Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на Форуме ученых Казахстана.
Содержание
Введение...........................................................................................................................3
Понятие науки и образования, основы их изучения………………………………..4
Управление наукой……………………………………………………………………5
Присоединение Казахстана к Болонскому процессу………………………………..6
Пути реформирования казахстанской науки………………………………………...8
Президент Республики Казахстан о науке………………………………………….10
Заключение.....................................................................................................................14
Список использованной литературы...........................................................................15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.В условиях актуализации науки и образования отдается предпочтение не просто научному росту как таковому, а эффективности, достигающейся в результате поиска стратегии развития и тактики поведения в научных организациях, улучшения методов и форм управления с учетом объективных и субъективных динамических характеристик всех организационных инноваций. В связи с этим особое значение на современном этапе приобретает наука и образование, которая в значительной степени определяет структуру национальной науки, качество научных услуг, а также эффективность функционирования науки на всех ее организационных уровнях. Степень участия человеческих ресурсов в научных процессах становится важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность страны в мировой науки, ее возможности и долю в мировом денежном доходе.
В современных условиях проблема формирования научных аспектов управления наукой и образованием, соответствующей развитию науки и образования, приобретает особую значимость. Подлинное реформирование организаций возможно только с учетом того, что в условиях рыночной экономики персонал организации, имеющий доступ к информации и наделенный высокой культурой, рассматривается не только как один из экономических факторов, но и является ключевым ресурсом, эффективное использование которого становится центральной задачей менеджмента. Разработка конкретных путей совершенствования управления наукой и образованием и поиск организационных резервов роста эффективности производства требует развития теоретических положений в этом направлении экономической науки и создания научно обоснованной организационной структуры управления.
Объект исследования:Система управления наукой и образованием Республики Казахстан.
Цель исследованиязаключается в анализе развития системы управления наукой и образованием.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи исследования:
- исследовать теоретические аспекты системы управления науки и образвования Республики Казахстан;
- дать характеристику системы управления науки и образования;
- рассмотреть модернизация национальной системы высшего профессионального образования Казахстана в свете Болонской декларации о создании единого европейского образовательного пространства;
- рассмотреть интеграцию образования, науки и производства как базы управления и прогнозирования развития системы образования и науки Республики Казахстан;
- представить методологию управления подготовкой кадров в условиях глобализации образования и науки.
Понятие науки и образования, основы их изучения. Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Наука – это вид познавательной деятельности человека, направленный на получение и выработку объективных, обоснованных и системно организованных знаний об окружающем мире. В ходе этой деятельности происходит сбор фактов, их анализ, систематизация и дальнейших синтез на базе имеющихся данных новых знаний, которые позволяют осуществлять научно обоснованное прогнозирование будущего.
Наука – сложная система по своей структуре и функциям, встроенная в социально-экономическую жизнь страны. В условиях ускоренного технологического прогресса, глобальной инновационной ориентированности роль науки и степень взаимодействия ее с экономикой небывало возросли. В связи с этим системный анализ развития науки требует многоаспектного подхода с использованием прежде всего количественных статистических методов, объективно отражающих как состояние и тенденции развития собственно науки, так и непосредственно связанных с ней сфер – образования, инновационной деятельности, производства.
Становление науки в Казахстане уходит в начало ХХ в., когда были созданы Уральская ветеринарная станция (1897 г.), Красноводопадская семеноводческая станция (1909 г.). Позже к ним добавились Уральская опытная сельскохозяйственная станция (1914 г.), Алма-Атинский санитарно-бактериологический институт (1925 г.). К 40-м гг. в республике работало 12 вузов, 11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных института, 2 сельскохозяйственных опытных станции, 6 заводских научно-исследовательских и конструкторских подразделений, ботанический сад и зоологический парк в г. Алма-Ате.
Основные научные силы были сосредоточены в Академии наук. Исследования научных учреждений Академии наук велись практически по всем важнейшим направлениям науки.
Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и среднего образования республики.
К началу развала бывшего Союза в Казахстане насчитывалось порядка 279 научных учреждений, включая НИИ и вузы союзного подчинения.
В начале 90-х гг. численность подведомственных республике научных организаций значительно увеличилась вследствие перехода под юрисдикцию Казахстана 98 крупных союзных научных, проектных и технологических организаций, их филиалов, расположенных на территории республики. Кроме того, в 1991-1994 гг. было создано 29 государственных научно-исследовательских организаций.
Однако кризис в экономике, сокращение объемов финансирования науки из государственного бюджета и производственной сферы в 90-х гг. привели к резкому сокращению объемов НИОКР и численности работников в научно-технической сфере страны. Основной задачей государства было сохранить кадры высшей квалификации. К 1999 г. число докторов наук, занятых НИОКР, увеличилось на 68 %, а число кандидатов сократилось на 62 %.
С обретением государственного суверенитета в Казахстане с 1992 г. стали формироваться самостоятельная научно-техническая политика и структуры управления научно-технической сферой страны, которые были положены в основу Закона «О научно-технической политике Республики Казахстан», принятого в январе 1992 г.
Внимание к созданию базы правовых, нормативных и методических документов функционирования и взаимодействия структур и элементов национальной научно-технической сферы внутри страны и международных связей, проявленное Министерством науки – Академией наук в 1996-1998 гг., объясняется острой необходимостью в ней и тем обстоятельством, что стабилизация экономической обстановки в стране позволила перейти к системной работе по обеспечению определенного порядка в организации НИОКР и их финансирования из государственного бюджета
В 1999 г. при Правительстве Республики Казахстан создана Высшая научно-техническая комиссия - консультативно-совещательный орган, который занимается вопросами определения государственных приоритетов развития фундаментальной и прикладной науки, подготовкой рекомендаций для формирования, совершенствования государственной научной, научно- технической и инновационной политики страны.
В целях обеспечения стабильного развития научно-технической сферы, формирования научно-технического потенциала, отвечающего современным требованиям инновационного развития экономики и ее ресурсным возможностям в июле 2000 г. было принято Постановление Правительства Республики Казахстан «О Концепции научной и научно-технической политики Республики Казахстан» (от 12.07.2000 г. № 1059). Этим документом определены принципы, цели и задачи, основные приоритеты научной и научно-технической политики государства.
"Управление наукой" рассматривается управление и становление науки Казахстана.
С целью создания конкурентной среды в сфере науки был введен программно-целевой принцип выполнения научно-исследовательских работ, закрепленный основополагающим нормативным актом, регулирующим отношения в области науки и научно-технической сферы.
В Законе в качестве основных принципов в области науки определены такие моменты, как формирование и размещение государственных заказов по науке и технике на конкурсной основе, финансирование научных исследований из государственного бюджета, интеграция науки, научно-технических разработок, производства и образования, развитие международно-научного и научно-технического сотрудничества, свобода распространения научно-технической информации и пропаганда научно-технических достижений. Определены вопросы интеллектуальной собственности на результаты научной и научно-технической деятельности, правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, раскрывается смысл проведения аттестации и аккредитации научных организаций.
Определена компетенция уполномоченного государственного органа, через который Правительство Республики Казахстан реализует государственную политику в области науки и научно-технической деятельности. К ней относится единое администрирование программ научных исследований, финансируемых за счет средств государственного бюджета.
Основной в изменении научно-технической политики явилась перестройка финансового принципа работы государственных исследовательских учреждений. Переход на новый принцип работы привел к перераспределению части бюджета Министерства образования и науки между отраслевыми министерствами.
В республике имеется понимание, что реализация стратегических критических наукоемких технологий невозможна не в рамках госпрограмм, но, с другой стороны, конкуренция еще не стала реальным механизмом, управляющим научно-техническим прогрессом. Поэтому и возникла идея научно-технологических холдингов – государственных по форме (100 %-ное участие государства в уставном капитале и от этого зависит реальный объем прав акционера), но рыночных по содержанию.
С учетом специфики научной, научно-технической и инновационной деятельности и более рационального использования бюджетных средств и внедряются следующие формы финансирования: базовое, программно-целевое и грантовое.
Правительством предприняты конкретные меры, которые позволили не только сохранить научно-технический потенциал, но и добиться успеха в некоторых направлениях.
«Модернизация национальной системы высшего профессионального образования Казахстана в свете Болонской декларации о создании единого европейского образовательного пространства»:
В связи с присоединением Казахстана к Болонскому процессу перед высшей школой на первый план выдвигается проблема качества образования, поскольку ключевым вопросом этого процесса в настоящее время выступает обеспечение качества высшего образования. В Берлинском Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (2003г.), введение эффективных систем обеспечения качества образования было отмечено как один из трех промежуточных приоритетов наряду с двухуровневой системой высшего образования и признанием степеней и периодов обучения.
В мировой практике качество образования рассматривается как один из основных факторов социально-экономического развития любого государства. С ростом уровня образованности и качества образования государство связывает повышение благосостояния населения, общество – свою трансформацию в развитое общество (социально, духовно, физически, экономически, политически и.т.д.), работодатели – повышение дохода, а личность — возможность занять достойное положение в обществе.
Расширение процессов глобализации, развитие тенденции интеграции Республики Казахстан в мировое образовательное пространство требуют решения вопросов системного обеспечения качества профессиональной подготовки в условиях вуза. В стандартах и руководствах для системы обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования (2005г.) прописано, что образовательные учреждения должны иметь политику и соответствующие процедуры обеспечения качества образования и стандарты своих программ.
Сегодня образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг.
Разрешение сложной и многогранной проблемы обеспечения качества высшего образования, невозможно без привлечения междисциплинарного подхода к исследованию педагогических систем и процессов.
Проблема качества профессиональной подготовки неразрывно связана с вопросами проектирования образовательных систем, построения и развития систем непрерывного профессионального образования.
Уровень инновационного развития экономики зависит от того, насколько эффективно воспроизводство и использование человеческого капитала.
Анализ показывает, что воплощение Болонских реформ в конкретных национальных системах высшего образования и в отдельных вузах различается существенно. Европа настроена на объединение, но это ей дается с большим трудом. Европейские реформаторы до сих пор не определились, до какой степени они хотят объединяться.
Противоречия Болонского процесса вызваны, с одной стороны стремлением стран–участниц к сближению (конвергенции). А с другой - их желанием сохранить децентрализованность и разнообразие своих национальных систем образования и автономность политики национальных правительств при реализации Болонского процесса. Тот факт, что Болонская декларация - это не имеющий обязательную силу юридический договор или политическое соглашение, а всего лишь заявление о намерениях европейских министров высшего образования - т.е. данная декларация умышленно согласовывалась вне структуры Европейского Союза – является непосредственным отражением сильной воли подписавших ее стран сохранить национальные традиции своих систем высшего образования.
Государственные стандарты, обеспечивающие качественное образование, должны, в первую очередь, учитывать требования общества, отечественного Пути реформирования казахстанской науки
Республика Казахстан обладает значительным научным потенциалом, который, к сожалению, по многим направлениям еще не получил должного развития.
Отечественная наука на данном этапе рыночных преобразований переживает сложный период своего развития, в связи с чем идет активный поиск путей ее реформирования. Результаты исследований не стали инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Так, согласно данным обследования, проведенного органами статистики, только 2 % казахстанских предприятий занимаются разработкой и внедрением нового продукта или производственного процесса
До настоящего времени в республике не сформировались инфраструктура, кадровый и технологический потенциал по проектированию и сдаче в эксплуатацию высокотехнологичных, наукоемких производств. Сегодня казахстанская наука как никогда нуждается в существенных финансовых вложениях, необходимых для реализации перспективных идей и инновационных разработок, а также их практического применения. Международная практика финансирования научных исследований прикладного и инновационного характера показывает, что одним из главных операторов в этом отношении становятся специализированные финансовые институты (фонды), такие как Национальный научный фонд США, Национальное технологическое агентство TEKES (Финляндия), Фонд науки и инжиниринга Кореи, Фонд науки Ирландии. Практика этих стран, занимающих ведущие позиции в рейтинге мировой конкурентоспособности, доказывает оправданность такого подхода в поддержке научных исследований и разработок.
Анализ тенденций научно-технологического развития в мире свидетельствует о том, что Казахстан значительно отстает от зарубежных стран в области высоких технологий, не определил своего места на рынке знаний и интеллекта. За последние годы научно-техническая сфера пережила несколько реформ, что приводило к разрушению эффективно действовавших структур, потере кадров. Назрела необходимость новой реформы научно-технической сферы, определения приоритетных направлений в фундаментальном секторе науки, формирования научно-технологических и инновационных программ, прорывных проектов на перспективный период.
Каковы конкретные пути дальнейшего реформирования научно-технологической политики в республике, превращения науки в действенную производственную силу, совершенствования системы государственного управления научно-технической сферой?
Сейчас в стране имеется много серьезных научно-технических разработок и проектов, которые могут быть задействованы в производстве в виде новых и новейших технологий. В этой связи необходимо внедрить новый управленческий подход, получивший в мировой практике название «управление проектами», или «проектный менеджмент», который приобретает все большее значение не только для предприятий, но и для отдельных лиц. Сегодня многие задачи носят столь комплексный характер, что могут быть решены лишь с помощью методов проектного менеджмента.
Рынок становится все более динамичным, более быстрым и менее предсказуемым. Из-за этого растет давление на предприятия, которые должны использовать свои ресурсы гибко и эффективно. Жизненные циклы продукта и циклы внедрения инноваций становятся короче, а давление рынков, ведущее к сокращению издержек или рационализации, усиливается. Информационные технологии также стремительно развиваются.
В этой связи на руководителей проектов возлагается все больше ответственности. При этом очень большое значение придается использованию целенаправленных методов работы и соизмеримости с результатами. По-настоящему этого можно достичь только с помощью проектного менеджмента, особенностью которого является непрерывное отслеживание и сопровождение всего инвестиционного цикла — от поиска идеи и научных исследований до выпуска продукции и получения прибыли
2.Необходимо пересмотреть принципы и методику формирования государственного заказа на научную продукцию. Отсюда неотложной задачей следует считать четкий и постоянно совершенствуемый выбор приоритетных направлений развития нашей фундаментальной науки, увязанных с задачами социально-экономического развития страны. Нужно тщательно изучить, в каких областях мы обладаем действительно высоким научным потенциалом, позволяющим проводить исследования на мировом уровне. Таких областей сравнительно немного, и государство в состоянии обеспечить им полноценную организационную и финансовую поддержку. Значит, в будущем должен преобладать не фронтальный, а селективный подход, предполагающий концентрацию научного потенциала в сравнительно ограниченном круге приоритетных разработок, подкрепленных уже полученными принципиально новыми результатами и востребованных производством.
3.Сегодня доминирует подход, когда инновационная инфраструктура строится по принципу «трубопровода». В этом варианте технология движется от науки к рынку. В новых условиях научнотехнологическую инфраструктуру надо строить исходя из потребностей рынка с учетом мировых тенденций развития науки и технологий, потенциальных запросов заказчиков. Необходимо модернизировать основные фонды науки и прежде всего эффективно действующих структур, укрепить ее проектно-конструкторское, инструментальное и опытно-экспериментальное подразделения.
4.Желательно обратить в дальнейшем особое внимание на один немаловажный вопрос — развитие негосударственного сектора науки. В Западных странах этот сектор является основным исполнителем НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), прежде всего прикладных. На его долю приходится более 60 % общего объема выполняемых работ. В ведущих странах мира 80 % всех научно-технических разработок осваивается малыми негосударственными предприятиями. Например, в США их десятки тысяч . Нам же еще предстоит создать развитую систему инновационной инфраструктуры — технопарков, бизнес-инкубаторов, проектноконструкторских, экспертных, консалтинговых и венчурных фирм. Перспективным может быть вложение государственного капитала в корпоративные венчурные фонды и инновационные компании.
5.Будущее казахстанской науки неразрывно связано с перспективами инновационного развития страны. Поэтому для нас важно обеспечить эффективное взаимодействие между наукой и производством, между промышленными предприятиями и научно-инновационным бизнесом, между государственными и негосударственными секторами науки. Особенно науку необходимо более тесно связывать с нуждами промышленности республики. Многие крупные предприятия металлургического и химического профиля отданы под иностранное управление. В заключенных с ними контрактах нет пункта об обеспечении их результатами научных исследований казахстанских ученых. А ведь отечественные ученые могут предложить более совершенные технологии, чем у них. Второе — разведка недр, создание новых кадастров, их использование должны проводиться также с участием наших ученых. Тогда можно будет вести речь о том, что фундаментальная и прикладная наука действительно связана нуждами промышленности страны.
Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана
Десять глобальных вызовов ХХI века
Седьмой вызов - Третья индустриальная революция
Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее.
Цифровые и нанотехнологии, робототехника, регенеративная медицина и многие другие достижения науки станут обыденной реальностью, трансформировав не только окружающую среду, но и самого человека.
Мы должны быть активными участниками этих процессов.
Необходимо также стимулировать частные компании вкладывать свои средства в исследования и инновации. Внедрение инноваций очень важно, но это не самоцель. Реальную выгоду страна будет получать только тогда, когда наши новые технологии будут иметь спрос, когда они будут востребованы на рынке. В противном случае инновация - это пустая трата денег.
Оставаясь крупным игроком на рынке углеводородного сырья, мы должны развивать производство альтернативных видов энергии, активно внедрять технологии, использующие энергию солнца и ветра. Все возможности для этого у нас есть. К 2050 году в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления.
Мы должны перейти от простых поставок сырья к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов и обмену новейшими технологиями/
К 2025 году мы должны полностью обеспечить собственный рынок горюче-смазочными материалами в соответствии с новыми стандартами экологичности.
Мы должны привлекать инвесторов только на условиях поставки в нашу страну самых современных технологий добычи и переработки. Мы должны разрешать инвесторам добывать и пользоваться нашим сырьем только в обмен на создание новейших производств на территории нашей страны.
Казахстан должен стать региональным магнитом для инвестиций. Наша страна должна стать самым привлекательным в Евразии местом для инвестиций и для трансферта технологий. Это принципиально важно. Мы должны показать инвесторам преимущества, которыми обладаем.
Нужно продолжить развитие двух ведущих инновационных кластеров - Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий. Нам нужно ускоренно переходить к низкоуглеродной экономике.
Предлагаю создать в 2013 году международную организацию «Зеленый мост», а также начать реализацию проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы.
Мощный импульс к переходу страны на «зеленый» путь развития должна дать предстоящая выставка «ЭКСПО-2017» в Астане. В столице будут представлены лучшие мировые достижения науки и техники. Многие казахстанцы своими глазами смогут увидеть «энергию будущего», к которой мы стремимся.
Сейчас я поднял самые принципиальные вопросы, от которых будет зависеть подготовка страны к Третьей индустриальной революции.
Изменить культуру земледелия и возродить с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений наши традиции животноводства.
Как показывает общемировая практика, пытаться воспроизводить весь инновационный производственный цикл в отдельно взятой стране - значит изобретать велосипед. Это очень дорогостоящее и не всегда результативное, продуктивное занятие.
Для успеха требуется отдельная научная база, базирующаяся на опыте многих поколений ученых, многих террабайтах специальной информации и знаний, исторически сложившихся научных школ.
Быть на гребне новой технологической волны, создавать абсолютные инновации могут далеко не все страны. Это мы должны очень трезво осознавать.
Поэтому нам следует выстроить очень реалистичную, максимально прагматичную стратегию.
Мы должны сосредоточиться не на затратных исследованиях и разработках.
Нам нужен трансферт необходимых стране технологий и обучение специалистов для их использования. EXPO-2017 должно дать толчок этому процессу и помочь нам отобрать новейшие технологии для развития энергетики будущего.
Кроме того, мы вполне можем активно участвовать в масштабных международных научно-исследовательских проектах. Это даст нам возможность интегрировать усилия наших ученых с зарубежным научно-исследовательским сообществом по стратегическим инновационным направлениям. Наша цель - стать частью глобальной технологической революции.
Провести ревизию законодательства, регулирующего вопросы авторских прав и патентов.
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на Форуме ученых Казахстана.
Теперь Министерству образования и науки необходимо серьезно заняться сохранением преемственности в нашей науке, чтобы она пополнялась молодежью. Это наш святой долг. Я радуюсь, что наша молодежь пошла в науку.
Вы знаете, что я в начале этого года выдвинул идею разработки и реализации общенационального проекта «100 казахстанских инноваций» до 2020 года.
Если мы из этой сотни разработаем хотя бы 10 абсолютных инноваций, это стало бы большой победой.
Заостряю ваше внимание на этом, прежде всего, для того, чтобы был понят смысл моего стратегического видения развития науки и инноваций.
Во-первых, в вопросах усиления финансирования науки у нас есть чёткий курс.
Во-вторых, нам следует обеспечить приток инвестиций в науку от частного бизнеса.
Нам жизненно необходимая эффективная система коммерциализации научных исследований.
В-третьих, по научным кадрам.
К 2020 году будут ежегодно готовится до 1 тысячи докторов.
Этих ученых мы будем готовить только для науки, научных исследований.
В-четвертых, Министерству образования и науки совместно с Национальной академией наук следует провести ревизию деятельности всех академических учреждений.
Надо освобождаться от «околонаучного» балласта, создавать условия для талантливой молодежи.
Оптимизация научных учреждений должна высвободить необходимые ресурсы для создаваемой в соответствии с новым законом «О науке» сети исследовательских университетов.
Важно выйти на новую модель подготовки Национального доклада о науке, соответствующую международным стандартам.
В-пятых, нам необходимо обеспечить казахстанский прорыв в глобальное пространство научной информации.
Казахстанским ученым открывается возможность для авторских публикаций в ведущих мировых научных изданиях.
В то же время нам надо развивать отечественное научно-информационное поле.
Надо на порядок повысить качество казахстанских научных журналов, расширить их известность в мировой науке.
Вспомните, в своё время не одно поколение «взахлёб» зачитывалось такими журналами как «Юный натуралист», «Юный техник», «Техника молодежи». Это сильно воспитывало молодежь, и тянуло ее к исследованиям в науке.
Важная сторона вопроса развития казахстанской науки – это адекватное мировым инновационным трендам содержание научно-инновационных работ.
Перспективные фундаментальные разработки надо вести в области био- и нанотехнологий, создания новых материалов, информационных и коммуникационных систем и т.д.
«Мирный атом» – это широчайше поле для инноваций.
Открытия в этой области стали бы прорывом в науке.
Национальные аэрокосмические программы – это показатель уровня развития современного государства.
Интеграция – это возможность для реализации масштабных научно-инновационных проектов.
По моей инициативе создан Евразийский клуб ученых, в работе которого уже принимают участие исследователи 87 стран.
Объединение научных и экономических потенциалов в индустрии, области нано- и биотехнологий, транспортно-логистической сфере даст кумулятивный эффект для нашей национальной науки.
За годы Независимости мы выстроили толерантную модель межэтнических и межконфессиональных отношений.
Опыт Казахстана позитивен для многих стран мира.
Сегодня важно поднять на качественно новый уровень исследования межнациональных отношений, истории религии в Казахстане, особенно Ислама.
Нужно предметно доказывать чуждость и пагубность для нашего народа и страны различных форм религиозной нетерпимости, экстремизма.
Научная интеллигенция должна давать отпор попыткам увести наше общество в прошлое, дать ему исторически тупиковые ориентиры развития.
Нам надо укреплять светские устои и принципы нашего государства, раскрывать их позитивную значимость в развитии Казахстана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:
В условиях ускоренного технологического прогресса, глобальной инновационной ориентированности роль науки и степень взаимодействия ее с экономикой небывало возросли. В связи с этим системный анализ развития науки требует многоаспектного подхода с использованием прежде всего количественных статистических методов, объективно отражающих как состояние и тенденции развития собственно науки, так и непосредственно связанных с ней сфер – образования, инновационной деятельности, производства.
Для экономического роста и устойчивого развития страны необходимо прежде всего решение таких задач, как:
- совершенствование системы управления научно-технической сферой;
- модернизация научно-технической инфраструктуры;
- подготовка высококвалифицированных научных и инженерных кадров и их стимулирование к исследовательской деятельности;
- увеличение объемов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), в том числе через механизм привлечения частных инвестиций;
- совершенствование нормативной правовой базы научно-технической деятельности;
- формирование информационной среды, благоприятной для развития науки.
Анализ показывает, что в целях реализации данных задач со стороны государства осуществляется правовая, организационная и финансовая поддержка отечественной науки.
Характеризуя эффективность использования бюджетных средств на научные исследования и разработки в Казахстане, необходимо отметить, что в 2010 г. общие затраты на научные исследования и разработки в целом окупались стоимостью объема выполненных научно-технических работ.
Эффективно работающую экономику в состоянии создать лишь образованное, культурное и развитое интеллектуальное общество. В настоящее время в США и Западной Европе качество сотрудников рассматривается как ключевой фактор экономической эффективности.
В Казахстане в настоящее время в системе подготовки кадров на первый план выходит не количественный рост, который достигнут, а качественные показатели.
Качество высшего образования является одной из наиболее актуальных проблем, которой активно занимаются в развитых странах более двух десятков лет. При этом надо отметить, что единства в подходах и стратегиях управления качеством и даже в понимании содержания понятия «качество образования» и связанных с ним терминов пока не достигнуто.
Список литературы
1. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: Учеб.-метод. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 392 с.
2. Барлыбаева Н.А. Национальная инновационная система Казахстана: перспективы и механизм развития. — Алматы: Институт экономики МОН РК, 2006. — 199 с.
3. Муканов Д. Индустриально-инновационное развитие Казахстана: потенциал и механизмы реализации. — Алматы: Дайк-Пресс, 2004. — 274 с.
4. АлексеевЮ. Космос как отрасль экономики // Мысль. — 2005. — № 7. — С. 73-74.
5. Любимцева С., Сурняев В. Информационно-коммуникационные технологии в общественном производстве // Экономист. — 2006. — № 4. — С. 37-49.
6. Донских А. «Казатомпром»: из тройки мировых лидеров — на первую позицию // Казахстанская правда. — 2008. — 29 июля. — С. 7.
|