ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ВОПРОСОВ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ Сибирская ассоциация лингвистов-экспертов
СУДЕБНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Справочные материалы
Барнаул, 2012
Авторы-составители:
доктор филологических наук, доцент К.И. Бринев
кандидат филологических наук О.Н. Матвеева
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор
| К.Ф. Седов
| кандидат юридических наук, доцент Ю.А. Михайленко
Бринев К.И. Лингвистическая экспертиза: Справочные материалы/ К.И. Бринев, О.Н. Матвеева. – Барнаул, 2012. – 24 с.
Настоящий справочник содержит описание нового вида судебных экспертиз – судебной лингвистической экспертизы. В справочнике обозначены задачи, решаемые лингвистической экспертизой, представлен перечень типовых вопросов, описаны пределы компетенции лингвиста-эксперта по различным категориям дел.
Справочник адресован судьям, следователям, дознавателям, адвокатам, юрисконсультам.
© СИБАЛЭКС», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика судебной лингвистической экспертизы……………………………………………………………………..5
Перечень типовых вопросов по определенным категориям дел……….7
- по спорным речевым произведениям
в связи с гражданскими делами о защите
чести, достоинства и деловой репутации
и компенсации морального вреда (ст.ст. 151, 152 ГК РФ)…………………..7
- по спорным речевым произведениям
в связи с административными делами по обвинению
в клевете (ст.ст. 5.60, 17.16 КоАП РФ)…………………...………………….7
-по спорным речевым произведениям
в связи с административными делами
по обвинению в оскорблении (ст.ст. 5.61 КоАП РФ) …...........................7
- по спорным речевым произведениям
в связи с уголовными делами по обвинению
в оскорблении, неуважении к суду, оскорблении
представителя власти и др. (ст.ст. 297, 319 УК РФ)………………………...8
- по спорным речевым произведениям
в связи с уголовными делами по обвинению
в экстремистской деятельности, а также
по обвинению в возбуждении расовой,
религиозной, национальной и социальной
ненависти и вражды (ст.ст. 280, 282 УК РФ)…………………………………8
- по спорным речевым произведениям
в связи с преступлениями, в основной
или квалифицированный состав которых
входит угроза (ст. ст. 110, 119, 163, УК РФ и др.)……………………………8
- по спорным речевым произведениям,
имеющим рекламную направленность………………………………………..9
- по спорным товарным знакам………………………………………………..9
Пределы компетенции лингвиста-эксперта
по различным категориям дел……………………………………………..10
Рекомендуемая литература………………………………………………..15
О Сибирской ассоциации лингвистов-экспертов ………………...…….15
- реквизиты ……………………………………………………….……18
Наши эксперты ……………………………………………………………..19
Наши региональные отделения ……………………………………….….21
Региональная общественная организация
Алтайского края Ассоциация лингвистов-экспертов и преподавателей «Лексис»………………………………………………………….………….21
Автономная некоммерческая организация
Лингво-юридических экспертиз и консультаций
«Юрислингвистика»……………………………………………………....22
Региональная общественная организация
лингвистов экспертов «Норма»………………………………………….23
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Лингвистическая экспертиза – особый вид лингвистического исследования в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках арбитражного, гражданского или уголовного процесса. Лингвистическая экспертиза, как и любой другой вид экспертных исследований, назначается для установления фактов, если эти факты не могут быть установлены иным способом, но только при помощи привлечения лица, обладающего специальными познаниями в области лингвистики.
Специальные познания в области лингвистики, как правило, требуются:
- по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, об оскорблении, клевете, распространении материалов противоправного содержания, возбуждающих национальную, расовую, религиозную вражду, призывающих к насильственному изменению конституционного строя, массовым беспорядкам, насилию, и пр.;
- для исследования рекламных текстов, товарных знаков, девизов, слоганов и других коммерческих наименований и т.п.
Объектом экспертизы выступают продукты речевой деятельности, которые могут быть зафиксированы в прямых и косвенных источниках информации. Прямые (первичные) источники информации – печатные, рукописные, видео- и аудиоисточники, в которых с различной степенью полноты зафиксирован (отражен) спорный текст (высказывание, слово), порожденный конкретным автором. Косвенные (вторичные) источники информации – это сведения, которые сообщают информацию о спорном тексте, (высказывании, слове). К ним относятся свидетельские показания, материалы допросов подозреваемых (обвиняемых) и потерпевших, протоколы судебных заседаний.
В компетенцию лингвиста-эксперта входят вопросы, относящиеся к науке лингвистике, которая изучает закономерности устройства естественного языка и закономерности использования естественного языка при производстве и восприятии речевых произведений теми, кто пользуется конкретным естественным языком, например, русским. Лингвист способен установить следующие факты[1]:
- является ли спорное речевое произведение утверждением о факте (фактах, событиях) или является оценочным (выражает субъективное мнение говорящего);
- выражает ли говорящий оценку в приличной или неприличной форме;
- является ли речевое произведение оскорбительным;
- является ли речевое произведение призывом;
- является ли речевое произведение угрозой;
- является ли речевое произведение рекламой;
- присутствуют ли в речевом произведении непристойные или неприличные смыслы или образы;
- являются ли словесные обозначения товарных знаков сходными до степени смешения и т.п.
В компетенцию лингвиста не входит:
1. Решение вопросов, входящих в сферу компетенции юриста.
- вопросы квалификации вида правонарушения;
- вопросы, связанные с квалификацией субъективной стороны правонарушения;
- квалификация выявленных фактов как смягчающих или отягчающих деяние.
2. Вопросы, принадлежащие к смежным с лингвистикой наукам.
А) Психологии, социальной психологии и др.:
- Причинен ли лицу моральный ущерб?
- Способно ли спорное речевое произведение причинить моральный ущерб?
- Способно ли спорное речевое произведение нанести вред деловой репутации хозяйствующего субъекта?
- Способно ли спорное речевое произведение возбудить социальную, религиозную, межнациональную ненависть и вражду? И др.
B) Этики:
- Содержатся ли в спорном речевом произведении высказывания, нарушающие общепризнанные нормы нравственности и морали?
- Содержатся ли в спорном речевом произведении сведения о неправильном, неэтичном поведении лица в отношении третьих лиц? И др.
С) Теории познания (гносеологии):
- Возможно ли проверить высказывание на предмет его соответствия действительности?
- Допускают ли языковые формы высказываний в приведенном тексте оценку с точки зрения их достоверности, соответствия действительности?
ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ВОПРОСОВ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ
- по спорным речевым произведениям в связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда (ст.ст. 151, 152 ГК РФ):
1. Содержатся ли в речевом произведении негативная информация о лице? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
2. Можно ли по имеющимся в речевом произведении различным номинациям установить что речь идет о конкретном Х -е?
3. Относится ли фраза к конкретному Х-у (=адресована ли фраза конкретному лицу)?
4. Содержатся ли в речевом произведении негативная информация о деловой репутации юридического лица / общественной организации / фирмы / учреждения «...» (название)?
5. В какой форме – утверждения о фактах или оценочного суждения – представлена информация?
6. Являются ли фразы (фраза) «…» оскорбительными (оскорбительной) для лица?
7. Присутствует ли в тексте бранная, оскорбительная лексика?
- по спорным речевым произведениям в связи с административными делами по обвинению в клевете (ст.ст. 5.60, 17.16 КоАП РФ):
1. Содержатся ли в речевом произведении негативная информация о … (ФИО)? В каких высказываниях содержится негативная информация?
2. В какой форме – утверждения о фактах или оценочного суждения –представлена эта информация?
3. Является ли высказывание … (ФИО), содержащее негативную информацию о лице, публичным выступлением или формой межличностного общения[2]?
- по спорным речевым произведениям в связи с административными делами по обвинению в оскорблении (ст.ст. 5.61 КоАП РФ):
1. Содержатся ли в речевом произведении негативная информация о … (ФИО)? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
2. Можно ли по имеющимся в речевом произведении различным номинациям установить, что речь идет о конкретном лице?
3. Относится ли фраза к конкретному Х-у (=адресована ли фраза конкретному лицу?)?
4. Выражена ли оценка в неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
5. Носят ли высказывания ..., относящиеся к … (ФИО), оскорбительный характер?
6. Допустимо ли употребление спорной фразы (высказывания) в публичном месте?
- по спорным речевым произведениям в связи с уголовными делами по обвинению в неуважении к суду, оскорблении представителя власти и др. (ст.ст. 297, 319 УК РФ):
1. Содержатся ли в речевом произведении негативная информация о … (ФИО)? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
2. Можно ли по имеющимся в речевом произведении различным номинациям установить, что речь идет о конкретном лице?
3. Относится ли фраза к конкретному Х-у (=адресована ли фраза конкретному лицу?)?
4. Выражена ли оценка в неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
5. Носят ли высказывания ..., относящиеся к … (ФИО), оскорбительный характер?
6. Допустимо ли употребление спорной фразы (высказывания) в публичном месте?
- по спорным речевым произведениям в связи с уголовными делами по обвинению в экстремистской деятельности, а также по обвинению в возбуждении расовой, религиозной, национальной и социальной ненависти и вражды (ст.ст. 280, 282 УК РФ):
1. Имеются ли в спорном речевом произведении высказывания оскорбительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической или социальной группы?
2. Является ли спорное речевое произведение призывом?
3. Создается ли образ врага в спорном речевом произведении?
4. Является ли текст пропагандой? Какие идеи пропагандируются в тексте?
- по спорным речевым произведениям в связи с преступлениями, в основной или квалифицированный состав которых входит угроза (ст. ст. 110, 119, 163, УК РФ и др.)
Присутствуют ли в спорном речевом произведении угрозы?
– по спорным речевым произведениям, имеющим рекламную направленность:
1. Каковы признаки рекламного текста? Является ли данный текст рекламным?
2. Что является объектом рекламирования? Каково количество рекламируемых объектов?
3. В какой форме – утверждения о фактах или оценочного суждения –представлена информация в рекламном тексте?
4. Кто является непосредственным адресатом данного рекламного текста?
5. Содержатся ли в рекламном тексте непристойные и неприличные смыслы и образы?
6. Имеется ли в рекламном тексте сравнение? Корректно ли оно?
7. Имеются ли в тексте иностранные слова и выражения, искажающие смысл информации?
8. Формирует ли реклама негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждает таких лиц?
9. Имеются ли в тексте рекламы призывы? Каково их содержание?
– по спорным товарным знакам:
1. Обладает ли товарный знак «…» с точки зрения лингвистики различительной способностью?
2. Является ли творчески-самобытным название, товарный знак, слоган?
3. Являются ли слова «…» и «…» синонимами?
4. Имеются ли в составе вербального компонента рассматриваемого комбинированного знака слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
5. Тождественны ли с точки зрения лингвистики (=сходны ли до степени смешения) словесные обозначения в товарных знаках «…» и «…» по фонетическому критерию?
6. Тождественны ли (=сходны ли до степени смешения) словесные обозначения в товарных знаках «…» и «…» по семантическому критерию?
7. Являются ли словесные обозначения товарных знаков «…» и «…» тождественными или различными с точки зрения лингвистики?
|