Обратная связь
|
Развитие общественного дошкольного воспитания в СССР С первых дней Советской власти развернулась широкая деятельность по созданию новой, подлинно народной системы образования и воспитания. Уже 9 (22) ноября 1917 г. Декретом ВЦИК и Совнаркома была учреждена Государственная комиссия по просвещению, в состав которой входил отдел дошкольного воспитания и помощи детям. Это означало, что Советская власть рассматривает дошкольное воспитание как часть единой системы народного образования и принимает на себя заботы о его развитии. Признание дошкольного воспитания необходимой и составной частью всей системы народного образования было неоднократно подчеркнуто в ряде декретов о советской школе. В декабре 1917 г. Наркомпрос опубликовал декларацию «О дошкольном, воспитании», в которой говорилось, что общественное (бесплатное) дошкольное воспитание должно начинаться с рождения ребенка и призвано осуществлять его всестороннее развитие. Несмотря на крайне тяжелые условия интервенции и гражданской войны, Коммунистическая партия уделяла огромное внимание созданию новой, демократической системы просвещения. Принятая в 1919 г. на VIII съезде РКП (б) вторая Программа партии рассматривала дошкольное воспитание как одну из «основ школьного и просветительного дела» и выдвигала задачу широкого развития системы садов и яслей, что должно содействовать целям «улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины». История советской системы дошкольного воспитания является примером успешного воплощения выдвинутых партией задач. В послеоктябрьские дни, несмотря на многочисленные трудности, разруху и голод, отсутствие средств, оборудования и пособий, а также подготовленных кадров, в стране повсеместно создавались дошкольные учреждения. К концу 1918 г. в 192 уездах Советской республики (большая часть ее территории еще не была освобождена от белогвардейцев и интервентов) работало около 400 дошкольных учреждений, а в 1920 г. - уже 4723 с общим охватом 254 527 детей. Дошкольное дело сравнительно быстро набирало силы, демонстрируя громадные возможности рабоче-крестьянского государства. Восстановление народного хозяйства в 20-е гг., последующая индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг. создали благоприятные условия для развития общественного дошкольного воспитания. Широкое вовлечение женщин в социалистическое производство требовало ускоренного решения вопросов воспитания детей. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство родильных домов, детских яслей и садов. Чтобы ускорить развитие сети детских учреждений, предприятиям и ведомствам передавались в хозяйственное ведение существующие при них и вновь открываемые ясли и сады. В системе органов просвещения оставались учреждения для населения, не обслуживаемого ведомственными садами. Педагогическое руководство всеми садами осуществлялось Народным комиссариатом просвещения. Все проблемы дошкольного воспитания решались на научной основе. Были разработаны нормативы по строительству, объему помещений, наполняемости групп, оборудованию детских садов и т. д. Совет Народных Комиссаров СССР 3 мая 1937 г. постановил: «1. Обязать хозяйственные организации и учреждения, в ведении которых находятся детские сады, соблюдать установленные народными комиссариатами здравоохранения и просвещения соответствующих союзных республик нормы строительства и содержания детских садов в отношении санитарных правил, объема помещений, оборудования, наглядных пособий, питания и медицинского обслуживания детей». В результате огромных достижений советского народа, завершившего к 1940 г. в основном построение социализма, была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тыс. детских садов, которые посещали свыше 1 млн. детей. В трудные годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба всех завоеваний социализма, Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановления (от 9 января и 10 ноября 1944 г.), направленные на дальнейшее расширение сети и улучшение работы детских садов. В послевоенный период особое значение имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959). В 1973 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». По этому закону к дошкольным учреждениям были отнесены детские ясли, детские сады, детские ясли-сады общего и специального назначения. Соответствующие законы были приняты во всех союзных республиках. Задачи развития детских садов как государственных учреждений постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили отражение и планы совершенствования дошкольного воспитания. Особое внимание уделяется развитию дошкольных учреждений на селе. С первых лет Советской власти партийные и государственные органы, стремясь создать новый быт в деревне и привлечь женщину-крестьянку к общественной деятельности, направляли усилия кооперативов на открытие детских яслей и площадок. Успехи коллективизации сельского хозяйства привели к созданию и росту дошкольных учреждений в колхозах. В 1954 г. министерства просвещения и здравоохранения РСФСР утвердили «Положение о колхозном детском саде». Важнейшее значение для развития дошкольного воспитания на селе имеет постановление Совета Министров СССР от 17 марта 1973 г. «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах», в котором поставлена задача в ближайшие годы максимально удовлетворить потребности колхозников в дошкольных учреждениях, осуществить мероприятия по развитию материальной базы, улучшению методического руководства и обеспечению детских садов кадрами. Широкое движение за улучшение общественного дошкольного воспитания детей в сельской местности развернулось в ходе Всесоюзного смотра колхозов и совхозов на лучшую организацию общественного дошкольного воспитания, который был организован совместно министерствами просвещения и здравоохранения. В 1976 г. в СССР насчитывалось более 117 тыс. постоянных дошкольных учреждений, охватывающих более 12 млн. детей. В нашей стране осуществляется стройная система государственных мероприятий, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья женщины и выполнения ею важнейшей функции - рождения здорового ребенка и его воспитания. Основные принципы охраны материнства и детства в СССР были сформулированы в первые годы социалистического строительства. Уже в ноябре 1917 г. был образован Наркомат государственного призрения (позднее Наркомат социальногоtобеспечения), в состав которого вошел отдел охраны материнства и младенчества. 28 декабря 1917 г. (10 января 1918 г. по новому стилю) этим наркоматом был издан декрет о создании особой коллегии для разработки вопросов и проведения неотложных мероприятий по охране и обеспечению материнства как общественной функции женщины и по охране младенчества как прямой обязанности государства. Первым председателем коллегии была нарком государственного призрения А. М. Коллонтай. В 1922 г. был организован специальный Государственный научный институт охраны материнства и младенчества, позднее преобразованный в Институт педиатрии Академии медицинских наук СССР. В последующие годы в стране осуществлялась громадная работа по систематическому улучшению дела охраны материнства и детства. Важнейшие ее задачи и направления нашли всестороннее отражение в ряде партийных и государственных документов, и прежде всего в Основном Законе нашего государства - Конституции СССР. Так, в статье 35 новой Конституции СССР говорится: «Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям; постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей».
|
|