Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 55. Проблема больших групп и их классификация.

Большие социальные группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между членами группы. Примерами больших социальных групп можно назвать: социальные классы, этнические группы, профессиональные, возрастные группы.

Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержа­тельные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знако­выми, культурными и идеологическими системами. Этот опыт лишь «доведен» до индивида посредством малой группы и межличност­ного общения. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

Выявление общего, типичного, невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всего потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо кон­кретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлечен­ности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д.

Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологиче­скими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л. С. Выготский: «Только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы».



Какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп? Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном слу­чае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, цель которых - сравнение различных куль­тур и различных социальных групп.


Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С. Московичы). Под социальным представлением в этой концепции понимает­ся обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.

Эта концепция помогает дать более точное определение такому понятию, как менталитет - интегральная характеристика некото­рой культуры (в том числе большой социальной группы), в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представите­лями, их типичных «ответов» на картину мира.

Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представле­ния, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

Потребности класса- это побудительные силы его активности и развития. Специфика деятельности класса развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. Например, предпринимательская деятельность буржуазии формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли.

Интересы класса- другая его важнейшая движущая сила, обусловленная положением класса в системе про­изводственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, зависящей глав­ным образом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки какого-либо ущемления интере­сов класса, особенно со стороны государства, воспринимаются его представителями как покушение на их жизнен­ные устои. Социальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклассовых групп не посту­пается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других классов.

Ценности(ценностные ориентации) класса - это выработанные его общественным сознанием идеалы, обу­словленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономиче­скими условиями деятельности класса. Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь которых прохо­дит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на догмате святости и неприкосновенности ча­стной собственности, являющейся залогом личного раскрепощения.

Ролевые представления класса- его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентации, выработанных на основе повседневной деятельности.

Нормы поведения класса- определенные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его пред­ставителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, кото­рым должно удовлетворять их поведение и которые регулируют, контролируют, направляют и оценивают их по­ступки и действия.

Традиции, обычаи и привычки класса- устоявшиеся правила, принципы и стереотипы жизни и деятельно­сти членов класса, важные регуляторы их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и организованную общность людей.

Общие признаки больших социальных групп.

1. Наличие особого образа жизни группы, специфических форм общения.

2. Наличие языка, который имеет форму определенного жаргона.

3. Наличие традиций, обычаев, нравов.

4. Наличие регулятора, обуславливающего специфическую общественную практику.

В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются разные признаки.

По времени существования разделяются длительно существующие (устойчивые) большие группы (классы, нации) и коротко существующие - аудитории, толпа, публика.

По характеру организованности - организованные группы (партии, союзы). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно(партии, ассоциации).

По примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные и профессиональные, национальные) и реальных группах - контактные (взаимодействий вступает тоже как существенный признак). К реальным, большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.

Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяет­ся внутренними установлениями групп.

Общие признаки большой социальной группы :

1. Существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи, традиции, образ жизни.

2. Существует специфический язык ( национальный или жаргон).

Структура психологии больших социальных групп включает :

1.Психический склад (нравы, обычаи, традиции, вкусы).

Эмоциональную сферу – потребности, интересы, настроения.

 

Стихийные группы .

Это кратковременные объединения большого числа лиц с различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.Разновидности– толпа, масса, публика.

Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы). К ним относятся сле­дующие:

- стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),

- общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),

- массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концер­ты и т. п.),

- политические акции (митинги, демонстрации, политичес­кие выборы, забастовки и другие акции протеста),

- места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.

Скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, тем не менее имеют много сходных признаков.

 

 

Вопрос 56. Понятие, структура и содержание конфликта.

Слово «конфликт» (от лат.confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологической парадигмы. Так, в представлении К. Маркса в классовом обществе основной социальный конфликт проявляется в виде антагонистической классовой борьбы, кульминацией которой является социальная революция. По мнению Л. Козера, конфликт является одним из видов социального взаимодействия, в ходе которого происходит «борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников». В трактовке Р. Дарендорфа социальный конфликт представляет собой различные по интенсивности виды столкновений между конфликтующими группами, в которых классовая борьба является одним из видов противоборства.

Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия. Однако не всякое противоречие перерастает в конфликт. Понятие противоречия по своему содержанию шире понятия конфликта. Социальные противоречия являются основными детерминирующими факторами социального развития. Они «пронизывают» все сферы социальных отношений и в большинстве своем не перерастают в конфликт. Для того чтобы объективно существующие (периодически возникающие) противоречия трансформировались в социальный конфликт, необходимо, чтобы субъекты (субъект) взаимодействия осознали, что то или иное противоречие является препятствием на пути достижения ими жизненно важных целей и интересов. По мнению К. Боулдинга, конфликт возникает, когда «созревшие» противоречия осознаются сторонами как несовместимые и каждая из сторон стремится завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны. Поэтому конфликтные противоречия носят субъективно-объективный характер.

Объективными считаются противоречия, которые реально существуют в обществе независимо от воли и желания субъектов. Например, противоречия между трудом и капиталом, между управляющими и управляемыми, противоречия «отцов» и «детей» и т. д.

Кроме объективно существующих (возникающих) противоречий в воображении субъекта могут возникнуть мнимые противоречия, когда объективных причин для конфликта нет, но субъект осознает (воспринимает) ситуацию как конфликтную. В этом случае можно говорить о субъективно-субъективных противоречиях. Возможна и иная ситуация, когда реально существуют конфликтные противоречия, но субъект считает, что достаточных причин для конфликта нет.

Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, порождают открытую борьбу сторон, противоборство.

Причинами конфликта могут быть самые разные проблемы, например конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирования), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных (в том числе эмоционально-психологиче- ских) различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт но сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. с. действия субъектов, направленные друг против друга.

Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта, какие цели преследуют субъекты противоборства, какими установками «руководствуются» конфликтующие стороны и т. д.

Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.