III. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ I. МИФ И РЕЛИГИЯ
МИФРЕЛИГИЯ
(мировоззрение первобытных, дописьменных
народов)
1. Слитность мировоззрения, сознания: нет раз- 1. Уже существует указанное противо-
деления на объект (мир, природу) и субъект поставление и разделение внутри ми-
(человека). Люди ещё не выделяют себя из ок- ровоззрения, сознания людей. Бог
оружающей реальности. Не разграничены чув- «выносится» в сферу сверхъестествен-
ства и разум, фантазии (иллюзии) и реальность, ного, запредельного.
мысли и эмоции, знание и вера, естественное
и сверхъестественное (боги человекоподобны
и живут вместе с людьми).
2. Многобожие, то есть за каждым богом нахо- 2. Единобожие – в мировых религиях
дится определённая сфера реальности (напри- (христианстве, буддизме, исламе). В
мер, бог моря, солнца, луны, царства мёртвых, немировых религиях выделяются глав-
земледелия, войны, торговли, охоты, ремесла, ные, верховные боги среди большого
домашнего очага, виноделия и т.д.). количества остальных богов. Поли-
функциональность богов: единый (или
верховный) бог «управляет» всеми ви-
дами реальности и сферами общест-
венной жизни человека.
3. Поведение людей регулируется через систему 3. Поведение людей регулируется через
табу (запретов). В её основе лежит принципсистему законов (религии, морали,
«запрещено всё, что не разрешено». Свобода права), основанных на принципе «раз-
выбора для человека отсутствует или мини- решено всё, что не запрещено». Суще-
мальна. Любое отступление от правил и пред- ствует свобода выбора поведения, ви-
писанных видов деятельности возникает край- дов деятельности, взглядов в пределах,
не редко и подвергается наказанию. предписанных законами.
4. Традиции передаются через заставление – за- 4. Традиции передаются через наставле-
преты, социальное навязывание, наказание, ние, объяснение, убеждение, то есть
социальное «внушение». через обращение к духовности людей.
5. Земная жизнь рассматривается как сфера чу- 5. Земная жизнь рассматривается как не-
десного, возвышенного, прекрасного. совершенная, грешная, низменная, вто-
ростепенная по сравнению со сферой
сверхестественного, божественного
(чудесного, истинного, возвышенного,
прекрасного).
II. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
СФЕРЫ РЕАЛЬНОГО МИРАРАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ, ИХ ИЗУЧАЮЩИЕ
1. Природа Философские проблемы естествознания.
Философия природы.
2. Общество Социальная философия. Философия истории.
Философия культуры.
3. Человек Философская антропология. Этика. Эстетика.
4. Сознание Логика. Философия науки и техники. Логика
и методология научного познания.
III. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В зависимости от выделения главной стороны (то есть первопричины) в системах «мир – человек», «бытие – сознание», «материальное – духовное», «объективное – субъективное» сложились 2 философских направления – материализм и идеализм.
1. МАТЕРИАЛИЗМ. Первичным (то есть основным, главным, определяющим) считает материю, природу, объективный мир, бытие, а сознание, духовный мир, идеи – вторичным, производным, вытекающим из первого.
Согласно материализму, первичность материи проявляется:
А) По генезису (происхождению):
· - материя (природа) объективна (существует до и независимо от человека), вечна,
несотворима и неуничтожима, а сознание возникает из материи на определён-
ном этапе её развития;
· - сознание – это функция мозга (материального, вещественного объекта).
Б) По содержанию: все человеческие ощущения и восприятия, идеи и мысли, представления и теории, взгляды и суждения, в том числе даже сны, мечты и фантазии по сути отражают («копируют», воссоздают или приблизительно воспроизводят) окружающий объективный мир, материю, бытие.
Виды материи – вещественная (корпускулярная) и полевая (открыта в начале ХХ в.);
живая и неживая; искусственная и естественная (природа).
Представители материализма – Демокрит (атомистический материализм), школа чарваков, Галилей (механистический материализм), Гоббс, французское Просвещение (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри), Маркс и др.
2. ИДЕАЛИЗМ, напротив, считает сознание, духовное, идеальное – первичным, а материальное, природное, бытие – вторичным. Материальное как бы «подчиняется» духовному, идеальному, сознанию. В зависимости от того, какое именно сознание принимается в качестве главного и определяющего, различают объективный и субъективный идеализм.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Первичным признаёт такое сознание, которое существует объективно, то есть независимо от сознания человека, а материальный мир, природу, бытие считает вторичным, определяемым этим высшим сознанием. Примером могут служить Бог, Абсолютная идея, космический разум, надмировой дух, «информационное поле», высшее сознание. Такое объективное сознание «творит» и определяет материальный мир, облекаясь в вещественные, чувственные формы, являясь по сути логическими схемами этого мира, его образцами, законами, целями, смыслами и идеалами. Любая религиозная система – это объективный идеализм, но не всякий объективный идеализм является религией (например, философские системы Платона и Гегеля).
Представители объективного идеализма – Платон, Конфуций, средневековая религиозная философия (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.), Декарт, Вольтер, Гегель, Ницше, Шопенгауэр, неотомизм, персонализм и др.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Первичным признаёт такое сознание, которое субъективно, то есть принадлежит субъекту (человеку, исследователю), а материальный мир, природу, бытие считает вторичным, зависящим от сознания человека.
Основные положения субъективного идеализма.
А) Внешний мир не существует независимо от человека, объективно, «сам по себе». Тем самым объективное (независимое от человека) существование материи, природы, бытия отрицается. Человек обладает сознанием (создаёт ощущения, восприятия, образы, идеи и мысли, то есть свой внутренний духовный мир) и только в человеческом сознании и посредством него существует и сам окружающий материальный мир. Поэтому материальные предметы, вещи и объекты – это только союзы, группы, «комплексы» человеческих ощущений и восприятий, и вне связи «субъект – объект», вне человеческого сознания, вне человека, то есть самостоятельно, они как бы и не существуют.
Б) Возможность получения объективного (всеобщего) знания о мире, природе, бытии также отрицается. Объект как сквозь «призму» проходит через сознание субъекта, зависит от него и определяется им. Поэтому всякое знание об объекте субъективно и условно. Каков окружающий мир «сам по себе», без нас, мы не знаем и ничего об его свойствах достоверно утверждать не можем. Мы знаем только свои ощущения, восприятия и представления. Человеческое сознание – это барьер, сквозь который во внешний, объективный мир проникнуть невозможно. Наше сознание как «призма» видоизменяет объект, «раздваивает» и разнообразит его. Объективное познание невозможно: каждый человек всё видит и представляет по-своему, и о внешнем мире можно получить только мнения, а не достоверное знание. Поэтому истина – это знание только тех свойств вещей, к которым приложимы наши ощущения и восприятия, идеи и суждения. А к чему они не приложимы – мы не знаем об этом ничего, это за пределами нашего разума.
В) В процессе общественно-практической деятельности люди реализуют, воплощают и претворяют в жизнь свои замыслы и проекты, цели и намерения, идеи и фантазии. Тем самым наше сознание «материализуется» во внешнем, объективном мире в виде вещей, явлений и процессов разного рода.
Г) Общественное развитие зависит от воли и сознания выдающихся личностей, лидеров, которые «творят» всемирную историю человечества.
Представители субъективного идеализма – буддизм, софистика, Юм, Беркли, Кант, позитивизм, неокантианство, экзистенциализм, феноменология и др.
ВЫВОД: Основные философские направления не только противоречат, но и дополняют друг друга, так как с разных сторон рассматривают сложное взаимодействие «мир – человек», расставляют в нём свои собственные акценты. В материализме активность направлена от окружающего мира к человеку, от бытия к сознанию. В объективном идеализме – от высшего, внечеловеческого, надприродного сознания к бытию (материальному миру, человеку и обществу). В субъективном идеализме – от сознания субъекта вовне, к внешнему миру (материи, природе и обществу).
ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ
В философии выделяют диалектический и метафизический методы как противоположные способы познания и подходы к рассмотрению мира.
ДИАЛЕКТИКА – метод познания, нацеленный на изучение процессов изменения, движения и развития, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении. Поэтому диалектический подход исследует всеобщие соотношения, характеристики, взаимодействия, взаимосвязи, взаимопереходы, выявляет закономерности, в равной степени присущие всем этим сферам.
Движение, или изменение, бывает: 1) Качественное – прогрессивное (или развитие) и регрессивное (упадок, деструкция); 2) Количественное – (относительный) покой.
Диалектика считает, что всё в мире, и в первую очередь, сущность явлений и процессов, изменяется, развивается, движется, постоянно возникает нечто новое и исчезает или преобразуется старое. Причина этого – внутренняя противоположность и противоречивость всех явлений и процессов. Источник движения – последовательное разрешение противоречий, то есть преодоление противоположностей как основание для возникновения нового качества и отрицания того, что уже отжило.
МЕТАФИЗИКА как метод познания или просто и прямолинейно отрицает всякое развитие, движение и изменение, или же представляет их упрощённо, гораздо менее сложными, чем они являются в действительности, прежде всего лишь как количественные изменения.
Этот метод возник в ХVII–ХVIII вв. под влиянием успехов классической механики, когда изучались прежде всего так называемые малые (механические) системы, движущиеся под влиянием внешнего воздействия (толчка). Другие науки (биология, химия, геология, физиология, психология, социология) в это время только начинали формироваться и находились на стадии сбора фактического материала. В науке данного периода господствовал анализ – «разделение» явлений природы, их классификация, изучение в отдельности, временнáя изоляция. Утверждению метафизики как метода познания способствовало и развитие эксперимента. Так как эксперимент – это изоляция, анализ изучаемых явлений, то в научном знании того времени мало исследовались связи и взаимодействия (то есть синтез). Вещи мыслились не в их естественной целостности, а в разделении. Приёмы анализа (как одного из условий исследования) переносились на всю природу в целом. Природа рассматривалась как сумма независимых друг от друга элементов.
Иначе говоря, методы и представления классической механики распространились и за пределы механических процессов, где эти концепции были уместны, - а именно, в область живой природы, общества, человека, мышления. Была создана упрощённая картина мира и разработана методология (учение о методах познания), способная объяснить лишь отдельные, достаточно простые явления в их изоляции друг от друга, но непригодная для сложных явлений и систем, объединяющих разнородные развивающиеся процессы и явления.
Но тем не менее можно сказать, что метафизика – это не всегда антидиалектический метод. В определённом смысле она играет существенную роль и в современном научном познании, имея конкретную сферу своего распространения и использования. Пределы допустимости метафизики: 1) Ранние этапы процесса познания, когда ведётся сбор фактов, накопление информации и её первоначальная обработка; 2) Простые, так называемые малые (а не сложные), процессы и системы.
ВЫВОД: Диалектика и метафизика как способы отношения к миру и методы познания ставят различные задачи, но при этом метафизика является как бы составной частью диалектики и помогает ей, находясь с ней в отношениях взаимодействия и взаимодополнительности.
ДИАЛЕКТИКАМЕТАФИЗИКА
1. Цель изучения объекта или процесса – ис- 1. Цель изучения объекта или процесса – ис-
следование его сущности, причины, зако- следование сферы явлений (то есть началь-
нов развития. ная фаза изучения объекта – сбор фактов,
накопление информации).
2. Изучает, почему и откуда возникают пред- 2. Изучает внешние, поверхностные свойства
меты и процессы, а также тенденции их и характеристики предметов и процессов на
развития (то есть отвечает на вопрос «По- конкретной стадии их развития ( то есть от-
чему происходит?»). вечает на вопрос «Что и как происходит?»
3. Рассматривает предметы, системы и свой- 3. Рассматривает предметы, системы и свой-
ства в динамике (как процесс). ства в статике (как завершённый, сложив-
шийся объект, феномен или состояние).
4. Изучает сложные саморегулирующиеся и 4. Изучает относительно простые, так назы-
саморазвивающиеся (эволюционирующие) ваемые малые, системы (источник движе-
системы (источник развития которых нахо- ния которых находится вне их, например,
дится в них самих, когда развитие=само- механические).
развитие).
5. Считает противоречие (то есть столкнове- 5. Отрицает противоречие. Считает его
ние внутренних противоположных свойств ошибкой человеческого разума, иллюзией
объекта) источником его развития. Проти- или дефектом самой вещи, предмета или
воречие здесь носит позитивный характер. процесса. Противоречие здесь носит нега-
тивный характер.
6. Свойства и стороны объекта изучаются во 6. Свойства и стороны объекта изучаются
взаимосвязи и взаимообратимости с выде- изолированно, вне отношений и связей друг
лением главных из них, то есть объект ис- с другом, даже может быть изучена только
следуется в целостности (это принцип одна сторона или свойство объекта (это
всесторонности рассмотрения). принцип односторонности рассмотрения).
7. Нацелена на синтез (принцип «и»). 7. Нацелена на анализ (принцип «или–или»).
8. Считает, что и сущность, и сфера явлений 8. Считает, что изменению и движению под-
развиваются. вержена только сфера явлений, тогда как
сущность вещей вечна, неизменна и не-
подвижна.
9. Рассматривает как качественные (про- 9. Рассматривает только количественные из-
грессивные и регрессивные) изменения, менения.
так и количественные.
10.Образно говоря, представляет себе разви- 10. Образно говоря, представляет себе разви-
тие как движение «по спирали». тие как движение «по кругу».
|