Тема 8. Наука как социальный институт Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
Тема 9. Этика науки. Наука и нравственность. Этос науки. Социальная и профессиональная ответственность ученого.
История и проблемы этики науки. Наука и нравственность. Идея «имморальности» научного знания.
Этос науки. Расширение этоса науки. Проблема сациальной и профессиональной ответственности ученого. Моральный облик ученого: мифы и реальность. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
4.4. Практические (семинарские) занятияв объеме 32 учебных часов проводятся в соответствии с Тематическим планом проведения практических занятий по курсу «История и философия науки» для аспирантов Академии труда и социальных отношений (См. Таблица № 2).
3. Порядок проведения и оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
3.1. Тематика рефератов (текущий контроль)
1. Роль науки в современном образовании и в формировании личности.
2. Особенности возникновения и развития науки в цивилизациях Древнего Востока.
3. Предпосылки возникновения и особенности становления древнегреческой науки.
4. Расцвет и упадок науки в эпоху эллинизма. Философия математики неоплатоников.
5. Наука и религия в средневековой Европе.
6. Развитие науки в средневековом арабо-мусульманском мире.
7. Философия и наука в эпоху Возрождения.
8. Революция в естествознании XVI – XVII веков и становление классической науки.
9. Современная естественнонаучная картина мира.
10. Этические проблемы науки и техники.
11. Эмпирические методы научного познания.
12. Наука как система конвенций (А. Пуанкаре, П. Дюгем).
13. Э. Мах: основания, строение и развитие науки.
14. Многообразие вненаучного знания.
15. Наука как социальный институт.
16. Этика науки.
17. Ноосферный подход в работах В.И. Вернадского.
18. Коэволюция природы и общества.
19. Информационное общество: проблемы развития.
20. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей).
21. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.
22. Социальный эксперимент – проблема необходимости и риски.
23. Вера и истина. Философская вера как вера в мыслящего человека (К. Ясперс)
24. Гуманитарные науки и вненаучное знание: проблема демаркации.
25. Время, как условие и мера становления человеческого бытия.
26. Феномены псевдонаучного знания. Проблема демаркации науки и не-науки.
27. Обоснование знания. Проблема достоверности и концепции истины.
28. Социально-гуманитарные науки: возникновение, динамика, структура.
29. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
3.2. Тематика рефератов (итоговый контроль) разрабатывается Кафедральными коллективами, работающими с аспирантами.
3.3. Порядок проведения и оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В соответствии с учебным планом подготовки научно-педагогических кадров Академии промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме кандидатского экзамена.
Оценка по дисциплине «История и философия науки складывается из зачета по реферату и оценки на экзамене.
Примерные вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»
1. Предмет и основные концепции современной философии науки
2. Преднаука, ее особенности и формы
3. Научные и философские идеи Древнего Востока (др. Индия, др.Китай)
4. Научное знание в культуре античного полиса
5. Научное знание в эпоху Средневековья
6. Социальные и естественнонаучные условия становления классической науки.
7. Философско-мировоззренческие основания науки.
8. Глобальные научные революции их особенности и основания.
9. Научная революция XVI – XVII веков
10. Научная карта мира, ее особенности и исторические формы.
11. Наука как тип рациональности. Формы и исторические типы научной рациональности.
12. Аристотелевско-галилеевская концепция развития науки
13. Первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер)
14. Второй позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус)
15. Неопозитивизм (М. Шлик, Р Карнап, А. Айер)
16. Постпозитивизм Проблема демаркации в эпистемологии К. Поппера
17. Постпозитивизм: Структура научных революций Томас Сэмюэл Кун
18. Постпозитивизм Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос)
19. Постпозитивизм: Методологический анархизм Пола Фейерабенда.
20. Особенности неклассической науки.
21. Современная постнеклассическая наука.
22. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста (Г.Гадамер)
23. Сходства и различия наук о природе и наук об обществе (Дилтей, Риккерт)
24. Сциентизм и антисциентизм.
25. Экстерналистский и интерналистский подходы к динамике науки.
26. Кумулятивный подход к пониманию развития науки.
27. Дифференциация и интеграция наук: формы, причины, тенденции.
28. Роль науки в современном мире.
29. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры
30. Наука как социальный институт. Особенности организации науки в современном обществе
31. Структура научного знания.
32. Классификация наук: дифференциация и интеграция.
33. Классификация наук: фундаментальные и прикладные науки.
34. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.
35. Интернализм и экстернализм в понимании развития науки.
36. Наука как научное знание, познавательная деятельность и социальный институт.
37. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарном познанию.
38. Социокультурная природа науки. Наука как социальный институт.
39. Наука как специфический тип знания и познавательной деятельности.
40. Субъект социально-гуманитарного познания, его специфика.
41. Особенности эмпирическоно знания.
42. Формы и методы и эмпирического познания, варианты их классификации.
43. Методы теоретического познания.
44. Современная методология научного познания: системно-структурный подход, синергетика и глобальный эволюционизм.
45. Особенности научного познания. Теоретический и эмпирический уровни.
46. Особенности теоретического знания.
47. Различие научного и обыденного познания.
48. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарном познанию.
49. Соотношение понятий истина, заблуждение и ошибка
50. Проблема истины в социальном познании.
51. Онтологические основания социально-гуманитарных наук
52. Пространство и время как основополагающие формы бытия.
53. Социальное и кулльтурно-историческое время.
54. Хронотоп, как единство пространственно-временных характеристик.
55. Основные идеи экзистенциальной философии
56. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках.
57. Предмет социально-гуманитарного познания и его особенности.
58. Социальное и культурно-историческое время.
59. Роль социо-гуманитарных наук в решении глобальных проблем современности.
60. Проблема коэволюции. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
61. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
62. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании.
63. Наука в сравнении с мифом, философией, религией.
64. Вера и понимание в контексте коммуникаций
65. Аксиология: понятие, функции, классификации ценностей.
66. Научные конвенции и моральная ответственность ученого.
67. Этические проблемы науки.
68. Наука и паранаука.
|