Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методика АРТ, автор Руковишникова Н.Т.

Методика «Несуществующее животное»

Разработанная М.З. Дукаревич, была использована для определения степени конфликтности.

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее можно применять, начиная со старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагался лист бумаги, расположенный горизонтально, карандаш и давалась инструкция: «Я хочу посмотреть, как ты умеешь фантазировать, воображать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». Если ребенок говорил, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., его ободряли, говоря, что для этого задания не нужно многого уметь, поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думал, не приступая к рисованию, то ему советовали начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Затем ребенка просили придумать название нарисованному животному. По окончании работы, исходя из цели обследования, задавали вопросы об образе жизни этого животного: чем оно питается, где живет, чем обычно занимается, что любит, а что не любит, есть ли у него друзья, есть ли у него враги, почему они его враги, оно злое или доброе, счастливое или несчастное, какие желания есть у этого животного? Ответы фиксировались.

При выявлении конфликтности и агрессивности обращалось внимание на следующие признаки: наличие зубов, острых рогов, когтей, игл, шипов, клювов, клыков; поза со спины, наличие двух или более голов (внутренний конфликт); стирание или выделение отдельных частей фигур, сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу. Сопоставляя данные интерпретации рисунка и беседы, делался вывод о степени конфликтности каждого ребенка.



 

Графическая методика «Кактус»

Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

· пространственное положение,

· размер рисунка,

· характеристики линий,

· сила нажима на карандаш.

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

— характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.),

— характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и прочие,

— характеристика иголок ( размер, расположение, количество).

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

 

Анкета предназначена для детей младшего школьного возраста, с целью диагностики знаний о конфликтах

Здравствуйте!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

1. Конфликт - это

2. Назовите причины конфликтов, какие могут быть по вашему мнению.

3. Мои действия в случае конфликта, если оппонент не прав.

4. Назовите мирные средства по разрешению конфликта.

 

 

Методика АРТ, автор Руковишникова Н.Т.

Инструкция: Внимательно посмотрите на бланк. Вам необходимо в каждом квадрате нарисовать или дорисовать картинку. В некоторых квадратах указано, что следует нарисовать (крокодил, слон, подпись), в остальных - рисуете то, что хотите, на что, по-вашему, похоже изображение.

Интерпретация:

1-й квадрат;

Если точка является смысловым центром, то такой человек стремиться к максимальной, полноценной ориентировке пропуская окружающий мир через свои представления и понятия.

Если точка не замечается, то человек в жизни не замечает, что его окружает, не учитывает многие элементы среды, его поведение протекает вне ситуации.

Если точка является частью чего-либо, такие люди стремятся учесть каждый элемент среды, но являются крайне нерешительными, они не верят в свои силы, что приводит к деятельной, но пассивной ориентировке.

Если точка замаскирована, человек стремиться к максимальной информации в среде, преувеличивая его значение.

2-й квадрат;

Выявляет агрессивность. Прямые символы агрессии - открытая пасть, зубы, когти, большие размеры рисунка. Если крокодил что-то поедает, наличие шипов - защита от окружающих, если на него нападают.

Ярко прорисованные глаза - повышенная восприимчивость и подозрительность. Хвост - символизирует злопамятность.

Скрытая агрессия: если психологическая характеристика не соответствует рисунку, если он замаскирован он в зарослях или плывет в воде.

Если рисунок смотрит вправо - взгляд в будущее, если влево - в прошлое.

3-й квадрат;

Поведение в социальной группе. Если рисунок выходит за рамки квадрата -- это свидетельствует о нарушении норм поведения. Бивни -- агрессивное поведение в группе.

Уши - прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе внимания. Ресницы - наличие демонстративных черт в характере. Поднятый хвост - положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный хвост - недовольство собой.

Большой слон - стремление к доминированию в группе, наличие лидерских качеств.

Если рисунок расположен лицом - эгоцентризм социального взаимодействия, сзади - пренебрежительное отношение к социуму.

Если квадрат как-то оформлен - такие люди воспринимают социальную среду, как что-то застывшее, привычное их поведение стереотипно.

4-й квадрат:

Выявляет особенности общения. Если роспись не в центре квадрата - эти люди придерживаются формализованного и регламентированного общения.

В верхней части - стремление подчеркнуть свой социальный статус.

В нижней части - люди придерживаются строгого социально-ролевого общения.

Общительные люди ставят свою роспись в середине квадрата.

Наличие начальных букв имени и отчества -- стремление к самоутверждению. Если поднимается вверх - высокая самооценка.

5-й квадрат:

Субъективное восприятие действий, отношение к реальности.

Если рисунок делят пополам или противоречия пытаются объединить - такие люди не стремятся однозначно определить ситуацию, их не смущают имеющиеся противоречия, воспринимают жизнь такой, какая она есть.

Если не замечают противоречия -- это несформированный подход к реальности.

Субъективное объединение противоречий - рисуется человек, который загорает и спит - эгоцентризм в оценке реальности.

6-й квадрат:

Выявляет актуально жизненную информацию с противоположным полом.

Если изображение воды принимается за почву - это связано с эмоционально чувствительным опытом взаимоотношений, либо с проблемой неудовлетворенности.

Наличие птиц -- надежды и мечты.

Корабль -- наличие актуальной проблемы (нет корабля, нет актуальной проблемы).

Дополнительные детали - большое значение бытовому оформлению личных отношений.

7-й квадрат:

Поведение в конфликтной ситуации.

Если наклонная фигура принимается за елку и человек ее рубит или пилит - разрешение конфликтной ситуации с помощью агрессии. Рисуется множество наклонных фигур -- разрешение конфликтной ситуации путем его обострения. Стиль поведение в конфликте - соперничество.

Если с наклонной рядом рисуется прямостоящая фигура или она стабилизируется - это рациональное разрешение ситуации. Стиль поведение в конфликте - сотрудничество, компромисс.

Если делается ракета или стая журавлей люди пытаются конфликт нейтрализовать путем вытеснения его из своего сознания. Стиль поведение в конфликте - приспособление, уклонение.

Пеньки, звери, убегающие от елки - пассивное разрешение конфликтной ситуации.

Если из елки делается фейерверк - в конфликтной ситуации часто взрывается.

8-й квадрат:

Автопортрет.

Неодушевленный -- человек не знает, какой он.

Замкнутые линии -- человек замкнутый. Сильные нажимы -- высокая тревожность, слабые линии - низкий энергетический уровень.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.