Обратная связь
|
Факты, связанные с человеком 12 глава 10. Декарцерация — это процесс, в ходе которого обитатели закрытых учреждений возвращаются в общество. Некоторые последствия декарцерации оказались неожиданными и отрицательными: многие бывшие обитатели психиатрических клиник испытывают значительные трудности в непривычных условиях “внешнего мира”.
(151)
Основные понятия
отклонение преступление
конформность психическое заболевание
Важнейшие термины
девиантная (отклоняющаяся) преступления людей,
субкультура наделенных властью
санкция организованная преступность
закон криминальная структура
психопатическая личность преступления без жертв
дифференцированная ассоциация психотические состояния
аномия невротические состояния
преступная группировка шизофрения
теория стигматизации нарушение остаточных норм
преступления “белых воротничков” декарцерация
Дополнительная литература
А. К. Bottomley and К. Pease. Crime and Punishment: Interpereting the Data. Milton Keynes, 1986. Тщательный анализ проблем, связанных с фиксацией уровня преступности.
Stanley Cohen and Laurie Taylor. Escape Attempts. London, 1992. Переработанное издание, в котором рассматриваются многообразные способы ухода индивидов от рутины повседневного существования.
Stephen Hester and Peter Eglin. A Sociology of Crime. London, 1992. Хорошее пособие по общим вопросам криминологии.
Stephen Pilling. Rehabilitation and Community Care. London, 1991. Анализируются последствия пребывания в закрытых лечебных учреждениях и обосновывается необходимость тщательного планирования программ коммунальных служб.
Robert Seiner. The Politics of the Police. London, 1992. Новое издание положительно зарекомендовавшей себя книги по истории и социологии британской полиции.
Am Worrall. Offending Women. London, 1990. Интересный и глубокий анализ гендера и закона.
Глава 6 Гендер и сексуальность____________________________________
Два только что родившихся младенца лежат в палате роддома. Один, мальчик, закутан в голубое одеяло, другая, девочка, в розовом одеяле. Каждому ребенку лишь несколько часов от роду, и на них впервые смотрят их бабушки и дедушки. Разговор между одной парой идет следующим образом.
Бабушка А: Это он — наш первый внук, и мальчик!
Дедушка А: Правда, он здоровый маленький парень? Посмотри на его кулачок. Этот парень станет настоящим маленьким драчуном. (Дедушка А улыбается и демонстрирует боксерский удар своему внуку.) Молодчина!
Бабушка А: Мне кажется, он похож на тебя. У него точно твой подбородок.Ой,смотри — он собирается заплакать.
Дедушка А: Да — только послушай, какие легкие. Он станет отличным парнем.
Бабушка А: Бедняжка, он все еще плачет.
Дедушка А: Ничего.Ему это полезно. Он упражняется, и это развивает его легкие.
Бабушка А: Пойдем поздравим родителей. Я знаю, они беспокоятся о маленьком Фреде. Они хотели первого мальчика.
Дедушка А: И они были уверены, что будет мальчик, он толкался и пинался еще до рождения.
Когда они уходят поздравлять родителей, появляются бабушка и дедушка второго ребенка. Между ними происходит следующий диалог.
Бабушка Б: Вот она... единственная с розовым бантом на голове. Разве она не прелестна?
Дедушка Б: Да — и такая маленькая. Посмотри, какие у нее маленькие пальчики. Ой, смотри — она пытается сжать кулачок.
Бабушка Б: Какая милая... Ты знаешь, мне кажется, что она немного похожа на меня.
Дедушка Б: Да, вроде бы сходство есть. У нее твой подбородок.
Бабушка Б: Смотри, она собирается заплакать.
Дедушка Б: Может, нам лучше позвать медсестру присмотреть за ней, или сменить белье, или еще что-нибудь.
Бабушка Б: Да, давай. Бедная маленькая девочка. (К ребенку) Сейчас, сейчас, мы поможем тебе.
Дедушка Б: Пойду найду медсестру. Я не могу стоять и смотреть, как она плачет...
(153) Бабушка Б: Хм, я удивлюсь, если они захотят еще одного. Я знаю, лучше бы, если был сын, Фред, но маленькая Фредерика хорошенькая и здоровая. В общем, это единственное, что имеет значение.
Дедушка Б: Они еще достаточно молоды, чтобы завести множество детей. Я так рад, что она здорова.
Бабушка Б: Во всяком случае, я не думаю, что они были удивлены, когда родилась девочка... она вела себя так тихо.
Контраст между двумя диалогами выглядит так преувеличенно, что можно подумать, будто они выдуманы. На самом деле это воспроизведение реальных разговоров, записанных в роддоме. Самый первый вопрос, обычно задаваемый родителями, — по крайней мере, в западной культуре, — “это мальчик или девочка?” Опыт людей, проживших часть жизни мужчиной и сменивших пол в результате операции, показывает, насколько наше восприятие других людей зависит от их пола. Семье, друзьям и коллегам необычайно трудно сказать “она” о ком-то, кого оно знали как “его”.
В этой главе мы изучим природу половых различий, проанализируем комплексный характер тех факторов, которые определяют принадлежность к тому или иному полу. Сначала остановимся на рассмотрении исторических различий между полами, далее перейдем к изучению различных аспектов социализации, которые влияют наженственность и мужественность. Затем обсудим социальное и экономическое положение женщины в современном обществе и, наконец, приступим к анализу сексуальности.
Пол, гендер и биология
Слово “секс”, употребляемое в повседневной речи, имеет неоднозначное толкование, поскольку может быть отнесено как к определенной категории людей, так и к действиям, в которых эти люди принимают участие — например, при использовании выражения “заняться сексом”. Чтобы добиться ясности, мы должны разделить эти два значения. Мы можем отличить “пол” (“sex”) в смысле биологических и анатомических различий между женщиной и мужчиной отсексуальной активности. Нам следует далее провести еще одно важное разграничение, междуполом и гендером. Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие “гендер”1) затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе.
Источники половых различий
Первое, с чего начинается любое обсуждение пола, — генетика человека. Наш пол, и большинство наших биологических признаков, являются следствием генов вносимых отцовским сперматозоидом и материнской яйцеклеткой при зачатии, то есть при формировании новой клетки. Весь генетический материал содержится (154) в двадцати трех парах хромосом, которые находятся в этой новой клетке. И сперматозоид, и яйцеклетка привносят генетическую информацию в один из каждой пары генов.
Нас интересует двадцать третья пара хромосом, хромосомы пола. Эта пара обозначается XX для женщин и ХУ для мужчин. Согласно законам генетики, яйцеклетка может дать только Х-хромосому в двадцать третью пару. Но поскольку сперматозоид (мужская клетка) может содержать как X, так и Y-хромосому, в результате может образоваться как XX (женская), так и ХУ (мужская) клетки.
После зачатия новая клетка делится, и образуются новые идентичные клетки (с идентичной парой хромосом), которые снова делятся, и так далее, формируя человеческий эмбрион. Уже на самом раннем этапе развития у эмбриона имеется биологический аппарат, гонады, развивающиеся либо в мужские семенники, либо в женские яичники. Различие в хромосомах действует как переключатель, в самом начале существования эмбриона направляя физическое развитие организма на тот или иной путь.
Механизмы дальнейшего развития для обоих полов приводятся в действие позднее, по достижении половой зрелости. Средний возраст достижения половой зрелости в промышленно развитых странах уменьшился. Сто лет назад возраст наступления первой менструации у девочек составлял 14,5 лет, теперь он равняется 12 годам., Мальчики созревают в половом отношении несколько позднее, чем девочки. Различия в физической силе достигают максимума ко времени наступления половой зрелости, — масса мышечной ткани у взрослых мужчин в среднем на 10% больше, чем у женщин, из чего делают вывод о большей физической выносливости. Насколько справедлива эта “встроенная” оценка, не так-то просто определить, тем более, что она зависит от физических упражнений и тренировок. Биологические особенности, которые, казалось бы, обязывают мужчин заниматься более активным, требующим больших затрат энергии трудом по сравнению с женщинами, сравнительно слабо выражены. Механическая эффективность (усилие, которое может произвести организм за минуту при фиксированном потреблении энергии), является одинаковой для мужчин и женщин.
Имеют ли различия в поведении биологическую основу?
В какой степени различия в поведении женщин и мужчин определяются половыми особенностями, а в какой — гендером? Выражаясь иначе, насколько они зависят от биологических факторов? По этому поводу высказывались мнения, полностью противоречащие друг другу. Многие авторы считают, что в поведении женщин и мужчин существуют врожденные различия, которые обнаруживаются в том или ином виде во всех культурах. Некоторые полагают, что открытия социальной биологии хорошо подтверждают эту точку зрения. Они указывают на тот факт, что практически во всех культурах мужчины чаще по сравнению с женщинами принимали участие в охоте и войнах. Разве, вопрошают они, это не является очевидным доказательством того, что мужчины обладают имеющей биологические корни склонностью к агрессии, которая отсутствует у женщин? Для других исследователей этот аргумент оказывается недостаточным. Степень агрессивности мужчин, утверждают они, в различных культурах имеет значительные отклонения. Соответственно и женщины, в зависимости от специфики культуры, могут быть “пассивными” и “кроткими” в большей или меньшей степени. Более того, добавляют они, из того, что приводившаяся в качестве примера особенность является всеобщей, вовсе не следует, что она имеет (155) биологическую природу. Ее существование может обуславливаться культурными факторами самого общего характера. Например, в большинстве культур женщины, как правило, проводят значительную часть своего времени за воспитанием детей и поэтому не могут одновременно принимать участие в охоте или войнах. Согласно этой точке зрения, различия в поведении мужчин и женщин формируются главным образом в процессе их социального обучения и идентификации с определенным гендером.
Факты из мира животных
Доказательством чего могут послужить такие факты? Один возможный источник информации, имеющей отношение к вопросу, — исследования различий в гормональной секреции полов. Согласно некоторым источникам, с тестостероном, мужским половым гормоном, связывается склонность особей мужского пола к насилию2). Исследования показали, что если обезьяны-самцы при рождении подвергаются кастрации, то они становятся менее агрессивными. Соответственно, обезьяны-самки, получающие тестостерон, становятся более агрессивными по сравнению с контрольной группой. Вместе с тем, было обнаружено, что создание для обезьян условий, способствующих укреплению их положения в стае, вызывает повышение уровня тестостерона. Другими словами, агрессивное поведение может не только обуславливаться гормональными причинами, но и само может быть причиной выработки гормонов железами внутренней секреции.
Другой возможный источник фактов — непосредственное наблюдение за поведением животных. Те авторы, которые связывают агрессию мужского пола с причинами биологического характера, часто обращают особое внимание на агрессивность самцов приматов. Изучение поведения животных, утверждают они, неопровержимо свидетельствует, что у приматов самцы агрессивнее, чем самки, хотя, в зависимости от вида, и здесь наблюдаются большие отклонения. Например, различия агрессивности у гиббонов в зависимости от пола не являются сильно выраженными, в то время как у бабуинов эта разница заметна. Более того, многие самки приматов в некоторых отношениях являются более агрессивными, в частности, если их детенышам угрожает опасность.
Факты, связанные с человеком
Исследования редких врожденных аномалий физического развития дают нам, пожалуй, самые выразительные факты, касающиеся половых различий. Среди этих аномалий выделимтестнкулярный синдром феминизации и андрогевитальныя синдром. В первом случае человек рождается с нормальным хромосомным набором, семенными железами и гормональным обменом. Если его подвергнуть проверке с целью выяснения, к какому полу он принадлежит (подобной той, которую проходят женщины-участницы Олимпийских игр), то проверка показывает, что испытуемый — мужчина. Но поскольку в период эмбрионального развития его генитальные ткани не вступили в реакцию с тестостероном, они образовали женские половые органы. Таких детей почти всегда считают девочками и соответствующим образом воспитывают, так как аномалии в их развитии не обнаруживаются, пока не наступит задержка с первой менструацией. Андрогенитальный синдром представляет собой противоположную ситуацию. Плод с нормальным женским хромосомным (156) набором до момента рождения вырабатывает избыточное количество андрогенов, что приводит к образованию наружных мужских половых органов. Некоторые из этих детей имеют как женские, так и мужские половые органы; в результате хирургического вмешательства им может быть придана форма женских. Однако многие такие дети воспитываются как мальчики, а их аномалия обнаруживается на сравнительно поздней стадии развития.
Как показывают эти примеры, исследование аномалий физического развития приводит к необходимости признать важность социализации, в противоположность биологическим факторам для углубления различий в поведении мальчиков и девочек. У детей, имеющих мужской хромосомный набор, но с рождения считающихся “девочками”, развиваются, как правило, черты личности, поведение и привычки, обычно приписываемые женщинам. С другой стороны, дети, с которыми обращаются с рождения как с мальчиками, приобретают особенности, характерные для мужчин3). Для иллюстрации данного положения хорошо подходит широко известный пример с идентичными близнецами. Идентичные близнецы развиваются из одного и того же яйца и имеют абсолютно одинаковый генетический набор. Один из братьев-двойняшек получил серьезные повреждения при обрезании, и было принято решение провести операцию по изменению его пола. Далее этот ребенок воспитывался как девочка. Наблюдения за поведением близнецов, которые велись до шести лет, продемонстрировали особенности, свойственные в западной культуре соответственно мужскому и женскому полу. Девочке нравилось играть с девочками, она помогала маме по хозяйству и хотела “выйти замуж”, когда вырастет. Мальчик предпочитал компанию других мальчиков, его любимыми игрушками были автомобильчики и грузовики, и он хотел стать пожарником или полицейским, когда вырастет.
Этот случай иногда расценивается как решающее доказательство преимущественного влияния социального обучения по сравнению с половыми различиями. Однако когда девочку, к тому времени уже подросшую, проинтервьюировали в телевизионной программе, обнаружилось, что она испытывала существенные проблемы с идентификацией своего пола, чувствуя, что она, может быть, “на самом деле” является мальчиком. (Девочка к тому времени уже знала о своем необычном происхождении, что, конечно, могло в значительной степени способствовать изменению ее представления о себе.)
Проведенное исследование отнюдь не означает, что на различия в поведении мужчин и женщин не могут оказывать влияние также и причины биологического порядка. Но даже если они и существуют, их психологическая природа не является еще изученной в достаточной степени. Многие ученые, видимо, согласились бы с выводом, сделанным Ричардом Левонтином, генетиком с мировой известностью:
С кем человек начинает идентифицировать себя, — с мужчиной или с женщиной, равно как и большая часть черт его характера, идей и желаний, зависит, в первую очередь, от того, к какому полу он был отнесен в детстве. При нормальном развитии событий “присваиваемый” ему пол соответствует обычным биологическим различиям в хромосомах, гормонах и морфологии. Таким образом, биологические различия становятся скорее сигналом, нежели причиной, дифференциации социальных ролей.4)
(157)
Социализация и гендер
Реакция родителей и взрослых
Был предпринят ряд исследований, посвященных тому, каким образом развиваются различия по признаку гендера. Большинство форм гендерной дискриминации являются более тонкими, чем упоминавшиеся выше диалоги в родильном доме, но, тем не менее, они чрезвычайно развиты и широко paспространены.
Изучение взаимоотношений матери и ребенка указывает на то, что с мальчиками и девочками родители обращаются по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. Когда взрослых просили охарактеризовать ребенка, их ответы отличались в зависимости от того, к какому полу ребенок, по их мнению, принадлежал. В ходе одного эксперимента велось наблюдение за пятью молодыми матерями, которым поручался уход за шестимесячным ребенком по имени Бет. Они. как правило, начинали ему часто улыбаться и предлагать куклы для игр. Ребенка называли “милой”, с “нежным голосом”. На ребенка того же возраста, по имени Адам, другая группа матерей реагировала совершенно иначе. Для игр ему чаще всего предлагался поезд или другие “мальчиковые” игрушки. В роли Бет и Адама выступал один и тот же, по-разному одетый, ребенок5).
Не только родители, дедушки и бабушки судят о детях подобным образом. Так, было проведено исследование, посвященное анализу слов, с которыми медицинский персонал, принимавший роды, обращался к новорожденным младенцам. Новорожденных мальчиков чаще всего называли “крепышами”, “силачами” и “здоровяками”, а к новорожденным девочкам чаще всею обращались как к “лапочкам”, “милочкам” и “очаровашкам”, хотя они практически не отличались от мальчиков по росту и весу.
Гендер и воспитание
Первые уроки полового воспитания детей являются практически совершенно бессознательными. Они происходят еще до того, как ребенок начинает правильно называть себя “мальчиком” или “девочкой”. Имеется целый ряд невербальных “ключей”, способствующих начальному развитию осведомленности о существовании различия полов. Взрослые мужчины и женщины обычно обращаются с детьми по-разному. Косметика, используемая женщинами, обладает специфическим ароматом, отличающимся от запаха тех людей, которых ребенок мог научиться ассоциировать с мужским полом. Визуальными “ключами” для ребенка в процессе его обучения становятся устойчивые различия в стилях одежды, прическах и т. д. К двум годам дети уже имеют некоторое представление о том, что такое пол. Они знают, являются ли они “мальчиками” или “девочками” и, как правило, могут безошибочно распознавать по этому признаку остальных. Однако до пяти-шестилетнего возраста ребенок не знает, что в течение жизни пол человека не меняется, что каждый человек имеет пол и что различия между девочками и мальчиками определяется их анатомией
Все игрушки, книжки с картинками и телевизионные программы, с которыми сталкиваются дети младшего возраста, стремятся подчеркнуть различия между атрибутами мужского и женского пола. В отделах игрушек и каталогах заказов по почте рекламируемые товары обычно классифицируются по признаку пола вероятного (158) потребителя. Даже те игрушки, которые, казалось бы, относятся к “нейтральным”, в действительности такими не являются. Например, игрушечные котята и кролики рекомендованы девочкам; в то же время считается, что со львами и тиграми более уместно играть мальчикам.
Ванда Люция Земьюнер провела исследование предпочтений, которые дети отдают тем или иным игрушкам. В эксперименте участвовали две группы детей из Италии и Нидерландов, стран с ярко выраженной национальной спецификой6). Анализировались представления детей о различных игрушках, в число которых входиликак стереотипно “мужские” и “женские”, так и не отождествляемые с определенным полом. Возраст детей в исследуемой группе колебался между семью и десятью годами. Детей, а также их родителей, просили оценить, какие игрушки относятся к “мальчиковым”, а какие больше подходят для девочек. Между мнениями взрослых и детей наблюдалось согласие. В среднем, итальянские дети по сравнению с голландскими чаще выбирали игрушки, отнесенные в данном исследовании к приоритетным для определенного пола. Эти результаты совпали с ожидаемыми, поскольку для итальянской культуры в большей степени характерен “традиционный” взгляд на различия полов, чем для голландского общества. Как и в ряде других исследований, девочки из обеих стран гораздо охотнее выбирают “нейтральные” или “мальчиковые” игрушки, нежели мальчики — “девчоночьи”.
Книги и рассказы
Группа социологов во главе с Ленорой Вейтцман провела анализ гендерных ролей действующих лиц в наиболее широко распространенных дошкольных детских книгах, обнаружив существование некоторых четко выраженных ролевых различий в зависимости от пола персонажей7). Мужчины играли в книгах гораздо большую роль, чем женщины. Их число превосходило количество женских персонажей в пропорции одиннадцать к одному. Если в расчет принимались животные с явно выраженными признаками пола, эта пропорция возрастала до 95 к 1. Действия, которые выполняли мужские и женские персонажи, также сильно отличались. Юноши участвовали в увлекательных приключениях и разнообразных переделках вне дома, требующих независимости и силы. В то же время, персонажи-девушки, если они появлялись, показывались пассивными и, как правило, ограниченными рамками домашних дел. Они стряпали для мужчин, чинили их одежду либо просто ожидали их возвращения.
Еще в большей степени такое положение дел было характерно для взрослых героев этих книг. Если женщина не выступала в роли жены или матери, она, скорее всего, являлась воображаемым созданием, например, ведьмой или богоматерью. Во всех проанализированных книгах не нашлось женского персонажа, который бы занимался чем-либо вне дома. Мужчины, напротив, изображались в самых разнообразных ролях — бойцов, королей, судей, полицейских и т.д.
Книги, написанные с непредубежденным отношением к проблемам пола, все еще оказывают малое влияние на рынок детской литературы. В сказках, например, воплощен самый традиционный подход к взаимоотношениям полов и к описанию тех целей и устремлений, которые, как предполагается, должны иметь мальчики и девочки. “Когда-нибудь я дождусь своего принца”, — несколько сотен лет (159) назад говорилось в старой сказке, подразумевая, что девочке из бедной семьи свойственно мечтать о богатстве и счастье. Сейчас мы скорее свяжем это с идеалами романтической любви. Феминистки уже сделали попытку переписать некоторые из наиболее известных сказок, по-новому расставив акценты:
Впопыхах не рассмотрела я его курносый нос. Для наследника престола этот парень слишком прост. Он совсем не так приятен, как казалось мне в ту ночь. Притворюсь, что эта туфля мне тесна, — пусть валит прочь.
Однако такие интерпретации известных сюжетов, как эта версия “Золушки”, в основном встречаются в книгах, адресованных взрослой аудитории, и едва ли оказывают сколько-нибудь заметное влияние на сказки в бесчисленных детских книгах.
Телевидение
Анализ детских телевизионных программ приводит к тем же выводам, что и исследование детских книжек, хотя иногда встречаются заметные исключения. Изучение наиболее часто демонстрируемых мультфильмов показывает, что практически все основные персонажи, которым в развитии сюжета отведены самые важные роли, имеют мужской пол. Аналогичные образы обнаруживаются в рекламных роликах, которые регулярно включаются в состав телепередач.
Школа и влияние сверстников
Ко времени, когда дети идут в школу, они уже имеют четкое представление о половых различиях. В школах, как правило, не практикуется раздельное обучение. На практике, конечно, множество факторов воздействует по-разному на девочек и мальчиков. Во многих западных странах сохраняются различия в учебных программах для девочек и мальчиков. Первые, например, изучают экономику домашнего хозяйства или домоводство, а вторые овладевают навыками работы по дереву и металлу. Часто поощряется специализация девочек и мальчиков в разных видах спорта. Отношение преподавателей к своим ученикам также может различаться, иногда незначительно, иногда более явно, отражая тот факт, что к мальчикам относятся как к “работникам”, или то, что от мальчиков ожидают больше хулиганских выходок, чем от девочек (см. главу 13: “Образование, коммуникация и средства массовой информации”), Процесс социализации, связанный с разделением подростков на объединенные приятельскими отношениями группы, играет в ведущую роль в формировании и развитии тендерных характеристик на всем протяжении учебы в школе. Круг друзей мальчика, как в школе, так и вне ее, составляют обычно одни только мальчики; девочка дружит только с девочками.
Трудности несексистского подхода к воспитанию детей
Предметом исследования, проводившегося Джун Стэтэм в Великобритании, являлся накопленный группой родителей опыт несексистского воспитания ребенка8). В исследовании приняли участие тридцать взрослых мужчин и женщин из 18 семей, они (160) имели детей в возрасте от шести месяцев до 12 лет. Все родители принадлежали к среднему классу, большая часть из них занималась научной и преподавательской работой. Стэтэм обнаружила, что большинство родителей не просто пытались изменить роли, традиционно приписываемые тому или иному полу, — желая сделать девочек больше похожими на мальчиков, — но хотели воспитать у своих детей новое сочетание “мужских” и “женских” качеств. Они хотели, чтобы мальчики проявляли большую чуткость к чувствам других, были бы более сердечными, в то время как у девочек поощрялось активное использование возможностей для обучения и самосовершенствования.
Все родители признали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения очень сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь со своими друзьями и посещая школу. Родители добились немалых успехов, убеждая детей играть с игрушками, которые не ассоциируются обычно с определенным полом, но даже это потребовало гораздо больших усилий, чем ожидали многие из них. Одна из матерей, принявших участие в эксперименте, так прокомментировала это обстоятельство:
Если вы отправляетесь в магазин игрушек, то он оказывается битком набитым военными игрушками для мальчиков и кукольной посудой для девочек. По всему этому можно судить об обществе в целом. Именно так и происходит подготовка детей к жизни в обществе: для мальчиков годится все, что учит убивать и калечить, и я нахожу это ужасным, мне больно от этого. Я стараюсь не заходить в магазины игрушек, меня это злит.
Практически все дети играли с игрушками, отождествляемыми с их полом, подаренными родственниками.
Сейчас начали появляться книги, главными персонажами которых являются сильные, независимые девочки, но мальчики по-прежнему очень редко изображаются в нетрадиционных ролях. Мать пятилетнего мальчика попробовала поменять пол у действующих лиц в книге, которую ему читала. Она так описывает реакцию сына:
Он был немного огорчен, когда я прочла ему книжку, в которой мальчик и девочка играли самые традиционные роли, но изменила везде, где было можно, “он” на “она” и наоборот. Когда я сделала это в первый раз, у него вырвалось: “Ты не любишь мальчиков, ты любишь только девочек”. Мне пришлось объяснить, что это совсем не так и что я поступила так только потому, что о девочках написано очень мало.
Несомненно, социализация пола укоренилась очень глубоко, и попытки что-либо изменить оказываются обескураживающе неэффективны.
Гендерная идентичность и пол: три теории
Теория полового развития по Фрейду
Теория Зигмунда Фрейда о возникновении половой индивидуальности оказала, может быть, наиболее сильное влияние на развитие социологии, являясь одновременно самой противоречивой. Согласно Фрейду, изучение половых различий в младенческом и раннем детском возрасте основывается на наличии или отсутствии пениса. Сказать “у меня есть пенис” — то же самое, что “я мальчик”; утверждение (161)“я девочка” равносильно “у меня нет пениса”. Фрейд подчеркивает, что в данном случае это не просто анатомические различия: наличие либо отсутствие пениса символизирует мужественность либо женственность.
Во время “эдиповой фазы” (см. главу 3, “Социализация и жизненный цикл”) мальчик якобы испытывает чувство угрозы, исходящей от отца, который требует послушания и дисциплины. Вследствие этого ребенку кажется, будто бы отец намеревается лишить его пениса, т. е. кастрировать. Отчасти сознательно, но главным образом на подсознательном уровне мальчик начинает рассматривать своего отца как соперника в борьбе за расположение матери. Подавляя эротические чувства к своей матери и считая своего отца существом высшего порядка, мальчик идентифицирует себя с отцом и узнает, что принадлежит к мужскому полу. Мальчик отказывается от любви к своей матери из-за бессознательного страха быть подвергнутым кастрации собственным отцом. Девочки, с другой стороны, предположительно испытывают “зависть к пенису”, поскольку сами не обладают столь заметным органом, который отличает мальчиков. Мать теряет авторитет в глазах девочки, так как у нее нет пениса, равно как и шансов на его появление. Когда девочка идентифицирует себя со своей матерью, она перенимает у нее пассивную жизненную позицию, которая связывается с признанием себя “существом второго порядка”.
|
|