Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Краткий словарь философской терминологии.

Абстрагирование(лат. «абстракцио» - отвлечение) – мысленное выделение, вычленение отдельных сторон, свойств и отношений с целью их более глубокого изучения и одновременное отвлечение от других, несущественных в исследуемом аспекте.

«Абсолютная Идея» – центральное понятие гегелевской философии, означающее саморазвивающуюся благодаря внутренним противоречиям и самопознающую себя объективную Мысль (мировой Разум).

«Абсолютный дух» (по Гегелю) – высшее проявление человеческого сознания, выступающее как самопознание абсолютной Идеи в формах созерцания и эмоционального переживания (искусство), представления и откровения (религия) и понятия (философия).

Абсолютная истина(абсолютное в истинном знании) – знание, полностью тождественное по своему содержанию объекту познания, а потому не могущее быть опровергнуто дальнейшим развитием познания.

Агностицизм (гр. «а» - не; «гносис» - знание) – философско-гносеологическое учение, согласно которому принципиально невозможно получе6ние объективно-истинного знания о действительности. Его представителями были Д. Юм, И. Кант, Э. Мах и др.

Аксиология (гр. «аксиос» - ценный; «логос» - учение) – раздел философского знания, исследующий ценности и ценностные ориентации, их природу, сущность, место и роль в жизни человека и общества.

Анализмысленное разложение сложного целостного объекта на составляющие его стороны или части с целью их более глубокого изучения. Анализ фиксирует и изучает то специфическое, чем отличаются элементы объекта друг от друга. В научном познании анализ неразрывно взаимосвязан с синтезом.



Антропология (гр. «антропос» - человек; «логос» - учение) – философское учение о человеке как целостной системе, его природе и сущности, месте в природной и социальной действительности.

Антропологизм (гр. «антропос» - человек) – философская концепция, представители которой рассматривали понятие «человек» в качестве центральной мировоззренческой и методологической категории и считали, что решение так называемой «проблемы человека» является необходимой предпосылкой решения всех других философских проблем. Представителями А. были: Л. Фейербах, Н. Чернышевский, экзистенциалисты и др.

Антропогенез (гр. «антропос» - человек; «генезис» - происхождение) – процесс происхождения человека. В современной науке этот процесс большинством ученых рассматривается как целостный историко-эволюционный процесс одновременного и взаимообусловленного выделения человека и общества из природы на основе становления общественного производства (труда) и связанного с ним формирования языка (речи) как специфически человеческого способа общения и обмена информацией.

Антропоцентризм (гр. «антропос» - человек) – философско-мировоззренческий принцип, в основе которого лежит признание человека центром мироздания и высшей ценностью бытия. А.стал определяющим в культуре и мировоззрении эпохи Возрождения, придя на смену теоцентризму средних веков.

Антиномия (гр. – противоречие в законе) – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Важное значение антиномия имели в философском учении И. Канта, как свидетельство принципиальной неспособности разума получить достоверное знание о мире.

Апейрон(гр. – беспредельный) – понятие, введенное древнегреческим философом Анаксимандром из Милета для обозначения безграничной, бесформенной, а потому неопределенной и не воспринимаемой чувственно вещественной первоосновы мира. Из апейрон благодаря его внутренней противоречивости (холодное т горячее, твердое и жидкое) рождаются четыре основные мировые стихии – вода, воздух, земля, огонь).

Апологетика (гр. «апология» - оправдание, защита) – деятельность раннехристианских мыслителей II–IV вв., пытавшихся в своих письмах к римским инператорам (апологиях) и их наместникам в провинциях Римской империи оправдать и защитить первых христиан от преследования посредством обоснования того, что новая религия не представляет для них опасности, а напротив, может быть полезна.

Апория (гр. – безвыходное положение) – понятие, означающее неразрешимую проблему, связанную с наличием логических аргументов, опровергающих самоочевидное и потому общепринятое положение. Наиболее известны А. древнегреческого мыслителя Зенона из Элеи, («Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадий»), посредством которых логически обосновывалась невозможность объективного существования движения и прерывности в мире.

Априори (лат. – изначально) – понятие, обозначающее то, что имеется в уме человека до приобретения им какого-либо опыта и служит необходимым условием и предпосылкой умственной деятельности и получения на этой основе знаний о действительности. Противоположностью данного понятия является термин «апостериори» (из последующего), означающий знание, полученное в опыте, прежде всего чувственном. Оба понятия играют важнейшую роль в философии И. Канта.

Атом– (гр. – неделимый) – понятие, введенное древнегреческим философом Демокритом, означающее «бытие». Атомы представляются ему как вечные и неизменные первочастицы Вселенной, различающиеся между собой лишь по форме (фигуре), размеру и взаиморасположению (порядку), соединение которых есть рождение вещей, а разъединение – их разрушение (гибель). Не является исключением и душа, состоящая из особого рода атомов.

Атомизм – идущее от Демокрита философское и естественнонаучное учение, рассматривающее вещи как состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов. Более поздними представителями атомизма в античности были: древнегреческий философ Эпикур, высказавший мысль о возможности произвольного самоотклонения атомов от заданных траекторий, как онтологической предпосылки существования в мире свободы; древнеримский философ Лукреций Кар, объяснявший причины религии в сновидениях людей и незнании ими «причин вещей», т.е. законов движения, соединения и разъединения атомов.

Атрибут (лат. «аттрибуо» - придаю, наделяю) – существенное и неотъемлемое свойство чего-либо, такая характеристика предмета, отсутствие которой делает невозможным само его существование. Так, например, А.материи в диалектико-материалистической философии признаются движение, время, пространство, отражение.

Базис общества – понятие, введенное К. Марксом при разработке материалистического понимания истории. Означает экономическую структуру общества как основу (фундамент) общества и его закономерного развития в силу объективности (и, следовательно, материальности) экономических производственных отношении, складывающихся под определяющим воздействием производительных сил общества. Над Б. возвышается и, в конечном счете, соответствует ему надстройка общества, прежде всего политическая и правовая, а также общественное сознание, имеющее и своей структуре различные уровни и формы.

Биосфера– сфера жизни, структура и содержание которой формировалось и определяется жизнедеятельностью организмов, включая человека.

Бытие – одна из основополагающих философских категорий, обозначающая все действительно сущее, в предельно широком понимании – весь материальный и духовный мир. Впервые как философское понятие употреблено древнегреческим философом Парменидом из Элеи для обоснования устойчивости, неизменности и вечности мира. Начиная с него, в различных школах материализма и идеализма различают Б. подлинное, имеющее и независимое существование, и неподлинное (иллюзорное), зависимое как от первого, так и от человеческой субъективности.

Бытие общественное – одна из центральных категорий материалистического понимания истории, обозначающая материальную сторону жизни общества, ядром которой выступает экономическая сфера его жизни (см.: Базис общества).

«Врожденные идеи» – одно из центральных понятий рационалистической гносеологии (Р. Декарт и его последователи), означающее признание существования в человеческом уме изначально ряда идей – своеобразных аксиом, интеллектуальной интуиции и т.п., которые в силу своей самоочевидности и всеобщности служат единственным источником и основой истинного, т.е. научного знания, а также его критерием.

«Вещи–в–себе»и «вещи–для–нас»– важнейшие понятия теории познания И. Канта, первое из которых обозначает признание объективного существования познаваемых нами предметов, выражение их сущности, а второе – то, как эти предметы предстают перед нами в процессе познания, т.е. их явление. Причем, по Канту, вторые, в силу субъективности нашей чувственности и индивидуального опыта, не совпадают по своему содержанию с первыми. Таким образом, полагал он, объективное знание о мире становится принципиально невозможным. В этом и состоит суть кантовского агностицизма.

Верификация (лат. «верус» - истина; «факио» - делаю) – проверка истинности теоретического знания в непосредственном чувственном опыте, в частности, в эксперименте. Как гносеологический принцип В. ввели представители логического позитивизма (А. Айер, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.), которые полагали те или иные теоретические положения верифицируемыми, если допускалась сама принципиальная возможность такой проверки. Положения же, не допускающие такую возможность в принципе, не признавались научными и должны, по их мнению, исключаться из теоретического оборота.

Возможность и действительность - философские категории, выражающие важнейшие ступени развития предмета. Первая означает объективную тенденцию такого развития, вторая – реализацию этой тенденции. В. и Д. находятся в диалектическом единстве и при определенных условиях переходят друг в друга. Различают В. абстрактную (формальную) и конкретную (реальную).

Восхождение от абстрактного к конкретному – диалектический принцип и метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли от «бедного», одностороннего (абстрактного) знания к полному, глубокому и целостному (конкретному) воспроизведению предмета, т.е. от знания менее содержательного к более содержательному.

Восприятиецелостный чувственный образ предмета, складывающийся на основе синтеза ощущений.

Волюнтаризм (лат. «волюнтариус») – противоположная фатализму позиция, приписывающая воле человека неограниченные возможности управления его поступками.

 

 

Вульгарный материализм – философское течение, крайне упрощающее и огрубляющее материалистическое миропонимание, фактически отрицая специфику сознания, его идеальность. Такая позиция имеет истоки еще в античном атомизме (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). В Х1Х в. предстал в учениях Л. Бюхнера, Я. Молешотта и К. Фохта, которые рассматривали сознание как вещественную функцию мозга («мозг выделяет мысль так же, как печень – желчь»). В ХХ в. В. м.чаще всего выступает в формефизикализма.

Гедонизм(гр. «гедонис» – удовольствие) – этическая позиция, рассматривающая чувственные удовольствия в качестве основной цели и мотива поведения.

Генезис(гр.) – происхождение, возникновение, развитие.

Герменевтика– направление в философии, делающее своим предметом теорию и практику истолкования (понимания, интерпретации) текстов и символов. Основная идея: существовать, значит быть понятым. Зарождается в средневековой схоластике, к числу современных представителей относятся Г. Гадамер, П. Рикер и др.

Географическая среда – понятие, обозначающее в социальной философии ту часть естественной природы, с которой общество вступает в непосредственное взаимодействие. В связи с расширением такого взаимодействия содержание этого понятия исторически меняется.

Гилозоизм (гр. «гиле» - вещество; «зое» - жизнь) учение, согласно которому всякое вещество природы обладает так называемой «жизненной силой» и способностью ощущать. В связи с этим мышление и сознание рассматриваются как высшие проявления этой всеобщей способности материи. Представителями Г. были Д. Бруно, Д. Дидро, Б. Спиноза и др.

Гносеологический оптимизм направление в теории познания, выражающее в своих основных положениях уверенность в принципиальной способности человека познавать мир таким, как он существует на самом деле (объективно), открывать его действительные законы.

Гносеология (гр. «гносис» - знание; «логос» - учение) теория познания, раздел философии, в котором исследуются природа, сущность, предпосылки и возможности познавательной деятельности человека, выявляются условия и критерии истинности знания. Центральный вопрос гносеологии о принципиальной познаваемости мира является важнейшей стороной (гносеологической) основного вопроса философии.

Гуманизм мировоззренческий принцип, выражающий человеколюбие, т.е. отношение к человеку как высшей ценности, стремление создавать необходимые условия для его самосовершенствования и гармонического развития.

Движение всеобщая изменчивость вещей и явлений действительности, осуществляющаяся в бесконечном многообразии форм, начиная от простого перемещения тел и до смены идей и состояний сознания. В диалектическом материализме движениерассматривается в качестве атрибута материи.

Дедукция (лат. «дедуктио» – выведение) – научный метод, представляющий собой движения мысли от принятых за истинные общих, т.е. относящихся ко всему классу изучаемых предметов, положений, к выводам о части предметов или даже об единичных предметах данного класса.

Деизм (лат. «деус» - Бог) философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся в признании Бога как творца мира и его перводвигателя, но при этом отрицающая его способность определять ход мирового развития. Важнейшие представители – Вольтер, И. Ньютон, Ж. Руссо и др.

Демографические проблемы (от гр. «демос» - народ) – проблемы, встающие перед обществом и связанные избытком или недостатком народонаселения в тех или иных регионах, его половой и возрастной структурой. Имеют прежде всего социальные корни своего появления и обострения.

Детерминизм (лат. «детерминере» - определять, ограничивать) – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинно-следственную обусловленность всех явлений и на это основе отрицающая в мире всякую случайность, а значит и проявление какой-либо свободы, в том числе – свободы в действиях личности.

Диалектика (гр. «диа» - два; «лектика» - разговор) в дословном переводе означает «вести диалог, беседовать». В понимании древнегреческого философа Сократа, который ввел этот термин в теоретический оборот, Д. означает искусство поиска истины путем выявления различных определений предмета и выявления логических противоречий во взглядах оппонентов. В дальнейшем термин получал другие значения: анализ и синтез понятий (Платон), движение мысли от низших понятий к высшим (Аристотель), искусство логических умозаключений (средневековые схоласты) и т.д.В современном понимании, идущем от Г. Гегеля, термин имеет два основных значения: 1) саморазвитие посредством зарождения, обострения и разрешения внутренних противоречий; 2) учение о таком саморазвитии. Будучи разработана Гегелем на объективно-идеалистической основе (прежде всего как процесс саморазвития мирового Разума), Д. была впоследствии перенесена К. Марксом на почву материализма.

Диалектический материализм – общее название философского учения марксизма, представляющего собой органическое неразрывное единство материализма и диалектики. Создание Д. м.связано с критической переработкой гегелевской диалектики («очищением» ее от идеализма и мистики) и фейербаховского материализма (освобождением его от метафизики).

Дуализм (лат.: «дуалис» - двойственный) – философское учение, исходящее из признания в качестве равноправных и несводимых друг к другу двух начал (субстанций) мира: духовного и материального. Классическим представителем дуализма считается Р. Декарт, хотя ему и не удалось провести эту позицию до конца последовательно, что выразилось во введении им в свою онтологию понятия Бога как первосубстанции, гармонизирующей отношение между духовным и материальным.

Душа (по Платону) – идеальная активная творческая сущность человека. Вечно пребывает в «мире идей» и лишь периодически переселяется в предназначенное ей тело в «мире вещей». В своей структуре имеет три части (разумную, аффективную или эмоциональную, вожделеющую или чувственную), находящиеся у каждого в различном сочетании, что и определяет способности человека и его место в структуре идеального государства.

Духовная культура – вся совокупность знаний, идеалов, ценностей на теоретическом и практическом уровне и способов их создания. Проявляет себя в состоянии образования, просвещения, искусства и т.д.

Закон – объективная, общая, необходимая и существенная, устойчивая и повторяющаяся связь вещей и явлений. По широте действия различают законы: частные, действующие в достаточно узких сферах действительности, например, только в тепловых или в электрических процессах; общие, проявляющиеся в более широких областях, к примеру, в двух или даже более формах движения материи; всеобщие, не имеющие границ своего действия. К последним относятся математические закономерности и законы диалектики, которые при этом обладают еще и признаком универсальности, т.е. выражают не только количественные, но и качественные стороны предметов, а также взаимосвязи между ними.

Законы диалектики относятся к всеобщим законам, действуя во всех сферах как материальной (природа и общество), так и духовной (мышление и познание) действительности. Наряду с этим они обладают следующими особенностями: 1) являются универсальными, т.е. отражающими мир не односторонне (как, например, законы лишь количественных взаимодействий), а целостно; 2) являются законами-тенденциями, определяя всеобщие источник, способ и направленность всякой саморазвивающейся системы. Законы диалектики находят свое выражение в ее категориях и основных мировоззренческих и методологических принципах.

Западничество – противоположное славянофильству направление в российской общественной и философской мысли середины XIX в., представители которого (А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Т.И. Грановский и др.) с резкой критикой российского самодержавия, подчеркивали научно-техническое и социально-политической отставание России от стран Западной Европы и видели ее будущее в творческом усвоении ценностей западной цивилизации: демократии, свободы личности, технического прогресса и т.д.

Идеализация мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности. Примерами таких понятий являются «абсолютная плоскость», «идеальный газ».

Идеализм (философский) общее название философских учений, утверждающих и обосновывающих первичность, т.е. определяющий характер идеального, духовного в мире по отношению к материальному. Внутри идеализма, как единого философского направления условно выделяют две его основные разновидности: идеализм объективный, полагающий в качестве исходного первоначала и первопричины мира нечто объективно-духовное (например, «мир идей» Платона, «абсолютную Идею» Гегеля, «мировую Волю» Шопенгауэра и т.п.), и идеализм субъективный, отрицающий в существование материального мира вне его восприятия и осмысления познающим субъектом – человеком или человечеством (представители: Беркли, Мах, Юм и др.).

«Идеальное государство» – Платоновская модель «справедливого» государства, в основе которой лежит разделение деятельности и общественного положения его членов (на правителей-философов, стражей и работников, производящих материальные блага) в соответствии с их способностями, определяемыми структурой души каждого.

Идеалистическое понимании истории - господствующий в учениях об обществе вплоть до середины XIX века принцип объяснения общества и его истории, в соответствии с которым определяющая роль в общественной жизни и развитии отводится духовным факторам, как объективным – в объективно-идеалистических концепциях (Бог, абсолютная Идея, мировая Воля), так и субъективным – в субъективно-идеалистических концепциях (общественный договор, деятельность выдающихся личностей и др.)

Идеология – система теоретических идей, установок и принципов, отражающая интересы определенных социальных слоев и групп, вырабатываемых специально подготовленными их представителями (идеологами).

Изоморфизм (от «изос» - равный, одинаковый и «морфе» - вид, форма) – воспроизведение отражающей системой внешней формы или структуры отражаемого предмета (примеры: следы на грунте, намагничивание металла, изменение химического состава вещества в процессе химической реакции и т.п.).

Индетерминизм – противоположная детерминизму философская концепция, отрицающая всеобщую причинную зависимость и закономерность в мире, абсолютизирующая случайность и на этой основе рассматривающая действия личности как абсолютное проявление ее воли.

Индивид - единичный представитель человеческого рода. Понятие И. является самым бедным по содержанию из всех, отображающих человека, поскольку выражает прежде всего его количественную (один из многих), а не качественную характеристику.

Идолы (призраки) разума (по Ф. Бэкону) – типовые причины заблуждений в процессе познавательной деятельности ученых. Сам Б. выделял четыре основных видов таких «идолов»: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка (площади); идолы театра.

Индивидуальность неповторимое своеобразие какого-либо предмета (вещи, явления). Применительно к человеку индивидуальность имеет, прежде всего, общественно-исторический, а не естественно-природный характер, т.к. представляет собой уникальное сочетание социальных качеств индивида, формирующееся в процессе его общественной жизни. При этом биологические характеристики, такие, как темперамент, задатки и т.п., выступают лишь необходимыми предпосылками формирования человеческой индивидуальности.

Индукция (лат. «индуктио» – наведение) – метод познания, построенный на строгом учете, анализе и систематизации фактов с дальнейшим движением мысли от частного (опытного) знания ко все более общим выводам.

Иррационализм – философское направление, объединяющее учения, в которых утверждается, что мир в основе своей неразумен, а потому подлинное знание о мире можно получить иррациональных (т.е. немыслительных) форм познания – инстинкта, интуиции, переживания и т.п., а рассудок и разум лишь препятствуют постижению истины. У истоков иррационализма, возникшего в качестве противовеса гегелевскому панлогизму еще в XIX в. стояли немецкий философ Артур Шопенгауэр и датский философ Сёрен Кьеркегор.

Истина – знание о действительности, соответствующее ей по своему содержанию. Важнейшими характеристиками истины в ее диалектико-материалистическом понимании являются объективность и конкретность, а также то, что она представляет собой не застывший результат познания, а процесс, в котором происходят постоянные взаимопереходы, так называемых, абсолютной и относительной истин.

Исторические типы мировоззрения – исторически складывающиеся системы наиболее общих для широких слоев общества системы мировоззренческих принципов, определяющих их отношение к миру.

Категории (гр. «категориа» - высказывание, свидетельство, признак) – наиболее общие и фундаментальные понятия той или иной области знания, отражающие общие, существенные свойства и отношения явлений действительности, изучаемых ею. Особенность К. философии состоит в их всеобщности и универсальности, т.е. отнесенности ко всем сферам действительности (примерами являются понятия бытия, субстанции, материи, движения и др.). При этом категории диалектической философии, как правило, носят парный характер, отражая внутреннюю противоречивость мира и его познания (например, возможность и действительность, необходимость и случайность, сущность и явление, абстрактное и конкретное, историческое и логическое и т.п.).

Категорический императив (лат.: «императивус» - повелительный) – термин, введенный И. Кантом для обозначения высшего и безусловного закона этики, требующего поступать всегда так, чтобы каждый поступок мог служить образцом морального поведения для всех людей. Категорический императивКант противопоставляет «условному» императиву, т.е. такому требованию, которое обусловливает моральное поведение личными или коллективными интересами. Таковым, в частности, по его мнению, является известное «золотое правило нравственности», обусловливающее моральный поступок желанием получить соответствующее отношение к себе.

Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость и определенность предметов и явлений; совокупность свойств, определяющих существование предмета как именно данного и отличающего его в определенном отношении от всех других предметов. Качество находится в диалектическом единстве с количеством. Выражением этого единство является категория меры.

Количество– философская категория, выражающая такие стороны или характеристики предметов и их свойств, которые могут быть в каком-либо отношении отождествлены (уподоблены) друг другу и потому отношение между ними могут быть выражены числом. Количество является противоположностью (диалектической) качеству, составляя в единстве с ним противоречие (диалектическое), выражаемое категорией меры.

Конкретность истины – зависимость знания, претендующего на истинность от конкретных условий существования объекта – места, времени, взаимосвязей с другими предметами, а также исторических возможностей познающего его субъекта – развития общественно исторической практики, исследовательской базы науки, включая методологию, методику, оборудование и др. Вне учета всего этого знание может терять черты истинности, превращаясь в заблуждение.

Критерий истины – показатель, с помощью которого определяется истинность полученного знания. В современной науке в качестве основного такового критерия рассматривается практика, хотя и понимается его относительность в силу исторического характера самой общественной практики.

Когерентность истины (лат. «когеренс» - находящийся в связи) – критерий истины, применяемый в неопозитивистской гносеологии, согласно которому знание признается истинным, если оно представляет собой внутренне самосогласованную систему, не допускающую внутри себя логических противоречий.

Креационизм (лат. «креацио» - создание, творение) – мировоззренческий принцип и теологическое учение о создании мира и всех вещей в нем единственным творцом – Богом

Культура (в переводе с лат. – обработка земли) - специфический способ разви­тия социальной жизнедеятельности человека, представлен­ный в продуктах материальной и духовной деятельности, в связи с чем различают материальную культуру и духовную культуру.

Личность 1) в широком смысле – конкретный человек в единстве его природных, прежде всего психофизиологических, и социальных качеств; в собственно философском смысле – человек как субъект социальной деятельности, основные характеристики которого обусловлены конкретно-историческими условиями жизни общества, а также социальным положением и уровнем активности самого человека. Л., таким образом, представляет собой диалектическое единство общего, особенного и индивидуального в человеке, включая в себя характеристики, выражающие как зависимость ее от общества, так и относительную самостоятельность, обособленность от него.

Логика(гр.: «логос» - мысль, слово, понятие) наука, изучающая законы и формы мышления, а также способы развития знания. Различают логику формальную, исследующую формы мысли в относительной независимости от их содержания и связи между ними, у истоков которой стоял Аристотель, и логику диалектическую, исследующую законы связи форм и объективного содержания мышления, а также пути развития знания, создателем которой считается Гегель. Обе логики не исключают, а взаимообогащают друг друга и, благодаря этому, дают более глубокое понимание мышления как процесса получения и развития знаний о действительности.

Логос –греческое слово, выражающее понятие, которое означает всеобщий закон бытия, а также порядок, мысль, разум, учение. Употреблялось главным образом в античной и средневековой философии.

Материализм(лат.: «материалис» - вещественный) – одно из основных философских направлений, совокупность философских учений, в основе которых лежит признание первичности, т.е. определяющей роли материи по отношению к сознанию, материального по отношению к духовному.

Материалистическое понимание истории – разработанный основоположниками марксизма принцип осмысления жизни и развития общества. В основе его лежит признание первичности (определяющей роли) общественного бытия людей по отношению к их индивидуальному и общественному сознанию Главный источник исторического развития материалистическое понимание историиусматривает в противоречиях, возникающих, обостряющихся и разрешающихся в исторически конкретных способах производства материальных благ.

Материальное единство мираодин из основополагающих принципов материализма, состоящий в признании того, что в основе всего бесконечного многообразия вещей и явлений в мире лежит единое всеобщее материальное (т.е. независящее от какого-либо сознания) начало.

Материя(лат.: «материа» - вещество) – центральная категория материалистической философии, выражающая субстанцию и субстрат всех реально существующих в мире вещей и явлений. В истории материализма содержание понятия М. неоднократно изменялось и углублялось. В современном материализме М. определяется как «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существую независимо от них» (В.И. Ленин).

Материальная культура – вся совокупность созданных материальных благ (орудий и средств труда, жилищ, предметов повседневного обихода и т.п.), обеспечивающих само существование человека и общества.
Мера – одна из центральных категорий диалектической философии, выражающая сущность закона взаимопереходов количественных изменений в качественные. Понятие мера означает единство количественных и качественных характеристик предмета, те границы количественных изменений, в пределах которых предмет сохраняет свое качество, а при нарушении их теряет его, т.е. становится, по сути, другим предметом.

Метафизика(гр.: «мета та физика» - то, что после физики) – термин имеет два основных значения: 1) философское учение о сверхчувственных, т.е. не постигаемых в опыте, первоначалах бытия. В этом значении термин восходит к Андронику Родосскому, назвавшему так работы Аристотеля об умопостигаемых началах бытия и принципах его познания. 2) Концепция развития мира и метод его познания, противоположный диалектике. Отрицает развитие как изменения качеств предметов, сводя его лишь к количественным изменениям их свойств. Не признает внутренних противоречий как источников развития, полагая единственными такими источниками внешние для предметов силы. Впервые такой смысл термину метафизика придал Гегель, подвергший критике предшествующую ему философию за ее односторонность, склонность расчленять природу на отдельные, внутренне не связанные между собой части.

Метод– (гр. «методос» - путь, способ) – способ теоретического или практического освоения объекта, представляющий собой определенную, основанную на объективном его знании систему действий человека. Применительно к науке методы подразделяются на: частные, применяющиеся только в отдельных науках; общие, находящие применение в ряде наук; общенаучные. Особое место занимают философские методы, представляющие собой системы исходных принципов познавательной, в том числе мыслительной, деятельности. Исторически сложились два таких метода – диалектика и метафизика.

Методология – область научного знания, разрабатывающая и изучающая методы научных исследований, а также принципы подхода к различным типам объектов таких исследований и, соответственно, к разным классам научных задач. Философская методология разрабатывает и исследует общенаучные принципы и методы в их взаимосвязи.

Механический детерминизм – характерный для философов-материалистов данной эпохи онтологический принцип, признающий всеобщую «механическую», т.е. всегда строго определенную внешними факторами взаимосвязь природных и общественных явлений и утверждающий на этой основе в мире абсолютную необходимость, отсутствие в нем всякой случайности. Наиболее полно этот принцип изложен в работе П. Гольбаха «Система природы».

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, оценок, идеалов и принципов, выражающих отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе в ней и определяющих их поведение и деятельность.

Миропредставлениеэмпирический уровень сформированности мировоззрения, основанный на данных личного опыта и сопутствующих ему «расхожих» представлениях о мире и человеке в нем.

Миропонимание – более высокий понятийный уровень сформированности мировоззрения, базирующийся уже не только на опыте, но и на знаниях, получаемых в процессе обучения наукам и самообразовании.

Мифологический тип мировоззрения – исторически первичный исторический тип мировоззрения, характерный, прежде всего, для родового (доклассового) и раннеклассового общества. Основные черты: 1) синкретизм (слитность знаний и верований, реальности и фантазий, эмоциональных переживаний и размышлений, мыслей и действий); 2) очеловечивание природы; 3) образность восприятия мира; Основная функция: поддержание традиционного уклады жизни родового коллектива как единственной возможности выживания во враждебной природной и общественной среде.

Макиавеллизм – названное по имени своего основателя (Никколо Макиавелли) философско-политическое учение, исходящее из признания не божественной, а естественной природы государства, глава которого должен, учитывая прежде всего эгоистические интересы граждан, править используя политику «кнута и пряника». пренебрегая во имя сохранения независимости и силы государства любыми моральными нормами.

Монизм (гр. «монос» – один, единственный) – философский принцип, согласно которому все многообразие мира выводится из одной субстанции (либо материальной, либо духовной). Монизм противоположен дуализму и плюрализму. В соответствии с тем или иным решением основного вопроса философии различают материалистический и идеалистический монизм.

«Монадология» – основное философское произведение Г. Лейбница, в котором он излагает свое учение о монадах (лат. «моно» – один) т.е. исходных духовных субстанциях, обладающ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.