Обратная связь
|
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста Дошкольная педагогика
"Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.
Введение
Вы, будущие воспитатели самых маленьких граждан нашей страны, приступаете к изучению педагогики — науки о воспитании. Воспитание в нашей стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Всестороннее воспитание должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям — первому звену в системе народного образования. На дошкольные учреждения совместно с семьей возлагается забота о будущих гражданах нашей страны. Сложный путь физического и психического развития пройдет ребенок, прежде чем он станет строителем нового общества. Что же представляет собой дошкольник? Первые семь лет жизни ребенка — очень важный период, когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития. Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэтому в процессе воспитания широко используются игрушки и игровые приемы, пробуждающие активность детского мышления. Эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми обязывает педагога быть чутким и внимательным, опираться в воспитании на чувства детей, создавать в детском саду такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и радостно. Детям дошкольного возраста свойственна подражательность. Используя эту особенность, взрослые учат малышей личным примером, а также привлекая художественные образы, дружить между собой, уважать старших, бережно относиться к растениям и животным, к результатам человеческого труда. Дошкольный возраст охватывает существенно отличные друг от друга периоды развития: физические и психические особенности детей первого года жизни отличаются от особенностей детей седьмого года жизни в значительно большей степени, чем аналогичные данные школьников-первоклассников и выпускников средней школы. Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку. Личность человека — активного труженика 2000 года формируется сегодня. Какова же должна быть программа воспитания и обучения дошкольников? Чтобы определить ее задачи и содержание, надо заглянуть в будущее, подготовить основы успешного выполнения деятельности, в которой сегодняшний ребенок примет активное участие не ранее чем через 15—20 лет. Прогнозирует и определяет задачи воспитания сегодняшних дошкольников особая отрасль педагогической науки — дошкольная педагогика. Советская дошкольная педагогика занимает особое место в мировой педагогической науке. Она изучает цели, задачи и содержание всестороннего коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Советская дошкольная педагогика отражает общественный характер воспитания в нашей стране, где Коммунистическая партия и государство проявляют постоянную заботу о расширении сети дошкольных учреждений, совершенствовании их деятельности и подготовке специалистов со средним и высшим образованием. Советская дошкольная педагогика представляет собой сплав коллективной мысли ученых и передовой практики. В нашей стране действует государственная «Программа воспитания в детском саду», предусматривающая всестороннее воспитание детей дошкольного возраста с учетом их психофизиологических и индивидуальных особенностей. Опыт создания этой программы и ее реализация на практике изучаются и перенимаются в братских социалистических странах. Так, например, одна из молодых государственных программ воспитания маленьких детей действует на острове Свободы. Выполнение «Программы воспитания в детском саду» осуществляет прежде всего педагог (воспитатель). Он — главная фигура в дошкольном учреждении. Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Работа воспитателя в детском саду — воспитательно-образовательная, так как решение главной задачи — воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях — формирование у ребенка разнообразных, доступных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, развития изобразительной деятельности и т. д. Каким же должен быть воспитатель детского сада, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой личности? Прежде всего он должен любить детей, ибо воспитание — длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости. Воспитатель — это патриот своей Родины, интернационалист, умом и сердцем принимающий Программу Коммунистической партии, овладевший наукой о коммунистическом воспитании маленьких детей. Воспитатель постоянно совершенствует свое мастерство, используя достижения советской педагогической науки и передовой практики. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать ему познавать окружающий мир. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. В настоящее время в нашей стране более 12 млн. детей посещают дошкольные учреждения. В них работают 700 тыс. воспитателей. Страна доверяет им самое дорогое — свое будущее. Гордитесь, что будете принадлежать к этой армии воспитателей, старайтесь оправдать высокое доверие нашего государства.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие основы педагогики
Глава 1. Предмет и задачи педагогики
Глава 2. Развитие и воспитание
Глава 3. Цель и задачи коммунистического воспитания
Глава 4. Система народного образования в СССР
Глава 5. Развитие общественного дошкольного воспитания
Глава 6. «Программа воспитания в детском саду»
Развитие и воспитание детей раннего возраста
Глава 7. Особенности периода раннего детства и его значение
Глава 8. Воспитание детей первого года жизни
Глава 9. Развитие и воспитание детей второго года жизни
Глава 10. Развитие и воспитание детей третьего года жизни
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
Глава 11. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Глава 12. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Обучение в детском саду
Глава 13. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Глава 14. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Глава 15. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Глава 16. Игра в детском саду
Глава 17. Праздники и развлечения в детском саду
Глава 18. Преемственность в работе детского сада и школы
Глава 19. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в детском саду
Глава 20. Работа дошкольного учреждения с семьей
|
|