Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв.

Вопрос 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Психология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Предмет, объект психологии

Выделим основные этапы развития психологии,имея в виду, что понимание объекта, предмета и целей психологии изменялось в ходе ее исторического развития.

I этап: психология как наука о душе. В течение многих веков, начиная с Древней Греции и включая Средневековье и эпоху Возрождения, душа выступает предметом рассуждения философов и богословов, поэтому на данном этапе развития понимание души являлось предметом психологического знания.

II этап (с XVII в.): психология как наука о сознании. Понятие "душа" стало превращаться в понятие "сознание". Пути формирования сознания человека, процессы познания мира и себя - основная научная проблема психологии на данном этапе.

III этап (XX в.): психология как наука о поведении. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за поведением, реакциями человека, используя объективные методы регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека.

IV этап (современный): психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе объектом психологии является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика человека и животного.



Основной объект психологии- человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным миром, выступающий как субъект деятельности, познания, общения. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Основными задачами психологии являются:

1. Изучение законов психической жизни человека, для организации и взаимодействия людей; различных видов деятельности и оптимального формирования личности.

2. Создание достаточных условий для раскрытия личностного потенциала.

3. Исследование зависимостей психических явлений от объективных условий жизни.

Место психологии в системе наук. Отрасли психологии

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре "треугольника наук". Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол - общественные науки, нижний правый - философские науки (логика и гносеология). Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками,изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография.

Гуманитарные науки: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика.

Психология также тесно связана сестественными науками,прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

 

 

Вопрос 2. Основные этапы развития предмета психологии.

В своем развитии психология прошла несколько этапов:

1)Донаучный

2) Научный

3) Ассоцианистическая психология

4) Экспериментальная психология

5) Методологический кризис и разделение психоло­гии на отдельные школы.

6) Гуманистическая пси­хология.

7) Современный этап в развитии психологии.

Донаучный — до VII—VI вв. до н.э.

Нет научных исследований пси­хики. Представления о душе было на основе мифов, легенд, сказаний, религи­озных обычаев. Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как "зверек в животном, человек внутри человека".
Самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления.

В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником - душой. Такой взгляд называется анимизмом (от лат. "анима" - душа).
Сдвиг в понимании природы и человека, совершившийся в VI в. до н.э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психологической деятельности.

Научный — рубеж VII-VIвв. до н.э.

В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия.

Ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв.

Психика стала пониматься как внутренний мир человека, имеющий особое – духовное - бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа - только мыслить. Принцип работы тела - рефлекс. Принцип работы души -рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором - сознание отражает собственные мысли, идеи.

4) Экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв..

В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.
Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все живое, которому не удалось справиться с трудностями среды. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжит, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться. Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобы обеспечить активность своего поведения.

В итоге сложилась новая "картина организма" как устройства, которое подчиняется законам, неведомым неорганическим телам. По-новому понимались причинность, системность и развитие. И эта новая картина стала основой понимания психических функций, которые отныне рассматривались под тем, же углом зрения, что все другие функции живых систем. На этом фундаменте складывалась психология как особая наука. Ее формирование шло посредством возникновения и развития различных отраслей. Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологии исследования - дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие.

5)Методологический кризис и разделение психоло­гии на отдельные школы 10-30-е гг. XXв.

В начале 10-х годов психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. Рассмотрим важнейшие направления периода открытого кризиса:


Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поведение человека как предмет бихевиоризма - это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то что люди делают от рождения и до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Но вследствие механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется.

Гештальтпсихология- одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Главное понятие этой психологии - понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Гештальтпсихологи выступали с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. С самого начала ученые отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения функцией.
Факты полученные учеными при изучении восприятия, обогащают представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки фигур, которые использовались во время войны.

 

 

6) Гуманистическая пси­хология -1940-1960 гг.

Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и попыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии - психоанализ З. Фрейда. Психоанализ возник в начале 90-х годов XIX века из медицины психики. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейдовская теория прочно вошла в учебники по психологии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, а также на искусство и литературу.

Говоря о психологии периода открытого кризиса, нельзя не упомянуть о работах А. Адлера, который стал основателем нового, социально-психологического направления. Его теория представляет целостную систему развития личности. "Не врожденные инстинкты, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, - вот та главная мила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер".
Центральное содержание работ К. Юнга составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Он развивает учение о двух системах бессознательного - личном и коллективном. Личное бессознательное - это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания. Его содержание может пробуждаться во снах и фантазиях.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.