Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Уроках естественнонаучного цикла»

Обобщение опыта работы преподавателя химии и биологии

Красиной О.В. по теме: «Применение информационных технологий на

уроках естественнонаучного цикла»

г. Ейск, 2015 год

Прежде чем остановиться на теме данного доклада, хотелось бы отметить важность информатизации образовательного процесса в целом.

Информатизация общества вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, адекватных современным техническим возможностям и способствующим гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающего его эффективность.

Задача среднего образовательного учреждения состоит в том, чтобы подготовить обучающегося к переходу в информационное общество. Достижение информационно-коммуникационной компетентности учащихся является одной из главных целей и необходимых условий образовательного процесса в современной российском образовании. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня являются необходимым инструментом реализации этой компетентности и необходимым инструментом ее формирования.

Для успешной адаптации в сегодняшних условиях все учебные учреждения становятся перед необходимостью выработать новые подходы к информационному обеспечению учебной, внеклассной и управленческой деятельности. Внедрение информационных технологий позволяет более широко охватить понятие управления учебным процессом, перейти от общего управления к управлению процессом обучения каждого учащегося и, таким образом, способствует практическому осуществлению личностно-ориентированного подхода к субъекту учебного процесса.



Информатизация нашего училища - это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки обучающихся, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Как и любое общеобразовательное учреждение, мы ориентируемся на внедрение новых информационных технологий и творческое развитие обучающихся. Как и раньше, сегодня актуально не только освоение какого-либо объема знаний обучающимися, но и добывание знаний, умение найти нужную информацию для решения той или иной задачи, и сегодня это надо делать современными способами, используя новые информационные и коммуникационные технологии.

Информатизация системы образования– это приведение этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества. Цели образования, отвечающие потребностям современного общества, могут быть охарактеризованы, в терминах «Четырех столпов» движения ЮНЕСКО «Образование для всех», то есть – учиться:

· жить,

· познавать,

· делать,

· сосуществовать.

Указанные цели охватывают разнообразные стороны воспитания, социализации, формирования здорового образа жизни, общеинтеллектуальных, а также специфических для различных сфер жизни и профессий навыков. Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют сформировать образовательную среду.

Целью информатизации учебного и производственного процессов у нас является создание и поддержание условий современного продуктивного и успешного образования в училище посредством использования в образовательном процессе новых компьютерных технологий и расширение потока образовательной информации посредством использования современных интернет-технологий.

Процесс информатизации образования в профучилище № 20 начался с 2000 года. На сегодня у нас два компьютерных класса, пять интерактивных досок в кабинетах, что, конечно же, недостаточно для качественного проведения современного урока.

Сейчас, помимо прежнего оборудования, появилось значительное количество нового и дополнительного оборудования, обогатилась методическая ресурсная база.

Активно внедряются компьютерные технологии в учебно-воспитательный процесс.

Сегодня уже никого не удивишь полностью укомплектованными компьютерной техникой и дополнительным оборудованием (в том числе локальной сетью и выходом в Интернет) кабинетами. Но, к сожалению, в кабинете химии интерактивная доска отсутствует, имеющийся ноутбук не имеет подключения к проектору. При наличии в кабинете доступа к Wi- Fi - интернету возможности его использования минимальны из–за отсутствия специальной мультимедийной техники. Хотелось бы, чтобы были (и это уже не большое достижение) оборудованы автоматизированные рабочие места в учительской (компьютером с локальной сетью и выходом в Интернет и копировальный аппарат). Все это создаст условия для полноценной работы преподавателя как на уроке, так и при подготовке к нему.

Далее я, как преподаватель химии и биологии, конечно, остановлюсь на возможности использования ИКТ-технологий в преподавании предметов естественнонаучного цикла, о перспективах в вопросах обучения этим предметам с использованием ИКТ-технологий.

 

Примеры использования ИКТ на уроках естественнонаучного цикла:

1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов, презентаций;

2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо неподлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

4. Обработка результатов эксперимента.

5. Разработка методических программных средств.

6. Разработка педагогических программных средств различного назначения.

7. Разработка web-сайтов учебного назначения.

8. Использование internet-ресурсов.

9. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

На уроке может быть организован как отдельный этап с использованием компьютерных средств, так и возможно проведение полностью компьютеризированного урока, правда, существуют нормы времени работы за компьютером, по которым это делать не рекомендуется.

При обучении естественным дисциплинам, преподаватель обычно сталкивается со следующими трудностями:

· учащиеся не могут представить сущность некоторых явлений, таких как явления микромира (строение молекулы, атома, строение клетки, процессы деления клетки и др.) и макромира с астрономическими размерами;

· при изучении некоторого материала изучение его затрудняется незнанием учащимися математического аппарата, с помощью которого материал может быть изучен на высоком теоретическом уровне (например, незнание основ дифференциального и интегрального исчислений при изучении механики);

· для изучения явления не может использоваться какое-либо оборудование по причине его дороговизны, громоздкости или небезопасности (например, явления ядерной и квантовой физики, использование многократно увеличивающих микроскопов);

· явление вообще нельзя наблюдать (например, демонстрация CPT-симметрии);

· на уроках химии не хватает зачастую реактивов для проведения демонстрационных опытов или практических работ; выход один – использование средств ИКТ для качественного и визуального усвоения материала учащимися.

Обычно подобные вещи изучаются либо на низком научном уровне, либо объясняются "на пальцах", либо вообще не изучаются, что, безусловно, сказывается на уровне подготовки учащихся. Информатизация преподавания соответствующих дисциплин даёт новое полное решение этой проблемы при помощи численного моделирования. Сегодня, мы можем с уверенностью отметить, что компьютер дает педагогам новые инструменты:

  • интерактив – поочередное высказывание каждой из сторон, в широком смысле – от выдачи информации до произведенного действия;
  • мультимедиа – представление объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (мультимедиа среда обладает высокой информационной плотностью);
  • моделинг – представление внешних объектов и методов взаимодействия с ними пользователя наряду с имитационным моделированием изучаемых явлений и процессов;
  • коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса (достигается объединением компьютера в локальные и глобальные сети);
  • производительность (автоматизация рутинных нетворческих операций).

Все описанные инструменты на уроке должны использоваться не в одиночку, а в совокупности, причем интерактив является обязательным. Без интерактивности компьютер превращается в простое техническое средство обучения. Однако, применение компьютера и как ТСО дает больший образовательный эффект при использовании преподавателем подготовленных слайдов презентаций для предъявления информации в сравнении с ее визуальным “бумажным” или “меловым” представлением.

Преподаватели естественнонаучных дисциплин уже давно оценили преимущества использования ИКТ-технологий на уроках. Но недостаточная обеспеченность компьютерами и мультимедийной техникой кабинетов предметов естественнонаучного цикла сегодня (о чем говорилось ранее) тормозит информатизации всего образовательного процесса в целом.

В своей работе я использую следующие электронные пособия:

1. Серия «Электронные уроки по общей и неорганической химии издательства «Кирилл и Мефодий», электронные уроки этой же серии по биологии.

2. Учебные электронные издания образовательной коллекции 1С –“Общая и неорганическая химия” .

3. Презентации по всем основным разделам химии и биологии, составленные как преподавателем, так и учениками. В копилке кабинета химии имеются презентации по темам:

“Ковалентная связь», «Кристаллические решетки», Типы химических реакций», «Кислота- дама капризная», «Системы органов человека», «Железы внутренней секреции», «Заболевания органов дыхания».

“Водород: физические и химические свойства”, “Сера: аллотропные модификации”, “Серная кислота”, “Производство серной кислоты”, «Фосфор или Загадки собаки Баскервиллей», «Способы размножения организмов». “Алканы”, “Алкины”, “Диены”, “Бензол”, “Спирты”,“Карбоновые кислоты”, «Фотосинтез», «Законы Менделя»и многие другие.

Создание собственных презентаций к урокам вызвало живой интерес у обучающихся к программе PowerPoint – и вот уже сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам курсов химии и биологии. Можно отметить, что с этого сама собой возникла проектная деятельность обучающихся, которую невозможно совершенствовать без применения различных информационных технологий.

4.Презентации с фрагментами видеофильмов, составленные мною к разделу органической химии «Углеводороды»

5. Учебное электронное издание «Опыты по химии»

Хочется отметить, что в связи с нехваткой химических реактивов и необходимого оборудования не всегда можно провести химический эксперимент на должном уровне. А так как химия – наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходима. На диске достаточно наглядно и красочно демонстрируются многие химические опыты курса химии основной и средней школы, которые позволяют лучше усваивать теоретический материал. Хотелось бы в дальнейшей работе использовать электронное издание «Виртуальная лаборатория для 8-11кл.», где представлены более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории, оснащенной необходимыми реактивами и лабораторным оборудованием. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование, можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить измерения, заносить свои наблюдения в «Лабораторный журнал», «сфотографировать» с экрана с помощью виртуального фотоаппарата, составлять уравнения реакций. Надеюсь, что в дальнейшем будет приобретена необходимая программа и диск к ней.

Применение информационных технологий позволяет использовать в своей деятельности метод проектов.

Метод проектов является педагогической технологией, имеющей богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса обучающихся; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.

Преимущество этого метода в том, что он хорош как для обучающегося с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих обучающихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие “учитель - ученик”. Сейчас, в конце 2014 – 2015 учебного года, обучающиеся группы № 16 получили задания для подготовки проектов по темам, связанных с профессией повара. Защита проектов будет осуществлена в следующем учебном году.

Важным этапом в работе преподавателя является организация контроля знаний обучающихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Мною используются готовые контролирующие тесты, а также я использую самостоятельно составленные тесты в программе PowerPoint.

В настоящий момент мною изучаются возможности использования Интернет-ресурсов на уроках.

Использование Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация обучающихся к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по химии, биологии, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов, сложных химических производств.

Мои ученики активно участвуют в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах, где занимают почетные призовые места. Так, в 2013 -2014 году таких участников было 5 человек. В 2014 -2015 учебном году в дистанционных конкурсах и олимпиадах за 3 месяца приняли участие 6 человек. Все стали призерами (1 и 2 места), получили грамоты. Участие в таких дистанционных мероприятиях повышает интерес обучающихся к предмету, позволяет им раскрыть свой потенциал.

Это иллюстрация еще одного из использования сети Интернета.

Далее хотелось бы остановиться на некоторых трудностях и проблемах, которые могут возникнуть при широком внедрении ИКТ – технологий в образовательный процесс:

1.Как показала практика, базового уровня ИКТ-компетентности преподавателей далеко недостаточно для проведения уроков с применением информационных технологий, т.к. отсутствуют знания не только методик организации уроков с применением ИКТ, но и технологии организации учебной деятельности учащихся. Хотелось бы, чтобы на базе собственных училищ были проведены курсы целевой курсовой переподготовки педагогических работников напр., по теме «Проведение учебных занятий и внеклассных форм работы с применением ИКТ, электронных образовательных ресурсов и ресурсов Интернет» и подобные;

2. Для каждого преподавателя должно быть соответствующие базовое оснащение,обеспечивающие следующие основные возможности:

· неограниченно работать в информационной среде, искать информацию в Интернете, вести электронную переписку, готовить свои учебные материалы, размещать их в информационной среде, вести электронный журнал и т. д.;

· самостоятельно знакомиться с современными средствами ИКТ, формировать общее представление об их возможностях, использовать их при планировании и реализации своего повышения квалификации;

· по согласованным планам проводить внутриучилищные методические семинары, отдельные уроки с применением разнообразных средств ИКТ, как правило, самим преподавателем, использовать средства ИКТ для индивидуальной работы с обучающимися;

3. Каждый преподаватель должен осваивать более новые информационные технологии, напр. требуемую в соответствии с концепцией фиксацию хода и результатов образовательного процесса, включая создание портфолио обучающихся (не секрет, что здесь мы отстаём от общеобразовательных школ). В идеале преподаватели должны, используя компьютерные презентации, создать слайд-фильм урока, подобрав нужные карты, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить раскадровку, содержащую информацию по персоналиям, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря. Этот опорный конспект ученики применяют при подготовке полученного задания, обращаясь к слайд-фильму в классе по локальной сети или дома, пользуясь сайтом школы или преподавателя, размещенными в Интернете и подготовить рассказы по коллажу, по слайдам.

4. Необходимо подтянуть уровень информационной грамотности обучающихся. Как показала практика, попадая на учёбу к нам после окончания 9 классов общеобразовательных школ, многие из них не умеют пользоваться возможностями программы Power Point, не могут подготовить таблицы, опорные схемы и т.д. А те, кто знает программу, часто с трудом могут составить качественную презентацию, с учетом всех требований к содержанию и оформлению. Приходится, чуть ли не с нуля показывать, объяснять во внеурочное время. Здесь большая задача видится для преподавателей информатики.

5. Для педагогов, активно работающих с информационными технологиями, важно не впасть в другую крайность - когда подростки видят каждый урок как красочное слайд-шоу, где уже практически не надо думать, весь материал «разжеванный» попадает в рот… Мы должны помнить, что есть определённые правила применения информационных технологий на уроках, надо заранее продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях и во время кружковой работы. Современный учитель должен научить школьника не только тем знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области. И учителя и ученики должны овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями.

6. Преподавателям надо решить задачу по накоплению презентаций, видеоматериалов, создавая собственную видеотеку, используя научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов.

Надо уметь и использовать и хранить специальные программы. В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения на уроках по различным общеобразовательным дисциплинам. Всё это надо найти, собрать, умело использовать и хранить для будущих уроков.

7. И наконец, хотелось бы, чтобы администрация учебных заведений активней замечала и отмечала информационно подкованных своих сотрудников!

В итоге можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса обучающихся к предмету.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы напомнить всем следующее: вся наша работа, связанная с применением различных образовательных технологий, в том числе и информационных, направлена в первую очередь на повышение качества обучения, привития интереса к предметам, успешного применения полученных теоретических знаний на практике, в своей будущей профессии. Это и есть самые основные задачи, поставленные перед образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования в настоящем и которые нужно успешно реализовывать в будущем.

Хотелось бы продемонстрировать мнения обучающихся, касающиеся информатизации образовательного процесса в нашем училище. (Было проведено анкетирование обучающихся 1 и 2 курсов)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.