Учет, анализ и аудит производственных запасов В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
используемые при производстве продукции, предназначенной для продажи (сырье, основные материалы, полуфабрикаты);
предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запчасти).
В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы, топливо, тара, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную основу продукта.
Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства.
Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией.
Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов.
Топливо подразделяется на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).
Тара - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранение различных материалов.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла.
Для учета материально-производственных запасов в ООО "Сатурн" применяют следующие синтетические счета 10 "Материалы", 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей",15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция".
Материально-производственные запасы на предприятии принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости (сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных налогов). Материально-производственные запасы, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам. В качестве учетных цен на материалы применяются: договорные цены; фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего периода; планово-расчетные цены; средняя цена группы материалов.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
В ООО "Сатурн" фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется по себестоимости первых по времени закупок, т.е. по методу ФИФО, где действует правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.
Поступающие в ООО "Сатурн" материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - платежное требование, товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. эти документы поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению. В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указываются: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта. Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставке материалов. Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику. Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным поставщика. Принятые кладовщикам материалы оформляют приходными ордерами, которые подписывают заведующий складом и экспедитор.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, в ООО "Сатурн" оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц. В них указывается: вид операций; номер склада, отпускающего материалы; цех-получатель; шифр затрат; номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов; единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с действующими нормами расхода. Один экземпляр вручают цеху-производителю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпускаемого материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.
Отпуск материалов со склада производят в пределах установленного лимита.
Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные и многострочные требования-накладные. Их составляют материально-ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте, а второй передается получателю ценностей.
Отпуск материалов сторонним организациям в ООО "Сатурн" оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения на основании нарядов, договоров и других документов. При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.
Списание материалов (вследствие их непригодности) оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием материально-ответственного лица.
На фактически израсходованные материалы подразделение-получатель материалов составляет акт расхода, в котором указывается наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.
Товарно-материальные ценности, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по местам их нахождения и материально-ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.
Инвентаризацию в ООО "Сатурн" проводят путем осмотра каждого предмета. В описи товарно-материальные ценности заносят по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходы (дебетуют счет 10 "Материалы" кредитуют счет 91 "Прочие доходы и расходы").
При выявлении фактов недостач, хищений или порчи материалов их фактическая стоимость или ее часть списывается с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом).
Синтетический учет производственных запасов в ООО "Сатурн" ведут на счетах 10 "Материалы", 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материалов".
Учет производственных запасов может вестись по фактической себестоимости или по учетным ценам. В ООО "Сатурн" учет ведут по фактической стоимости. Поэтому в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.
При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 "Материалы" и кредитуют:
счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами;
счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным организациям;
счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;
счет 20 "Основное производство" - на стоимость возвратных отходов и др. .
Материалы, полученные организацией безвозмездно, принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 "Доходы будущих периодов". По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам их выбытия (на счета 20,23,25,26,97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.
Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.
Существенное значение для сохранности производственных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.
Важное условие повышения эффективности использования материальных ресурсов - усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов.
Одно из условий рационального использования производственных ресурсов - нормирование складских запасов и материальных затрат. Также существенного улучшить учет производственных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, т.е. более широко используя накопительные документы (лимитно-заборные карты, ведомости и др.), предварительную выписку документов по движению материалов и оперативных документов на вычислительных машинах, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам и др. .
Материально-производственные запасы являются частью оборотных активов и данные о них можно определить в финансовой отчетности - форма 1 "Бухгалтерский баланс" во втором разделе "Оборотные активы".
К материально-производственным запасам относятся:
производственные запасы, т.е. сырье и материалы, предназначенные для использования в производственном процессе;
незавершенное производство;
товары, предназначенные для реализации.
Анализируя материально-производственные запасы, необходимо определить и изучить показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и эффективность использования средств, вложенных в материально-производственные запасы. К ним относятся:
сумма материально-производственных запасов в целом и по их видам;
структура материально-производственных запасов;
материально-производственные запасы в днях их использования;
доля материально-производственных запасов в общей сумме оборотных средств;
соотношение темпа роста отдельных видов материально-производственных запасов с темпами роста производства и реализации.
Таблица 5. Структура материально-производственных запасов по ООО "Сатурн" за 2005 год (сумма - в тыс. руб.)
Показатели
| На начало года
| На конец года
| Отклонение
| сумма
| уд. вес
| сумма
| уд. вес
| сумма
| уд. вес.
| Производственные запасы
|
| 48,2
|
| 72,1
|
| 23,9
| Незавершенное производство
|
| 1,33
|
| 1,7
|
| 0,37
| Готовая продукция и товары для реализации
|
| 50,5
|
| 26,2
| -298
| -24,3
| Итого
|
|
|
|
|
| -
| Данные таблицы 5 показывают, что в структуре материально-производственных запасов произошли изменения.
Значительно возросла сумма производственных запасов. На конец 2005 года они составили 3347 тыс. руб., их доля возросла на 23,9%. Также возросла сумма затрат в незавершенном производстве. На конец года они составили 75 тыс. руб., их доля в общей сумме материально-производственных запасов возросла на 0,37%.
Сумма готовой продукции снизилась на 298 тыс. руб. и составила 1180 тыс. руб., т.е. произошло ее снижение на 24,3%.
Таблица 6. Изменение показателей материально-производственных запасов и объема выпуска и реализации продукции за 2005 год по сравнению с прошлым годом (сумма - тыс. руб.)
Показатели
| 2004 год
| 2005 год
| Темп изменения,%
| Выпуск продукции в действующих ценах
|
|
| 113,4
| Объем реализации продукции
|
|
|
| Производственные запасы
|
|
| 230,1
| Незавершенное производство
|
|
| 192,3
| Готовая продукция
|
|
| 79,8
| Из приведенных данных в таблице видно, что темп роста готовой продукции значительно ниже роста объема реализации продукции. Это является причиной того, что готовая продукция ООО "Сатурн" пользовалась спросом у покупателей.
Таким образом, руководству предприятия особо не стоит беспокоиться о состоянии материально-производственных запасов. Ему необходимо продолжать меры по организации сбыта товаров и улучшению структуры материально-производственных запасов.
Одним из важным моментом определения эффективности использования средств в материально-производственных запасах является определение суммы средств высвободившихся (дополнительно вовлеченных) средств в производство в результате ускорения (замедления) оборачиваемости средств в материально-производственных запасах.
Таблица 7. Расчет высвободившихся (дополнительно вовлеченных) средств в материально-производственные запасы по ООО "Сатурн" за 2005 год по сравнению с прошлым годом (сумма - тыс. руб.)
Показатели
| 2004 год
| 2005 год
| Отклонение
| Среднегодовая сумма МПЗ
| 2744,5
|
| 970,5
| Чистая выручка от реализации
|
|
|
| Оборачиваемость средств в МПЗ, дни
|
| 183,5
| 23,5
| Однодневная выручка от реализации продукции
| 17,3
| 20,5
| 3,2
| Высвобождено (дополнительно вовлечено) средств в материально-производственные запасы
| | | 481,75
| На основании таблицы 7 мы видим, что оборачиваемость средств в материально-производственных запасах составляет:
в 2004 году 160 дней;
в 2005 году 183,5 дней;
В отчетном году оборачиваемость средств в материально-производственных запасах в днях замедлилась на 23,5 дня, следовательно, в результате этого замедления в оборот дополнительно вовлечено 481,75 тыс. руб. .
Руководители предприятия должны принимать все меры для дальнейшего ускорения оборачиваемости материально-производственных запасов, что, в свою очередь, ускорит оборачиваемость оборотных средств в целом и высвободит из оборота средства, которые можно направить на другие хозяйственные нужды.
Для повышения эффективности использования средств в материально-производственных запасах необходимо:
увеличить объем производства и реализации продукции;
улучшить качество и ассортимент выпускаемой продукции;
улучшить структуру материально-производственных запасов;
снизить сверхнормативные производственные запасы готовой продукции и незавершенного производства;
улучшить работу маркетинга по изучению спроса и предложения выпускаемой продукции;
правильно организовать приемку, хранение и доставку материально-производственных запасов.
Улучшение состояния, обеспеченности и эффективности использования материально-производственных запасов, в свою очередь, окажет влияние на повышение эффективности работы предприятия в целом.
Целью аудиторской проверки учета операций с производственными запасами является изучение правильности организации учета поступления и использования материально-производственных запасов (МПЗ) на предприятии и формирование мнения относительно правильности классификации МПЗ, реальности их оценки и достоверности отражения в учете и отчетности.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
изучить положения учетной политики по направлениям данного участка проверки;
изучить состав МПЗ;
реальность наличия и существования МПЗ;
ознакомиться с условиями их хранения;
подтвердить правильность оценки МПЗ;
изучить порядок отражения в учете операций по поступлению, использованию и реализации МПЗ;
оценить качество проводимых инвентаризаций МПЗ.
Источниками информации при проведении аудита материально-производственных запасов являются: Положение об учетной политике предприятия; договоры поставки; номенклатура-ценник; книга покупок; книга продаж; договоры с материально-ответственными лицами; первичные документы по движению МПЗ (накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, доверенности (ф. М-2, № М-2а); приходные ордера (ф. N" М-4), акты о приемке материалов (ф. № М-7), накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. № М-11), лимитно-заборные карты (ф. № М-8), накладные на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15), карточки складского учета материалов (ф. № М-17), реестры карточек; акты об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35), инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3), сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ-19), ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. № ИНВ-26); учетные регистры по счетам 10,14,15,16, 19, 20,23,25,26,41,44,60,76,90,91 и др.; Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).
Проверка сохранности и использования товарно-материальных ценностей на предприятии начинается с ознакомления с работой материального отдела бухгалтерии. Выясняется его состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; перечень используемых нормативных документов; наличие графика документооборота; обоснованность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций с МПЗ; используемые методы внутреннего контроля (инвентаризация, документирование, партионный раскрой и др.) для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм; соблюдение сроков проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и порядок оформления их результатов. Также нам необходимо убедиться в наличии оформленных договоров с материально-ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и порядке проведения инвентаризаций.
На следующем этапе необходимо провести проверку состояния складского хозяйства на предприятии, выяснить число и размещение складских помещений, их емкость, наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией. На основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты (табл.1).
Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и системы
учета материально-производственных запасов (МПЗ)
№
n/n
| Содержание вопроса
| Содержание ответа
(результат проверки)
| Символ
| Выводы и решения
аудитора
| | А.
| Внутренний контроль
| | |
| Созданы ли условия,
обеспечивающие сохранность МПЗ?
| МПЗ хранятся на оборудованных складах и в
кладовых
| Уз
| Условия хранения
ценностей
удовлетворительные
|
| Кто осуществляет
функции контроля
сохранности и
использования МПЗ?
| Инвентаризационная
комиссия, создаваемая
по приказу
руководителя
| Уз
| В состав комиссии
включены
только сотрудники
бухгалтерии
|
| Проводятся ли
инвентаризации МПЗ
когда и сколько раз?
| Проводятся только в
конце года
инвентаризационной
комиссией
| У2
| Слабый контроль.
Необходимо провести
инвентаризацию
|
| Проводятся ли проверки полноты и своевременности оприходования МПЗ?
| Выборочно по первичным документам
| У2
| Следует провести выборочную проверку
|
| Обоснован ли применяемый метод контроля за использованием сырья и материалов в производстве особенностями предприятия?
| Контроль за использованием сырья и мате риалов в производстве не осуществляется
| У1
| Увеличить объем выборки проверяемых операций по списанию материалов на производство продукции
|
| Осуществляется ли контроль за обоснованностью норм расхода материалов на производство?
| Соблюдение норм не контролируется
| У1
| Необходимо провести контрольный запуск материалов в производство
|
| Выявляются ли лица, виновные в перерасходе сырья и материалов?
| Не выявляются из-за отсутствия фактического контроля
| У1
| Риск контроля высокий
|
| Сличаются ли первичные данные о расходе МПЗ с данными отчетов о их движении, производственных отчетов
| Только в исключительных случаях по поручению руководителя предприятия
| У1
| Следует провести арифметическую проверку и выборочную взаимную сверку документов и регистров
|
| Проверяется ли законность и целесообразность расходования МПЗ?
и т.д.
| Только при их реализации
| У1
| Необходимо проверить операции по отпуску МПЗ в производство
| | | Б. Система учета
| | |
| Произведена ли классификация МПЗ на соответствующие группы?
| Нет
| У1
| Возможны ошибки в организации аналитического учета
|
| Выбраны ли методы оценки и учета на счетах МПЗ в учетной политике?
| Методы оценки выбраны, но не соответствуют фактически используемым
| У1
| Велика вероятность ошибок в учете при использовании различных методов
|
| Разработаны ли схемы отражения на счетах движения МПЗ?
| Определен только рабочий план счетов, схем нет
| У2
| Велика вероятность ошибок в корреспонденции счетов
|
| Используется ли расчет среднего процента для списания отклонений от стоимости материалов?
| Отклонения списываются без учета принципа пропорциональности
| У1
| Имеется вероятность пропуска ошибок и искажения издержек и финансовых результатов
|
| Организован ли эффективный аналитический учет МПЗ, ведутся ли карточки складского учета?
| Аналитический учет ведется по производственным запасам
| У2
| Необходимо проверить записи на счетах учета товаров
|
| Соблюдается ли график документооборота по учету движения МПЗ?
| Отчеты о движении МПЗ сдаются в бухгалтерию часто с опозданием до 2-х месяцев
| У1
| Имеется вероятность искажения периодической отчетности из-за отсутствия данных
|
| Выделяется ли НДС отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах?
| Иногда в документах не выделяется НДС, но на счете 19 отражается
| У1
| Велика вероятность ошибок в учете выделенного и возмещенного НДС
|
| С какой периодичностью сверяются данные аналитического и синтетического учета МПЗ?
| Только в конце года
| У2
| Существует вероятность искажения периодической отчетности
| Примечание: У1 - низкий уровень, У2 - ниже среднег уровень, У4 - высокий уровень.
| Уз - средний
| По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур.
Особое внимание уделяется проверке операций, в результате которых материально-производственные ресурсы поступают на предприятие, и каким образом осуществляется их расход. Все эти операции могут быть классифицированы на типичные и нетипичные. Типичные операции проверяются выборочно, а нетипичные подвергаются сплошному изучению. Контрольные процедуры в обоих случаях направлены на анализ документации, подтверждающей операции по движению МПЗ, и оценку правильности отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета. Также необходимо проверить неотфактурованные поставки. Они должны быть отражены в регистре по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по цене последней партии поступления по каждой поставке отдельно, причем вместо номера должна ставиться буква "Н" (неотфактурованные).
Проверяя организацию бухгалтерского учета материальных ресурсов на предприятии, на основе изучения и сопоставления данных первичных расчетно-платежных документов (счетов-фактур, накладных и т.д.) и учетных регистров (карточек складского учета, отчетов о движении ценностей и др.) устанавливается полнота оприходования производственных запасов, правильность их классификации и оценки, обоснованность списания в расход. Определяется, все ли необходимые реквизиты указаны в документации, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствуют ли действующему законодательству хозяйственные операции.
Правильность списания материальных ресурсов на производственные нужды по количеству и стоимости мы может проверить путем сопоставления балансовых расчетов. Для этого сравнивается количество отпущенных сырья и материалов по нормам с выходом готовой продукции в натуральном выражении (с учетом технологических отходов по нормам).
Если в отчетном периоде производилась уценка отдельных производственных запасов, то в наличии должны быть акты (ведомости) инвентаризации, протоколы инвентаризационной комиссии, сведения о рыночных ценах, приказы руководителя, подтверждающие обоснованность такой операции.
Правильность применяемых схем корреспонденции счетов по списанию МПЗ со склада устанавливается, как правило, выборочно путем контроля записей в учетных регистрах по счетам 20, 25, 26, 44 и др. и сопоставления их с данными первичных расходных документов. Так как ООО "Сатурн" осуществляет розничную продажу товаров, то необходимо выяснить правильность принятия товаров к учету, расчета торговой наценки и пропорциональности ее списания по реализованным товарам, полноты исчисления налогов. Объектом контроля являются приходно-расходные документы и учетные регистры по счетам 41,42, 90, 50, 51, 62, 68 и др.
Если в ходе проверки складывается мнение о неудовлетворительном состоянии хранения ценностей на складах, то необходимо порекомендовать руководству провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов (дефицитных, дорогостоящих), закрепленных за конкретными материально-ответственными лицами.
|