Обратная связь
|
Средние величины основного обмена детского населения России, ккал/сут Возраст
| Основной обмен,
ккал / кг массы тела
| Основной обмен,
ккал / сут
| 1 месяц
|
|
| До 1 года
|
|
| От 1 до 3 лет
|
|
| От 3 до 7 лет
|
|
| От 7 до 11 лет
|
|
| От 11 до 18 лет
|
| > 690
| Таблица 4.2
Средние величины основного обмена взрослого населения России, ккал/сут
Мужчины (основной обмен)
| Женщины (основной обмен)
| Масса тела, кг
| 18–29 лет
| 30–39 лет
| 40–59 лет
| Старше 60 лет
| Масса тела, кг
| 18–29 лет
| 30–39 лет
| 40–59 лет
| Старше 60 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затраты энергии на специфически динамическое действие пищевых веществ.
Расход энергии на утилизацию разных пищевых веществ различен. Больше всего энергии организм тратит на усвоение белков (повышение основного обмена на 30-40%). В процессе усвоения жиров основной обмен возрастает на 7-17%, а при усвоении углеводов – на 4-7%.
Регулируемые энергозатраты – это затраты энергии на выполнение различных видов деятельности человека во время работы (умственной и физической) и отдыха.
В процессе человеческой деятельности обмен веществ возрастает, а чрезмерная мышечная работа может повысить основной обмен до 10 раз и более.
Энергетические потребности и, следовательно, потребности в пищевых веществах в современных условиях зависят в основном от мышечной нагрузки в процессе деятельности. Она характеризуется коэффициентом физической активности.
Коэффициент физической активности (КФА)– это отношение энергозатрат на выполнение конкретной работы к величине основного обмена (ВОО).
Энергетические потребности и, следовательно, потребности в пищевых веществах в современных условиях зависят в основном от мышечной нагрузки в процессе деятельности. Она характеризуется коэффициентом физической активности.
Коэффициент физической активности (КФА)– это отношение энергозатрат на выполнение конкретной работы к величине основного обмена (ВОО).
Методы оценки энергозатрат разделяют на прямые (калориметрия в специальных камерах) и косвенные (по дыхательному коэффициенту, по ттаблицам расхода энергии на разные виды деятельности). Обычно, энергозатраты оценивают косвенным методом по таблицам расхода энергии на различные виды деятельности, которые достаточно полно представлены в специальной в литературе.
Таблица 4.3
Энергетические затраты детей при разных видах деятельности
Вид деятельности
| Энергозатраты,
кал/час/кг
| Вид деятельности
| Энергозатраты,
кал/час/кг
| Возраст от 1 года до 3 лет
| Сон ночью
| 2,28
| Бег
| 8,64
| Спокойное лежание (мертвый час)
| 2,50
| Игры сидя и стоя
| 3,64
| Игры с тихой ходьбой
| 4,07
| Спокойное стояние
| 2,78
| Игры с большим движением
| 6,23
| Ходьба
| 5,07
| Игра в куклы
| 4,27
| Возраст 8-11 лет
| Спокойное сидение
| 1,89
| Физкультура
| 3,33
| Спокойное стояние
| 1,89
| Работа в столярной мастерской
|
4,40
| Ходьба
| 3,50
| Уроки: русский язык, математика, история, география
| 1,89
| Игра в палочку
| 11,30
| Возраст 11-14 лет
| Спокойное сидение
| 1,50
| Музыка, физкультура
| 2,57
| Работа в слесарной мастерской
| 3,52
| Уроки: русский, иностранные языки, химия, математика
| 1,62
| Уроки: рисование, география, физика и др.
| 1,72
|
|
|
Таблица 4.4
Средние величины энергозатрат взрослого человека
При разных видах деятельности
Вид деятельности
| Энергозатраты,
ккал/мин/кг
| Вид деятельности
| Энергозатраты,
ккал/мин/кг
| Сон
| 0,0155
| Работа спортивным тренером
| 0,07
| Одевание, раздевание
| 0,0281
| Гимнастические
упражнения
| 0,065–0,128
| Уборка постели
| 0,0309
| Плавание с маской и трубкой
| 0,0879
| Личная гигиена
| 0,0329
| Катание на коньках
| 0,107
| Отдых лежа без сна
| 0,0183
| Езда на велосипеде
| 0,128
| Отдых сидя
| 0,0229
| Теннис
| 0,123
| Приготовление пищи
| 0,0343
| Лыжный спорт
| 0,170
| Мытье посуды
| 0,034
| Гребля
| 0,110
| Прием пищи
| 0,0236
| Плавание (свободное)
| 0,119
| Стирка вручную
| 0,051
| Плавание на спине
| 0,1409
| Домашняя работа
| 0,0530
| Плавание (баттерфляй)
| 0,194
| Ходьба
| 0,054–0,069
| Плавание (брасс)
| 0,1759
| Практические занятия стоя
| 0,0360
| Плавание (кроль)
| 0,194
| Ответ у доски
| 0,0372
| Бег 8,5 км/ч
| 0,1409
| Работа в лаборатории (сидя)
| 0,026
| Бег 15 км/ч
| 0,255
| Работа на ПЭВМ
| 0,0289
| Бадминтон
| 0,079
| Чтение вслух
| 0,0250
| Хоккей
| 0,1409
| Езда в автомобиле
| 0,0267
| Гребля на байдарке
| 0,0879
| Вождение автомашины
| 0,0363
| Футбол
| 0,123
| Слушание лекции
| 0,024
| Бокс
| 0,158
| Конспектирование
| 0,0289
| Велосипед, 30 км/ч
| 0,211
| Подготовка к занятиям
| 0,0309
| Баскетбол
| 0,114
|
Для определения суточных энергозатрат предварительно составляют детальный поминутный хронометраж деятельности человека за 24 ч, включая время на сон, прием пищи, отдых, передвижение на транспорте и т.д. Затем время, израсходованное на каждый вид деятельности в минутах, умножают на энергетическую ценность этой деятельности, пользуясь таблицами, где указаны средние величины расхода энергии в ккал/мин на 1 кг массы тела с учетом основного обмена. Полученные данные суммируют, общий результат умножают на массу тела обследуемого. Наконец, для получения фактических (валовых) суточных энергозатрат (ккал/сут) полученные данные увеличивают на 15% (повышение затрат энергии на специфически динамическое действие пищевых веществ).
Суточные энергозатраты на каждый конкретный вид деятельности можно легко рассчитать, умножив ВОО на соответствующий КФА, при этом необходимо учитывать и повышение ВОО на специфически динамическое действие пищевых веществ.
При нормировании калорийности пищевых рационов работников используют принципы дифференциации по полу, возрасту и тяжести труда (таблица 4.5).
Таблица 4.5
Ориентировочные энергетические потребности населения по группам тяжести труда (с учетом специфически динамического действия
Пищевых веществ), ккал/сут
Группы тяжести труда
| Мужчины
| Женщины
| Возраст, лет
| 18–29
| 30–39
| 40–59
| 18–29
| 30–39
| 40–59
| Рекомендуемая калорийность рационов питания, ккал
| I
| Работники преимущественно умственного труда
|
|
|
|
|
|
| II
| Работники, занятые легким физическим трудом
|
|
|
|
|
|
| III
| Работники, занятые средним
по тяжести трудом
|
|
|
|
|
|
| IV
| Работники, занятые тяжелым физическим трудом
|
|
|
|
|
|
| V
| Работники, занятые особо
тяжелым физическим трудом
|
|
|
| –
| –
| –
| Фактические расчеты необходимо проводить с учетом климатических особенностей местности. Так, в холодной климатической зоне калорийность рационов должна быть увеличена на 10-15% (за счет увеличения количества жиров на 5-7%), а в жаркой – уменьшена на 5% (за счет углеводов). Учитывают также степень благоустройства населенных мест.
Помимо этого выделяют группы населения с особыми энергетическими потребностями: это беременные (3200±100 ккал); кормящие женщины (3500±100 ккал); мужчины, занятые очень тяжелым физическим трудом, например, на лесоповале (4500 и более ккал); спортсмены (4500–5000 ккал), а также лица старше 60–70 лет (мужчины 2300–2400 ккал, женщины 2100–2200 ккал).
Физиологические потребности в энергии для детей обычно составляют от 110 до 115 ккал/кг массы тела для детей до 1 года и от 1200 до 2900 ккал/сут для детей старше 1 года.
8.2 Физиологическая роль и гигиеническое значение белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ
Белки, жиры, углеводы, витамины — основные пищевые вещества в рационе человека. Пищевыми веществами называют такие химические соединения или отдельные элементы, которые необходимы организму для его биологического развития, для нормального протекания всех жизненно важных процессов.
Рациональное питание должно не только полностью покрывать энергозатраты организма, но и содержать все необходимые организму нутриенты (пищевые вещества) – белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и микроэлементы в известных соотношениях.
8.2.1. Углеводы и их производные служат структурным и пластическим материалом, поставщиком энергии и регулируют ряд биохимических процессов.
В клетках животных организмов содержится всего 2-5% углеводов, в растительной же клетке углеводов может содержаться до 90% всего сухого вещества.
Углеводы всасываются в кишечнике в виде четырех основных моносахаридов: глюкозы; фруктозы; галактозы; маннозы. Большая часть из них приходится на глюкозу; более того, фруктоза, галактоза и манноза, попадая из кишечника через воротную вену в печень, превращаются в ней в глюкозу.
Основные пути использования глюкозы:
1. Катаболизм: аэробный гликолиз (основной путь распада глюкозы для энергообеспечения работы клеток); анаэробный гликолиз (временный неполный распад глюкозы с образованием молочной кислоты в условиях нехватки кислорода; в последующем, при поступлении достаточного количества кислорода, молочная кислота вступает на путь аэробного гликолиза); пентозофосфатный путь (дополнительный путь распада глюкозы, в процессе которого образуются пентозы и необходимый для синтеза липидов НАДФH).
2. Депонирование в виде гликогена (гликогенез). Гликоген откладывается в поперечнополосатых мышцах (скелетных мышцах и миокарде) и печени. Общее количество гликогена в организме достигает 300—400 г, но лишь 1/5 от этого количества приходится на долю гликогена печени, из которого глюкоза может высвобождаться в кровь; гликоген мышц используется только самими мышцами. Гликогена печени хватает на поддержание уровня глюкозы в крови в течение 12—16 ч.
3. Превращение в липиды (липогенез). При избыточном поступлении углеводов, когда запасы гликогена полностью восполнены, углеводы превращаются в печени в липиды, которые затем поступают в кровь и далее откладываются в жировой ткани.
4. В процессе реакций расщепления глюкозы образуются промежуточные углеводные соединения, входящие в состав ферментов, гормонов, гликопротеидов, некоторых аминокислот (углеродная основа ряда заменимых аминокислот состоит из глюкозы), нуклеиновых кислот, АТФ, липидов, биологических жидкостей (синовиальной жидкости, слюны и др.).
5. Структурная функция. Углеводы входят в состав клеточных мембран, вязких секретов (слизей), защищающих стенки полых внутренних органов от механических повреждений и проникновения микрофлоры, выполняя этим защитную функцию.
6. Регуляторная функция. Взаимодействуя с другими веществами пищи, углеводы влияют на доступность их организму и на потребность организма в этих веществах.
а)Белоксберегающее действие углеводов. Углеводы снижают потребность организма человека в белках, препятствуя использованию аминокислот в качестве энергетического материала и усиливая посредством инсулина использование аминокислот для синтеза белка.
б)Углеводы тесно связаны с липидным обменом. Известно, что «жиры сгорают в огне углеводов», поэтому для нормального липидного обмена необходимо достаточное количество углеводов. При недостаточном их содержании в рационе жиры интенсивнее метаболизируются, в крови накапливаются продукты неполной их утилизации – ацетоновые и кетоновые соединения, выделяемые почками, и наблюдается кетонурия. Однако, полисахариды (целлюлоза, гемицеллюлоза и др.) задерживают выделение энергии из жиров.
в)Избыточное количество углеводов приводит к их трансформации в жиры и излишнему жирообразованию, особенно в зрелом и пожилом возрасте, а также в условиях гиподинамии.
г)Отмечена связь углеводов с холестериновым обменом. Их избыточное поступление с пищей при нарушенном холестериновом обмене может явиться дополнительным источником биосинтеза холестерина.
д)Известна антитоксическая и дезинтоксикационная функции углеводов. Например, лактоза подавляет гнилостную флору кишечника, целлюлоза, гемицеллюлоза, китозан, хитин способствуют выведению холестерина, гиалуроновая кислота препятствует проникновению бактерий через стенку клетки, пектины связывают различные токсины и соли тяжелых металлов и т.д.
Удаление с мочой. Глюкоза — пороговое вещество (гл. 15), и при нормальной концентрации в крови она в моче не появляется. Однако при некоторых (обычно патологических) условиях ее концентрация в крови может превышать пороговый уровень, и глюкоза удаляется с мочой.
Источники глюкозы.
1. Поступление с пищей.
2.Распад гликогена печени (гликогенолиз). Этим путем глюкоза мобилизуется быстро, но в небольшом количестве — как уже говорилось, ее хватает на поддержание уровня глюкозы в крови при перерыве между приемами пищи порядка 12—16 ч.
3. Образование из белков и липидов (глюконеогенез). Этим путем глюкоза мобилизуется существенно медленнее, но резервы глюконеогенеза почти неисчерпаемы. Именно благодаря глюконеогенезу поддерживается уровень глюкозы в крови при длительном голодании или безуглеводной диете.
Углеводы усваиваются организмом легче других пищевых веществ: основной обмен на усвоение углеводов возрастает только на 4-7%, что в 1,5-2,5 раза меньше, чем на усвоение жиров, и в 7-10 раз меньше, чем на усвоение белков. В результате превращений в организме углеводов высвобождается энергия. При утилизации организмом 1 г углеводов высвобождается 4,1 ккал (17,165 кДж). Поэтому, одна из основных функций углеводов – энергетическая. За счет углеводов организм человека компенсирует более 50% всех суточных энергозатрат.
Пищевые углеводы подразделяются на:
– моносахариды, которые представлены одной молекулой (рибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза и др.);
– олигосахариды: дисахариды, состоящие из остатков двух моносахаридов (сахароза, лактоза, мальтоза и др); трисахариды, тетрасахариды и др., структура которых представлена остатками от 3 до 10-20 моносахаридов (раффиноза, мелицитоза, мальтотриоза и др.);
– полисахариды: гликоген, крахмал, целлюлоза (клетчатка), гемицеллюлоза, лигнин, амилоза, амилопектин, хитин, китозан, инулин, а также коллоидные полисахариды – пектины, камеди и др.
Все углеводы разделяют на усвояемые и неусвояемые.
К усвояемым углеводам относятся моно-, дисахариды, некоторые полисахариды (гликоген, крахмал и продукты их частичного ферментативного расщепления – декстрины).
Физиологическая потребность организма человека в углеводах зависит в основном от пола, возраста и энергозатрат.
|
|