Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Демократические основы (принципы) правосудия, их понятие и система

ЛЕКЦИЯ 3

Правосудие, его свойства и демократические принципы

 

ЧАСТЬ 1

 

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний о сущности правосудии как формы реализации судебной власти, а также о принципах правосудия в Российской Федерации;

— получение представления о правовой сущности принципов правосудия;

— усвоение основных принципов правосудия в Российской Федерации,

В результате изучения этой главы обучающиеся должны.

Знать

— понятие правосудия и его признаков как основной формы реализации судебной власти в Российской Федерации;

— понятие демократических принципов правосудия и их значение для правоприменительной практики;

— систему демократических принципов правосудия;

Уметь

— отграничивать принципы правосудия от других принципов отраслей российского права;

— оперировать понятием правосудия;

— использовать принципы правосудия в правоприменительной дея­тельности;

Владеть

— навыками применения принципов правосудия в правоприменительной практике.

Ключевые слова: правосудие; суд; принципы правосудия; законность; независимость[1].

 

Правосудие - основная форма реализации судебной власти

 

Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия.

Правосудие в Российской Федерации, как отмечалось выше, осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных иарбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1 Закона о судебной системе).



Из приведенных положений следует, что правосудие в Российской Федерации вправе осуществлять только Суды, указанные в Конституции РФ и Законе о судебной системе, что исключает возможность присвоения их функций какими-либо другими государственными органами или общественными объединениями.

Судьями являются лица, наделенные в установленном законодательством порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе. В предусмотренных закономслучаях правосудие осуществляется с участием представителей населения, выступающих в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Конституционный Суд РФ и арбитражные суды рассматривают только те категории дел, которые отнесены законами к их ведению, суды общей юрисдикции — все дела о защите прав, свобод и охраняемых интересов физических и юридических лиц, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции названных судов.

Конституция РФ признает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими и устанавливает, что они обеспечиваются правосудием (ст. 18). Каждый вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд, что гарантируется законом (ст. 46 Конституции РФ).

Сущность правосудия заключается в рассмотрении и разрешении в судебных заседаниях юридических дел: гражданских, административных, арбитражных, уголовных и иных дел с целью защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, юридических лиц и иных организаций.

Рассмотрение и разрешение дел в судах осуществляется и определенной форме и в соответствии с установленными законами правилами. В судебных заседаниях участвуют стороны, наделенные равными правами, для защиты своих интересов (в гражданском процессе — истец и ответчик их представители, и уголовном — сторона обвинения и защиты).

Завершаются судебные заседания вынесением решений, которые обязательны для исполнения на всей территории России.

Осуществление правосудия в судах производится определенным законом способом и в порядке, установленном законом. Порядок рассмотрения дел в судах, как отмечалось ранее, именуется судопроизводством, которое устанавливается самостоятельными законодательными актами (ГПК, АПК, УПК РФ, КоАП РФ). В соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел в судах производится в порядке конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

Задачами судопроизводства является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения подведомственных судам юридических дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов человека, гражданина, юридических лиц и их объединений; прав охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, административных и иных правоотношений.

Правосудие, кроме того, должно способствовать укреплению законности и правопорядка, защите интересов общества и государства, предупреждению правонарушений.

Таким образом, основными наиболее важными признаками правосудия являются:

— осуществление правосудия специально созданными госу­дарственными органами — судами в лице судей и привлекаемыми в установленном законом порядке присяжными и арбитражными заседателями;

— отправление правосудия способами, четко регламентированными законом: рассмотрение в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в рамках предусмотренной законом процедуры посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства;

— судебные решения обязательны для исполнения всеми должностными лицами, органами, организациями и гражданами, в отношении которых они вынесены либо адресованы им.

Таким образом, правосудие — деятельность, осуществляемая судом в пределах его компетенции, по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость принимаемых судебных решений.

 

Демократические основы (принципы) правосудия, их понятие и система

 

Понятие и система принципов. Принципы правосудия общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, — судов.

Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регулирующих порядок организации деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи.

В случае обнаружения противоречия в нормах законов, определяющих судоустройство и судопроизводство, следует руководствоваться общими принципами. В основе этих принципов лежат положения Конституции РФ и международно-правовых актов, предусматривающих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной в процесс судопроизводства. К таким актам относятся, прежде всего, — Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 г., Европейская концепция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Конституция РФ, учитывая общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепила ряд фундаментальных принципов, определяющих наиболее существенные черты организации деятельности судов и порядок отправления правосудия:

—осуществление правосудия только судом (ст. 118);

—независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120);

—обеспечение прав граждан на судебную защиту (ст.46);

—равенство граждан перед законом и судом (ст. 19) и др.

Закрепленные в Конституции РФ основные принципы правосудия находят отражение и развитие в законодательстве о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, военных судах, о статусе судей. Учтены они в процессуальном законодательстве: ГПК, УПК и АПК РФ (ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», КоАП РФ).

Принципы правосудия имеют ту особенность, что содержащиеся в них положения обязательны для исполнения не только судьями, но и всеми другими участниками судопроизводственного процесса, должны учитываться законодательной властью, для которой они служат ориентирами в их законодательной деятельности.

Принципы правосудия, закрепленные в законодательстве, образуют определенную систему, в которую, как правило, включают следующие принципы правосудия:

— законность правосудия;

— осуществление правосудия только судом;

— независимость судей и подчинение их только закону;

— обеспечение прав граждан на судебную защиту; обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

— осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

— состязательность и равенство сторон;

— открытое разбирательство дел во всех судах;

— презумпция невиновности;

— участие граждан в отправлении правосудия;

— национальный язык судопроизводства.

Названные принципы можно классифицировать. Одни относятся к принципам судоустройства (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в правосудии и др.), другие — к принципам судопроизводства (состязательность и равенство сторон, презумпция невиновности и др.), Однако, учитывая их тесную связь и взаимозависимость, свойственную организации и деятельности суда, все они рассматриваются как принципы правосудия в целом.

Если коротко охарактеризовать каждый принцип правосудия, сущность их заключается в следующем.

Принцип законности является одним из основных демократических принципов правового государства и выступает в качестве универсального правового принципа. Его суть заключается в точном и неуклонном соблюдении действующих в государстве законов и принятых на их основе иных нормативных правовых актов всеми участниками общественных отношений: государственными и негосударственными органами, учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами и иными лицами, находящимися на территории РФ.

Основные положения данного принципа закреплены в Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15).

К законам относятся.

1) федеральные законы, которые подразделяются:

— на федеральные конституционные законы, например, Закон о судебной системе, Закон об арбитражных судах и др.;

— текущие федеральные законы, например, Закон о мировых судьях, Закон о статусе судей и др.,

2) законы субъектов РФ: конституции (уставы) и иные законы.

Федеральные законы являются обязательными к исполнению на всей территории РФ, а законодательные акты, издаваемые органами власти субъектов РФ, действуют на территории определенного субъекта РФ. Федеральные законы должны соответствовать Конституции РФ. Законодательные акты субъектов РФ — федеральному законодательству. Иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов государственной власти) применяются в пределах, установленных законами, и они не должны не противоречить.

Конституция РФ предусматривает: «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом» (ч. 2 ст. 120).

Понимание принципа законности предполагает возможность, применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные обязательства РФ имеют преимущество над нормами внутреннего законодательства: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то применяются правила международного договора. Никто вправе применять федеральный закон, противоречащий международным договорам РФ.

Осуществление правосудия только судом. В соответствии Конституцией РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Только суд может разрешить посуществу в пределах своей компетенции гражданское, уголовное, административное, арбитражное, а также дело, рассматриваемое в порядке конституционного судопроизводства.

Этот принцип конкретизирован в ст. 4 Закона о судебной системе, устанавливающей, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учреждаемыми в соответствии с Конституцией РФ и вышеуказанным Законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим законом, не допускается.

Впервые принцип осуществления правосудия только судом был закреплен в законодательстве в период проведения судебно-правовой реформы в 60-х гг. XX в., в связи с приданием гласности многочисленным фактам внесудебных репрессий в 20—40-е годы и начале 50-х гг. (применение мер уголовного и административного воздействия) фактически к ни в чем не повинным гражданам.

Принимались эти меры в большинстве случаев не судами соблюдением процессуальных норм и гарантий, а внесудебными органами («особыми совещаниями», «тройками», «двойками» и другими квазисудебными органами), созданными специально в целях ускоренной расправы над «врагами народа» и создания видимости судебного процесса. Действия и приговоры этих чрезвычайных органов не имели ничего общего с тем пониманием Законности, обоснованности и справедливости принимаемых решений, которое сегодня вкладывается в эти понятия. Чтобы не повторялись такие трагические события в жизни нашего государства и общества, и был провозглашен принцип осуществления правосудия только судом.

Суды, уполномоченные осуществлять правосудие, перечислены в ст. 4 Закона о судебной системе.

К ним отнесены федеральные суды:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды;

Верховный Суд РФ с 07.02.2014,Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ)[2] (в прошлом - Высший Арбитражный Суд РФ), арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды;

— суды субъектов РФ — конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Только эти названные в Законе о судебной системе суды вправе осуществлять правосудие. Никакие другие государственные или иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) вправе отменять или изменять лишь вышестоящие суды с соблюдением установленных законом процессуальных правил и гарантий, обеспечивающих соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан, а также правомерные интересы общества и государства. После вступления в законную силу акты судов приобретают общеобязательный характер и подлежат неукоснительному исполнению.

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Данный принцип закреплен во многих законодательных актах. Конституция РФ предусматривает: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств...» (ч. 1, 2 ст. 19). Этот принцип находит отражение в ст. 7 Закона о судебной системе.

Равенство перед законом и судом предполагает наличие единых норм, применяемых в процессе судопроизводства, единого стандарта в применении судом законодательных норм ко всем лицам, вовлеченным в орбиту судопроизводственной деятельности, а также в предоставлении всем равных прав, возможностей для их реализации, возложении одинаковых обязанностей, равных возможностях применения ответственности.

Закон, в частности, устанавливает, что равными правами и обязанностями наделяются лица, имеющие одинаковый процессуальный статус истца, ответчика, подозреваемого, обвиняемою, потерпевшего, свидетеля, эксперта и т.д.

Вместе с тем закон предусматривает некоторые исключения из правила равенства всех перед законом и судом, устанавливая особый режим ограничения неприкосновенности и привлечения к уголовной и административной ответственности. Так, Конституция РФ в ст. 98 устанавливает неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в течение всего срока их полномочий. Законодательство о статусе судей в Российской Федерации и прокуратуре устанавливает отдельные гарантии неприкосновенности судей и прокурорских работников. Особый порядок привлечения к уголовной ответственности применяется и в отношении ряда других должностных лиц.

Установление изъятий из принципа равенства перед законом и судом обусловлено важностью выполняемых названными лицами функций и необходимого обеспечения их независимости при осуществлении этих функций.

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Основным критерием оценки состояния правосудия в стране, законности, обоснованности и справедливости, принимаемых судом решений, является правовой статус суда в системе властных структур. Соотношение ветвей власти в этой структуре раскрывается на консти­туционном уровне — ст. 10 Конституции РФ. Данная статья содержит не только положение о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, но признает органы этих ветвей власти самостоятельными. Сущность самостоятельности судебной власти изложена в ст. 120 Конституции РФ: судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Функция суда как госу­дарственного органа, разрешающего социальные конфликты с помощью права, — осуществление правосудия.

Термин «судебная власть», который вынесен в название гл. 7 Конституции РФ, не тождественен понятию «правосудие». Самостоятельной, независимой власть может быть при условии ее силы, могущества, способности противостоять давлению других ветвей власти. Только при относительно равном соотношении сил можно обеспечить «сдержки и противовесы», на которых основаны взаимоотношения трех ветвей власти. Чаще всего противодействуют силе и самостоятельности судебной власти должностные лица, представляющие исполнительную власть, поскольку они не приемлют любую форму контроля их деятельности, в том числе суда. Очевидно, что положение суда как органа власти служит одной из важных гарантий независимости судей при осуществлении правосудия. Этому положению судебной власти, в отличие от других ветвей, способствуют следующие системные и функциональные особенности этой власти:

— судебная власть не сконцентрирована в одном органе, она возлагается на иерархическую систему судов — от низовых до верховных;

— судьи разрешают дела самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и внутренним убеждением. В деятельности же других ветвей власти могут превалировать и иные мотивы и предпочтения (целесообразность, максимальная польза, прибыль);

— представители иных направлений власти находятся в иерархической и функциональной зависимости друг от друга;

— судебная деятельность осуществляется по правилам, принципам общеправового значения, обязательным независимо от судопроизводства[3].

Из вышеизложенного следует, что само построение судебной системы и функция правосудия направлены на независимую деятельность судей, их самостоятельность в принятии решений. Однако для обеспечения независимости суда рассматриваемой гарантии недостаточно. История развития разных правовых систем свидетельствует о том, что, как правило, независимость судей — не только результат длительной борьбы судебной власти с другими ветвями власти, но и создание целой системы правовых гарантий деятельности суда на внутригосударственном и международном уровнях. Основополагающие принципы независимости и беспристрастности судей отражены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ч. 1 ст. 6) и в Основных принципах, касающихся независимости судебных органов, принятых VII Конгрессом ООН в сентябре 1985 г.

Закон о судебной системе устанавливает: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей» (ст. 1). Данное конституционное положения впервые было внесено в Конституции РФ 1978 г. в 1992 г.

Гарантии независимости судей содержатся в Конституции РФ в Законе о статусе судей. К конституционным гарантиям следует отнести:

—самостоятельность судебной власти;

—несменяемость и неприкосновенность судей;

—финансирование судов только из федерального бюджета.

Закон о статусе судей дополняет эту систему гарантий независимости: «предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом на отставку; неприкосновенность судьи; системой органов судейского сообщества; представлением за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу» (п. 1 ст. 9). Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия признается недопустимым и преследуется по закону (п. 1 ст. 110 Закона о статусе судей).

Этой системе гарантий независимости корреспондируют меры ответственности за несоблюдение судьей требований следовать гарантиям, осуществление которых зависит от его личной воли. Так, полномочия судьи приостанавливаются решением органов судейского сообщества квалификационной коллегией, в частности, в случае привлечения судьи к уголовной ответственности или заключения его под стражу.

К числу объективных факторов, служащих препятствием к обеспечению независимости судей, как показала практика и различные исторические периоды, был фактический приоритет исполнительной власти. Инструментом такого приоритета служила «материальная сила» — финансирование судов и обеспечение иных материально-организационных гарантий судам и судьям исполнительной властью. Только безусловная гарантия государства в этой области может служить надежной основой укрепления независимости судей. Даже в случаях, если судья действует независимо от влияния исполнительной власти, незримое давление извне создает психологический дискомфорт, ущемляет нравственные чувства судьи и может отрицательно влиять на всю систему его нравственных ценностей. Постоянное ощущение зависимости в чем-либо от высших органов и долж­ностных лиц, ожидание сменяемости после первых трех или пяти лет пребывания в статусе судьи может нанести ущерб его независимости и сказаться на соблюдении требования принятия решения на основе закона в соответствии с внутренними убеждениями судьи. Продолжающаяся судебная реформа свидетельствует об особом влиянии на нравственное состояние судей попытки ограничить их неприкосновенность как гарантию независимости. Исполнительная власть проявила в этом инициативу и предложила возродить отсутствующие в Законе о статусе судей такие формы ответственности судей, как дисциплинарная, административная, и упростить процедуру привлечения судьи к ответственности уголовной. В 1992 г. статус судей был обретен усилиями судейского сообщества, путем демократических процедур изучения мнений не только судей, но и представителей иных юридических профессий и обсуждения проекта вышеназванного Закона судьями судов всех уровней. Сторонники лишения судей их неприкосновенности ссылаются на равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), что свидетельствует о не вполне адекватной оценке особой роли суда в жизни общества и государства. Данная норма Конституции РФ как раз подчеркивает особое положение закона и суда. Социально значимые должностные обязанности, независимое положение судей как определяющее условие их беспристрастности, без которой немыслимо существование правосудия, принятие решений в условиях, при которых удовлетворяются, как правило, интересы в споре только одной стороны — участника судебной процедуры, а другая — не согласна с принятым решением. Все это в совокупности ставит судью в особое положение, при котором неприкосновенность является приоритетом перед тем «равенством», которое должно быть распространено на иных должностных лиц. Виды дисциплинарной ответственности, предусмотренные в ст. 1 Закона о статусе судей, ограничены такими видами, как предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи. Однако сохраняющийся в течение года режим ответственности за дисциплинарный проступок может повлечь для судьи неблагоприятные последствия.

Следует сказать, что практика привлечения к дисциплинарной ответственности судей советского суда, связанная с отводом «наказанного» судьи (аргумент — отсутствие доверия «судимому судье»), лишением его поощрений, постоянным напоминанием ему о «неполном служебном соответствии», унижала достоинство судьи. Вместе с тем, если судья не соответствует занимаемой должности, он должен быть лишен своих полномочий, что и были предусмотрено прежней редакцией Закона о статусе судей. Следует учитывать также то, что ряд председателей судов согласны с этим нововведением, поскольку им принадлежит инициатива начать дисциплинарное производство, исполнять функции управления поведением судьи, которая может стать инструментом манипулирования его независимостью.

Административная ответственность свидетельствует об отказе судье в неприкосновенности. В современных условиях административная ответственность может стать инструментом расправы, например, представителей органов полиции с неугодным судьей или проявление отрицательного отношения к суду, что нередко имело место на практике. В Законе о статусе судей предусмотрено, что на принятие решения по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности судебной коллегией вышестоящего суда в составе трех судей отводится 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ (п. 4 ст.16)

Однако судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный и любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (п. 5 ст. 16 Закона). Кроме того, задержание судьи возможно только в исключительном случае — в случае задержания его на месте совершения преступления. Во всех иных случаях он, после установления его личности, должен быть немедленно освобожден (ст. 449 УПК РФ). Несоблюдение данного порядка свидетельствует об унижении достоинства судьи и снижение авторитета суда.

Расширение ответственности судей за счет существенного ограничения их неприкосновенности может оказать отрицательное влияние на правосудие через нравственное состояние судьи. Опасение по поводу незащищенности самого себя и близких людей, ожидание неблагоприятных последствий принятия решения по конкретному делу может привести к состоянию, при котором судья предпочтет подчинению закону поиск компромиссов и даже уступку стороне, от которой можно ожидать неблагоприятных последствий. Система подобных уступок может привести к переоценке нравственных ценностей и даже отказу от некоторых из них, таких, как долг, честь, соблюдение иных нравственных принципов. Материалы квалификационных коллегий свидетельствуют о том, что в ряде случаев неблаговидный поступок судьи — синдром страха перед последствиями на принятое решение. Кроме того, неадекватно поведение судьи, принятие решений, ставящих под сомнение его справедливость, снижают уровень доверия граждан и организаций к суду и конкретному судье, а сомнение в том, что судья — независим и неприкосновенен, исключает уверенность в правосудности решения, подрывает авторитет правосудия в широком обще­ственном мнении.

Сложность решения проблемы независимости судей состоит и в том, что наряду с указанными выше объективными факторами немалая роль в ее обеспечении принадлежит и факторам субъективным, связанным с личностью судьи. Ведь без независимости не может быть достигнуто главное условие правосудия — беспристрастное, объективное исследование судом обстоятельств дела. В российских нормативных правовых актах независимость сочетается с самостоятельностью.

Определение соотношения между принципом независимости и беспристрастностью важно для оценки субъективного состояния судьи при осуществлении правосудия. Идеальной представляется модель соотношения между рассматриваемыми принципами, если обеспечены все гарантии независимости, на которые мы указали выше. В этом случае есть большие основания для уверенности в беспристрастности судьи. Если она ставится под сомнение, то это — пробел в его этическом воспитании, что может повлечь нарушение нравственных норм, а иногда и совершение преступления (проявление коррупции, злоупотребления служебным положением). Возможны и иные варианты соотношения между независимостью судьи и его беспристрастностью. При недостаточной обеспеченности независимого положения судьи, например, при скрытом или прямом диктате со стороны исполнительной власти, от которой зависит благополучие судьи или суда, поведение судьи может проявиться в двух противоположных формах — отказе от беспристрастного поведения при отправлении правосудия по конкретному делу либо полном соблюдении этических принципов и норм, верности судейскому долгу, несмотря на риск утраты каких-либо преимуществ и благ. Представляет интерес последний из названных вариантов поведения, когда судья достойно исполняет свой профессиональный долг и остается беспристрастным, невзирая на возможные нежелательные для себя последствия. Такой судья при наличии малейшего повода усомниться в своей объективности, незаинтересованности в исходе дела — заявляет самоотвод и объясняет участникам процесса мотивы своего поведения. Посредством самоотвода, если он достаточно обоснован, судья демонстрирует такие нравственные качества, как честность, способность оценивать ситуацию и предотвращать нарушение прав личности в судопроизводстве.

Указание в законе на «иные» обстоятельства, дающие основание считать, что судья лично, прямо или косвенно заинтересован в этом деле, предполагает включение механизма нравственной оценки беспристрастности судьи участниками процесса.

На практике встречаются случаи заявления судьей самоотвода не как результата такой оценки ситуации, а проявления личной заинтересованности, например, в целях избавления от участия в разбирательстве сложного либо ангажированного дела. Эти случаи дают основания считать, что судья нравственно неустойчив, ограждает себя от неблагоприятных для себя последствий. В ряде случаев сам закон дает основания для проявления недо­верия кнравственным качествам судьи. Это относится, в частности к запрету участвовать в рассмотрении дела тому судье, который проверял на досудебных стадиях процесса законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей (ч. 1 ст. 63 УПК РФ). При этом допускается повторное разрешение жалоб тем же судьей. Представляет, что решение частного вопроса, не определяющего вывода о виновности и наказании, не должно служить основанием для выражения недоверия судье и презюмирования его пристрастности. Следует логический вывод: если судьей положительно решен вопрос об аресте или продлении срока содержания под стражей, его считают пристрастным в отношении обвиняемого; если же избрана мера пресечения, не связанная с арестом, судье не доверяет государство в лице обвинителя. Данная норма закона ставит под сомнение нравственный потенциал судьи, хотя институт отвода представляется достаточным правовым основанием для решения вопроса о беспристрастности судьи. При этом следует исходить из того, что ориентация судебной реформы на изменение условий существования суда, конституционное закрепление гарантий независимости судей, высокий судейский статус направлены на изменение не только характеристик «формальной организации Кодекса судейской этики» суда, но и самосознания самих судей. Этому, в частности, подчинена задача принятия Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей в мае 2012 г., правила которого определяют обязательные границы такого самосознания и направлены на то, чтобы освободить судью от пристрастий, способных повлиять на качество осуществляемого им правосудия, и от влияния знакомых и близких, участников процесса, общественного мнения.

Независимый судья — независим от воздействия извне. Бес­пристрастность как сугубо этическая категория придает независимости нравственный смысл, возлагая на судью моральную обязанность — следовать этой независимости, а не выжидать, когда она будет обеспечена.

Отсутствие благоприятных условий для независимости судьи и суда в целом не может служить аргументом, снижающим ответственность за качество правосудия именно потому, что независимость не ограничивается рамками правовых предписаний, а включает нравственные требования следовать профессиональному долгу вне зависимости от каких-либо влияний и воздействий. Особенность нравственных требований и состоит в их обя­зательности, независимо от тех изменений, которым подвергается закон. Так, система состязательного правосудия существенно меняет характер деятельности судьи, устраняет его инициативу в обеспечении всесторонности и полноты судебного исследования. Процедура состязательности в условиях гласности, обязательное обеспечение равенства сторон, мотивированное решение — все это направлено на беспристрастное руководство судьей процессом исследования доказательств.

Самое важное в отношении к судье является общественное доверие, уверенность в том, что правосудие осуществляется в соответствии с правом. Для сохранения у граждан такого доверия судья должен соблюдать нравственные нормы, которые господствуют в обществе, что делает правосудие доступным и понятным членам общества.

Принцип состязательности и равноправия сторон. Существенное влияние на современную законотворческую и правоприменительную деятельность в области уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводств оказало включение в Конституцию РФ принципа состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). Этот принцип известен законодательству России более 140 лет, но судьба его применения напрямую зависела от политического режима и порождаемой им правовой системы на каждом историческом этапе развития государства. В условиях социализма преобладало негативное отношение должностных лиц правоохранительных и иных государственных органов и этому институту «буржуазной» правовой системы, что можно объяснить тем, что состязательность как форма правосудия характеризуется определенной разобщенностью и односторонностью деятельности участников процесса, что не согласовывалось с выполнением государственной задачи борьбы с преступностью общими усилиями этих участников.

Состязательному правосудию свойственно разделение деятельности сторон и суда на три самостоятельных функции — обвинения (уголовного преследования), защиты и разрешения дела, в отличие от действовавшей до последнего времени розыскной формы, отличавшейся смешением этих функций и сосредоточением их у одного уч






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.