Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Общая характеристика нравственного воспитания в детском саду


Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для советского человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Исследования советских ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.
В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.
Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей. Более глубоким становится чувство любви к основателю нашего государства В. И. Ленину и его соратникам.
Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.
В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.
В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Педагог воспитывает у детей осознанное поведение, подчиненное нормам коммунистической морали.
С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали советского общества. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, педагог проводит большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных поступков, которые он предлагает им совершать. Перед педагогом стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он разъясняет, как следует поступать. Например: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».
Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневой жизни в обществе сверстников.
К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении к взрослым.
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, со взрослыми.
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Содержание нравственного воспитания дошкольников определено «Программой воспитания в детском саду». Оно включает в себя воспитание любви к Родине, советским людям, уважения к ним и их труду, начал интернационализма, коллективизма и гуманизма, дисциплинированности и культуры поведения, волевых черт характера и положительных моральных качеств личности. Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, занятия, он придает им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, воспитатель анализирует их содержание, уделяет внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая занятие по изобразительной деятельности, продумывает тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке свое отношение к окружающей действительности; руководя трудом детей, мотивирует его значение для окружающих людей.
Даже в каждодневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, воспитатель учит его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.
Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста разрабатываются на основе принципа коммунистической идейности и целенаправленности, т. е. в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания. Нравственное воспитание в советском детском саду проникнуто идеями коммунистической морали: «Человек человеку друг, товарищ, брат», идеями дружбы, мира и сотрудничества между народами, братской солидарности и взаимоуважения, гуманности. Педагог руководствуется этими принципами во всей воспитательно-образовательной работе.
Важным принципом нравственного воспитания является принцип воспитания детей в коллективе. Н. К. Крупская, подчеркивая важность воспитания в коллективе, писала: «...Школа должна учить ребят объединяться, ставить общие цели и общие задачи и общими усилиями эти задачи разрешать». Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между советскими людьми.
Коллектив - это школа формирования общественной направленности личности ребенка. Здесь наиболее ярко раскрывается его индивидуальность, способности и нравственные качества. Моральная ценность человека проявляется прежде всего в поступках. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, скромность, трудолюбие.
Принцип воспитания в коллективе обязывает педагогов объединять детей в разных видах совместной деятельности для благотворного влияния на личность каждого ребенка. Так, организуя коллективный труд, воспитатель учит детей совместными, усилиями достигать цели. Дошкольники вместе обсуждают последовательность работы, помогают друг другу, что способствует формированию положительных взаимоотношений, начал коллективизма.
В процессе общения происходит взаимовлияние детей друг на друга. Знания одного становятся достоянием всей группы, а положительная оценка робкого, застенчивого ребенка перед коллективом товарищей поддерживает его стремление поделиться своими знаниями со сверстниками.
Определяя средства и методы воздействия на детей, педагог руководствуется принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Это соответствует сущности социалистической морали, основанной на уважении к человеку и признании его личного достоинства. Этот принцип нашел педагогическое воплощение в системе А. С. Макаренко.
Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.
Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, следует учитывать, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни, а также мотивы поступков, будет ли воспитывать осознанное поведение.
Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка. Этот принцип требует от педагога осуществлять всю воспитательную работу систематически, последовательно усложняя задачи воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых моральных правил, опыта поведения). Необходимо также создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того, чтобы сформировать любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в поступках, в которых оно проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Возникает опасность формирования приспособленчества.
Учет этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Воспитание детей в коллективе сверстников осуществляется также в соответствии с принципом индивидуального подхода, учета возрастных особенностей, уровня нравственных представлений и опыта поведения ребенка. Осуществление этого принципа требует от педагога глубоких знаний психофизиологических особенностей данного возраста и индивидуальных особенностей развития каждого из воспитанников.
Учитывая этот принцип, педагог определяет задачи и методы индивидуального подхода к ребенку. Например, решая общую задачу воспитания положительных взаимоотношений в группе, он формирует у одного ребенка умение уступить, поделиться, у другого - инициативу, умение отстаивать свое мнение, у третьего - сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, у четвертого - умение спокойно и дружелюбно договариваться о совместном пользовании игрушкой, о ролях в коллективной игре и у всего коллектива детей - положительные взаимоотношения.
В каждой группе педагог формирует положительное отношение к труду, учитывая при этом возрастные возможности детей. Так, руководя первыми трудовыми действиями малышей, воспитатель поддерживает любую их попытку включиться в работу, снисходительно относится к ее качеству и результатам. В средней группе он формирует целенаправленность в работе и потому более требовательно относится к случаям отвлечений, настаивая на большей сосредоточенности. В старшей группе воспитатель значительно повышает требования к качеству работы, особенно в тех видах труда, в которых дети имеют достаточный опыт участия, с целью сформировать у них старательность, умение добиваться результата в соответствии с поставленной задачей.
Воспитателю детского сада доверено государством формирование у самых юных граждан основ высоких моральных качеств строителя коммунизма. Выполнить такую ответственную и почетную задачу может педагог, который сам обладает этими качествами. Только такой педагог может правильно понять и оценить важность и значимость выдвигаемых Коммунистической партией и Советским правительством задач коммунистического строительства, донести до детей социальный смысл происходящих общественных событий, показать в каждодневных будничных делах трудолюбие и героизм советских людей, товарищескую взаимопомощь, умение откликнуться на чужую беду, бескорыстно прийти на помощь. Дети во всем подражают своему воспитателю, верят в его справедливость, проникаются его убежденностью. Моральный облик педагога становится для них примером отношения к окружающим, к природе, к Родине, к своим обязанностям.
Воспитатель, обладающий высокими моральными качествами, сможет правильно оценить любой поступок ребенка, увидеть зачатки трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма. Будучи убежденным в идеях коммунизма, он сможет формировать у детей чувство любви к Родине, советский патриотизм, интернационализм, уважение к трудящимся, их труду.
Педагогу детского сада должно быть свойственно стремление к самовоспитанию, строгому контролю за своим поведением и отношением к окружающим. Он должен систематически повышать свой идейно-теоретический и профессиональный уровень.
Одним из основных в советской педагогике является положение о ведущей роли в воспитании целесообразно организованной деятельности детей.
Организация практического нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках является ведущим методом нравственного воспитания. В практической деятельности ребенок накапливает нравственный опыт, вступает в отношения со сверстниками, взрослыми. Он усваивает правила поведения в коллективе сверстников, руководствуется ими в собственной деятельности, учится поступать в соответствии с нормами морали, проявлять уважительное отношение к взрослым, настойчивость и трудолюбие в собственной деятельности, дружно играть и трудиться вместе с другими детьми, помогать им поддерживать порядок, бережно относиться к вещам.
Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Дети, хотя и знают, как надо поступать в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, нередко совершают прямо противоположные поступки. Например, зная правило о том, что надо быть внимательным к другому, спорят, вступают в конфликты: зная, что игрушки после игры следует убирать на место, оставляют их разбросанными.
Педагог, формируя нравственный опыт детей, стремится создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам. Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания. Так, малышам воспитатель многократно напоминает о том, что надо поздороваться, входя в группу, предлагает помочь сверстнику поднять упавшую игрушку, собрать рассыпавшиеся кубики, посторониться, чтобы дать пройти взрослому, поблагодарить за оказанную услугу и т. д. Основной смысл таких указаний состоит не только в том, чтобы побуждать детей к поступкам, соответствующим нормам и правилам культурного поведения, но и вызвать у них положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.
В средней группе воспитатель, опираясь на имеющийся у детей опыт, вместо прямых указаний нередко сначала обращает внимание детей на ситуации, в которых надо проявить отзывчивость, заботливость и т. п. Например: «Я вижу, что Сережа чем-то огорчен. Как ему помочь? Что надо сделать?» Выяснив, в чем причина беспокойства мальчика, педагог привлекает детей к проявлению заботливого отношения к сверстнику.
Воспитатель часто ставит детей в условия, в которых они сами решают, как следует поступить, или облегчает это решение, давая не прямо выраженный совет, а как бы подсказывая: обращается к детям с вопросом о том, как можно порадовать заболевшего товарища (нарисовать общий рисунок, послать письмо).
В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Воспитатель обращает внимание на характер реакции ребенка, на ситуацию, на самостоятельный выбор действий, одобряет поступки, в которых проявляется предупредительность, вежливость, скромность, тактичность. Поддерживая положительные детские поступки, педагог вместе с тем активно обогащает нравственный опыт детей, пользуясь при этом не только и не столько конкретными указаниями, но и рассуждениями, советом, собственным, примером, тактичным замечанием. Особое значение он придает культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки вежливого обращения друг к другу, умения выслушать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т. д. Воспитатель также формирует у детей умение проявить такт и уважение в разговоре со взрослым, оказать ему внимание.
Педагогу важно понимать мотивы детских поступков и правильно их оценивать. Под его влиянием у дошкольников растет способность самостоятельно решить, как поступить в той или иной ситуации. В силу конкретного мышления, недостаточной объективности в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения и подражательности дети, особенно малыши, могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности дошкольника. Поэтому очень важно выявить, какие мотивы побуждали ребенка к действию. Только при этом условии педагог может правильно понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка. Например, малыш отнял игрушку у сверстника. Можно предположить, что он невоспитан; но оказывается, он просто хотел успокоить другого плачущего ребенка той игрушкой, которой накануне воспитательница забавляла его самого. Еще пример. Ребенок ударил сверстника. Педагог осуждает его поведение, но оказывается, что этот поступок совершен в ответ на обиду, нанесенную ему или его товарищу. Конечно, подобный поступок не может быть оправдан, но мотив объясняет его причину. Поэтому следует объяснить ребенку, что так поступать нельзя, и подсказать (или вместе обсудить), как следовало бы действовать в подобной ситуации.
Используя оценку как метод воспитания, педагог учитывает возраст детей. Так, малышей он стремится почаще одобрить, похвалить, поддерживая самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение к сверстнику, умение уступить, а также послушание, исполнительность, следование установленным правилам. Это создает у них хорошее настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах.
При оценке поступков старших дошкольников учитываются проявление ими инициативы, волевых усилий, сдержанности, умения вести себя в соответствии с известными моральными нормами как в присутствии воспитателя, так и оставаясь на некоторое время без него (например, при выходе на прогулку, разговоре педагога с родителями, посещении группы посторонними лицами и т. д.).
Воспитатель становится более требовательным в оценке, сдержаннее пользуется поощрением, чаще прибегая к рассуждениям типа: «Старшие дети и должны правильно поступать. Этому вы уже научились, и стыдно заставлять взрослого снова напоминать о правилах, которые вам давно известны». Он выражает и недовольство отдельными детьми, осуждает их отрицательные поступки. Порицание, замечание, звучащие в его оценках, служат детям предупреждением, запрещением повторения подобных поступков. Поэтому так важно, чтобы педагог выражал уверенность, что отрицательный поступок случаен, что он не будет повторен провинившимся. При таком подходе гораздо легче избежать случаев негативизма, упрямства, неподчинения разумному требованию. Кроме того, необходимо помнить о том, что, осуждая поступок, воспитатель не должен осуждать самого ребенка.
В воспитательной работе следует возможно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также стремление поступать таким образом, чтобы заслужить одобрение воспитателя. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имеет пример самого воспитателя.
Подражая авторитетному педагогу, дети копируют его манеры поведения, мимику, жесты: так же здороваются, улыбаясь взрослому и сверстникам, вежливо обращаются с просьбой, благодарят за услугу, проявляют озабоченность, обнаружив беспорядок, заметив огорчение товарища, и т. п. Действия воспитателя они копируют и в играх. По примеру взрослого дети охотнее включаются в труд, проявляют волевые усилия, не бросают работу незаконченной. Положительно-эмоциональное отношение педагога к процессу труда также влияет на детей; взрослый заражает их своим оптимизмом, постоянной готовностью включиться в работу.
Немаловажное значение имеет также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, воспитатель подчеркивает: «Какой у нас Сережа молодец! Не стал расталкивать детей, чтобы встать в строй, а немножко отошел и пропустил вперед Колю». Подобное одобрение поступка мальчика вызывает у детей желание поступать так же, и построение проходит без излишней сутолоки. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель одобряет другого ребенка: «Как аккуратно Максим повесил свою одежду в шкаф! Он не торопился, постарался. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют!» Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям.
Дошкольники и самостоятельно подражают поступкам сверстников. Однако они далеко не всегда способны дать, правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам. Воспитатель стремится предупредить такие факты, останавливая ребенка, поступающего плохо, выражая свое огорчение по поводу его действий. Обращаясь ко всем детям, которые были свидетелями отрицательного поступка сверстника, он разъясняет, почему не следует так поступать, как надо было бы поступить в подобном случае. Следовательно, используя пример как метод воспитания, педагог одновременно прибегает и к методам разъяснения и убеждения.
Разъяснение позволяет детям понять моральный смысл конкретных поступков и правил поведения, осознать значение необходимости их выполнения для нормальной жизни в коллективе. В разъяснении всегда раскрывается мотивация поступка, дается доказательство необходимости и пользы конкретных действий, суть которых - выражение внимания к окружающим, умение подчинить свое поведение требованиям взрослых. Мотивированное требование, обращенное к ребенку, имеет целью убедить его в необходимости выполнения того или иного правила или недопустимости в будущем повторения совершенного поступка.
В старших группах детского сада убеждение и разъяснение нередко принимает форму беседы, специально организованного воспитателем обсуждения определенной этической темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений на этические темы. Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» (из книги «Малыши») естественно задать детям вопрос «А как играют?» и обсудить, как поступают дружные ребята, как они договариваются в играх, делятся игрушками и т. д.
Такие беседы помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.
Проведение бесед на этические темы требует тщательной подготовки, глубокого продумывания каждого вопроса, с тем чтобы не допустить голого морализирования, безосновательных требований, запретов, осуждения отдельных детей. Все эти просчеты могут привести к появлению у дошкольников формальных знаний или вызвать у них протест, что будет препятствовать положительному отношению к обсуждаемой теме, возникновению соответствующих чувств.
В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.
Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества советского человека, осуждаются отрицательные поступки и явления,- все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.
Советские писатели создали много прекрасных произведений для детей. Дошкольники хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» (рассказ В. Осеевой), добродушно смеются над трусливым мальчишкой («Живая шляпа» Н. Носова), осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова), не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского) и т. д.
Рассказы М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, знакомят с жизнью народов нашей Родины, воспитывают любовь к ней.
В нравственном воспитании действенным средством являются также произведения живописи и скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине или в скульптуре, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.
Особой силой воздействия на чувства обладает музыка. Умелое использование воспитателем музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает донести до них своеобразие национальной песни, мелодии, знакомит с особенностями искусства народов нашей Родины. Коллективное исполнение песен, плясок создает эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.
Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Воспитатель сочетает разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста. Так, во всех возрастных группах воспитатель создает условия для усвоения положительного нравственного опыта. В младших группах он указывает детям, как надо поступить в той или иной ситуации, как правило непосредственно адресуясь к конкретному ребенку. В средней группе, используя имеющийся у детей опыт, педагог больше прибегает к напоминанию, предлагает подумать, как надо поступить. В старших группах значительно шире используется метод контроля, объективной оценки, к которой привлекается и детский коллектив.
В младших группах воспитатель стремится возможно чаще одобрять каждого из детей за малейшее проявление самостоятельности, инициативы. В средней группе оценки его становятся более мотивированными, включают разъяснение всем детям морального смысла действий и поступков. В группах старшего возраста педагог оценивает детей сдержаннее, подчеркивает их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, учитывает накопленный детьми опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить свое поведение.








ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.