Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Как глупый сын ездил в Ригу (литовские народные сказки)

Как братья судились. (литовские народные сказки)

Жили-были два брата: один очень богатый, другой совсем бедный. Однажды бедный брат пошёл к богатому: – Помоги хоть чем-нибудь. Нет у меня больше ни корки хлеба в доме, ни горсти половы в сарае! У богатого в ту пору подыхала одна из коров.
– О брат, с удовольствием! – сказал он.
И отдал брату полудохлую корову. Но при этом наказал:
– Только впредь ты уж оставь меня в покое! И после того как зарежешь корову, принеси мне шкуру!
Бедный подумал:
“Вот тебе на! Ну и подарочек! Мясо мне, если скотинка подохнет, а шкуру –ему отдай!”
Всё же он поблагодарил богатого брата и погрузил издыхающую корову на санки.
Притащил он корову домой. Да только жалко ему стало такую скотину резать. Начали они с женой её лечить и выхаживать, выхаживать и лечить. И подняли-таки скотинку на ноги! И какая дойная корова оказалась – глядеть радостно. Теперь было молоко и детям, и самим.
Услыхал об этом богатый брат, и сердце у него зашлось от зависти.
“И зачем я отдал ему корову? Ведь это же чистый убыток!”
Начал он каждый день надоедать брату:
– Отдай шкуру моей коровы! Отдай шкуру! А бедный говорит:
– Корова ведь не может жить без шкуры! Подожди, когда она отживёт свой век, тогда и получишь шкуру! Но богатый ни в какую: отдавай шкуру, да и всё. Ну, а если добром не согласен, пойдём к судье.
Пришли оба к судье. Богатый говорит одно, бедный – другое. Ничего не понять!
Тогда судья сказал:
– Я задам вам три вопроса. Кто правильно ответит, тот и дело выиграет.
Судья стал задавать вопросы.
– Что самое сладкое? – спросил он.
– Мёд в моих ульях,– ответил богатый.
– Нет! –сказал бедный.-Сон!
– Правильно, сон! А кто самый трудолюбивый?
– Тот, кто больше всех денег накопил! – воскликнул богатый.
– Нет,– сказал бедный.– Самый трудолюбивый – это завистник. Он не спит ни днем, ни ночью, всё думает, кому бы ещё позавидовать.
– Правильно! А кто самый несчастливый?
– Тот, кто по ошибке, как я, отдал лучшую дойную корову брату-голодранцу! – воскликнул богатый.
– Нет! – засмеялся бедный.– Несчастлив тот, кто невольно признался перед судьей в том, что он отдал брату не шкуру, а дойную корову.
Судья сказал:
– Ты, бедняк, ответил правильно, тебе и принадлежит корова.
оглавление



 

Как глупый сын ездил в Ригу (литовские народные сказки)

У одного крестьянина было три сына: два умных, а третий дурак. Умных сыновей отец отдал учиться гончарному ремеслу. А дурака оставил дома – пусть на печке лежит.
Когда отец умер, старшие братья-гончары взяли в свои руки отцовское хозяйство, а дурака от всех дел отстранили. Ведь он же ничего не соображает!
“Ну, не соображаю, так и не соображаю”,– думает дурак. И не спорит с ними.
А умные братья взялись за дела. Мяли и трепали лён, обжигали горшки – от работы не отказывались, лишь бы деньги хорошие шли. И между собой договорились дурачку денег не давать. А работать он может и без денег, за харчи.
Вот наделали братья горшков, вся изгородь горшками увешана. Пора везти в Ригу. Сложили они эти горшки на воз и послали младшего брата на базар.
– Продай горшки, а деньги, смотри, все домой привези. Чем больше денег привезёшь, тем лучше.
Дурак было заспорил:
– Как же я все деньги привезу? Мне ведь тоже нужно кое-что на расходы!
– Кто на харчи не умеет заработать, как он смеет ещё и деньги тратить? – отвечали ему братья.– Наших денег не тронь!
– Хорошо,– сказал дурак,– не дотронусь я до ваших денег. Даже и не взгляну на них!
И уехал.
В Риге на базаре подходят к нему покупатели:
– Сколько просишь за горшки?
– Что я могу просить? Мне велено до денег не дотрагиваться. А я даже и смотреть на них не хочу. Берите горшки даром!
– Эх ты, пустая голова!
Покупатели как услышали, что горшки даровые, так и давай их тащить. Прямо из рук рвали. До вечера ещё далеко, а воз уже пуст. И дурачок, посвистывая, едет домой.
Ещё не подъехал он и к воротам, а братья уже навстречу.
– Дурачок, где деньги?
– Где деньги? В Риге.
– Куда ж ты девал горшки, если деньги в Риге?
– И горшки в Риге. Их там возами берут. Нарасхват. А денег не дают, пока все горшки не привезём.
Братья услышали, что у рижан горшки нарасхват, больше и спрашивать ни о чём не стали. Грузят горшки на воз и снова посылают дурака в Ригу. Один воз отвезёт, а у них уже другой готов. А дурачок ездит да ездит в Ригу с горшками. Его какое дело? Братья велят –он и возит.
Так он возил да возил горшки всё лето и всю осень. Вот уж и зима настала, и снегу навалило, и дурак поехал с последним возом.
“Эх, горе какое,– думает дурачок,– нынче надо привезти деньги за все горшки. Не привезу – братья в живых не оставят. А пожить-то на свете хочется!”
Едет он обратно домой из Риги – ни горшков у него, ни денег.
И вот – счастье, откуда ты являешься? – слышит он в кустах какой-то шум. Подъехал поближе и видит: разбойники, грабители или кто ещё они там – в дороге ведь всех не узнаешь! – что-то прячут в сугроб.
Дурачок думает:
“Что мне с такими связываться? Пусть прячут. А как уйдут, настанет мой черёд”.
Разбойники закопали что-то в снег и ушли. А дурачок пошарил в сугробе, смотрит, – а там большая шкатулка, полная серебра. Ну что ж? Взвалил шкатулку на сани и едет домой.
Дурак приехал домой и насыпал братьям полные шапки серебра. А остальные деньги оставил в шкатулке, забросил на печку свой соломенный матрас и снова спит, как спал.
Умные братья, увидев, как много денег привёз им дурак, почувствовали себя перед ним виноватыми. И тут
же разрешили ему то, на что раньше никогда бы не согласились: жениться!
Ну, если жениться – так жениться. Не будет же дурак старшим братьям перечить!
И вот затеяли старшие братья свадьбу. Парят, варят, пир готовят. А что невесты нету, им и горя мало. Да и когда искать невесту? Надо ещё в Цесис съездить за маслом. Может, где по дороге найдут какую-нибудь глупую девчонку для этого дурака.
Братья уехали. А дурак пошёл топить баню, варить пиво. Топил-топил он баню, да так жарко натопил, что пиво разбушевалось, вышибло пробку в потолок и разлилось по всему полу. А без пива какая же свадьба? Всё дело развалилось.
Зато на следующую осень свадьба уже не развалилась. Дурачок сам нашёл себе невесту и сам свадьбу справил. И потом жил так разумно, что даже умные братья приходили к нему за советом.
Вот как бывает, когда другого глупей себя считаешь!

3. Откуда взялась Даугава (литовские народные сказки)

Это было давно-давно, в незапамятные времена. Тогда и звери, и птицы жили без всякой работы, ничего не делали, ни о чём не заботились. А от скуки да от безделья часто ссорились и дрались.
И вот, чтобы положить конец всем раздорам, они решили заняться важной работой – вырыть большую реку, Даугаву.
Одна лишь Иволга, птица, накликающая дождь, не хотела копать реку.
– Для чего мне вода на земле? Мне и небесной воды хватит!
А звери и птицы не стали долго судить да рядить. Тут же и принялись за работу. И работали не за страх, а за совесть.
Заяц впереди бежал, дорогу реке показывал. А ведь всем известно, что Заяц прямо бегать не умеет, бежит-петляет.
Вот потому и Даугава не прямая, а вся в извилинах получилась.
Лиса спешила за ним вслед и своим пушистым хвостом намечала берега Даугавы.
Крот-землекоп прокладывал русло. Барсук шёл за Кротом, русло расширял. Медведь, как самый главный силач –ведь недаром же он самый главный силач! – таскал из русла землю и сваливал в кучи. И сейчас видны на берегах Даугавы изрядные горы и пригорки, которые Медведь насыпал.
Да и все другие звери и птицы трудились что есть силы. И все ссоры были забыты.
А когда вырыли Даугаву, то собрались посмотреть, какова река у них получилась. Да тут же и проверили, кто как работал.
Крот и Медведь даже землю с себя стряхнуть не успели –так усердно они работали.
– Вы у нас самые трудолюбивые,– сказали им все
звери и птицы,– поэтому можете с честью носить всегда свою рабочую одежду!
С тех пор Медведь и Крот так и ходят в тёмных шубах.
Волку, который и лапами рыл, и клыками помогал, оставили навсегда и лапы, и морду чёрными. Пусть все знают, как хорошо Волк работал.
Гуся и Утку тоже хвалили за усердие. Им разрешили и плавать и мыться в реке сколько захотят.
А другим птицам, которые работали не так старательно, позволили только пить из реки.
В это время Иволга, накликающая дождь, по-прежнему прыгала и посвистывала среди ветвей.
– У меня такой красивый жёлтый наряд,-оправдывалась она,– не могла же я в своей праздничной одежде делать эту грязную работу!
Тут звери и птицы рассердились на неё.
– Пусть Иволга никогда не пьёт чистой воды ни из реки, ни из пруда. Пусть утоляет жажду дождевой струёй или каплями росы, которые проступают на лбу лежащего камня!
Поэтому и приходится теперь Иволге страдать от жажды. И когда другие птицы, предчувствуя грозу, умолкают, Иволга кричит жалобно-прежалобно, кличет не накличется, просит дождя.
Ворон тоже ленился, не ходил с другими копать Даугаву. В те времена Ворон был совсем белый. А чтобы не заметили по его белым перьям, что он не работал, Ворон пошёл и вывалялся в грязи. Пришёл совсем чёрный. Вот, мол, и я весь в земле, не подумайте, что я какой-нибудь лежебока!
И полез было в воду умыться. Но звери и птицы его хитрость разгадали и отогнали от реки.
С тех пор Ворон так и остался чёрным.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.