Философия, ее предмет и роль в обществе МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
нормативной учебной дисциплины
ФИЛОСОФИЯ
цикла гуманитарной подготовки
студентов
всех отраслей знания,
направлений подготовки и специальностей
очной и заочной форм обучения
Донецк, 2015
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
нормативной учебной дисциплины
ФИЛОСОФИЯ
цикла гуманитарной подготовки
студентов
всех отраслей знания,
направлений подготовки и специальностей
очной и заочной форм обучения
Рассмотрено
на заседании кафедры
«Философия»
Протокол №___ от «___» «____________» 20__ р.
Утверждено
на заседании
Учебно-издательского
совета ДонНТУ
Протокол №___ от «___» «____________» 20__ р.
Донецк, 2015
УДК 1(072)
Конспект лекций по нормативной учебной дисциплине «Философия» цикла гуманитарной подготовки студентов всех отраслей знаний, направлений подготовки и специальностей очной и заочной форм обучений / Составители : Л. А. Алексеева, В. И. Пашков и др. – Донецк : ДонНТУ, 2015. – 156 с.
В Конспекте лекций представлен материал нормативного учебного курса «Философия», который читается студентам в Донецком национальном техническом университете. Конспект составлен в соответствии с учебной программой и содержит темы, которые ориентируют студентов на современное понимание философских проблем с учетом профиля технического вуза.
Конспект рассчитан на студентов, которые изучают философию отдельной дисциплиной, а также в рамках модульных курсов «Философия (философия, религиоведение, логика)», «Философия (философия, религиоведение, логика, этика, эстетика)».
Конспект лекций составлен в соответствии с требованиями образовательно-профессиональной программы.
Составитель:
Л. А. Алексеева, к.филос.н., профессор
В. И. Пашков, к.филос.н., доцент
Ответственный за выпуск:
Т. Э. Рагозина, к.филос.н., доцент
| СОДЕРЖАНИЕ
|
|
| ВВЕДЕНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯЯ
|
| Тема І
| ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
|
| Тема ІІ
| ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
|
| Тема ІІІ
| РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В УКРАИНЕ
|
| Тема IV
| ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
|
| Тема V
| ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
|
| Тема VI
| ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
|
| Тема VII
| ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
|
| ТемаVIII
| ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОЗНАНИЯ
|
| Тема IX
| ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
|
| Тема X
| ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
|
| Тема XI
| ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
|
| Тема XII
| ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
|
| | ЛИТЕРАТУРА
|
|
Введение
Учебный курс «Философия» в техническом университете является важнейшим компонентом формирования мировоззренческой, методологической и общей культуры будущих специалистов. Знакомство с темами историко-философского введения и систематического курса позволит студентам получить представление о многовековой драме становления философских идей и учений, их богатом интеллектуальном и нравственном содержании, основных интенциях современных философских исканий.
В структурном отношении темы пособия соответствуют программе учебного курса, подготовленного и апробированного на протяжении последних лет кафедрой философии Донецкого национального технического университета. При написании пособия авторский коллектив исходил из необходимости, с одной стороны, учета специфики и профиля вуза, а с другой – усиления гуманистической составляющей профессиональной подготовки.
Поскольку философия – ценностно-ориентирующее знание, постольку авторы выражают надежду, что знакомство и полноценное усвоение этого знания поможет студентам выстроить адекватное мироотношение, найти свое место в жизни, осмыслить собственное человеческое предназначение, послужит теоретическим стимулом для поиска ответов на комплекс смысложизненных вопросов.
Авторский коллектив: Тема 1 – канд. филос. наук, доцент О. И. Блащишин; тема 2 –ст. преп. А. Н. Ищенко; тема 3 – канд. филос. наук Т. Б. Нечепоренко; тема 4 – канд. филос. наук, доцент Л. А. Алексеева, докт. филос. наук, проф. Д. Е. Муза; тема 5 – канд. филос. наук. М. В. Фоменко; тема 6 – канд. филос. наук, доцент В. И. Пашков;тема 7 – докт. филос. наук, проф. Д. Е. Муза; тема 8 – канд. филос. наук, доцент Л. А. Алексеева; тема 9 – канд. филос. наук, доцент Л. А. Алексеева, ст. преп. И. М. Тоцкий;тема 10 – докт. филос. наук, проф. Д. Е. Муза; тема 11 – канд. филос. наук Т. Б. Нечепоренко; тема 12 – докт. филос. наук, проф. Д. Е. Муза, ст. преп. В. К. Трофимюк.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель и задачи учебной дисциплины
Целью преподавания нормативной учебной дисциплины «Философия» является формирование мировоззренческой культуры студента, который бы умел видеть сущность природных и общественных явлений, а также находить форму их теоретического выражения; мог отыскать принципиальные возможности практического внедрения теоретических выводов; был способен не только предвидеть ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и выработать определенную позицию, идущую из внутренних побуждений; стремился к основанным на моральных устоях объективно-верным решениям возникающих в жизни проблем.
Задачами изучения дисциплины являются:
– представить и объяснить разделы философии, предмет ею изучаемый, содержание и функции, а также ее место и роль в системе высшего образования и развития общества вообще;
– раскрыть специфику философского знания и дать понять не только его альтернативность, но и неоднозначность исторического процесса, который ставит каждого человека и человечество в целом перед выбором и ответственностью за его осуществление;
– внедрить диалоговые формы обучения, сориентированные на значимую для личности педагогику партнерства, что приведет к пониманию философии как общему языку людей, который устраняет препятствия для коммуникации, порожденные узостью специализации;
– привить студентам умения по овладению философскими знаниями и научить их логично и научно обоснованно излагать эти знания;
– подвести студентов к пониманию необходимости усвоения философского знания как условия их собственного развития.
Тема 1
Философия, ее предмет и роль в обществе
|