ГЛАВА 2: Федеративное устройство России. КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Управление персоналом»
на тему: «Нормативные основы регулирования отношений с персоналом в организации»
Выполнила:
Студентка 4 курса, 401 группы
очной формы обучения,
специальности ГМУ 080504.65
Мартыненко Виктория Александровна
Проверила:
доц., Ольхова Л.А.
Саратов 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1: Понятие федерации. 5
1.1 Сущность федерации. 5
1.2 Типология федераций…….. 8
ГЛАВА 2: 15
2.1 15
2.2. 16
2.3. 19
. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
Приложение 1. 29
Приложение 2. 30
ВВЕДЕНИЕ
Федерация - это форма государственного или национального государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности. Прежде чем изучать специфику федеративного государственного устройства, определим само понятие государственного устройства. Итак, форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный мир демонстрирует нам значительную диверсифицированность и динамичность институтов государства. Исчезают старые государства, возникают новые. Предметом постоянных споров и обсуждений становятся не только границы между различными государствами, но даже состав отдельных государств. Возникают и создаются населенные территории, население которых не считает себя частью ни одного из существующих государств, одновременно возникают государства в государствах, развитые государства создают свои надгосударственные образования.
Цель данной работы - изложить традиционные положения теории государства и права в области изучения федерального государственного устройства, рассмотреть федеративное устройство России, а также изучить взгляды современных исследователей федерализма. В рамках указанной цели необходимо решить ряд частных задач, а именно:
- дать определение понятия “федерация”;
- изучить основные типы и виды федераций;
- рассмотреть федеративное устройство России по Конституции 1993 года.
Методы – сбор, анализ, систематизация научной литературы.
Объект –. Предмет
ГЛАВА 1: Понятие федерации
Сущность федерации
Федерация как форма государственного устройства представляет собой состоящее из нескольких (двух и более) государственных образований суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных в одно государственное целое. Это государственно-правовое объединение, в котором власть составляющих его частей пользуется известной самостоятельностью по вопросам, не входящим в компетенцию центральной власти. Федерация всегда является объединением исторически сложившихся устойчивых государственных образований. Если она складывается из государств, до тех пор не связанных в государственно-правовом отношении, то ее образованию предшествуют договоры, относящиеся к ее конституции.
К федеративным относится 21 государство, в которых проживает около трети населения земли. Широкое распространение федеративного устройства не случайно. Сложносоставной характер федерации как государства произволен от многоэлементного состава общества, цементируемого данным государством. К такой форме организации тяготеют страны, состоящие из множества регионов, отличающихся природно-экономическими, культурными, этническими и другими условиями, и в то же время заинтересованные друг в друге, прежде всего в духовно-идеологическом и экономическом планах.
Этим странам федеративная форма позволяет увязать коренные интересы отдельных регионов и их совместные интересы, выражаемые федеративной надстройкой, поскольку федерация дополняет суверенитет государственного центра государственной самостоятельностью отдельных регионов. Здесь общегосударственные интересы не превалируют над региональными и местными интересами, потому что последние достаточно эффективно могут отстаиваться субъектами федерации. В то же время существуют и действенные рычаги отстаивания общегосударственных интересов.
Федеративный центр сохраняет за собой законодательное, территориальное, управленческое верховенство на всей территории федерации, вправе проводить в жизнь собственные решения на территории субъектов федерации не только через органы субъектов, но и через свои органы, создаваемые и действующие в субъектах. Таким образом, федерация дает возможность соединять преимущества единого управления в масштабах всей страны с многообразием региональных особенностей субъектов федерации, реализуя принцип единства в многообразии.
Типология федераций.
Симметричные и асимметричные федерации. Все федерации, исходя из соотношения статуса разных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром, принято делить на симметричные и асимметричные. Симметричными называют федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов федерации с федеративным центром. Напротив, асимметричные федерации — это федерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правоположения отдельных субъектов (групп субъектов).
Cимметричных федераций, даже с юридической точки зрения, не говоря уже о неодинаковой фактической роли их различных субъектов, не существует. Тем не менее, различение симметричных и асимметричных федераций имеет определенное методологическое значение. Разделение симметричных и асимметричных федераций показывает совпадение (несовпадение) основных, в первую очередь конституционных, прав, обязанностей субъектов федеративных государств.
Симметричная и асимметричная модели федерации также выступают определенными конечными целями, которые в их полном виде, наверное, никогда не достижимы, однако способны ориентировать политическую практику, государственное строительство и направлять их в ту или иную сторону.
Скажем, во многих федерациях существует определенная конкуренция между разными группами субъектов: одни стремятся к получению для себя особого статуса, отличного от статуса иных субъектов (отстаивают идею асимметризма), другие возражают против укрепления асимметричных начал или добиваются для себя прав, ранее полученных иными субъектами (являются сторонниками симметричного федерализма).
Территориальные и национально-территориальные федерации. Федеративные государства делят на территориальные и национально-территориальные исходя из этнической окраски субъектов федерации. Территориальные федерации — государства, состоящие из субъектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями не имеющих особых прав, этнических по природе. К территориальной федерации относится. Национально-территориальные федерации — государства, состоящие из национально-государственных субъектов (отражают своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса).
В национально-государственных субъектах наряду с государственным языком федерации вводится, как правило, еще один официальный язык, являющийся национальным языком большинства местного населения данных территорий. Иногда такие языки получают статус официальных языков соответствующих федеративных государств. Национально-территориальные федерации включают федеративные государства двух видов: одни полностью состоят из национально- государственных субъектов; другие включают в свой состав национально-государственные образования наряду с территориальными субъектами, или не имеющими национальной окраски, или являющимися способом государственной организации национального большинства соответствующих федеративных государств.
От национально-территориальных федераций необходимо отличать национальные государства, организованные как территориальные федерации, здесь отдельные субъекты федерации не имеют существенного национального своеобразия по сравнению с другими субъектами, а национальным государством является сама федерация, будучи формой национально-государственного самоопределения национального большинства.
Федерации с суверенными и несуверенными субъектами. Государственная самостоятельность субъектов федерации в разных федерациях различна. По этому основанию возможно выделение федераций с суверенными и с несуверенными субъектами.
Выделение федерации с суверенными субъектами принимается не всеми авторами. Субъекты федеративных государств, даже обладающие широкими полномочиями, не являются суверенными образованиями. Суверенитетом в федерации обладает только сама федерация. Государственный суверенитет — интегральное политико-правовое свойство, выражающееся в возможности государства быть полноправным субъектом международного права и обладать верховной властью внутри страны.
Действительно, в федерациях данным свойством обладают только они сами. Однако государственный суверенитет имеет две формы: проявляющуюся вовне и внешне скрытую. Суверенитет государства реален и в случае, если внешне оно выступает частью большего государства, ибо неполная внешняя самостоятельность, подчиненность могут быть обусловлены его свободной волей. Субъект федерации остается суверенным до тех пор, пока сохраняет за собой право свободно в одностороннем порядке изменить наличный статус.
Следовательно, государственный суверенитет — это не только полная международная правосубъектность и верховенство, но в первую очередь способность в одностороннем порядке менять свой внешний и внутренний статус, что предполагает возможность приобретения (возвращения) полной международной правосубъектности и законодательно-территориального верховенства.
Юридическим обоснованием государственного суверенитета субъектов федерации выступает их конституционное право на односторонний выход из федерации (право на сецессию), а также на одностороннее изменение статуса субъекта федерации на статус свободно присоединившегося государства (ассоциированного государства).
Ассоциированное государство — государство, входящее в состав другого государства на основе двустороннего международно-правового договора между ними и сохраняющее за собой право свободного выхода.
Субъекты федерации, обладающие одним из этих прав, должны рассматриваться как обладающие государственным суверенитетом. Субъекты федерации, наделенные широкой самостоятельностью, но не имеющие права на сецессию и на одностороннее провозглашение себя ассоциированными государствами, должны рассматриваться как несуверенные образования.
Конституционные и договорные федерации. Статус субъектов в конституционных и договорных федерациях различен. В конституционных федерациях основными учредительными актами выступают общегосударственные конституции (иные общегосударственные законодательные акты), а в договорных федерациях — федеративные договоры, заключаемые между субъектами федерации.
Если в конституционных федерациях статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменяется федеральными органами или населением страны без учета его деления по субъектам федерации, то в договорных федерациях названные вопросы решаются субъектами федерации (их политико-государственными элитами) во взаимном договорном процессе. Во втором случае силы, отстаивающие общефедеральные интересы, остаются как бы в стороне от решения наиважнейших для государства вопросов.
Поэтому даже теоретические споры о выборе между конституционным и договорным федерализмом имеют политическую подоплеку и значение. Большинство федераций в мире — конституционные федерации.
В федерации может одновременно иметься и договор, и конституция, иногда дает основание для выделения наряду с конституционными и договорными федерациями так называемых конституционно-договорных федераций. Однако не любой федеративный договор носит учредительный характер.
Федерации с единым и разделенным законодательным верховенством. В федерациях законодательную деятельность осуществляют как сама федерация, так и ее субъекты, поэтому возникает проблема соотношения законодательных, иных актов федерации и субъектов федерации по их юридической силе.
Прежде всего, эта проблема решается путем разграничения сфер законодательной (нормотворческой) деятельности федерации и субъектов. Законодательные (нормотворческие) полномочия федерации, ее субъектов ограничиваются их предметами ведения и полномочиями, закрепляемыми за ними федеральным конституционным законодательством.
При соотношении компетенции федерации и субъектов федерации можно выделить три сферы:
1. собственных полномочий федерации;
2. собственных полномочий субъектов федерации;
3. совместного ведения федерации и субъектов или, как еще ее иногда называют, сферу конкурирующей компетенции.
Федерация законодательствует либо во всех трех сферах, либо в двух первых. Субъекты федерации принимают законодательные акты в сфере собственных полномочий, а иногда еще и в сфере совместного ведения.
Однако конституционное разграничение правотворческих полномочий не способно полностью снять проблему четкого разведения сфер законотворчества федеративных государств и их субъектов, к тому же наличие сферы совместного ведения (конкурирующей компетенции) предполагает, что по ряду вопросов нормативные правовые акты вправе принимать и федерация, и ее субъекты.
Поэтому в конституционном законодательстве многих федераций введены коллизионные нормы, указывающие на то, чьи нормы — федеральных актов или актов субъектов федерации — пользуются приоритетом и подлежат применению в случае их столкновения между собою. Заложенный в таких коллизионных нормах подход и позволяет делить все федеративные государства на федерации с единым или разделенным законодательным верховенством.
Если федеральное законодательство определяет, что во всех случаях при столкновении федеральных актов и актов субъектов федерации подлежат применению нормы федеральных актов, то перед нами федерация, с единым законодательным верховенством. Если же, например, приоритет федеральных актов в сферах собственных полномочий федерации и совместного ведения федерации, ее субъектов дополнен приоритетами актов субъектов федерации, принимаемых ими в сфере собственных полномочий, над федеральными актами, то налицо федерация с разделенным законодательным верховенством.
ГЛАВА 2: Федеративное устройство России.
|