Обратная связь
|
Достоинства методики Зайцева Их немало! Приверженцы этой системы обучения отмечают, что:
- Дети достаточно быстро начинают бегло читать. Причем, чтение не воспринимается как что-то сложное и требующее дополнительных усилий — всё происходит в игре, как будто «само собой».
- Улучшается память, развивается способность к логическому мышлению.
- Дети подсознательно запоминают правильное написание слов.
- Регулярное проговаривание слов выправляет недостатки речи, ребёнок начинает говорить более чисто и внятно.
- Резко расширяется словарный запас.
- Тренируется — а иногда даже улучшается! — зрение, т. к. глаза постоянно должны следить за указкой.
- Занятия не вредят здоровью — дети много двигаются, они вынуждены поднимать голову, что очень полезно для осанки.
- Формируется способность к концентрации, ребёнок учится работать самостоятельно.
- Метод Зайцева универсален, он подходит детям любого возраста, может применяться для обучения детей с различными отклонениями.
- Методика достаточно проста, при определенном упорстве ее могут использовать даже «неподготовленные» родители, в домашних условиях.
Недостатки методики
Впрочем, отзывы о кубиках Зайцева не только положительные — у некоторых родителей и педагогов имеется множество претензии к данной методике. И не сказать о них — просто не честно:
- Главным недостатком метода Зайцева является его несовместимость с официальной школьной программой.
- В школе детям приходится переучиваться с чтения по складам на чтение по слогам. И иногда этот процесс проходит очень болезненно.
- Цветовая гамма кубиков не соответствует цветовой гамме, которая принята в школе для обозначения согласных, гласных, звонких и глухих звуков.
- Дети, выучившиеся по методу Зайцева, с трудом осваивают разбор слова по составу и фонетический разбор — ведь они привыкли делить слова только по складам.
- Пособия для занятий стоят дорого, они довольно громоздкие и требуют много времени на сборку.
- Не у всех родителей получается быстро научить ребёнка чтению. Метод больше подходит для занятий с опытным педагогом.
Вывод
Как видите, обучение по кубикам Зайцева — несомненно, очень интересный и достойный внимания метод. Он хорош тем, что подходит любым детям, независимо от возраста, способностей и темперамента. Пользоваться же кубиками или положиться на классические способы обучения — решать только вам.
Интеллектуальные развивающие игры: кубики Никитина
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. На примере собственных детей Б.П. и Л.А.Никитины убедились, что "первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже". Что делать родителям, которые хотят, чтобы ребенок своевременно и полноценно развивался в младенчестве и дошкольном возрасте? Опыт Никитиных доказывает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Игры и кубики Никитина, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, - неотъемлемая часть этой среды.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!
Б.П.Никитин
Творческие развивающие игры и кубики Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
- Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д.
- Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
- Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
- Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры и кубики Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
- Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
- Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
- Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
- Большинство творческих развивающих игр и кубиков Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
- Кубики Никитина позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста,
- задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей,
- ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,
- игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества,
- играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Эти пять пунктов соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей. Именно благодаря этому игры и кубики Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Обучение и воспитание, Творческое развитие
Обучение и воспитание детей по вальдорфской системе активно развивается и совершенствуется во многих странах мира. Вальдорфская педагогика развивает способности ребенка, способствует укреплению веры в собственные силы. В дошкольном образовании педагогика вальдорфской системы развивает творческую личность, учитывает мнение и интересы каждого дошкольника. Эта система помогает диагностировать творчество ребенка и правильно развивать его духовный и творческий потенциал.
В детских вальдорфских садах педагоги учат детей получать цвета из трех основных – желтый, синий, красный. Только эти цвета используются для создания картин. Ребенок может лепить всё что угодно, нет специальных шаблонов и правил. Для развития речи выполняют специальные упражнения, учат стишки, скороговорки и т. д. Музыкальное творчество является неотъемлемой частью воспитания высокодуховной и гармоничной личности. Прежде чем отдавать ребенка в такой сад ознакомьтесь с некоторыми принципами этой системы.
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА ОСНОВАНА НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:
1. запрет на просмотр телевизионных программ, играть в компьютерные игры, планшет и другие средства мультимедиа. Детей необходимо приблизить к природе, научить их понимать и любить окружающий мир.
2. в первую очередь уделяется внимание прикладному искусству: рисованию, лепке, шитью, вязанию и др. Традиционные науки такие, как письмо, чтение, у педагогов Вальдорфской школы являются менее важными.
3. подражание и копирование взрослых. Ребенок наблюдает, как пекут хлеб, выращивают и обрабатывают растения, деревья, ухаживают за животными и т. д.
4. естественность и натуральность во всем: интерьере, игрушках, окружении. В таких садах нет обычных простых игрушек, кукол, мягких игрушек, машинок и т. д. Ребенок играет и видит то, что сделает сам или другие дошкольники.
5. воспитание гармоничной личности.
Благодаря принципам Вальдорфской школы дети обладают широким кругозором, к окружающей природе относятся бережно. Ребята очень дисциплинированы и ответственны, уважают старших и не обижают младших, умеют мастерить различные красивые и полезные предметы.
Основой Вальдорфской системы является антропософское учение, которое пробуждает в человеке его скрытые способности и духовные силы.
Получать необходимые знания по предметам в Вальдорфском саду ребенок не будет. Особенно это касается тех, кто потом пойдет в традиционную школу. Параллельно заниматься в других кружках педагоги Вальдорфской школы не рекомендуют. В школе с ребенком работает один педагог, который сам вправе решать, как и каким образом учить ребенка.
Приучить ребенка соблюдать соответствующие принципы как дома, так и в обществе очень тяжело, для этого потребуется время.
Все дети уникальны и индивидуальны, поэтому прислушивайтесь и присматривайтесь к своему ребенку, только потом принимайте решение о том, какая именно методика воспитания подходит вашему малышу.
Методика Сесиль Лупан
Методика Сесиль Лупан
Методику Сесиль Лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности. Сесиль Лупан – в первую очередь, это просто увлеченная мама, любящая своих двух дочерей и желающая дать им с самого раннего возраста - разные средства познания мира. Сесиль опробовала методику Глена Домана на своих детях, но у нее не все получилось.
Она отошла от жестких принципов Домана и творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность. Свои методы гармоничного развития дочек и результаты своих занятий с ними Сесиль Лупан описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя»». Во Франции Сесиль Лупан основала общество с таким же названием. В настоящее время множество родителей по всему миру придерживаются ее методики.
Биография
Сесиль Лупан (в девичестве Браи) родилась в 1955 году в Монсе (Бельгия). Она получила профессию актрисы и в течение пяти лет с большим успехом выступала на бельгийской сцене. Но уже тогда Сесиль стали занимать вопросы материнства, и она пришла к выводу, что её предназначение - воспитание и развитие своих будущих детей. «Мне казалось прекрасным носить ребенка под сердцем, дать ему жизнь, вскормить, ухаживать за ним…», - считала Сесиль.
Со своим мужем – Виктором - Сесиль познакомилась в 1979 году, в 1982 году родилась их первая дочка – Галя, в 1983 – дочка Селина.
В настоящее время Сесиль Лупан живет в Париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле и радиопередачах, воспитывает детей
О методике Сесиль Лупан
В начале своего материнства Лупан заинтересовалась методикой Глена Домана и даже побывала на его семидневном семинаре в Америке. Воодушевившись идеями и энтузиазмом Глена, Сесиль начала заниматься со своей восьмимесячной дочкой Галей математическими карточками с точками. Но она столкнулась с некоторыми трудностями, и хотя и добилась неких результатов, все равно не смогла добиться заинтересованности своей дочери. Вскоре Лупан отошла от методики Домана, сохранив, однако, основные его принципы, которые посчитала единственно верными:
• самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;
• обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
• не надо проверять своего ребенка;
• любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Исходя из этих четырех принципов, а так же используя методики, собранные из различных книг и свою театральную подготовку, Лупан постепенно разработала систему упражнений и игр для детей с самого раннего возраста, основанных на раскрытии их потенциала и формировании их личностных качеств.
Лупан последовала своей интуиции и пришла к выводу, что "Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь".Нужно не «обучать» детей по строгому графику (как это принято у Домана), а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме (как это принято у Монтессори). И опять же не загружать мозг детей информацией, как советует Доман, а учить его эту информацию обрабатывать и обобщать. Т.е. не просто говорить ребенку, что это морковь, это свёкла, это картофель, а ненавязчиво в занимательной форме рассказывать и обыгрывать, как выращивать эти овощи, что из них можно делать и т.д.
Основной принцип методики Сесиль Лупан - обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.
Основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». Необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», - считает Лупан.
И конечно, в погоне за развитием интеллекта не стоит забывать о чувствах ребенка. Нужно дарить ему любовь, поцелуи и объятия. Дети, уверенные в любви родителей и получившие положительное представление о себе, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир и прекрасно адаптируются к любой возрастной и социальной группе.
«И не следует забывать, что любовь к малышу – это тяжелый труд, ежедневный, ежесекундный…», - пишет в своей книге Сесиль Лупан.
Рождение второй дочери показало Сесиль, насколько дети бывают непохожими друг на друга, и как важно в обучении быть чутким и гибким. Ведь то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого. Поэтому Лупан предупреждает родителей, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные ею.
В книге Сесиль Лупан приводятся конкретные игры и упражнения по развитию двигательной активности, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам, истории, географии, плаванию и верховой езде.
|
|