Обратная связь
|
Экономическая статистика промышленного сектора экономики. В условиях капиталистического производства в России XIX века не было единой системы учёта, и каждое промышленное предприятие, если и вело учёт своего производства, то делало это на усмотрение владельца. В то же время промышленные заведения обязаны были представлять правительственным органам сведения о своей деятельности, объём которых определялся законом от 30 июня 1804 года[67], что входило в русло общей политики правительства на систематизацию получения статистических данных с мест.
Наиболее значительную часть российской промышленности составляли горные добывающие заводы. Статистика разводила горные заводы находящиеся в ведении Министерства Финансов и частные заводы и вела учёт по ним отдельно.
Государство владело 3 золотопромывальными заводами, производящими в начале XIX века в среднем около 16-26 пудов золота в год; 13 сереброплавильных завода с ежегодной выплавкой в 1,3 тысячи пудов серебра; 13 медеплавильными заводами, выплавляющими около 61 тысячи пудов меди в год; 20 чугуноплавильными заводами, выплавляющими ежегодно до 1,9 миллионов пудов чугуна и 1,2 миллионов пудов железа[68].
Негосударственный сектор в добывающей промышленности был гораздо более значителен. Так, в частных руках находилось 36 медеплавильных заводов ежегодно выдававших 106 тысяч пудов меди; и 135 чугуноплавильных заводов с производительностью в 10,3 миллиона пудов чугуна и 6,8 миллионов пудов железа[69]. Государство уделяло внимание поддержке частного добывающего сектора и некоторые заводы имели пособия от казны или приписных крестьян в качестве рабочей силы, за что должны были выплачивать денежный оброк[70]. С частных заводов в казну собирался налог с объёма выплавляемой продукции(определённая сумма за пуд того или иного металла), а так же за каждую доменную печь по 100 рублей, а медеплавильную печь по 10 рублей. Манифестом от 17 января 1807 года с частных заводов было отменено взимание половинной части выплавляемой меди[71].
Совокупная выплавка металлов[72] в России оценивалась в 20 миллионов рублей в год, 14,4 миллиона из которых приходилось на железо, а ещё 3,7 миллиона на медь. Государственная казна получала от этой суммы оброчных денег на 4,1 миллион рублей, собираемых, как уже указывалось выше как с количества выплавленной продукции, так и с печей и домен[73].
В ряде губерний империи была развита соледобыча. Соль не шла на экспорт и использовалась в основном внутри страны, но являлась весьма важным продуктом для народного хозяйства. Добывалась соль трёх типов: каменная, выварочная и озёрная. Добыча соли велась на 9 озёрах, и ещё более чем на 20 заводах и составляла примерно 21 миллион пудов в год. Наибольшую производительность давала добыча соли на озере Элтон в Саратовской губернии, составлявшая 8,7 миллиона пудов в год[74]. Учёт добычи соли на этом озере систематически вёлся с 1747 года и показывает устойчивый рос производительности этого продукта в начале XIX века, когда в 1800 году было добыто на два миллиона пудов больше чем в 1799, а у же в следующем 1801 году, на 900 тысяч пудов больше чем в 1800, перевалив тем самым за 8 миллионов пудов в год. Этот уровень добычи соли на озере Элтон не снижался и в последующие годы[75].
Следует отметить, что некоторая добыча соли государственными предприятиями была убыточной. Убытки в добыче крымской соли в 1793 по 1803 годы выросли с 28 до 600 тысяч рублей, а в 1804 году казна понесла убытка до 807 тысяч рублей[76].
Фабричное производство было представлено широким спектром предприятий узкой специализации. В России на 1790 год имелось 56 фабрик суконного и иных шерстяных материй производства[77] (с общим капиталом в 1,3 миллиона рублей), производящих кололо 2,8 миллионов аршин шерстяной ткани в год[78]. Для удовлетворения внутренних потребностей страны этого было явно недостаточно, по этому импорт шерстяных тканей был весьма значителен и в 1803 году составил 6,8 миллиона рублей, а в 1804 году 5,7 миллиона[79].
Ситцевых и хлопчатобумажных фабрик насчитывалось 199 с 3709 станками и производительностью в 3,9 миллиона аршин ткани в год. Сырьё для них импортировалось, при том, по всей видимости, производительности фабрик было недостаточно, что бы удовлетворить потребности страны в полном объёме, так как помимо хлопчатобумажного сырья импортировались и готовые хлопчатобумажные изделия, импорт которых составил 5,6 и 4,4 миллиона рублей в 1803 и 1804 годах соответственно[80].
Полотняные фабрики по своему количеству занимали первое место после кожевенных заводов и составляли 285 предприятий по стране на 1804 год. На них производилось в год порядка 12,3 миллионов аршин такни, из которых 5,3 миллиона продавалось на внутреннем рынке, что говорит о наибольшем распространении ткани такого типа среди населения. Экспортные поставки полотняной ткани в 1803 и 1804 годах составляли 3,6 и 3,7 миллиона рублей соответственно[81].
Отчёт министра внутренних дел за 1804 год показывает наличие в России 328 шёлковых фабрик[82], оборудованных 4701 станком, ежегодно производящих продукции на 811 тысяч рублей. При этом, почти весь потребляемый в производстве шёлк, в виду малых объёмов производства оного в России, импортировался из Персии, Италии, Бухарии и Китая[83].
Кожевенные заводы, составлявшие достаточно традиционный на тот момент сегмент российской промышленности, насчитывали к 1804 году порядка 850 предприятий с совокупным экспортом продукции на 1,5 миллиона рублей в 1803 и 1,7 миллиона рублей в 1804 годах[84].
Число сахарных заводов в России начала XIX века было крайне невелико. Таковых наличествовало всего 7 с совокупным производством 55 тысяч пудов сахара и сахаросодержащей продукции в год, что было явно недостаточно для удовлетворения потребностей населения страны, в виду чего ввоз сахара составил 5,6 миллиона рублей в 1803 и 5,9 миллиона в 1804 годах[85].
Из всей совокупности российских фабрик, некоторые прибывали в весьма благополучном экономическом состоянии и со всеми издержками служили отраслью внешней торговли, иные, напротив, не только не производили ничего на экспорт, но и были не в состоянии удовлетворить потребности внутренних потребителей. Однако, экспорт готовых изделий, всё же, был достаточно ощутим, и составил в 1803 году 6,7 миллионов рублей. Но зависимость от иностранных товаров так же был весьма значительной, так как импорт готовой продукции превышал экспорт на 8,9 миллионов рублей и составил 15,6 миллионов в том же 1803 и 13,5 миллионов в 1804 годах.
Таким образом, статистический учёт промышленного сектора российской экономики:
- фрагментарно, отдельными предприятиями, вёлся с середины XVIII века, сто позволяет проследить развитие некоторых из них в весьма долгосрочной ретроспективе;
- наиболее подробен в добывающей отрасли, где роспись объёма добытых ресурсов и налоговые отчисления с них и оборудования расписаны вплоть до завода;
- отмечает доминирование в добывающей отрасли частного капитала при сохранении государственной монополии на добычу драгоценных металлов;
- показывает, что фабричное производство, в отличии от добывающей промышленности, описано гораздо более поверхностно, и ограничивается абсолютными показателями;
- отражает, что наибольшее развитие получили фабрики ориентированные на производство различного рода тканей, и кожи, в то время как прочие были значительно малочисленнее, и не играли существенной роли в экономике страны.
|
|