Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

БРАК В ДРЕВНОСТИ

 

От охоты и собирательства люди начали переходить к одомашниванию животных и оседлому образу жизни. В результате постепенно возникали сельские поселения. Дети стали представлять своеобразную ценность, в связи с возможностью помогать по хозяйству. Постепенно повышалось значение владения собственностью. Одновременно развивались законы и о наследовании.

Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке. Это были законы Хаммурапи1 свод гражданского и уголовного права

По этим законам девушки принадлежали своим отцам до тех пор, пока не были куплены будущим мужем. Бесплодным женщинам разрешалось брать служанок, которые рожали детей, чтобы отдать их своим бездетным хозяйкам.

Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. Жених платил выкуп за невесту, в который довольно часто входил участок земли. В случае развода по инициативе мужа имущество, полученное в счет выкупа, и дети, родившиеся в браке, переходили к жене. При отказе мужа выполнять эти условия женщина могла обратиться в.

Муж в свою очередь мог обвинить жену в том, что она плохая супруга, в связи с чем имел право сделать ее своей рабыней. Жена же имела возможность обвинить супруга в жестокости, могла даже потребовать за это компенсацию.

В Древнем Египте брак также заключался, как правило, по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. В период матриархата наследование всегда шло по женской линии.



 

 

БРАК В ДРЕВНЕЙ ИУДЕЕ

 

Для древнеиудейского народа романтическая любовь и брак были тесно взаимосвязаны. В Ветхом завете можно найти истории о счастливых и несчастливых браках.

Не меньшей степени учитывались также семейные и финансовые соображения. Браки часто заключались между двоюродными братьями и сестрами, чтобы сохранить неделимым семейное имущество. Высоко ценилась девственность, было запрещено кровосмешение, а импотенция служила основанием для развода.

Однако в Древней Иудее хотя женщины пользовались уважением, а права их оберегались законом, они в соответствии с религиозными догмами считались при этом низшими существами, презираемыми за чувственность.

 

 

БРАК В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

Брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке.

Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.

Женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Женщин имели по два дома и по два мужа. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.

В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.

 

 

БРАК В ДРЕВНЕМ РИМЕ

 

В соответствии с законами Римского права о браке женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. На нее распространялись все права мужа.

На протяжении почти всей римской истории мужья обладали абсолютной полнотой власти над женами, сменяя в этом отцов, полностью распоряжавшихся своими дочерьми до замужества. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой оставалась семейная собственность Римское право разрешало карать женщину смертью, если она изменила мужу, выпила специальное средство, чтобы прервать нежелательную беременность, или подделала ключи от винного погреба мужа. В основу брака была положена идея, господствовавшая многие века и частично сохранившая значение в настоящее время.

 

 

ВЗГЛЯДЫ НА БРАК

В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

В эпоху раннего средневековья отношение к браку редко связывалось с романтикой и любовью. Господствовали три распространенные точки зрения. Согласно первой из них, брак — это дар божий, а его цель — деторождение. При этом существовали разные его интерпретации, например утверждение, что создание большой семьи — святая обязанность супругов.

Вторая точка зрения сводилась к тому, что брак — это необходимое зло, что лучше вступить в брак, чем сгореть от любовной страсти. Идея удовлетворения страсти посредством брака основывалась на реалистическом осознании интимной близости как естественной потребности человека, которую необходимо тем или иным способом узаконить. И сегодня многие браки молодых людей, вышедших из подросткового возраста, базируются именно на таких представлениях об интимной жизни.

Третье мнение о браке сводилось к тому, что его следует полностью избегать. Эта точка зрения получила распространение в связи с ожидавшимся многими ранними христианами близким вторым пришествием Христа. Они считали, что необходимо быть свободными от супружеских обязанностей, чтобы полностью посвятить себя религии. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират1. Полигамия патриархов Ветхого завета была объявлена культурной необходимостью как средство населить мир «избранными людьми».

во II веке н. э. Брак был заклеймен, признавался «делом рук Сатаны», а фокусом зла считалось женское тело. Тот же Тертуллиан заявлял, что женщина — это красивый храм, воздвигнутый над большой пропастью.

Развитие монашества (примерно в 370 г. н. э.) ничего не дало для исправления религиозных представлений о браке. Церковь, имевшая огромное влияние, последовательно выступала против сексуального удовольствия и самого брака. Даже супружеские пары церковь призывала отказываться от интимной жизни ради целомудрия.

Эти взгляды на брак сохранялись практически на протяжении всего периода средневековья.

 

 

ТЕМНЫЕ ГОДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

В соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго карались моралью и законом. Франкские же племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует в целом ради семьи, ради экономического и сексуального удобства.

Переход от племенной к национальной общности длился несколько веков. По мере усиления королевской власти феодальные племенные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов. Одновременно появилась и более либеральная точка зрения на брак, несмотря на то что церковь по-прежнему оставалась на раннехристианской позиции и в каждой женщине, дочери Евы, видела олицетворение злого начала.

В конце раннего средневековья появилось новое романтическое направление. Изысканная, или рыцарская любовь усилиями трубадуров Южной Франции, популяризировавших ее в своих произведениях, получила распространение при королевских дворах Англии, Франции, Германии. Кодекс рыцарской любви был везде одинаков и изыскан: целомудренную, прекрасную и обычно недосягаемую знатную даму боготворил, сгорая от любви, столь же благородный, галантный и отважный рыцарь. Принципы рыцарской любви воплотились в таких средневековых произведениях, как аллегорическая «Легенда о розе», и в истории жизни французского философа, богослова, поэта Пьера Абеляра (1079—1142) и его возлюбленной Элоизы.

Вдохновляемые подобными историями, представители рыцарских и придворных кругов идеализировали и романтизировали войну и женщин. В ту же эпоху романтическое отношение к женщине подвергалось нападкам многих ученых. Например, философ и теолог Фома Аквинский (1225—1274), сочинения которого оказали большое влияние на умы средневековой Европы, адаптируя ранние сочинения Аристотеля, рассматривал женщину всего лишь как испорченный вариант мужчины.

 

РАЗВИТИЕ СВОБОДЫ

В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

 

В средние века социальная мобильность людей была незначительной. Люди рождались и умирали представителями определенного класса и практически не имели никакой возможности изменить свое положение. Лишь с началом периода культурного и интеллектуального развития страны Западной и Центральной Европы, известного под названием эпохи Возрождения, или Ренессанса, человек мог попытаться обрести некоторые элементы личной свободы в различных сферах жизни. Главной чертой Ренессанса, начавшегося примерно в XV веке и продолжавшегося в течение двух столетий (XV— XVII века), был гуманизм. Люди учились думать, причем думать по-новому. Размышляя, они сталкивались с противоречиями, искажениями той правды, которую проповедовали политические и церковные власти.

Несмотря на то что в эпоху Ренессанса брак по-прежнему оставался финансово-хозяйственным соглашением, появились новые сексуальные и духовные веяния. Одни отождествляли женщину с Евой, с ее греховным и плотским началом, тогда как другие считали женщину близкой к воплощению символа чистоты и святости, отождествляли ее с непорочной Девой.

Женщины из высших классов общества наслаждались новой свободой. Без чувства вины и боязни они постепенно стали одеваться в эротические наряды, пользоваться косметикой, начали посещать учебные заведения. С развитием книгопечатания все доступнее становились книги, причем не только церковные, но и светские, так что появилась возможность самообразования не только для лиц духовного звания, но и для всех грамотных людей. Новые свободы породили новые мысли. Люди впервые со времен античности стали ощущать себя личностями, имеющими определенные права.

Однако в те времена для женщин существовала и другая сторона жизни. Не все женщины получили свободу. Некоторых женщин называли ведьмами. На них организовывали охоту. Какое же обвинение им предъявляли? В первую очередь то, что они похожи на «греховную Еву» и полны похоти. Охота на ведьм чаще всего становилась «развлечением» для темных народных масс, порой была весьма удобным орудием в руках мужей, не видящих другой возможности избавиться от неугодных жен.

В XV веке в Западной и Центральной Европе возникло широкое общественное движение, частично совпавшее со временем Ренессанса и отразившее динамизм той эпохи. Это движение вошло в историю под названием «Реформация». В первую очередь оно приняло форму борьбы против католической церкви.

Одним из результатов Реформации стало выделение протестантской церкви из римско-католической. Другим — стало изменение законов о браке. Деятель Реформации в Германии Мартин Лютер (1483—1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака являются рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности.

В XV веке в Германии, Голландии, Скандинавии и Шотландии стал распространяться взгляд на брак как на духовное единство мужа и жены. Законодательством было подтверждено право женщины на повторный брак, если, например, муж ей изменяет. В Англии эта точка зрения получила признание на двести лет позже.

Однако один из ведущих деятелей Реформации Жан Кальвин (1509—1564) был менее гуманен, чем некоторые его предшественники. Он считал, что внебрачный союз между мужчиной и женщиной должен быть проклят. Брак, по его мнению, дается людям свыше, дабы обуздать похоть. Супругов предостерегали: нельзя отравлять свои взаимоотношения необузданной, потворствующей самим себе страстью. По мнению Кальвина, в браке не должно было оставаться места удовольствию, радости, чувственности. Это мнение и в наше время находит сочувствие у многих сторонников кальвинизма.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.