах и странах. Таким образом, и в России, и за её пределами люди, проживавшие в СССР, оперируют примерно одинаковым знанием о прошлом, видоизменяя его с точки зрения настоящего.

В настоящее время воздействие на общественное мнение в России часто реализуется в рамках стратегий манипулирования ностальгическими настроениями, которые отражают стремление населения к стабильности и предсказуемости общественной жизни. Средства массовой информации перетолковывают образы прошлого на новый лад, облекая всем известные политические, идеологические и культурные образы в нейтральный либо позитивный контекст.

(Е. А. Широкова)

Логическая схема текста

Основной тезис – Социальная ностальгия стала массовым явлением в современной России.

Аргумент 1 – Социальная ностальгия распространяется из-за переходного характера современного общества.

Аргумент 2продолжите схему

……………..

Вывод-резюме -Воздействие на общественное мнение в современной России часто реализуется в рамках стратегий манипулирования ностальгическими настроениями, которые отражают стремление населения к стабильности и предсказуемости общественной жизни.

Задание 2. Составьте логическую схему текста.

Факторы, вызывающие изменения климата

Антропогенное воздействие на климат может быть преднамеренным, то есть сознательно совершаемым, и непреднамеренным, то есть непроизвольным, связанным с человеческой деятельностью, преследующей совсем иные цели.

Природные факторы воздействия на климат можно разбить на несколько групп: астрономические, геофизические, метеорологические. Группа астрономических факторов включает светимость (радиацию) Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон ее оси вращения к плоскости орбиты и скорость вращения. Это все внешние климатообразующие факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы и определяющие инсоляцию (облучение солнечной радиацией) и гравитационные воздействия (создающие приливы-отливы и колебания в движении Земли по ее орбите и вокруг собственной оси). Вполне возможно, что глобальные колебания климата в далеком прошлом нашей планеты были связаны с изменением параметров земной орбиты и наклона земной оси. Этой точки зрения придерживается группа ученых – последователей югославского астрофизика Миланковича.

Группа геофизических факторов связана со свойствами Земли как планеты: ее размерами и массой, внутренними источниками тепла, собственными магнитными и гравитационными полями, особенностями земной поверхности и ее взаимодействия с атмосферой. Влияние факторов этой группы на значительном отрезке времени, в течение которого поверхность нашей планеты сохраняет ее современный вид, можно считать стабильным. Однако в более отдаленном прошлом оно могло существенно изменять земной климат. Достаточно указать на подвижность материков, изменения в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов и т.п.

Наконец, группа метеорологических факторов охватывает основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей, таких, как вода и углекислый газ, а также аэрозолей имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, являются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и в будущем.

(«Познание продолжается»)

ЖАНРЫ НАУЧНОЙ РЕЧИ

Аннотация(от лат. annotatio «примечание»)этократкая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Основная цель аннотации – ответить на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер.

Рассмотрим образец аннотации.

Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России / РАН. Ин-т психологии. - М., 2002. - 252 с.: табл. - Библиогр.: с. 223-244.

Предлагаемая читателям монография посвящена изучению одной из важных острых социальных проблем - проблеме адаптации русских вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в России и является итогом многолетних исследований автора в Поволжском регионе. Автор анализирует факторы, влияющие процесс взаимодействия мигрантов с этнически родственным им русским коренным населением принимающих территорий РФ и способствующие их внутриэтническому объединению. В работе предпринята попытка показать роль культурных отличий, социально-демографических и индивидуально-личностных xapaктеристик вынужденных мигрантов в выборе и реализации ими различных стратегий адаптации: ассимиляции, сепарации и интеграции. Книга адресована психологам, социологам, политологам и широкому кругу читателей.

 

Эта аннотация состоит из двух обязательных частей: 1) содержательная характеристика первоисточника, цель автора; 2) характеристика адресата первичного научного текста. Кроме этого, в аннотации факультативно могут присутствовать другие смысловые блоки: 1) анализ композиции, структуры первичного текста; 2) иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых клише. Обобщим языковые стереотипы, используемые в аннотациях.

Для того чтобы охарактеризовать содержание первичного научного текста, можно использовать следующие речевые формулы:

В книге исследуется (что?)...

Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)...

В монографии дается характеристика (чего?)...

В книге анализируется (что?)...

Главное внимание обращается (на что?)...

Используя (что?), автор излагает (что?)...

Отмечается, что...

Подчеркивается, что...

Особое внимание уделяется вопросам (чего?)...

В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)...

Устанавливаются критерии (чего?)...

В книге подробно освещаются (что?)...

Характеризуется (что?)...

Рассматривается (что?)...

В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)...

Констатируется, что...

Адресат текстаможет быть представлен с помощью конструкций:

Статья предназначена (для кого); рекомендуется (кому)…

Сборник рассчитан…

Предназначается широкому кругу читателей…

Для студентов, аспирантов…

Для описания композиции работы используются фразы:

Книга состоит из … глав (… частей)

Статья делится на … части.

В книге выделяются … главы.

 

Задание 1. Прочитайте аннотации. Выделите в них структурные части. Оцените данные аннотации с точки зрения соответствия жанру: все ли необходимые структурно-смысловые части присутствуют, нет ли лишней информации.

 

Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. – М.: КДУ, 2004.

Автор «Живого как жизнь» Корней Чукоский всегда «думал о языке» и писал о нем – как литературный критик (характеризуя язык художественных произведений) и как детский писатель (вслушиваясь в язык детей). Анализируя мнимые и подлинные болезни языка, Чуковский пришел к выводу, что основная беда – засилье бюрократических, канцелярских оборотов речи. Для этой болезни он придумал слово «канцелярит», которое вошло в язык, как и другие придуманные им слова: «Айболит», «Мойдодыр».

В Приложении помещены ранние дореволюционные статьи Корнея Чуковского о языке.

Книга предназначена для студентов филологических специальностей, но, без сомнения, будет интересна широкому кругу читателей, всем тем, кто задумывается о путях развития русского языка.

 

Бориско Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка. Словарь-справочник. – Киев: Логос, 2000.

Книга рассчитана на широкий круг изучающих немецкий язык в вузе, на курсах или самостоятельно. Курс состоит из 10 уроков, каждый из которых включает основной текст-полилог, словарь-минимум, лингвокоммерческий комментарий с иллюстративным материалом, лингвострановедческий и грамматический комментарий, а также тексты для чтения с новейшей всесторонней информацией о ФРГ и упражнения. Пособие построено на основе принципов интенсивного обучения и позволяет обучающимся в относительно короткие сроки овладеть основами делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях.

 

Овсянников А.Я. Линейная алгебра: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2004.

Настоящее учебное пособие представляет собой курс линейной алгебры (с элементами аналитической геометрии), читавшийся автором в течение ряда лет на коммерческом факультете Гуманитарного университета г. Екатеринбурга. Наряду с традиционным материалом о матрицах, определителях, линейных пространствах над числовыми полями и их линейных отображениях, в пособии рассматриваются неотрицательные матрицы и приближенные методы решения систем линейных уравнений.

Пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающихся на специальностях экономического профиля.

 

Онтосинтез: автобиографические признания / Ин-т эвристики; Редкол.: В.С. Дудченко (науч. ред.) и др. - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999.

Коллективная монография посвящена актуальным проблемам онтосинтеза - нового направления в инновационной методологии, позволяющего органично соединять научное исследование и практическое преобразование социальных систем и процессов самого разного уровня и характера. Исследование предпринято в форме профессиональных размышлений-исповедей специалистов, работающих в различных сферах гуманитарной науки, но объединенных общей консультационной практикой, направленной на практическую реализацию научных достижений.

Монография предназначена для специалистов, работающих в социологии, психологии, антропологии и других областях гуманитарного знания, а также консультантов в области управления и развития организаций. Небезынтересны размышления авторов будут и для мыслящих практиков в областях управления, политики и практики муниципального управления.

Задание 2. Прочитайте статью и составьте аннотацию к ней.

Т. С. Петровская, В. В. Середа

Информационно-образовательная среда:

концептуальное единство технологии и методики

Современный мир отличается стремительным ростом объема информации и знаний. Нарастающий поток новых знаний ускоряет развитие технологий и новых производств. Сегодня успешность любого специалиста тем выше, чем выше у него способность перерабатывать поступающую информацию и овладевать новыми знаниями. Сегодня конкурентное преимущество будет у той организации/компании, которая обладает большей способностью накапливать и перерабатывать новую информацию и управлять знаниями. Соответственно, образование становится непрерывным процессом. Какой сегодня должна быть система образования, чтобы удовлетворить потребности личности и общества?

В образовательном процессе научные или практические знания, предназначенные для освоения учащимся, представлены в виде информации, которую ему предстоит переработать. Будем называть эту информацию учебной. Учащийся может использовать различные источники учебной информации (преподавателя, учебники, интернет-ресурсы и т.п.). Переработка учебной информации учащимся и есть процесс учения, в результате которого учебная информация трансформируется в его собственное знание. В условиях нарастания потока знаний и информации главной задачей современной системы образования становится задача научить учащегося самостоятельно овладевать новыми знаниями.

Таким образом, в первую очередь новые потребности изменяют парадигму образования, которая меняется от формально-знаниевой парадигмы (обучение, teaching paradigm) к результат-ориентированной парадигме (учение, learning paradigm). Процесс смены парадигмы в высшем образовании начался в середине 90-х годов. Главные идеи новой парадигмы:

• “От обучения к учению” - означает активизацию роли учащегося в образовательном процессе. Образовательный процесс – не передача информации учащемуся, а содействие в овладении знаниями и ключевыми компетенциями.

• Учащийся – не объект деятельности преподавателя, а полноправный субъект образовательного процесса

• Содержание образования определяется также и исходя из предполагаемых самим учащимся результатов процесса обучения.

Смена парадигмы ведет к развитию новых образовательных технологий, так как старые не могут решать новые задачи. Под образовательной технологией мы понимаем систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих достижение образовательных целей. Традиционная коммуникационная технология обучения, основана на “очных” контактах преподавателя и студента. Так же существуют дистанционные образовательные технологии: кейсовые, телевещательные, компьютерные, мультимедийные. В настоящее время широкое развитие получили информационные технологии, под которыми понимается система методов и средств создания, сбора, передачи, представления, контроля, хранения и обработки информации. Современная технология обучения, основанная на применении информационных технологий, обеспечивает решение новых вышеперечисленных образовательных задач. Однако основным ее преимуществом является способность интегрировать в единую систему все другие образовательные технологии и обеспечить эффективное использование учащимися.

Информационные технологии позволяют соединить различные образовательные технологии: коммуникационные, компьютерные, сетевые, мультимедийные в единую информационно-образовательную среду (ИОС). ИОС – понятие новое, устоявшегося определения не существует. На наш взгляд следующие объяснения отражают суть данного термина:

• ИОС – системно-организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса. (О.А. Ильченко).

• ИОС – педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая. (А.А. Андреев).

На наш взгляд в качестве основных признаков ИОС можно назвать:

1. Применение информационных технологий для управления знаниями, как совокупности методов и средств сбора, генерации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

2. Наличие сообщества участников процесса обучения, распределенного в пространстве и имеющего технические и программные средства для работы в ИОС.

3. Наличие педагогической системы, как модели педагогических процессов, определяющей систему взаимоотношений субъектов (учащихся и преподавателя) и средств обучения.

Преимущества организации учебного процесса в ИОС:

ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ:

1. Открытые информационные ресурсы.

2. Анимационные, мультимедийные компоненты учебных материалов.

3. Результаты обучения, определяемые самим учащимся.

4. Собственная скорость обучения.

5. Возможность ознакомиться с предыдущим опытом.

6. Широкая и регулярная коммуникация с преподавателем и другими учащимися в предметном контексте.

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Возможность наращивать образовательные ресурсы, “автоматический“ мониторинг учебной деятельности студента, регулировка доставки учебных материалов, возможность корректировки учебного процесса в соответствии с потребностями каждого учащегося, замена лекционных занятий коммуникативными формами, увеличение времени, отводимого на практические занятия, на общение с учащимися.

Таким образом, концептуальное единство новых образовательных технологий и подходов в обучении приведет к значительному расширению возможностей всех участников образовательного процесса и соответственно к повышению его результативности.

 

Задание 3.Напишите аннотацию к одной из лекций по курсу «Русский язык и культура речи». Проследите вместе с преподавателем, какие смысловые блоки не были отражены в тексте аннотации, а значит, не были осознаны вами как важные в структуре лекции.

Тезисы -один из наиболее актуальных жанров языка науки. Тезисами называют кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.

К тезисам как особому жанру языка науки предъявляются строгие нормативные стилистические требования. Прежде всего речь идет о требовании содержательного соответствия заранее объявленной проблемой теме. Не менее важен и фактор содержательной актуальности и ценности информации, оставляемой в рамках заявленной темы. Тезисы являются одним из наиболее устойчивых жанров научного стиля, поэтому нарушение нормативности, чистоты, жанровые смешения оцениваются в нем как грубые нарушения стилистических норм.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру. В ней выделяются: 1) преамбула; 2) основное тезисное положение; 3) заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается рубрикацией, а в некоторых случаях - и выделением абзацев под одной рубрикой.

Тезисы имеют и свои строгие нормы речестилистического оформления, свойственные научному стилю в целом, но в данном конкретном случае действующие еще более жестко. К тезисным произведениям предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры. Здесь недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и другие иностилевые элементы.

По содержанию, по представленному в них материалу тезисы бывают первичным, оригинальным научным произведением либо вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.

Оригинальные тезисы пишутся как сжатое отражение собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально и/или графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим:

– вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых…);

– оппозиционные фразы (внешние факторы – внутренние причины);

– классификационные фразы (поле глаголов движения, поле глаголов действия, поле глаголов состояния).

Графически логика изложения может быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса.

Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие, как правило, примеров, цитат, а также лаконизм стиля.

В зависимости от стиля изложения можно выделить два типа тезисов.

1. Тезисы глагольного строя

2. Тезисы номинативного строя

Тезисы глагольного строя особенно частотны, они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание. В них используются предложения с глагольным сказуемым. Тезисы номинативного строя встречаются редко. Они предельно лаконичны. В них чаще всего отсутствуют глагольные сказуемые и потому заметно преобладание имен существительных.

 

Задание 4.Прочитайте тезисы. Как выражена в них логика изложения? К какому типу тезисов они относятся?

В.А.Воронецкий, О.Я.Кравец, А.В.Синюгин, О.В.Гуков (Воронеж)

Проблемы выбора архитектуры сети для обучения

Проблема переработки информации о процессе обучения, происходящем на территориально удаленных площадках, традиционно рассматривается исходя из имеющихся на момент постановки задачи интеграции информационных ресурсов предприятия для создания единой компьютеризированной системы управления. Вместе с тем естественная факторизация алгоритмического комплекса на два вида задач (реального времени и не очень срочные) порождает соответствующие требования к каналу передачи данных, программному обеспечению и, что немаловажно, стоимости эксплуатации.

С нашей точки зрения, целесообразность использования компьютерной (локальной) сети в учебном процессе даже в рамках отдельно взятой кафедры обосновывается следующими моментами.

1. Вследствие того, что в учебном процессе все чаще используются программы, требующие наличия больших объемов дискового пространства, представляется целесообразным хранить данные программы на сервере и для использования их на рабочих местах запускать их непосредственно с сервера. Это дает экономию дискового пространства на рабочих местах; защиту программного обеспечения от несанкционированного доступа и модификации.

2. Появляются дополнительные возможности оперативного контроля со стороны персонала кафедры за целостностью программного обеспечения, находящегося на рабочих местах.

3. Обеспечивается возможность (вполне очевидная) хранения необходимого программного и информационного обеспечения в конкретно выделенном месте и оперативное его использование.

4. Облегчается создание и сопровождение общей кафедральной картотеки, информационных средств и документации с разграничением доступа.

5. Упрощается совместное использование принтеров на рабочих местах и динамический обмен данными между пользователями сети.

6. Уменьшается вероятность потери данных вследствие заражения компьютерными вирусами из-за сужения объема программного обеспечения на рабочих местах,

7. При использовании в качестве сервера машины с процессором i486 или более мощного производительность рабочих мест возрастет примерно в 1.5 раза за счет того, что скорость обмена с каналом сети и жестким диском сервера будет быстрее чем с жестким диском рабочих станций (моральный износ и старение последних в образовательной системе не секрет вследствие практического отсутствия финансирования).

В докладе представлены рекомендации по комплексированию коммуникационных средств автоматизированной территориально распределенной информационно-обучающей системы, учитывающие наличие как коммуникационных подсистем, работающих на основе выделенного высокоскоростного канала и допускающих подключение удаленных ЭВМ в терминальном режиме, так и программно-организационных компонент, допускающих взаимодействие в отложенном режиме по низкоскоростным, возможно, даже коммутируемым каналам связи (сети Fido, Спринт и Relcom). Особое внимание уделено экономическим аспектам комплексирования, параметрам исходной системы, оказывающим влияние на принимаемое решение, и проблеме защиты информации в сетях общего пользования.

 

З.Г. Мохаммад (Кабул)

Этикет и текст

Слова речевого этикета в художественном тексте занимают сильную позицию при всей их национальной и социальной формульности, заданности, предопределенности. Сильная позиция таких слов и словосочетаний, как здравствуйте, милости просим, добрый вечер, приветствую вас и т.п., объясняется тем, что словами речевого этикета открывается диалог, чья-то реплика; со слов речевого этикета чаще всего начинается знакомство с новым героем, персонажем, и по этим словам уже формируется отношение читателя к тому или иному герою.

Слова речевого этикета в повседневном языке выполняют целый ряд функций: миротворческую (или контактоустанавливающую) функцию, о которой писал Конрад Лоренц, этическую функцию, в составе которой мы выделяем еще и культуротворческую функцию. Художественные тексты позволяют проследить специфику каждой из указанных функций речевого этикета, взаимодействие этих функций, место речевого этикета в общем континууме речевого сознания, а также актуальнейшую проблему богатства и ущербности этикетных моделей современного русского языка.

Анализ этикета в тексте еще не осуществлялся в том объеме, в каком он должен быть осуществлен, поскольку современные тексты (особенно рассказы и повести 70‑80‑х гг. ХХ в.) отражают и ряд негативных процессов в области речевого этикета, а именно: снижение вариативности в этикетных клише; бедность, убогость интонационного рисунка; проникновение жаргонных элементов в речевой этикет. Все эти явления отражены в текстах последнего периода и еще более заметны при сопоставлении с классическими текстами С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, сохранившими, впитавшими в себя всю палитру речевого этикета различных социальных слоев общества XIX в.

Еще более пристального наблюдения требует проблема речевого этикета в деловом и научном стилях речи, когда этикетная подоснова речи предельно редуцирована, но тем не менее улавливается адресатами речи и важна для них.

 

Дубровский Д.И. (Институт философии РАН)

Проблема «Сознание и мозг»: возможности теоретического решения

Специфическое и неотъемлемое свойство явлений сознания определяется качеством субъективной реальности (СР). Именно это качество (обозначаемое часто терминами «ментальное», «феноменальное», «субъективный опыт», «квалиа» и др.) служит камнем преткновения в объяснении связи сознания с мозговыми процессами и, шире, — при попытках включить его в физическую картину мира. В аналитической философии для преодоления этой трудности используется редукционистская стратегия, представленная в двух основных вариантах: физикалистском (когда явления СР редуцируются к физическим процессам) и функционалистском (когда они редуцируются к функциональным отношениям). Сравнительно немногочисленные противники редукционизма (Т. Нагель, Дж. Серл, Д. Чалмерс и др.) не предлагают, однако, концептуального решения указанной проблемы. Такое решение должно представлять собой теоретически корректный ответ по крайней мере, на два следующих вопроса:

I. Как связано явления СР с мозговыми процессами, если первым нельзя приписывать пространственные и другие физические характеристики, а вторые ими по необходимости обладают?

II. Каким образом явления СР, которым нельзя приписывать физические свойства (массу, энергию) способны служить причиной телесных изменений, управлять ими? Как возможна психическая причинность?

Для ответа на эти вопросы предлагается информационный подход (во многом отличный по своим установкам и целям от тех его разновидностей, которые используются в когнитивной науке). Его исходные посылки следующие:

(1) Информация необходимо воплощена в своем физическом (материальном) носителе и постольку она существует лишь в определенной кодовой форме.

(2) Информация инвариантна по отношению к физическим свойствам своего носителя, т.е. одна и та же информация может быть воплощена и передана различными по своим физическим свойствам носителями, т.е. может кодироваться по-разному. Сокращенно это именуется «Принципом инвариантности».

(3) В самоорганизующихся системах информация может выступать причиной изменений в ее субстрате и структуре, служить фактором управления (ибо — в силу посылки (2) цель и каузальный эффект управления в самоорганизующейся системе определяется именно информацией на основе сложившейся кодовой зависимости, а не самими по себе физическими свойствами ее носителя, так как они могут быть разными; в этом состоит особенность информационной причинности.

(4) Явления СР могут интерпретироваться в качестве информации (например, мое восприятие дерева, как явление моей СР, есть информация о соответствующем внешнем предмете).

 

Задание 5.Прочитайте текст. Составьте по этому тексту тезисы разных типов: глагольного строя и номинативного строя.

В. Н. Шапошников

Иноязычная стихия современной русской речи

Русская речь в последнее время пополнилась и продолжает пополняться иностранными словами. Например, недавние, но уже ставшие не самыми свежими и актуальными консенсус, стагнация, деструктивный, бартер, имидж. Или более свежие экономические заимствования: тендер (официальное предложение выполнить обязательство), транш (финансовая часть, серия), трансферт (финансовый перевод), оферта (официальное предложение заключить сделку). Из других предметных областей: гендер; увы, киднепинг, киллер и многие другие.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.