Обратная связь
|
Идея единства мира как основа экологического мировоззрения Долгое время в обществе доминировал тип мировоззрения, который назвали антропоцентризмом. Сущность такого мировоззрения заключается в том, что весь мир с одной стороны противопоставляется человеку, а с другой стороны существует для человека, для удовлетворения его потребностей. Нет необходимости искать факты, подтверждающие не просто ошибочность такого мировоззрения, но даже ущербность и вредоносность его. Достаточно оглянуться вокруг и окажется, что в любой сфере человеческой жизни существуют проблемы и если раскрыть их причины, то окажется, что возникают они вследствие особенностей мировоззрения.
Необходимость разрешения экологических проблем вызывает к жизни новые идеи, основываясь на которых можно формировать совершенно новый тип мировоззрения, отличный от того, который и стал причиной развития экологических кризисов.
К пониманию единства можно прийти с двух сторон, осознавая возможность существования абсолютной, общей для каждого существа в мире основы (субстанции) и осознавая неразрывную целостность всего существующего в мире (а если пойти дальше, то можно включить в понимание и связи с тем, что еще не существует).
Лучше всего начать наше размышление о единстве мироздания, посмотрев по-новому на мир, который принято называть видимым миром и состоящего из телесных объектов, которые можно воспринимать посредством физических органов чувств (осязания, обоняния, зрения, слуха, вкуса). Благодаря научному методу познания видимого мира удалось создать приборы, обладающие способностями проникать в те слои материального мира, куда человеческие органы чувств проникнуть не могут, и давать человеку возможность познать их. Так, нам стало известно о существовании микромира (клетки, молекулы, атомы…) и макромира (планеты, галактики, Вселенная). И постепенно накапливаются знания о структуре и функциях обитателей этих миров. Но, наши знания о мире видимом отрывочны и неполны. Для науки то, что не попало в ее поле зрения – не существует. Поэтому следует учесть очень важный для осмысления факт – то, что нам известно это маленькая верхушка огромного айсберга, большая часть которого скрыта от нашего восприятия.
Человек расширил границы своих физических чувств и понял, что все тела состоят из материальных частиц: элементарных частиц, атомов, молекул, которые определенным образом структурированы и размещены в пространстве тел. В этом смысле растение и человек обладают общими материальными компонентами, но разной степенью сложности организации структуры и функций тела. Иными словами тело человека обладает большими возможностями, чем тело растения. Например, обладая способностью к передвижению, человек имеет сложно устроенный опорно-двигательный аппарат, растение же не имеет специально устроенного органа передвижения.
О единстве материального мира может свидетельствовать и феномен круговорота веществ и энергии. Материальные частицы перемещаются из одного тела в другое и благодаря различным процессам (физическим, химическим и др.) изменяется их структура, свойства, функции, поведение. Можно сказать, что частицы материи взаимообусловливают существование друг друга и нужны друг другу для жизни. Так, например, все атомы включают в себя электроны, все молекулы состоят из атомов и если не будет электронов, то не будет атомов, не будет молекул… Следуя подобной логике можно сказать, что молекулы нуждаются в атомах, атомы нуждаются в электронах для того, чтобы жить. Каждая частичка, соединяясь с другой, превращается в новую материальную структуру (к атому присоединяется электрон – образуется новый химический элемент, к химическому элементу присоединяется другой – образуется новое соединение) и начинает играть совершенно новую роль в материальных процессах. Обратный процесс также имеет свое место и значение.
В природе не существует ничего оторванного друг от друга и не существует пустоты. И если в нашем представлении материального мира существует незаполненное ничем пространство, то это означает только одно – мы не смогли добраться до этого слоя реальности, не смогли зафиксировать формы материи, существующие здесь, не смогли придумать методы, благодаря которым нам открылось бы новое измерение мира. А то, что мы не можем почувствовать воспринимается как пустота. Для иллюстрации данного утверждения можно снова привлечь образ айсберга. Если мы будем сверху смотреть на него, то нашему зрительному восприятию будет открыта только верхушка, а погруженная в воду часть не будет видна, и если мы не знаем, что это айсберг, он будет восприниматься нами как снежный островок и все. А для того, чтобы увидеть, что у айсберга есть продолжение в воде нам нужно погрузиться в воду. Для того чтобы это сделать мы должны придумать как это сделать так, чтобы и себя обезопасить от действия неблагоприятных для человека условий водной среды (низкая температура воды, высокое давление и т.д.) и собрать побольше информации об этой части айсберга. Когда же мы все сделаем правильно и рассмотрим хорошо подводную часть айсберга, мы поймем более глубоко реальность. Айсберг находится в двух мирах одновременно и чтобы это понять мы должны были погрузиться в реальность, которая не является для нас обычной средой нашей жизни.
Конечно, существуют в мире области, в которые человек не может попасть передвигаясь физически, но придумал приборы, которые обладают способностью увеличить не ощущаемый человеком мир и помогать ему зрительно погрузиться в него. Таково новое поколение сверхмощных микроскопов – сканирующий электронный микроскоп. "Кристаллическая структура вольфрама, посредством рентгеновских лучей отчётливо вырисовалась на святящемся экране, показывая девять атомов в их точном расположении пространственной решётки, – куб с одним атомом в центре и по атому в каждом углу. Атомы кристаллической решётки вольфрама выглядят на экране как светящиеся точки. Против этого светящегося кубического кристалла молекулы воздуха, бомбардирующие его, выглядели танцующими световыми точками, подобными бликам солнечного света, мерцающим на водной ряби..." (New York Times, 1937 цит. по: Парахамса Йогананда Автобиография Йога, 2001).
Путешествуя по миру материи мы вышли на уровень света или энергетический уровень реальности. Любое материальное образование несет в себе свет (энергию). И любое материальное образование можно описать как волну или как частицу. Про электрон уже давно ученые сказали, что он может проявлять себя как волна или как частица. От чего это зависит? Принятого всеми учеными ответа на этот вопрос не существует, но есть основания полагать, что поведение электрона зависит от условий среды, в которой он оказывается. Уплотнение энергии может сформировать отдельные частицы, обладающие разной длительностью существования в материальной форме, вероятно, большее уплотнение увеличивает срок жизни материальных образований. Вероятно, существует какие-то границы, в которых возможен процесс уплотнения, затем сформированные частицы ступают в отношения с другими частицами и посредством различных связей с другими материальными формами создаются новые более плотные образования (на этом уровне имеет значение прочность связи), наконец, постепенно превращаясь в видимое образование, доступное чувственному восприятию человека. Путь перехода из мира невидимого в мир видимый осуществляется благодаря уплотнению энергии и наращиванию массы. Поиск ответа на вопрос связи вещества и энергии открыл формулу, выводящую эту закономерность: Е∙=∙m∙∙∙c2, автором которой является Альберт Эйнштейн.
Уровень энергии, как мы уже видели, может быть доступен познанию человека-ученого через приборы, но есть люди, которые способны и без приборов чувствовать мир более тонкий. Таких людей назвали экстрасенсами. Экстрасенсы видят вокруг любого материального объекта светящееся облако и могут различать особенности энергетического поля различных существ, в том числе и людей. Благодаря сопоставлению знаний, полученных разными путями, человечеству открылся новый слой реальности – энергетический.
Отличительной особенностью данного уровня является то, что энергия безпрепятственно переходит от одного объекта к другому, как бы перетекает из одного сосуда в другой. В мире осуществляется постоянный обмен энергией. Также как и в мире частиц или вещества, в энергетическом мире существует огромное разнообразие форм энергетических и каждая форма проявления энергии имеет свой характер. Но, если войти внутрь энергии и попробовать понять, а из чего же состоит энергия, то мы выходим на уровень информации. Говоря языком науки, этот слой называется информационным. Информация сама по себе не имеет ни массы ни энергии, приобретает энергетическую составляющую только тогда, когда начинается ее движение, но движение информации осуществляется сознанием. А сознание в свою очередь ученые называют творящей информацией.
Таким образом, мы вошли в новый слой реальности – более тонкий, чем рассмотренные ранее материальный и энергетический и называют его информационным уровнем реальности.
Если в мире материи и энергии существуют понятия расстояния и времени, то для информации таких понятий не существует и передача и получение информации происходит мгновенно в масштабах Вселенной. Например, то, что подумал человек, находясь в Горно-Алтайске сразу же распространяется во всей Вселенной.
Заглянем в словарь русского языка и найдем определение слова «информация». «Информация — сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-либо; сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и специальными устройствами и являющиеся объектом хранения, переработки и передачи». А ученые используя этот термин для описания особого слоя реальности говорят так: «… Содержательно это структурно-смысловое разнообразие мира, метрически – это мера данного разнообразия, реализуемая в проявленном, не проявленном и отображенном виде» (Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С., 2003).
Опираясь на знания об информации ученые смогли описать и уровень первичного сознания – ту смысловую категорию, которая в религиозно-философских источниках называется Богом или Духом. «Дух возжелал некогда: «Да буду я множествен ради рождения людей». Поэтому он сосредоточил всего Себя в мысли, и силой своего размышления сотворил всю вселенную, поистине все сущее. Сотворив все это, Он вошел в сотворенное, войдя же стал «Этим Сущим» и «Тем возможным». Он стал тем, что определенно и тем, что неопределенно. Он стал этим основанным и тем безосновным; Он стал Знанием, и Он стал Неведением; Он стал Истиной и он стал ложью. Поистине он стал всем истинно сущим, всем, что бы ни существовало здесь. Поэтому говорят о нем Он есть Истина». «Дух, который здесь в человеке, и Дух, который там в Солнце, есть один Дух и нет другого» (Шри Ауробиндо, 1997). Сущность субстанционального единства мира раскрыта здесь при помощи ведических знаний, заботливо сохраняющихся и передающихся из поколения в поколение уже несколько тысяч лет. Аналогичные идеи о единой субстанции, пронизывающей собой все мироздание можно найти и в священных книгах Даосизма, Буддизма, Христианства.
Так, пытаясь рассмотреть устройство каждого уровня реальности мы неизбежно вышли на уровень единства всего сущего и желание понять единство как целостность мироздания мы поняли и единство как общую основу всего сущего.
Литература
1. Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. – М.: ИДЛи, 2001. – 592 с.
2. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.
3. Шри Ауробиндо. Упанишады. Кена и другие. – СПб.: «Адити», 1997.
К. А. Томилин
|
|