Обратная связь
|
Не все так просто с этим Сампо, да? Почему все так стремятся обладать этим загадочным предметом? - Вопрос о том, что представляло собой Сампо, интересовал Лённрота до конца жизни. Он называл его неясным волшебным предметом, который обеспечивал благополучие, средства существования.
Одни исследователи сравнивали руны о Сампо с античным мифом о ларце Пандоры. Другие предполагали, что Сампо - музыкальный инструмент вроде кантеле, но из железа. Третьи утверждали, что это корабль. Четвертые – что это талисман, обладание которым приносило счастье и удачу, так же, как обладание священным Граалем.
Однажды Лённрот сказал, что значение слова Сампо со временем настолько изменилось, что неизвестно, каким оно было первоначально. Он перечислил шесть различных версий: музыкальный инструмент, водяная мельница, идол, торговый корабль, талисман и вся земля Суоми. Ни одна из них не объясняет достаточно убедительно, чем же на самом деле является Сампо.
- Писательница Милла Синиярви (наша бывшая соотечественница, живущая в Финляндии), устав доказывать, что Сампо – не волшебная мельница, даже написала статью на эту тему. Высказывались разные версии трактовки образа Сампо: лягушка, божий храм, бубен шамана, утренняя звезда, столб, поддерживающий небосвод, пограничный столб и даже… фальшивые деньги. Лингвисты говорят о том, что в народной поэзии слово с этим корнем может трактоваться как осетр, дуб, часть корабля, сауна, сани, выдра, крышка, столб.
- Есть версия, что Сампо представляет собой вариант Мирового древа. Тем более, что в поэме упоминается о корнях:
И один шел корень в землю,
А другой - на берег моря,
Третий корень - в глубь утеса.
- Неожиданную гипотезу выдвинул петербургский исследователь Игорь Кондратьев в книге «В поисках невымышленного Сампо». Нелогичным ему показалось то, что кузнец Илмаринен, имея опыт изготовления Сампо, вместо того, чтобы сделать новое, ввязывается в авантюру с его похищением. Еще более странно, что после разрушения Сампо оно превращается в мечту при живом и здоровом кузнеце Илмаринене. Были и непонятные детали, вроде корней, которые волшебная мельница пустила в землю.
Опираясь на топонимику, финно-угорскую филологию, содержание калевальских рун и гидроинженерные расчеты, Кондратьев пришел к выводу, что у Сампо есть конкретный исторический прототип - озеро Самро в Ленинградской области, в древности окруженное сваями. Вбитые сваи позволяли поднять уровень озера, что значительно повышало его рыбность. О сваях, забитых вокруг озера, пел и Архиппа Перттунен, руну с этой загадочной деталью записал от него сам Лённрот. Там есть странное сравнение: «Озеро – как лодки плетение». Кондратьев предположил, что сшивание бортов озера подобно сшиванию бортов лодки при ее строительстве. Гибель Сампо - это уничтожение свайного ограждения. По сути, речь идет об экологической катастрофе.
- Гипотеза Кондратьева заслуживает внимания, но, сама понимаешь, меня как художника больше интересует философский смысл «Калевалы». С этой точки зрения мне не так уж важно, где находится конкретное место, в котором разворачиваются события, описанные в поэме, или что конкретно представляло собой Сампо – огороженное сваями озеро с плотиной и мельницей или что-то еще. Тем более что ни сами рунопевцы не имели об этом представления, ни Лённрот. Меня вполне устраивает место «где-то там» - Вселенная, в которой существуют планеты, звезды и галактики. Человек – тоже Вселенная. Меня интересует взаимосвязь Создателя-Творца и Человека-Творца.
Сампо - объект многоуровневый. Можно сказать, что это воплощенная философская категория народного счастья:
Мы туда поставим Сампо,
Эту крышку расписную,
На туманный берег мыса,
На далекий остров мглистый,
Чтобы счастье там хранилось,
Находилось там извечно.
В конечном итоге Сампо скатывается в море и разбивается на мелкие куски. Лоухи, которая инициировала создание этого артефакта, уносит к себе его «пеструю крышку». Вяйнямёйнен собирает остатки Сампо, приносит их народу и говорит, что даже осколков этой некой чудесной вещи будет достаточно для счастливой жизни. В переносном смысле эти обломки означают мудрость и жизнестойкость. Эта мечта о счастье объединяет героев «Калевалы» и заставляет их действовать. В образе чудесного Сампо воплощается мечта человечества о недостижимом, обретенном, утраченном и возрожденном счастье.
- Ты автор более ста удивительных живописных и графических работ, посвященных «Калевале», в том числе Сампо. Такой «Калевалы» в стиле авангардного лубка до Фомина ни у финнов, ни у русских не было. Твоей «Калевалой» проиллюстрировано множество книг и журналов на финском, русском, английском, французском языках. Выпускается тысячными тиражами полиграфическая продукция с изображением героев твоей «Калевалы». Гостиница в центре Петрозаводска, в котором ты живешь, украшена фресками из твоих работ по «Калевале». У многих исследователей этой эпической поэмы зрительные образы «Калевалы» теперь ассоциируются с твоими картинами.
Основная тема чудесного творения в формах круга, шара нашла отражение в твоих работах, вошедших в серию «Калевала». В этих картинах много элементов, указывающих на движение, вращение, превращение, энергию, что подчеркивает связь этого чуда с жизнью. Но то, что ты создал сейчас, придумав изобразить героев «Калевалы» в виде мандал, – это совершенно новое видение, такого еще не было!
- Некоторые исследователи считают, что в основе слова «калевала» лежат древнеарийские, санскритские корни. Это подтверждает существование древнейшей северной Гиперборейской цивилизации и единого праязыка. «Кали» означает «время», «кругооборот»; «вал» – «Высший Бог», «Творец». Таким образом, слово «калевала» расшифровывается как «круговращение Бога, мироздания».
- Споры о том, что такое Сампо, идут с самого появления «Калевалы». Неоднократно в рунах при его описании говорится о том, что у него «пестрая крышка» - очень красивая метафора.
- «Пестрая крышка» – это звездное небо с северным сиянием.
В стародавние времена существовал культ ночного неба. Звезды завораживали древних людей. Представляю, в каком экстазе они были от этого фантастического зрелища. Для них это была непостижимая загадка. Все мифы – это некая проекция человека в небе. Бог создал небесную шарманку в трехмерном измерении, а человек, глядя в звездное небо, не видит расстояния между звездами и воспринимает его как плоскость, для него это и есть «пестрая крышка». Это возбуждает его фантазию и заставляет человека мечтать. Так рождаются мифы, сказки и легенды. Воображение важнее, чем знания, сказал Эйнштейн.
Бог - великий шарманщик, создавший всю эту великую красоту, чтобы люди были счастливыми. Он крутит ручку небесной шарманки, и все движется: галактики, созвездия. Периодически все повторяется. Этот замкнутый цикл отражается и на Земле. Существует некая цикличность, заданность в развитии человечества, в возникновении и гибели цивилизаций. Мы существуем в матрице Создателя.
Древние люди, глядя на небо, заметили, что все звезды перемещаются, а одна всегда стоит на месте. Поэтому они решили, что там живет верховное божество.
- О какой звезде ты говоришь?
- Полярная звезда в созвездии Малой Медведицы. Большая Медведица на русском Севере называлась Лосицей. У многих охотничьих народов существовал культ небесных лосей или оленей. Это подтверждают петроглифы, писаницы, оленные камни в Европе, на Кавказе, в Сибири. Сохранились чудские и приуральские шаманские бляшки с изображением лосей. В сибирском фольклоре существуют мифы о божественной лосихе, хозяйке Вселенной и матери зверей. Образ лося-оленя сохранился в устно-поэтическом и декоративно-прикладном искусстве. Много вышивок с олене-лосями и рогатыми полуженщинами-полуваженками, особенно у финно-угорских народов. Изображения небесных оленей и лосих есть не только у карелов, у русских тоже. Олень символизировал обновление, возрождение, непрерывный круговорот жизни. Он сбрасывает и вновь отращивает рога. Ветвистые рога оленя ассоциировались с Древом жизни, воплощали связь земли и неба.
В некоторых уже исчезнувших с лица земли вепсских деревнях жители вели свой род от оленя, в других - от лося (поэтому охота на него была запрещена). Считалось, что эти животные изгоняют из своих владений волков и медведей - хранят род.
Шаманское захоронение, найденное на Оленьем острове Онежского озера, связано с культом лося. Многие онежские петроглифы изображают созвездия. Петроглиф Оленя соответствует Большой Медведице. Первобытные философы стремились понять и осмыслить окружающий их мир, представляли в образе лося верхний мир, небесную стихию: небо, солнце, звезды.
Если провести аналогию с другими древнейшими эпосами, тогда Сампо - это остаточные воспоминания о Гиперборейском Храме Полюса с водоворотом в центре. Гиперборея была прародиной ариев – Ариавартой, что означает «свет вращающийся» или «светлое кольцо».
Все божественное, как и Сампо, имеет круглую форму - земля, солнце, луна, планеты, звезды. И все это движется. Если изъять часть этого коловращения, движение прекратится. Круговая линия выражает идею движения времени, круговорота солнца, развития по спирали.
- Весь сыр-бор в поэме начался из-за Сампо…
- Думаю, что сыр-бор у них там все время из-за женщин.
- Идея создания Сампо тоже принадлежит женщине – хозяйке Похьелы, которая олицетворяет темные силы. Сампо развалилось, но Лоухи все же утащила «пеструю крышку».
- Темные силы вообще любят все яркое, пестрое, блестящее, как вороны.
- Хотя в руне сказано, что «не пришлось ей взять от Сампо ничего, что было б ценно… лишь щепотку», сдается мне, что старуха в накладе не осталась.
- Да как сказать. Силу-то свою после этого великая и ужасная ведьма стала терять. Хоть и попортила она еще крови калевальцам, но превратилась в злобную, вредную и бессильную старуху:
Власть моя отныне гибнет
И могущество слабеет.
Лоухи украла у людей счастье, и с тех пор люди несчастливы.
- Может быть, ей просто тоже хотелось быть счастливой, но зло эгоистично, завистливо, ущербно. Тьма всегда стремится к свету.
- Наоборот, тьма бежит от света. Свет пролагает путь во тьме.
Темные и светлые силы, которые борются за человеческие души, наблюдают, как проявляет себя человек, живя на планете Земля. Они взвешивают, чего в нем больше – светлого или темного, чему принадлежит его душа – свету или тьме… Все воры провалятся в ад, даже если они строят церкви. Храм надо возводить в своей душе. У человека всегда есть шанс исправиться, и тогда весы качнутся в другую сторону.
Источник счастья находится внутри человека. Большинство людей несчастливы, потому что занимаются не своим делом. Они не любят то, что делают, поэтому результат нулевой. Для меня Сампо – символ творчества, и оно приносит мне счастье, то есть счастье – и есть Сампо. Я по-настоящему счастлив, когда пишу картины.
Беседовала Наталья Бычкова
|
|