Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ФИЛОСОФИЯ
ПРОГРАММА
нормативной учебной дисциплины
подготовки бакалавра
всех отраслей знания, направлений подготовки
и специальностей
очной и заочной форм обучения
Донецк
Год
РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:
доцент кафедры «Философия», к.филос.н. Пашков В. И.
Обсуждено и рекомендовано к изданию кафедрой философии ДонНТУ
« ____ » « _____________ » 20___ года, протокол № ___
Лист согласования
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
ВВЕДЕНИЕ
Программа изучения нормативной учебной дисциплины «Философия» составлена соответственно с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавра.
Значение учебной дисциплины:
Природа философского знания такова, что его постижение пробуждает сознание человека, его душу учить мыслить, рассуждать над глубинными ценностями и жизненными проблемами. Философия формирует способность обнаруживать жизненные и познавательные противоречия и, используя полученные знания, эвристичность философской интуиции и методологический ресурс философских категорий, творчески и самостоятельно их разрешать. Гуманистический потенциал философского знания способствует кристаллизации важных качеств культуры личности, ориентирует ее на истину, добро и красоту, защищает от некритического характера обыденного сознания. Философия как общий язык людей в условиях технического учебного заведения предоставляет возможность ориентироваться на общечеловеческие ценности жизни, которые устраняют «барьеры коммуникации», порожденные узостью специализации.
Основные методические установки изучения учебной дисциплины:
– охват основных тем учебной дисциплины, обязательных для аудиторных занятий;
– приоритет в выделении тем в объеме, отвечающем специфике предпринимательской деятельности;
– логичность, содержательность и доступность формулировок основных положений, необходимых для раскрытия тем учебной дисциплины;
– соотнесенность теоретических положений с жизненными реалиями, их конкретизация относительно определенной сферы практической деятельности;
– ориентация на проблемный характер положений программы, которые будут побуждать к активно-творческому их усвоению;
– учет многообразия существующих подходов к рассматриваемым проблемам, которые сориентирует студентов на дискуссионный и в то же время толерантный характер занятий;
– наличие источниковедческой базы, которая обеспечит многообразие подходов в изучении тем учебной дисциплины.
Предметом изучения учебной дисциплины «Философия» является отношение «человек – мир», который рассматривается с точки зрения природы и сущности мира, его устройства и состояния, природы и сущности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей его познания и преобразования.
Междисциплинарные связки заключаются в том, что философия относительно наук намечает их предметные отрасли и создает связанный с этим процессом инструментарий мышления, а сама, основываясь на более высоком уровне развития научного познания, схватывая целостность существования, раскрывает глубинный смысл, который может быть присущ всему целому.
Программа учебной дисциплины состоит из двух содержательных модулей:
– содержательный модуль № 1;
– содержательный модуль № 2.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
1.1. Целью преподавания учебной дисциплины «Философия» является формирование мировоззренческой культуры студента, который бы умел видеть сущность природных и общественных явлений, а также находить форму их теоретического выражения; мог отыскать принципиальные возможности практического внедрения теоретических выводов; был способен не только предвидеть ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и выработать определенную позицию, идущую из внутренних побуждений; стремился к основанным на моральных устоях объективно-верным решениям возникающих в жизни проблем.
1.2. Задачами изучения дисциплины являются:
– представить и объяснить разделы философии, предмет ею изучаемый, содержание и функции, а также ее место и роль в системе высшего образования и развития общества вообще;
– раскрыть специфику философского знания и дать понять не только его альтернативность, но и неоднозначность исторического процесса, который ставит каждого человека и человечество в целом перед выбором и ответственностью за его осуществление;
– внедрить диалоговые формы обучения, сориентированные на значимую для личности педагогику партнерства, что приведет к пониманию философии как общему языку людей, который устраняет препятствия для коммуникации, порожденные узостью специализации;
– привить студентам умения по овладению философскими знаниями и научить их логично и научно обоснованно излагать эти знания;
– подвести студентов к пониманию необходимости усвоения философского знания как условия их собственного развития.
1.3. Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины, в результате соблюдения которых студент должен:
Знать: содержание историко-философского процесса, его основные учения и школы, течения и направления, проблемы, которые ими решались, их историческую обусловленность и преемственность, а также основные проблемы и принципы современной философии: о мире и самом человеке в его существовании, об источниках и общих закономерностях движения и развития предметов, явлений и процессов мира, о ценностях этого мира, о познавательном – сквозь призму практически-деятельного – отношении человека к миру и самому себе, о сущности, формах и законах движения познания и мышления, о действиях и методах правильной, рациональной и эффективной деятельности человека.
Уметь: содержательно и логично, научно и с гуманистических позиций обосновывать личное мнение в отношении решения теоретических и практических вопросов, учитывать разнообразие существующих подходов к ним, не колебаться в случае необходимости объяснения теоретических положений, соотносить их с жизненными реалиями, определять их роль в жизни общества и отдельного человека и применять относительно сферы своей деятельности.
На изучение учебной дисциплины отводится 108 часы / 3 кредита ECTS.
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Содержательный модуль № 1:
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе
Понятие и структура мировоззрения: мироощущение, миропонимание, мироволение, их мировоззренческий статус. Структурные блоки мировоззрения: чувственно-аффективный, информационно-теоретический, аксиологический, праксеологический.
Исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный, философский, научный, их социально-культурная обусловленность, основные черты и определения. Философия как теоретическая основа мировоззрения.
Специфика философского знания. Предмет, структура и основные проблемы философии.
Основные функции и социальная роль философии.
Тема 2. Философия бытия
Понятие бытия: экзистенциальные истоки и философский смысл. Становление проблемы бытия в истории философии.
Основные формы бытия: бытие вещей (тел), процессов и состояний, бытие человека, бытие духовного, бытие социального и т.п., их единство и специфика.
Проблема субстанции. Понятие субстанции и разнообразные позиции в трактовке субстанции в истории философии. Материя: определение, историко-философские и современные научные представления о ней и ее атрибутивные характеристики: движение, пространство, время. Дух как проблема в истории философии. Материя и дух: предел противоположностей.
Проблема единства мира и основные варианты (модели) ее решения.
Тема 3. Философия развития
Понятие диалектики и ее исторические формы. Виды диалектики: объективная и субъективная диалектика. Диалектика как система принципов, законов и категорий. Становление идеи развития в истории философии и науки. Понятие отношения и связи. Развитие и движение. Развитие как принцип диалектики. Законы диалектики: закон взаимоперехода количества и качества, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Категории диалектики. Альтернативы диалектики: метафизика и «негативная диалектика», эклектика и софистика, релятивизм и догматизм. Диалектика как метод познания и практического действия.
Тема 4. Философия общества
Общество как проблема философии. Основные концепции общественной жизни: идеалистическая, натуралистическая, материалистическая и их основные проявления.
Общество как подсистема объективной реальности. Природа и общество, их единство и различие. Основные исторические этапы и типы взаимодействия природы и общества.
Общественные отношения: понятие, виды и их структура. Общество как система отношений.
Понятие общественного производства. Материальное и духовное производство. Способ производства, его структура и роль в обществе.
Исторический процесс как проблема исследования. Понятие общественно-экономической формации. Формационный подход к анализу исторического процесса. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Содержательный модуль № 2:
Тема 5. Философия сознания
Сознание как проблема философии, основные подходы к ее решению. Генезис сознания: природные предпосылки сознания и его социальная сущность и общественно-исторические основы возникновения. Проблема структуры сознания и его свойства.
Понятие общественного сознания. Общественное бытие и общественное сознание. Закономерности развития общественного сознания. Структура общественного сознания: уровни, сферы, формы. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.
Тема 6. Философия познания
Познание как философская проблема. Познаваемость мира: основные подходы: скептицизм, агностицизм, гностицизм.
Субъект и объект познания. Познание как результат взаимодействия субъекта и объекта.
Диалектика процесса познания: единство чувственного, рационального и интуитивного. Основные концепции теории познания: эмпиризм, рационализм, иррационализм. Практика и ее роль в познании.
Учение об истине. Понятие истины и ее основные характеристики. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины в истории философии. Практика как критерий истины.
Наука: понятие, генезис, характерные признаки и динамика развития. Критерии научного познания.
Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, концепция, теория, закон. Методы научного познания: эмпирические: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; теоретические: абстрагирование, идеализация, формализация, аксиоматизация; методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях: обобщение и спецификация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и т.п.
Тема 7. Философия человека
Специфика философского понимания человека. Проблема сущности человека в истории философии.
Единство природного, социального и духовного в человеке. Проблема антропосоциогенеза: многообразие концепций и современное состояние.
Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность и общество: проблема взаимоотношений. Свобода и ответственность личности.
Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества: истоки, подходы и их проявления.
|