Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Школьные и училищные проблемы

Возрастные особенности суицидального поведения

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Соотношение суицидных попыток и смертельных случа ев самоубийства составляют 12:1 у подростков и 5:1 у взрослых. Пропорция суицидных попыток и суицидов меняется год от года и связана с большим или меньшим напряжением в обществе или значительными социальными событиями.

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет - редкое явление и только с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.

По данным исследования детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков - порезы вен и повешение.

Считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 - 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.



Половые различия

Женщины покушаются на самоубийство чаще мужчин, но их попытки реже заканчиваются смертельным исходом. Женщины чаще угрожают самоубийством, чем реально это делают, исполь зуя при этом более пассивные и менее опасные способы (погло щение таблеток, употребление вредных веществ и т. п.). Мужчи ны выбирают более активные, и жестокие способы: вешаются, кидаются с высоты, стреляются, закалывают себя ножом.

Суицидальное поведение подростков относится к области «пограничной психиатрии» — области психопатий и непсихо патических реакций на фоне акцентуаций характера, свойствен ных подростковому возрасту. Только 5% суицидов, включая попытки, падает на психозы, тогда как на психопатии по евро пейской статистике приходится 20-30%, а остальное — на «под ростковые кризы», а по отечественным данным, число попыток самоубийства среди подростков одинаково в случае психопа тий и акцентуаций характера.

Суицидные действия у подростков часто носят демонстра тивный характер, который обретает черты «суицидного шанта жа». Кроме истинного суицида и демонстративных попыток можно выделить особый подростковый тип суицидального поведения — «недифферен цированный», где трудно определить истинность намерения. Такие «неясные» попытки окрашены острым аффектом при потере или угнетении сознательного контроля, расстройством рассудочной деятельности. Отнести попытку к истинным или демонстративным действиям бывает невозможно. Объективно малоопасный способ самоубийства мог быть субъективно чрезвычайно эффективен. Так, 15-летний подросток принял, сколько таблеток пипольфена, которые не могут привести к летальному исходу. Однако этот юноша имел опыт употребления пипольфена, когда одна таблетка привела к развитию тяжелой аллергической реакции. Несколько таблеток он считал надежным средством совершения самоубийства.

Формы суицидального поведения

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни, намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собствен ной вины, самобичевания, забота о близких, которые не долж ны чувствовать причастности к совершенному действию.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обид чику. Место совершения попыт ки самоубийства указывает на ее адресат: дома — родным, в компании сверстников — кому-то из них, в общественном мес те — обществу в целом, властям. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Этот тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и се рьезным намерением, хотя и мимолетным. Длительность аффективной ситуации опреде ляет и колебания намерения суицидального поведения. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Мнение ученых

«Себя убивает тот, кто хотел убить другого или, по крайней мере, желал смерти другого человека».

Факторы, способствующие суициду

Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы.

Мотивы, которыми подростки объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для них в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в подростковом возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или училища, различными конфликтами.

Неблагополучные семьи

Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают кон фликты между родителями, родителями и подростками, порой с при менением насилия. Родители относятся к своим детям недобро желательно, без уважения и даже враждебно.

Способствовать самоубийству могут и экономические трудности в семье: ранняя потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей. Уход отца, его отсутствие или пассивная роль при властной деспотично и матери отягощает положение подростка в семье.

Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, ЧУВСТВО беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего.

Наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики.

Школьные и училищные проблемы

Эти проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно юношей, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной (значимой) группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения, освоении гендерных ролей. Потеря или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидному действию. (отвергнутый подросток, изгой группы).Это фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом, сочетающимся с выраженной сенситивностью и уязвимостью.

«Школьные и училищные» проблемы связаны с 29% аффективных суицидов, 26% — демонстративных и 12% — истинных.

Сексуальные проблемы

Сексуальные проблемы, дополненные другими факторами, мо гут стать причиной дезадаптивного поведения, ведущего к суи циду. Измена возлюбленного (или возлюбленной) может при вести к суициду, если она сочетается с унижением достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности под ростка, которая характерна для детей из неблагополучных се мей, или у эмоционально-лабильных подростков, лишенных поддержки дома, ощущающих эмоциональное отвержение родителей. Беременность девушки-подростка, импотенция, неудачный уличный половой контакт, страх гомосексуализма («паника») — все это может толкнуть подростка к суи цидальному поведению.

Сексуальные проблемы становятся более значимыми в пу бертатном возрасте, тогда как для предпубертата на передний и план выступают семейные проблемы. Проблемы полового созревания в возрасте 12-17 лет более всего отягощены суицида ми у подростков, выросших без отца при чрезмерной привязан ности к матери.

Депрессия

Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способству ющих покушению на самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потере объекта любви и проявляться в печали, подавленности, потери интереса к жизни, отсутствии желания решать актуальные жизненные проблемы. Могут по являться психосоматические расстройства: потеря аппетита, нарушения сна, усталость, снижение сексуального интереса, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации, печаль, несвойственное ребятам бессилие, снижение веса.Часто депрессия может носить скрытые формы: она маскиру ется повышенной активностью, вниманием к мелочам, а ино гда социальными провокациями — правонарушениями, беспорядочными половыми связями, чувство скуки и усталости, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками. У 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % - это крик о помощи.

Аддиктивное поведение

Риск самоубийств более высок среди молодых людей, употреб ляющих алкоголь или наркотики. Употребление алкоголя и наркотиков снижает способность контролировать импульсив ное поведение, осознать последствия своих действий. Бывает, что смерть наступает от передозировки наркотиком и является непреднамеренной.

Стресс.

Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, училище, институте, на работе, неудачи в отношениях с любимыми, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем. Это обостряет чувство собственной неполноценности, незащищенности, безвыходности ситуации. Стрессовые ситуации, вызывающие острые аффективные реакции, провоцируют разные типы суицидального поведения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.