Метафизика и онтология. Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия. Метафизика - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизические проблемы есть во всех областях, везде человек сталкивается с тем, что выходит за границы опыта - в познании человека, истории, природы.
Онтология - учение о бытии как таковом. Иногда онтологию отождествляется с метафизикой, но чаще всего онтология рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия. Впервые этот термин употребил немецкий философ X. Вольф - предшественник Канта.
Бытие– исходная категория философии, в которой фиксируются убеждения человека в существовании окруж. мира и самого чела. Понятие бытия включает в себя объективную и субъективную реальность. Если бытие рассматривать как объективную реальность, то оно превращается в материю, которая определяется субъективной реальностью. Такое понимание характерно для философии материализма, для которого материя становится исходной антологической категорией. Если бытие отождествляется с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание, дух, идея, которое выступает как исходная антологическая категория в философии идеализма. Т.о снятие неопределенности бытия ведет к материалистическому или идеалистическому пониманию мира.
Основные формы бытия:
1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь делятся на: б. вещей, процессов, состояний природы, б. природы как целого, б. вещей и процессов, произведённых ч-ком;
2) б. человека, которое делится на б. человека в мире вещей и специфическое чел. бытие;
3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индивидуальное духовное и объективированное (неиндивидуальное) духовное;
4) б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (б. отд. человека в обществе и процессе истории) и б. общества.
Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.
Философский смысл понятия движения. Основные формы движения.
В науке исторически сложилось две концепции в понимании движения:
1)Метафизический субстанциализм - объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений. Движение - нечто внешнее, налагающееся на объект, абсолютизация субстанции (Метафизический материализм)
2) Идеалистический релятивизм - отрицание субстанции вообще, провозглашение чистого движения, существующего без всякого носителя, абсолютизация движения (Идеализм).
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной.
Существует несколько качественно различных форм движ. материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Они имеют общие закономерности, свойственные всяким уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж. в том, что высшее включает низшее. (ДНК – хим. соединение), однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим. соединениях).
Прослеживание связей между различными формами движ материи позволяет создать картину их развития во вселенной.
Природа пространства и времени. Специфика социального пространства и времени.
Пространство- это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация)
Пространство и время - общие формы координации материальных объектов и их состояний.
Пространство и время являются не только формами созерцания, но и объективными характеристиками бытия. Тем самым через практику "вещь-в-себе" постоянно превращается в "вещь-для-нас".
Существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к бытию. Одну можно назвать субстанциальной концепцией, другую – реляционной. "Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время". Теория относительности А. Эйнштейна - это как раз тот случай плодотворного взаимодействия философии
. с наукой, когда последняя, подтверждая свою истинность практикой, обуздывает философский плюрализм. После появления и утверждения в научном мышлении теории относительности, о пространстве и времени мы можем уверенно сказать, что они вовсе не представляют из себя субстанцию, а лишь формы ее движения, Производный относительный характер пространства и времени имеет гораздо более общую форму, чем нам об этом говорит учение Эйнштейна. пространство и время зависят от видов, форм движения материи. В философской литературе нет единогласия по поводу количества форм.
Философия о движении, пространстве и времени.
Пространство:
• трехмерно;• однородно (равноправие всех его точек);• изотропно (равноправие всех его направлений).
Время - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.
Время:- одномерно;- однородно (равноправие всех моментов времени);- необратимо
Всеобщие свойства:• объективность пространства и времени;
• всеобщность пространства и времени
Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Ее основные принципы, законы, категории.
Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Диалектика, ее исторические формы и альтернативы.
Диалектика в своем развитии прошла 3 этапа: 1. Стихийная диалектика древних(Гераклит, Сократ,). 2. Диалектика немецкой классической философии. У истоков диалектического мышления стои Кант. Оформление диалектики в с-му понятий, законов и категорий происходит у Гегеля. 3. материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс). Диалектике был придан универсальный статус: развивается и природа, и общество, и человеческое сознание. Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная-о развитии мира. Субъективная:а).отражение объективной диалектики в мышлении;б)специфические законы человеческого мышления;в)теория диалектики. Различают позитивную и негативную диалектику. Позитивная-представлена разработкой отдельных диалектич.идей и закономерностей(Сократ).
Альтернативы диалектики. Не сущ. Альтернатив объективной диалектики, но сущ. Альтернативы субъективной.1). Догматизм_ ставит под сомнение относительность человеческих знаний.2).Релятивизм- абсолютизирует относительность знаний.3). Скептитизм-абсолютизирует неполноту знаний., альтернативность,
|