Учреждения молодежной политики Однако сохранились противоречия между:
- реальной образовательно-развивающей сущностью дополнительного образования детей и отношением к ней как системе, дополняющей общее образование;
- технологией и организационным статусом;
- требования общества к личности и личностным потребностям, а также потребностями разных социумов ( семья, детские организации, образовательные учреждения, дошкольные учреждения), взаимодействующими с системой дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей относится к категории тех педагогических феноменов, которые характеризуются интенсивным развитием практики при почти полном отсутствии адекватной ее содержанию теории.
Содержание дополнительного образования детей выходит за пределы стандартов общего полного среднего и начального, а также среднего профессионального образования. При этом термин «образование» употребляется в значении интегрированного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.
Создаваемое на основе внешкольных учреждений (деятельность которых в течение трех десятков лет относилась к категории воспитательной) дополнительное образование детей вызывает к себе неоднозначное отношение
Педагогической общественности заявленной направленностью на получение образовательных результатов. Для того, чтобы стать вполне эффективной в своем новом статусе система дополнительного образования детей должна сохранить свой опыт и традиции, с одной стороны, и стать вполне образовательной системой- с другой.
Дополнительное образование детей, являясь составной частью всей образовательной системы России, подчиняется общим законам и государственным требованиям, одно из которых это ответственность учреждения за качество образовательных услуг лицам от 6 до 18 лет.
Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Дополнительное образование детей - новый вид в структуре российской образовательной системе, созданной на основе интеграции нескольких традиционных для России педагогических практик. Смысловое содержание его отражено в « Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (1995 г., изменения и дополнения внесены в 1997г.)
Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами.
Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:
-личностный рост ребенка;
-совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно- деятельной сфере;
-повышение его функциональной грамотности.
Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей.
Система дополнительного образования детей переживает период своего становления. Не имея государственных стандартов, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени.
Дополнительному образованию детей объективно присуще отсутствие любых форм принуждения. Могу, хочу, умею, делаю, не боюсь ошибиться - эти глаголы определяют позиции и детей, и взрослых. Регламентированные требования, принятые в сфере дополнительного образования детей, направлены на создание и поддержание атмосферы психологического комфорта. В практике дополнительного образования не принято предъявлять ребенку требования, которые он не может выполнить, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Ребенок имеет право на усвоение избранной им образовательной программы в индивидуальном темпе и объеме.
Содержание дополнительного образования детей, как уже упоминалось, реализуется в разнообразных формах, обеспечивая развитие ценностных установок личности и такого характера, который «противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». В этом видел смысл воспитания К.Д.Ушинский. Этому идеалу пытаются соответствовать педагоги дополнительного образования. В Российской Федерации дополнительное образование детей - уникальная образовательная практика, не имеющая адекватной теории. Зарубежные аналоги российской системы дополнительного образования детей также не обобщены и не осмысленны наукой в той мере, которая могла бы обеспечить включение этой формы образования в Международную стандартную классификацию образования (МСКО) ЮНЕСКО.
Главным инструментом органов по делам молодежи по профилактике правонарушений несовершеннолетних является системная деятельность клубов по месту жительства, служб и центров социально-психологической и правовой помощи молодежи, молодежных бирж труда.
Во исполнениеФедерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Департамент оказывает содействие деятельности учреждений органов по делам молодежи муниципальных образований Свердловской области.
В соответствии с задачами, поставленными Областным Законом № 58-ОЗ от 28 ноября 2001 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области, постановлением Правительства Свердловской области № 902-ПП от 01.11.2000 г. «О системе учреждений органов по делам молодежи» целенаправленно решалась комплексная задача по развитию учреждений для организации досуга, занятости, социального обслуживания подростков и молодежи в Свердловской области:
- осуществляется информационное обслуживание и консультирование руководителей и специалистов муниципальных образований по вопросам создания, финансирования и программного обеспечения деятельности учреждений. Особое внимание уделялось созданию клубов в сельской местности, где отсутствует социальная инфраструктура для организации досуга детей и подростков по месту жительства;
- обучение, повышение квалификации и обмены опытом специалистов, реализующих программы по работе с подростками и молодежью с использованием отечественного и зарубежного опыта.
Финансовая поддержка осуществляется по направлениям:
- в рамках реализации мероприятий областной государственной целевой программы – на улучшение материально-технической базы учреждений;
- в рамках ежегодного плана мероприятий по реализации молодежной политики - обучение специалистов учреждений; поддержка реализации наиболее эффективных программ по работе с молодежью, направленных на организацию развивающей, спортивно-массовой и оздоровительной работы по месту жительства, в том числе, на конкурсной основе.
Учитывая важную роль учреждений в системе общей профилактической работы, планируется и впредь продолжать методическое и программное сопровождение реализуемых учреждениями профилактических программ.
|