Обратная связь
|
Модуль 10. Нейрогуморальная регуляция физиологических функций 10.1. Общая физиология желез внутренней секреции. Физиология гипоталамо-гипофизарной системы.
Саморегуляторные механизмы нейрогуморальных отношений и гормонообразовательной функции в организме. Типы и механизмы действия гормонов. Гормоны гипофиза и его функциональные связи с гипоталамусом. Нейрогормоны. Участие гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции функций эндокринных органов.
Наблюдение антидиуретического эффекта вазопрессина.
10.2. Частная физиология желез внутренней секреции.
Эндокринная функция поджелудочной железы, роль ее гормонов в регуляции углеводного, белкового и жирового обменов. Физиология щитовидной и околощитовидных желез, роль их гормонов в регуляции обмена кальция и фосфора. Физиология надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Внутренняя секреция половых желез.
Влияние функции эндокринных желез на зубочелюстной аппарат. Роль кальцитонина и паратгормона в регуляции минерального обмена в твердых тканях зуба. Влияние гормонов надпочечников на состояние зубо-челюстной системы.
Влияние адреналина на работу сердца. Действие адреналина на зрачок энуклеированного глаза лягушки. Влияние инсулина на углеводный обмен у мышей.
10.3. Физиология автономной (вегетативной) нервной системы.
Общие закономерности строения и функции автономной нервной системы. Синергизм и относительный антагонизм симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы. Медиаторы вегетативной нервной системы и их характеристика. Понятие о холино- и адренорецепторах. Виды вегетативных рефлексов.
Исследование тонуса симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы у человека.
Итоговое занятие «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций».
11. Физиология эмоций и мотиваций.
Понятие о биологических и социальных потребностях человека. Мотивации, их виды и физиологические механизмы. Биологическое значение эмоций. Значение эмоций в целенаправленной поведенческой деятельности. Эмоциональное напряжение (стресс), его роль в развитии психосоматических заболеваний у человека.
12. Итоговое занятие: первый этап экзамена - контроль знания основных клинически важных показателей гомеостаза, контроль практических навыков и умений.
2. Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту
· Первичная оценка результатов электроодонтодиагностики.
· Определение мышечной силы.
· Определение клинически важных сухожильных рефлексов (коленного, локтевого и ахиллова).
· Определение пространственного порога тактильной чувствительности.
· Определение остроты зрения.
· Определение группы крови в системе АВ0.
· Измерение и оценка частоты сердечных сокращений в минуту по пульсу.
· Измерение и оценка артериального давления.
· Первичная оценка электрокардиограммы здорового человека.
· Измерение и оценка частоты дыхания в минуту.
· Измерение и оценка легочных объемов.
· Первичная оценка мастикациограммы.
· Определение должного основного обмена.
IV. Рабочая учебная программа дисциплины (учебно-тематический план)
Учебно-тематический план дисциплины (в академических часах) и матрица компетенций
Наименование разделов дисциплины (модулей) и тем
| Аудиторные занятия
| Всего часов на аудиторную работу
| Самостоятельная работа студента
| Итого часов
| Формируемые компетенции
| Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения
| Формы текущего и рубежного контроля успеваемости
| Лекции
| Практические занятия
| ОК-1
| ОК-5
| ПК-21
| ПК-50
| Модуль 1. Внутренняя среда организма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1. Введение в физиологию. Внутренняя среда организма
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД, МГ
| Т, Б, Пр
| 1.2.Физиология клеточных элементов крови
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД, УФ, МГ
| Т, Б, Пр
| 1.3. Механизмы защиты биологической индивидуальности организма
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД, УФ, МГ
| Т, Б, Пр
| 1.4. Группы крови. Физиологические механизмы гемостаза
Итоговое занятие по теме «Внутренняя среда организма»
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД, УФ, МГ
| Т, Б, Пр, КР, ЗС, Р
| Модуль 2.Физиология кровообращения и дыхания
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
|
|
| 2.1. Физиология кровообращения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.1.1. Физиологические свойства и особенности сердечной мышцы
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД, УФ, МГ, РИ, УИРС
| Т, Б, Пр
| 2.1.2. Регуляция сердечной деятельности
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД, УФ, МГ, РИ, УИРС
| Т, Б, Пр
| 2.1.3. Исследование функционального состояния системы кровообращения
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД, УФ, МГ, РИ, КОП, УИРС
| Т, Б, Пр
| 2.2. Физиология дыхания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2.1. Внешнее дыхание. Обмен газов в легких и тканях
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| ЛВ, РД, УФ, МГ, РИ, КОП, УИРС
| Т, Б, Пр
| 2.2.2. Регуляция дыхания. Транспорт газов кровью
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| ЛВ, РД, УФ, МГ, РИ, КОП, УИРС
| Т, Б, Пр
| 2.3. Итоговое занятие по темам «Физиология кровообращения», «Физиология дыхания».
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
| Х
| Л, РД, Р
| Т, ЗС, КР, Р, С
| Модуль 3.Физиология пищеварения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.1. Общие закономерности пищеварения
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| ЛВ, РД, МГ, КОП
| Т, Б, Пр
| 3.2. Механическая обработка пищи в ротовом отделе
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| ЛД, РД, МГ, РИ
| Т, Б, Пр
| 3.3. Химическая обработка пищи в ротовом отделе
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД
| Т, Б, Пр
| 3.4. Пищеварение в желудочно-кишечном тракте
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД, МГ
| Т, Б, Пр
| 3.5. Моторная функция желудочно-кишечного тракта
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД
| Т, Б, Пр
| 3.6. Итоговое занятие по теме «Физиология пищеварения»
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
| Х
| ПЛ, РД, Р, НПК
| Т, ЗС, КР, Р, С
| Модуль 4. Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.1. Физиологические закономерности обмена веществ и энергии. Поддержание постоянства температуры тела
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| ЛВ, РД, УФ, МГ, РИ, КОП, УИРС
| Т, ЗС, Б, Пр
| Модуль 5. Физиология выделительной системы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.1. Выделительная функция почек
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| Л, РД
| Т, Б, ЗС, Пр
| Модуль 6. Физиология возбудимых тканей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.1. Физиология – наука о жизнедеятельности организма как целого
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, УФ, МГ
| Т, Б, Пр
| 6.2. Биоэлектрические явления и возбудимость живых тканей
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, УФ, МГ
| Т, Б, Пр
| 6.3. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, УФ, МГ
| Т, Б, Пр
| 6.4. Физиология мышц двигательного аппарата
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, УФ, МГ, РИ, КОП, УИРС
| Т, Б, Пр
| 6.5. Итоговое занятие по теме «Физиология возбудимых тканей»
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
| Х
| РД, Р
| Т, ЗС, КР, Р, С
| Модуль 7. Физиология центральной нервной системы (ЦНС)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.1. Общая физиология ЦНС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.1.1. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Свойства нервных центров
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, УФ, МГ
| Т, Б, Пр
| 7.1.2.Процессы торможения в ЦНС. Принципы координации рефлекторной деятельности
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, МГ
| Т, Б, Пр
| 7.2. Частная физиология ЦНС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.2.1. Физиология спинного и заднего мозга. Функции ретикулярной формации
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, УФ, МГ, РИ
| Т, Б, Пр
| 7.2.2. Физиология среднего и промежуточного мозга. Функции мозжечка и коры больших полушарий. Мышечный тонус и тонические рефлексы
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, МГ, РИ
| Т, Б, Пр
| 7.3. Итоговое занятие по темам «Общая физиология ЦНС», «Частная физиология ЦНС»
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
| Х
| РД, Р
| Т, ЗС, КР, Р, С
| Модуль 8. Сенсорные системы человека
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.1. Общая физиология анализаторов
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, УФ, МГ, РИ, УИРС
| Т, Б, Пр
| 8.2. Сенсорные функции ротового отдела
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, УФ, МГ, РИ, УИРС
| Т, ЗС, Б, Пр
| Модуль 9. Высшие интегративные функции головного мозга
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.1. Высшая нервная деятельность (ВНД) человека и животных
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, УФ, МГ, РИ
| Т, Б, Пр
| 9.2. Физиологические основы психических функций человека
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, УФ, МГ, РИ, УИРС
| Т, ЗС, Б, Пр
| 9.3. Итоговое занятие по темам «Сенсорные системы человека», «Высшие интегративные функции головного мозга»
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
| Х
| РД, Р
| Т, ЗС, КР, Р, С
| Модуль 10. Нейрогуморальная регуляция физиологических функций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10.1. Общая физиология желез внутренней секреции. Физиология гипоталамо-гипофизарной системы
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД
| Т, Б, Пр
| 10.2. Частная физиология желез внутренней секреции
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, МГ
| Т, Б, Пр
| 10.3. Физиология автономной (вегетативной) нервной системы
Итоговое занятие по теме «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций»
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД, МГ, РИ, УИРС
| Т, Б, КР, ЗС, Р, Пр
| 11. Физиология эмоций и мотиваций
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
|
| РД
| Т, Б
| 12. Итоговое занятие: первый этап экзамена - контроль знания основных клинически важных показателей гомеостаза, контроль практических навыков и умений
|
|
|
|
|
| X
| X
| X
| Х
| РД, Р
| КР, Р, С, Пр
| Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
| | | | | | | Список сокращений:
Образовательные технологии, способы и методы обучения: традиционная лекция (Л), лекция-визуализация (ЛВ), лекция-демонстрация (ЛД), регламентированная дискуссия (РД), учебный видеофильм (УФ), ролевая учебная игра (РИ), метод малых групп (МГ), использование компьютерных обучающих программ (КОП), участие в научно-практических конференциях (НПК), учебно-исследовательская работа студента (УИРС), подготовка и защита рефератов (Р).
Формы текущего и рубежного контроля успеваемости: Т – тестирование, Б - беседа, Пр – оценка освоения практических навыков (умений), ЗС – решение ситуационных задач, КР – контрольная работа, Р – написание и защита реферата, С – собеседование по контрольным вопросам.
V. Оценочные средства для контроля уровня сформированности компетенций (текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов)
1. Оценка уровня сформированности компетенций осуществляется с использованием трех форм контроля.
· Текущий контроль - оценка знаний на практических занятиях:
1. Задания в тестовой форме для проверки исходного уровня знаний.
2. Собеседование по контрольным вопросам.
3. Решение ситуационных (учебных) задач для проверки итогового уровня знаний.
4. Оценка освоения практических навыков.
· Рубежный контроль - оценка промежуточного уровня знаний на итоговых практических занятиях, завершающих изучение учебного модуля дисциплины:
1. Задания в тестовой форме для рубежного контроля.
2. Собеседование по контрольным вопросам.
3. Решение ситуационных (учебных) задач.
4. Контрольная работа для проверки рубежного уровня знаний.
5. Оценка самостоятельной работы студентов по итогам собеседования и защита тематических рефератов.
· Промежуточный контроль - курсовой трехэтапный экзамен, который проводится в конце III семестра по завершению изучения дисциплины:
1. Первый этап – контрольная работа для проверки знаний основных физиологических констант и оценка освоения практических навыков и умений.
2. Второй этап - решение 100 заданий в тестовой форме с использованием компьютерной технологии.
3. Решение 5-и ситуационных задач с использованием компьютерной технологии.
|
|