Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Личность: свобода и ответственность

Предназначение человека, его ценности и смысл жизни

По этой проблеме существует два принципиально различных решения. Первое – объективистское. В его основе лежит представление о изначально непоколебимом Миропорядке, в котором уже заранее предначертаны все акты любой общественной и личной судьбы. Миром управляет Бог, Дух, Разум, законы Природы и т.д., а человек должен лишь осознавать это и найти «зазор» для относительной своей самостоятельности, которую он и будет считать свободой. Второе решение – субъективистское. Оно во главу угла ставит субъективность человека, его самодеятельность, творчество.

В «чистом виде» эти подходы характеризуют полярные позиции. В реальной же жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с миром субъективных творческих потенций. Человек в одно и то же время может рассматриваться как объект и как субъект, как уникальное и неповторимое создание и природы, и общества.

И.Кант сформулировал три основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?

Человек не имеет заранее определенной жесткой программы своей жизнедеятельности, а реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными, правовыми и другими запретами и предписаниями. Он способен различать добро и зло и принимать решения на основе ответственности и совести. Человек в своей деятельности выходит за рамки утилитарных потребностей, создает мир идеалов и ценностей.

Ценности – это значимые для людей объекты. Ценностное отношение формируется в процессе производственной деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей, идей. Основной ценностью при этом выступает сам человек при всем многообразии его жизни и деятельности. Вещи являются вторым феноменом мира ценностей. Но сами по себе, в ценностном отношении они нейтральны, ибо ценностное отношение к возникает всегда в том или ином социальном контексте. Идеи относятся к сфере духовных ценностей, составляя ее основу.



Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия. Моральные и эстетические ценности считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей: гедонизм, аскетизм, утилитаризм.

Система наивысших для человека ценностей, определяющих его отношение к миру, реализующееся в поступках, и составляет смысл жизни. Содержание смысла жизни человека не остается неизменным, оно не может не меняться с возрастом, с ростом опыта и знаний и даже общественного положения. Оно не остается стабильным и с позиции общественной его оценки, в том числе и в истории. В разных типах культур давался разный ответ на вопрос: в чем смысл жизни человека?. Для одних, это постижение Бога и таинств, для других – общественное служение, для третьих – забота о ближних...

На первый взгляд, весьма привлекательной является позиция, согласно которой смысл жизни человека состоит, прежде всего, в труде на благо общества. Тем более, что в советский период развития нашей страны такой подход усиленно проводился всеми пропагандистскими средствами. Однако при этом как бы забывается собственно развитие самого человека как самостоятельной и целостной личности. Его пытались превращать в послушный винтик общественного целого, манипулировать им в каких-то произвольно заданных «социально-значимых» целях.

В современных условиях многие мыслящие люди так или иначе приходят к идее о том, что смысл жизни – в полноте творческой самореализации человека. А именно, в деятельности продуктивной, сознательной, утверждающей в человеке чувство хозяина своей судьбы, порождающей в нем уверенность в полноте бытия, в осмысленности и оправданности своего существования.

Таким образом, при всех зигзагах исторического развития человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Конкретные смыслы жизни могут меняться в ходе развития человека, главное – творить, реализовываться, развиваться, не стоять на месте.

 

Личность: свобода и ответственность

 

Рассмотрение проблемы логично начать с уяснения самого понятия «личность», для чего следует соотнести его с такими на первый взгляд близкими к нему понятиями «человек», «индивид» и «индивидуальность». С помощью данных понятий человек характеризуется сначала как особь, затем как уникальность (проявляющуюся во всем богатстве его особенностей), в последней своей ипостаси, выступая в качестве личности, человек как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений.

Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе. В этом смысле личность представляет собой синтез чувственного и сверхчувственного, т.е. того, что не фиксируется органами чувств, но реально влияет на поведение человека. Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества. Человек учится выполнять особые социальные роли, которые имеют ярко выраженный культурный контекст и сильно зависят от стереотипов мышления. В европейской традиции становление личности шло через этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности, корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).

Однако процесс становления и развития личности происходит не только за счет социализации, но и путем индивидуализации. Об этом долгое время очень мало писалось в нашей философской литературе. Вместе с тем сегодня вполне понятно, что без полноценной индивидуализации просто невозможно становление нормальной развивающейся личности. Ведь личность ценна не только как социальное существо, но и как индивидуально-самобытное, уникальное.

Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно. Однако подлинный смысл человеческой уникальности связан более с внутренним духовным миром человека, чем с его внешними биологическими характеристиками. Уникальные черты личности связаны как с наследственными особенностями (дарования, тип характера), так и с неповторимыми условиями микросреды, в которых формируется личность. Все это создает неповторимый личностный опыт. Индивидуальность есть не простая механическая сумма всех особых характеристик личности, но их сплав, устойчивая система. Она не имеет завершенного характера, ибо в течение своей жизни человек постоянно развивается, совершенствуется. Сегодня вполне ясно, что разнообразие человеческих индивидуальностей – принципиальное условие успешного развития современного общества.

В структуре личности можно выделить: 1) физическую личность или «физическое «Я» как телесную организацию человека, основывающуюся на телесных свойствах и самоощущениях; 2) социальную личность, складывающуюся в общении людей и вырастающую из системы социальных ролей; 3) духовную личность – внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение, образуя определенные социальные типы личностей.

Можно выделить также определенные социальные типы личности:

- деятели, для которых характерны активные действия, выражающиеся в изменении мира, других людей и самого себя;

- мыслители, мудрецы, которые приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять;

-люди чувств и эмоций, гениальные прозрения которых зачастую опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов;

- люди, сделавшие делом своей жизни милосердие, они характеризуются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека и желанием служить людям.

Естественно, что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поля его деятельности - это результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом менялись в ходе истории. Вместе с этим менялось и конкретное наполнение содержания личности, ее взаимосвязей с обществом, соотношение свободы и ответственности в ее социальной деятельности.

Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями.Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: этическом, политическом, экономическом и др. Философский аспект связан с решением вопроса о том, насколько детерминирована и самоопределяема личность в своих поступках. В ответе на данный вопрос сталкиваются две противоположные концепции – социального детерминизма и индетерминизма. Жаркие споры между представителями этих концепции не утихают еще со времен античности.

Первая из указанных концепций исходит из того, что универсальная причинно-следственная связь полностью определяет как мысли, так и поступки личности. Такая позиция фактически ведет к фатализму, т.е. вере в судьбу. Вторая же концепция полностью или частично отвергает такую детерминацию, считая, что действия личности зависят прежде всего от его свободной воли, что ведет фактически к волюнтаризму, т.е. к оправданию своеволия, доходящего до произвола.

Пытаясь преодолеть сложившееся противоречие, Спиноза в свое время определял свободу как познание необходимости: чем полнее и глубже познает личность закономерности окружающей его действительности, тем более свободна она в выборе своих действий. Гегель с диалектических позиций преодолел метафизическое противопоставление необходимости и случайности, показав, что случайность – не продукт нашего незнания, а существует объективно и является формой выражения необходимости, ее дополнением.

Используя эти положения классиков философии, диалектический материализм не отрицает свободу волеизъявления человека, но ограничивает ее строго детерминированной системой реальных объективных возможностей. В границах этих возможностей личность свободна делать свой выбор. Иногда это ведет к диаметрально противоположным последствиям. Но это всегда выбор самой личности, которая должна нести за него ответственность (политическую, экономическую, правовую или нравственную) перед обществом и перед собой. Мера такой ответственности может оказаться чрезвычайно большой.

Провозглашая высшей ценностью права и свободы человека, правовое государство обязуется их соблюдать и защищать. В свою очередь каждый гражданин имеет обязанности перед другими людьми, обществом, государством, поскольку как без прав нет и не может быть обязанностей, так и без обязанностей нет и не может быть прав в нормальном обществе.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов:

- это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой;

- это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в свой мир;

- человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы;

- отношения совпадения интересов личности и общества в обретении свободы.

 

 

[1] От гр.: a – не и gnosis – знание

[2] От лат. transcendere – выходящий за пределы чувственного опыта.

[3] От гр. apologias – оправдание, защита

[4] От лат. pater – отец

[5] От гр. teos – бог и logos – учение, т.е. богословие.

[6] От лат. schole – школа

[7] От лат. realis – действительный.

[8] От лат. nomina – имя, название.

[9] От гр. theos – Бог, kratos - власть

[10] От лат/ humanus – человеческий.

[11] От гр. рan – все, theos – Бог

[12] От гр. empeiria – опыт.

[13] От лат. induktia – наведение.

[14] От лат. ratio – ум, разум.

[15] От лат. deduktio – выведение.

[16] От лат. sensus – ощущение.

[17] От лат. apriori – до опыта, изначально

[18] Название происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, умеющего истолковывать волю богов.

[19] От лат. verus – истинный и facio – делать

[20] От лат. falsus – ложный и facio -делать

[21] От гр. paradeigma – пример, образец

[22] От гр. nous – разум и sphaira - сфера

[23] От гр. «антропос» - человек, лат. «социум» - общество, гр. – «генезис» - происхождение, развитие. – триединый взаимосвязанный процесс возникновения человека и общества.

[24] От лат. «скепсис» – сомнение

 

Общество и природа

1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие "природа"имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество- совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

2. Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни.Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное явление.)

Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что:

• Солнце — звезда, вокруг которой вращается Земля и другие

планеты Солнечной системы — имеет средние размеры и умеренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких ("холодных") жизнь невозможна;

• Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца — 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 — 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в выжженную пустыню, а если бы на 10 — 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);

• Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие планеты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяжение, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;

• Земля имеет атмосферу — особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот — вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, поддерживает температурное равновесие;

• Земля имеет воду — также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями Земли (природы)являются:

• литосфера;

• атмосфера;

• гидросфера;

• биосфера.

Литосфера— (с греч. — каменная оболочка) — верхняя твердая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Литосфера имеет важное значение для жизни, потому что:

• создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли находится расплавленная масса — магма и в центре — железное ядро);

• содержит в себе полезные ископаемые;

• имеет особый органический слой — почву, создающую условия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных.Атмосфера— газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:

• защищает Землю от влияния открытого космоса;

• предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный температурный режим;

• содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) — вещество (газ), необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным элементом воды — другого обязательного для жизни природного элемента).

Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше — так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие всего 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за которыми -открытый космос.

Гидросфера— водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океанов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.

Значение гидросферы в том, что:

• благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов;

• вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть - около 80% - организма человека составляет вода);

• вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой обитания подводных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);

• существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем часть живых организмов морей и океанов перешла на сушу.

Биосфера- сфера существования живых организмов ("оболочка Земли, наполненная жизнью"). Биосфера охватывает:

всю литосферу и гидросферу;

• нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);

• подземные слои — до 10 км вглубь, включая 0,5 — 1 км под дном океана.

Только в этом ареале возможна жизнь.

Биосферацелостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животные миры.

В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов растений и полтора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных — морские.

4. Свои составные части имеет не только природа, но и общество. В качестве главных составных частей обществасовременные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:

• антропосферу;

• социосферу;

• биотехносферу.

Антропосфера- сфера жизни людей как биологических организмов.

Социосфера— область сложных общественных отношений между людьми.

Биотехносфера (техносфера)— область распространения технического влияния человека и человечества.

5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропогенное влияние(то есть влияние человека и его деятельности).

Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения,влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию,антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема(и опасность) современного антропогенного влияния заключается внесоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

В связи с этим возникает экологическая проблема— проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

• истощение недр — на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);

• загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

• уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

• вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);

• применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы,человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

6. В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии— охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("философов жизни человека") — Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

Современный человек (который биологически почти не изменился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:

• современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компьютерные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

• растет урбанизация - большинство людей в настоящее время проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки");

• человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного

высокоорганизованного и техногенного общества, рискует потерять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".

Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения,которая в будущем будет становиться все актуальнее и актуальнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

Данная проблема имеет несколько аспектов:

• рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

• при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической массе", "пороге" населенности, то есть каково максимальное количество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);

• проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазвитых странах, где наблюдается высокая рождаемость — 8 — 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь и др.

Выделяются две главные причины данного явления:

• высокоорганизованное техногенное общество требует от человека много сил (получение образования, работа) и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;

• граждане государств, находящихся в процессе становления реформ, в силу бедности, социальной незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую слаборазвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населения. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Индия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Пакистан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).

Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его невозможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населения заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазвитости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколения (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

В этой связи интересен закон Мальтуса(Томас Роберт Мальтус, 1766 — 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

• на момент начала нового летосчисления от рождества Христова — 230 млн.;

• 1000 год — примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось — возросло меньше чем в 1,5 раза);

• 1850 г. — 1 миллиард;

• 1930 г. — 2 миллиарда;

• 1976 г. — 4 миллиарда;

• 1987 г. — 5 миллиардов;

• 2000 г. — 6 миллиардов;

• 2025 г. — 8 миллиардов (ожидается).

Таким образом, если раньше для удвоения населения необходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадобилось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть внастоящее время

наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бесконтрольного и постоянно расширяющегося увеличения населения со стороны Азии и Африки).

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "критический" порог может быть достигнут уже к 2150 — 2200 годам.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

• сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

• искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

• заняться решением экологических проблем;

• уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;

• изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

• контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.


 

 

Общество и природа

 

Природа (от гр. physis и лат. natura — возникнуть, быть рожденным) — одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Представления о взаимосвязи общества и природы:

1) Античность. Природа — совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.

2) Средневековье. Природа — результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога.

3) Возрождение. Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

4) Новое время. Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком. Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

5) Современность. Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.