Опишите последовательность разработки структурной схемы учебного занятия на основе дидактической и методической структур.
Урок ознакомления с новым материалом
Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д.
Урок закрепления изученного
Основная дидактическая цель - формирование определенных умений.
Урок применения знаний и умений
В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.
Урок обобщения и систематизации знаний
На этих уроках выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории, устанавливают причинно-следственные между важнейшими явлениями, процессами, событиями.
Урок проверки и коррекции знаний и умений
уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.
Комбинированный урок
Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:
1. ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
2. проверка домашнего задания;
3. проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
4. изложение нового материала;
5. первичное закрепление изученного материала;
6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
27. Опишите последовательность проектирования уч. занятия по общепрофессиональным и спецдисциплинам (предметам).
При проектировании плана учебного занятия следует учитывать:
• дидактические и методические параметры (цель, содержание, методы, средства, организационные формы, предполагаемый результат);
• субъективные параметры участников педагогического процесса (потребности, мотивы, индивидуальные особенности, уровень подготовленности, уровень развития познавательных процессов, творческие способности и др.)
• организационные и материальные ресурсы.
Предварительным этапом процесса проектирования является осознание преподавателем слабых сторон существующей методики обучения, а также собственных потребностей, мотивов, целей.
Этап проектирования:
•Определение ведущей дидактической цели.
Ведущая дидактической цель это цель, которая определяется основным этапом (этапами) процесса усвоения учебного материала на конкретном учебном занятии, например - изучение нового материала, закрепление, применение, обобщение и систематизация и т.д.
•Определение типа урока (в соответствии с любой из известных типологий учебных занятий);
•Определение целей урока (диагностичных целей обучения, целей воспитания и развития);
•Разработка структуры урока: определение последовательности этапов урока, времени на каждый этап, содержания, методов, средств, форм организации учебно-познавательной деятельности, контроля на каждом этапе. Затем уточнение времени на каждый этап урока. Результатом данной работы является проект плана урока;
•Мысленная апробация проекта плана урока;
•Корректировка плана урока.
Укажите подходы к проектированию дидактической структуры учебного занятия. Раскройте особенности проектирования дидактической структуры различных типов уроков.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
2.Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4.Освоение учащимися нового материала.
5.Решение учебной задачи.
6.Усвоение новых знаний.
7.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
8.Закрепление изученного материала.
9.Обобщение и систематизация знаний.
10.Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
11.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
На основании этого набора этапов преподаватель проектирует дидактическую структуру конкретного учебного занятия, которая определяется им в соответствии с типом учебного занятия и его образовательными задачами. Дидактическая структура является основой, общим предписанием к совместной деятельности педагога и учащихся на учебном занятии.
Например, варианты дидактических структур учебных занятий 1-го типа:
а) 1 – 2/3 - 4 - 5 - 11 - 6 - 12 (цифры - номера этапов занятия).
б) 1 - 3 - 4/5 - 6 - 11 - 12
Каковы варианты совмещения этапов 4 и 5? Это может быть эвристическая беседа. Это может быть также самостоятельная работа с выполнением задания, например: прочитать текст и построить структурно-логическую схему основных понятий темы.
Опишите последовательность разработки структурной схемы учебного занятия на основе дидактической и методической структур.
Под структурой учебного занятия мы понимаем взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих целостность урока.
Структуру учебного занятия можно проектировать на нескольких уровнях: дидактическом, методическом и др. т.е. принято разрабатывать соответствующие структуры урока.
Дидактическая структура. Является основой, общим предписанием для урока. Для ее проектирования может быть использован следующий перечень этапов учебного занятия:
1. Организационный этап
2. Этап проверки домашнего задания
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
4. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности
5. Этап первичной проверки понимания
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
7. Этап применения знаний и способов деятельности
8. Этап обобщения и систематизации
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов деятельности
10. Этап коррекции знаний и способов деятельности
11. Этап информирования о домашнем задании
12. Этап подведения итогов занятия и рефлексии
На основе данного перечня этапов преподаватель в каждом конкретном случае проектирует определенную структуру урока, т.к. учебное занятие есть система, специально создаваемая преподавателем под конкретную цель.
В рамках одного учебного занятия преподаватель может реализовать лишь некоторые из этих этапов, которые он выбирает в соответствии с педагогическим замыслом и типом учебного занятия.
В реальном педагогическом процессе несколько этапов могут быть объединены в один:
• проверка домашнего задания и подготовка к активной учебно- познавательной деятельности;
• изучение нового материала и первичная проверка его понимания и др.
Например, для учебного занятия практического применения знаний и умений дидактическая структура может иметь следующий вид: 1-2/3-7-9/1011-12 (см. вышеуказанные названия этапов урока).
Методическая структура. Ее компонентами являются виды и приемы деятельности преподавателя и учащихся, которые раскрывают дидактическую структуру и показывают, как она реализуется. Данная структура вариативна, она зависит от методического мастерства преподавателя и может изменяться в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. При ее проектировании рассчитывается и указывается время на каждый из элементов методической структуры.
|