Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Неклассическая философия конца XIX- начала XX века.

Частное образовательное учреждение

Высшего образования

«Русско-Британский Институт Управления»

(ЧОУВО РБИУ)

Факультет заочного обучения

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

Александрова Л.Д.

Учебно-методические материалы для самостоятельного изучения дисциплины

«Философия»

 

Челябинск 2011

 

Цель курса –способствовать развитию мировоззрения студента, расширенному и углубленному пониманию персональной идентичности посредствам приобщения к опыту философского мышления, заложить потребность в решении смысложизненных проблем и осмыслении тенденций развития культуры, цивилизации, истории, общества, личности.

 

Задачи курса

 

В соответствии с общей целью необходимо выдвинуть следующие задачи, реализуемые в процессе изучения дисциплины «Философия»

1. рассмотрение основных этапов историко-философского знания, основных философских школ и концепций, актуальных вопросов современной философии;

2. овладение значимыми философскими терминами и формирование у студентов опыта философской рефлексии над наиболее важными проблемами культуры и истории;

3. формирование и развитие представлений о формах отношения человека с миром, о смысле его жизни, об условиях его свободы и меры ответственности;

4. развитие у студентов способностей к научно-исследовательской деятельности и возможностей применения системы философских знаний в решении практически значимых задач.

 

Роль и место курса в структуре подготовки специалиста

 

Для будущих специалистов в области дизайна, изучение мирового философского наследия имеет особую значимость, так как способствует развитию его профессиональных компетенций, расширяет эрудицию и позволяет стать причастным кмировой истории и культуре.



 

Курс «Философия» предназначен для специалистов в области менеджмента, нуждающихся в освоении интеллектуальных инструментов философского уровня для формирования стратегий и методов мышления, с помощью которых можно давать собственное (авторское) объяснение действительности, реальности (в том числе и бизнес-реальности), и на основе которых формировать свободное отношение к сложным явлениям современной культуры.

 

Для будущих специалистов в области прикладной информатики, изучение курса «Философия» способствует формированию современного научного мировоззрения, развивает собственно философское мышление, для того чтобы специалист стал «рефлексирующим практиком»,был обращен именно в ту сферу бытия, где сознание, технологии мышления и практические навыки являются неотъемлемыми качествами новой информационной культуры личности.

 

 

Курс «Философия» позволяет специалистам в области управления персоналом, не только получить фундаментальные философско-гуманитарные знания, но и сформировать грамотно мыслящих управленцев в сфере общественных отношений. Изучение историко-философского наследия, знание теоретических моделей взаимоотношения руководителя и общества позволит сформировать собственные представления о современной реальности и применить их в практику социального управления.

Список рекомендуемой литературы

1. Гуревич, П.С. Основы философии [Текст] : учеб.
пособие для спо /П.С.Гуревич. - М.: Гардарики,2003.-438с.-(Серия Fundament).- ISBN 5829700468:140.00

2. Введение в философию и методологию науки [Текст]: учебник / Е. В. Ушаков. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2008. – 592 с.

3. История русской философии в 2-х томах [Текст] / В.В. Зеньковский. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. – 540 с.

4. Радугин, А.А. Философия [Текст]: курс лекций /А. А. Радугин. – 2-е изд. – М.: Центр, 2001. –272 с.

5. Современная западная философия [Текст]: учебник для вузов / А.Ф. Зотов. – М.: Высшая школа, 2001. – 784 с.

6. Философия [Текст]: конспект лекций. Словарь философских терминов. Вопросы для самоподготовки. Упражнения и задания. Вопросы компьютерного контроля. Темы докладов и рефератов. Философские кроссворды / Под ред. В.В. Трушкова. – М.: Былина, 2001. – 252 с.

7. Философия [Текст]: учебное пособие для вузов /А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 753 с.

8. Философия [Текст]: учебное пособие для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратнокова. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 584 с.

9. Философия информационной цивилизации [Текст]: учебное пособие / Р.Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 336 с.

10. Философия культуры [Текст]: учебное пособие для вузов / П. С. Гуревич. –2-е изд. доп. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 288 с.

11. Философская антропология [Текст]: учебное пособие / П. С. Гуревич. – М.: Вестник, 1997. – 448 с.

12. Философский словарь [Текст] / Под ред. А.П. Алексеева. –2-е изд. – М.: Проспект, 2001. – 496 с.

13. Этика [Текст]: учебное пособие и практика / И.Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Мн.: Театра Системс, 1997. – 320 с.

 

Электронные ресурсы

  • Библиотека сайта philosophy.ru
    http://www.philosophy.ru
  • Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика

http://ihtik.lib.ru/index.html

  • Электронная библиотека по философии

http://filosof.historic.ru

  • Библиотека Максима Мошкова

http://lib.ru/

  • Библиотека Елены Косиловой
    http://elenakosilova.narod.ru/
  • Библиотека философии и религии

http://filosofia.ru/articles/

  • Русская антропологическая школа

http://kogni.narod.ru/links1.htm

  • Библиотека философии и религии
    http://lb.oppa.ru/
  • Золотая философия
    http://philosophy.allru.net/main.html
  • The Great Books

http://www.anova.org/gb.html

  • The Online Books Page

http://psylib.org.ua/links/obpage.htm

http://onlinebooks.library.upenn.edu/webbin/book/subjectstart?BH-BJ.

  • Philosophy

http://eserver.org/philosophy/

The Philological Museum
http://www.philological.bham.ac.uk/bibliography/index.htm

Экзаменационные вопросы по курсу «Философия»

Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрений, их специфика.

2. Предмет философии. Проблема определения философии и её функции.

3. Философия в духовной культуре: философия и наука, философия и религия, философия и искусство.

Становление и развитие философии в Античности.

1. Основные особенности натурфилософского периода.

2. Сократ, Платон и Аристотель – роль классических античных мыслителей в становлении европейской философии.

3. Эллинско-римская философия: учения стоиков, киников, скептиков, эпикурейцев и т.д.

Философия Средневековья

1. Социокультурные основания и утверждения теоцентризма в философии.

2. Патристика и религиозная философия Августина.

3. Схоластика: особенности и этапы развития.

Философия эпохи Ренессанса

1. Мировоззренческие ориентации философии Возрождения.

2. Философские идеи гуманистов.

3. Особенности натурфилософии эпохи Ренессанса

4. Утопические идеи в философии Ренессанса (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Философия Нового времени

1. Социокультурные предпосылки возникновения философии XVI-XVIII века.

2. Рационализм и эмпиризм в философских учениях Нового времени.

3. Философские идеалы Просвещения и поворот к антропоцентризму.

Классическая немецкая философия

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Основные положения теоретической и практической философии И. Канта.

3. Система абсолютного идеализма Г. Гегеля и суть диалектического метода.

4. Новый антропологизм философии Фейербаха.

Неклассическая философия конца XIX- начала XX века.

1. Кризис классического рационализма и поиск новых форм философствования.

2. Постклассика: позитивизм, неокантеанство.

3. Иррациональные основания человеческого существования: философия жизни, философия экзистенциализма.

4. Основные идеи философии прагматизма.

5. Структура человеческой психики и роль бессознательного в философии З. Фрейда.

6. Русский религиозный антропологизм и философия космизма.

Теоретическая философия

1. Онтологическая проблематика в философии.

2. Сознание и познание как философская проблема.

3. Философия культуры.

4. Основные проблемы социальной философии

5. История как предмет философского познания.

6. Основные проблемы этики и эстетики.

7. Глобальные проблемы современности.

Терминологический минимум

Важнейшим элементом практической работы студента является умение работать со словарем. Для того чтобы овладеть терминологическим минимумом дисциплины, понимать и апеллировать смысловыми единицами, приобрести необходимый опыт составления структурного (кластерного) словаря и пр. Структурный словарь терминов составляется в виде кластерной (от англ. cluster – пучок, кисть, гроздь, группа) структуры, где ключевые слова по прослеживаемой логики развивают выбранное ими центральное понятие. По мере удаления от центра кластера ветви ключевых слов начинают перекрываться с ветвями других понятий из различных областей знаний, образуя единый образовательный гиперсловарь.

 

 

Абсолютный субъект Абсолютная,объективная, субъективная истина Агностицизм Аксиология Античность Антропология Апейрон Априори Архетип Атомизм Бессознательное Богочеловечество Вещь-в-себе Виртуальная реальность Время Всеединство Диалектика Глобальные проблемы человечества Гносеология Гуманизм Движение Деизм Диалектика Дуализм Закон единства и борьбы противоположностей Закон отрицания отрицания Закон перехода количества в качество Западничество и славянофильство Значение Идеализм Императив Информационное общество Истина Креоцентризм Константная реальность Космоцентризм Культура Материализм Материя Метафизика Метод Механистическая, электроволновая, квантово-релятивистскаякартина мира   Мировоззрение Методология Монада Номинализм и реализм Ноосфера Объект (O) Онтология Парадигма Натурфилософия Наука Патристика Познание Принципы диалектики Природа Провиденциализм Пространство Психоанализ Рационализм Римский клуб Русский космизм Сенсуализм Синергетика Синкретизм Соборность Сознание Структурализм Субстанциальный деятель Субъект(S) Субъективный идеализм Схоластика Сциентизм и антисциентизм Текст Теоцентризм Технократизм Трансцендентальный Трансцендентный Философия Футурология Цифровая культура Экзистенциализм Эмпиризм Этический императив Явление  

Программа учебной дисциплины

Раздел I. История философии  
Тема 1.1 Философия и ее место в духовной культуре.Две философские парадигмы. Человек и мир древневосточных учений.  
Тема 1.2 Античная философия. От мифа к Логосу  
Тема 1.3 Философия европейского средневековья  
Тема 1.4 Сущность и идеи философии Возрождения  
Тема 1.5. Немецкая классическая философия  
Тема 1.6. Отечественная философская мысль.  
Тема 1.7. Неклассическая философия XX века  
Раздел II. Теоретическая философия  
Тема 2.1 Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии.  
Тема 2.2. Познание, его возможности и границы  
Тема 2.3 Природа человека и смысл его существования. Философская антропология  
 
Тема 2.4 Философия культуры  
Тема 2.5 Аксиологическая проблематика в философии  

 

Тест для самоконтроля

1. Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____ функцией

• критической

• гуманистической

• прогностической

• мировоззренческой

 

1. Аналитическая философия включает в себя …

• герменевтику

• фрейдизм

• позитивизм

• постмодернизм

 

3. Противоположностью истине в социальном аспекте является ложь как …

• заблуждение

• ошибка

• преднамеренное искажение информации

• незнание

 

4. Свобода предполагает ответственность как за свою жизнь, но и за все, что происходит в мире с точки зрения:

• либерализма

• глобализма

• экзистенциализма

• гуманизма

 

5. Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии …

• Нового времени

• Возрождения

• Средневековья

• Античности

 

6. Концепция, согласно которой во все времена и у всех народов историю делают творческие меньшинства, получила название теории …

• радикализма

• либерализма

• элиты

• индивидуализма

 

7. Утверждение идеи развития живой природы связано с именами:

• И. Канта и П. Лапласа

• И Кеплера и Н. Коперника

• В. Вернадского и Т. де Шардена

• Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина

 

8. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается …

• космоцентризм

• теоцентризм

• наукоцентризм

• антропоцентризм

 

9. Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» связано с именами:

• Д. Дидро и Д. Аламбера

• Канта и Лапласа

• Платона и Аристотеля

• К. Маркса и Ф. Энгельса

 

10. Вопрос о том, способен ли человек познать мир, исследуется в …

• логике

• антропологии

• гносеологии

• онтологии

 

11. Стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий как условие развития науки выражается в принципе …

• пролиферации

• анархизма

• фальсификации

• плюрализма

 

12. Наука, исследующая первые начала и причины, была названа Аристотелем

• логикой

• топикой

• физикой

• философией

 

13. Тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию обосновывался …

• З. Фрейдом

• К. Марксом

• М. Вебером

• О. Контом

 

14. Управление глобальными процессами, основанное на новом, справедливом экономическом, социальном, политическом и информационном порядке называется …

• глобализацией

• конвергенцией

• устойчивым развитием

• прогрессом

 

15. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся на …

• диалектиков и метафизиков

• сенсуалистов и рационалистов

• монистов и дуалистов

• материалистов и идеалистов

 

16.Понятие коллективного бессознательного в психоанализе было введено …

• З. Фрейдом

• Э. Фроммом

• К. Хорни

• К. Юнгом

 

17. В античной философии возникло течение _____, оно выражало сомнение в достоверности знания

• интуитивизм

• сенсуализм

• рационализм

• скептицизм

 

18. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль, в обществе нравственности, морали есть – …

• этика

• экономика

• эстетика

• эргономика

 

19. «Познай самого себя», призывал …

• Фалес

• Сократ

• Эпикур

• Диоген

 

20. Использование методов является характерной чертой …

• науки

• искусства

• паранауки

• религии

 

21. Согласно _____, технические и естественные и математические науки способны лишь негативно влиять на культуру, человека, общество.

• рационализму

• консерватизму

• эмпиризму

• антисциентизму

 

22. Ступень общественного развития, следующая за эпохами дикости и варварства, названа …

• цивилизацией

• формацией

• прогрессом

• культурой

 

23. Способность человеческого сознания признавать истинность чего-либо, несмотря на отсутствие доказательств, есть …

• интуиция

• интеллект

• знание

• вера

 

24. Древнеиндийская философия зарождается как:

• мистическая

• альтруистическая

• рационалистическая

• прагматическая

 

25. Философская картина мира связана с …

• осмыслением научных открытий

• вопросом об отношении мышления к бытию

• размышлением философов

• проблемой синтеза веры и знания

 

26. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались …

• Николаем Коперником

• Никколо Макиавелли

• Леонардо да Винчи

• Галилео Галилеем

 

27. С позиции _____, сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и консультировать действительность

• материализма

• идеализма

• реализма

• дуализма

 

28. Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие:

• трансцендентальное

• психологическое

• информационное

• духовное

 

29. IX – XIV века в средневековой европейской философии называются этапом …

• софистики

• апологетики

• патристики

• схоластики

 

30. Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал …

• М. Бакунин

• А. Камю

• К. Маркс

• Ф. Ницше

 

31. Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла

• в Древнем Китае

• в Древнем Риме

• в Древней Греции

• в Древней Индии

 

32. Деконструкция как исследовательская стратегия обосновывается в …

• герменевтике

• феноменологии

• постмодернизме

• постпозитивизме

 

33. Идея, что пространство – это коробка, вмещающая в себе все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями …

• Ренессанса

• Просвещения

• Античности

• Средневековья

 

34. Создание первой философской системы в России связано с именем …

• В. Розанова

• В. Соловьева

• Н. Федорова

• А. Хомякова

 

35. Под заблуждением принято понимать …

• зависимость от чужого мнения

• несоответствие знаний действитель-ности

• ограниченность знаний

• сознательное искажение информации

 

36. Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии …

• позитивизма

• фрейдизма

• марксизма

• экзистенциализма

 

37. В основе натурфилософии Возрождения лежит …

• деизм

• гуманизм

• пантеизм

• эстетизм

 

38. Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть …

• моделирование

• эксперимент

• наблюдения

• конструирование

 

39. Выберите правильное соотношение понятий «философия» и «наука»

• философия – это теория науки

• философия – это наука

• философия и наука не связаны друг с другом

• философия выступает методологией науки

 

40. Часть человеческого окружения, созданная самими людьми, – это …

• Вселенная

• Космос

• биосфера

• культура

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.