Участие в проверках по соблюдению законодательства по вопросам охраны собственности Основы защиты права собственности
Защита и охрана собственности является одной из главных функций нашего государства, так как охрана экономических отношений собственности как материального основания любого общественного строя составляет важнейшую задачу любой правовой системы. Согласно ст. 13 «государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности». Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, и никто не может быть противоправно лишен права собственности (ст. 41). Положения Конституции Украины относительно охраны права собственности конкретизируются в различных отраслях украинского законодательства - в конституционном, уголовном, административном, земельном, финансовом, гражданском праве. Следует отличать охрану права собственности и защита права собственности. Охраной права собственности следует считать совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности с целью обеспечения нормального их развития. Защита права собственности - это совокупность правовых средств, применяемых в связи с нарушением права собственности и которые направлены на восстановление и защиту имущественных интересов их обладателей. Нормы гражданского права прежде всего обеспечивают регулирование и охрану этих отношений при нормальных условиях использования собственником принадлежащего ему имущества без нарушения его правомочий, а также без ущемления прав и интересов других лиц. Так, нормы права предусматривают основания приобретения имущества в собственность, прекращения права собственности, объем правомочий собственника, пределы их осуществления, а также правовой режим отдельных видов объектов собственности. Это охрана права собственности в широком смысле. Охрана отношений собственности в случае нарушения права собственности конкретного субъекта состоит в защите нарушенного права (охрана прав собственности в узком смысле). Нормы гражданского права направлены прежде всего на восстановление того имущественного положения, которое имело место до нарушения. Тем самым эти нормы призваны восстановить нарушенное право собственности, а также ликвидировать ущерб, причиненный интересам владельца. Таким образом, под гражданско-правовой защитой права собственности понимается совокупность предусмотренных гражданским законодательством средств, применяемых в связи с совершенными против этих прав нарушениями и направленных на восстановление или защиту имущественных интересов их владельцев.
Основополагающим принципом в сфере защиты права собственности является положение о том, что государство обеспечивает равную защиту всех субъектов права собственности (ст. 13 Конституции Украины). Все формы собственности провозглашены равными, а затем охраняются и защищаются государством без предоставления, преимуществ одной перед другой. Конституционные нормы, в которых закреплены права и интересы владельцев, выступают основой для детализации их в отраслевом законодательстве, регулирования всех аспектов их действий и для определения юридических гарантий реализации. Гражданские права являются частью конституционных прав и поэтому конституционное положение о том, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом (ст. 24) в полной мере относится к гражданским правам. Никто не может быть ограничен в правах, но и никто не может иметь больший объем прав, чем другие.
ГК 1963 года не содержал норм, которые непосредственно оказывали владельцу право обращаться в суд с требованиями о защите от возможного нарушения его права в будущем. Этот пробел в законодательстве заполнена новым ГК, которой дает возможность владельцу обратиться в суд с требованием о запрете совершения другим лицом действий, "которые могут нарушить его право, или с требованием о совершении определенных действий для предотвращения такого нарушения.
Жаль, как материальная так и моральная, причиненный лицу в результате нарушения его права собственности, должна быть возмещена. Право собственности является одним из гражданских субъективных прав, поэтому положение о возмещении убытков и другие способы возмещения имущественного вреда и морального ущерба, указанных в статьях 22 и 23, в полной мере касаются и права собственности (см. ст. ст. 22 , 23 и комментарий к ним).
В функции охраны собственности получает выражение и практическую реализацию опосредованная государством общественная потребность в обеспечении стабильности экономики, защите прав и интересов собственников и искоренении неправомерных способов присвоения материальных благ.
Можно назвать три обстоятельства, объясняющие место и роль государства как основного звена в обеспечении сохранности всех форм собственности:
• во-первых, государство выражает волю и интересы многонационального народа страны, различных социальных слоев. Оно официально представляет общество и в качестве универсальной всеобъемлющей организации распространяет свою волю на территории всей Российской Федерации;
• во-вторых, государство располагает большими возможностями для защиты собственности. У государства есть мощное регулирующее средство — право, и оно обладает специальным аппаратом принуждения. Нужно учитывать, что государство осуществляет основной объем управления делами общества. Данные обстоятельства предопределяют целесообразность и необходимость возложения на государство обязанности по поддержанию и укреплению режима сохранности собственности;
• в-третьих, государство непосредственным образом заинтересовано в том, чтобы всемерно развивать и укреплять собственность, ограждать ее от посягательств изнутри и извне.
При рассмотрении содержания функции охраны собственности определенный интерес представляет установление соотношения понятий «охрана» и «защита», которые нередко смешивают. Несмотря на имеющиеся между ними различия, можно говорить об известном тождестве функции охраны и защиты собственности и рассматривать эти понятия как синонимы, поскольку и наделение правом, и восстановление нарушенного права собственности имеют общую цель — охрану отношений собственности от потенциального или действительного нарушения.
Действительно, ГК устанавливал, наряду с защитой права (ст. 6), охрану права (ст. 5). При этом в ст. 5 ГК речь шла об охране отношений, в том числе собственности, в их нормальном, ненарушенном состоянии. На это были нацелены и другие нормы, непосредственно регулирующие отношения собственности (ст. 94, 95, 99, 100, 102 ГК и др.) Гражданский Кодекс (ст. 12) привел в соответствие соотношение данных понятий, называя 11 способов защиты гражданских прав.
Обращая внимание на недопустимость отождествления понятий, С. Сабикенов считает, что охрана в юридическом смысле должна означать позитивное, статическое состояние норм права, направленное непосредственно на ограждение субъективных прав и законных интересов граждан от возможных нарушений. Нарушение прав и интересов ведет к динамическому состоянию правоохранительных норм, в связи с чем, лицо реализует свое право на защиту.
Раскрывая содержание понятия «охрана» через правоохранительные правоотношения, С.С. Алексеев пишет: «Они складываются на основании охранительных юридических норм и представляют собой правоотношения, при помощи которых осуществляются меры юридической ответственности, меры защиты субъективных прав, превентивные средства государственного принуждения».
По смысловому значению понятия «охрана» и «защита» действительно очень близки. Однако, слово «защита» имеет характер активного противодействия постороннему вмешательству, а слово «охрана» подразумевает и защиту, и сбережение, и сохранение того, что охраняется. Поэтому, защита представляет лишь одну из сторон юридической охраны .
Охрана - понятие более широкое, нежели защита. Оно предусматривает общее регулирование и закрепление отношений собственности в нормах объективного права, включая их защиту. Охрана прав существует постоянно, предупреждает, не допускает их нарушения. Защита имеет место тогда, когда субъективное право нарушено или создалась угроза его нарушения.
Если обратиться к определению содержания функции охраны собственности в юридической литературе, несложно заметить, что в недавнем прошлом эта функция воспринималась исключительно как защита собственности посредством правоохранительных мер. В учебнике К.А. Мокичева функция охраны собственности на всех этапах развития государства признается самостоятельной основной функцией, но интерпретируется как охрана народного добра от посягательств .
А.И. Денисов охрану собственности рассматривает как составную часть общей охранительной функции и сводит ее содержание к борьбе с правонарушениями и преступлениями против собственности, которую повседневно ведут правоохранительные органы государства.
Н.Г. Александров относит охрану собственности к общей функции охраны правопорядка, подчеркивая, что в ней наиболее полно раскрывается государственное принуждение и насильственная сторона деятельности органов государства.
Представляется, что подход, связанный с ограничением содержания функции, сведением ее к одной форме деятельности, даже не к правовой форме в целом, а к ее разновидности - правоохранению, то есть к применению мер государственного принуждения к лицам, нарушающим правовые нормы, не совсем точен.
В действительности каждая функция государства осуществляется всеми свойственными государству видами и формами деятельности. Охрану имущества и иных ценностей нельзя обеспечить только посредством юрисдикционной деятельности. Осуществление ее требует самой разнообразной организационной деятельности с тем, чтобы не допустить порчи, хищения частного и государственного имущества и обеспечить его полную сохранность и неприкосновенность.
Охрана отношений собственности обеспечивается практически всеми отраслями российского права: гражданским, уголовным, трудовым, административным, экологическим и др. Юридические нормы, определяя правовой режим различных форм собственности, содержат многочисленные предписания, в которых закреплены средства защиты отношений собственности от возможных нарушений. Подобного рода нормы издаются в целях создания условий, обеспечивающих укрепление и развитие собственности, предупреждения посягательств на имущество, применения мер государственного воздействия к нарушителям правового режима.
Выделение в особую группу норм, определяющих правовые последствия за правонарушения против собственности и выступающих как средства правовой охраны (например, мер наказания, применяемых за противоправные деяния, материальной ответственности и др.), значительно сужает совокупность норм, направленных на обеспечение сохранности всех видов имущества.
Нормы, устанавливающие правовой режим отдельных видов имущества, определяющие порядок его приобретения, правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, также направлены на охрану отношений собственности. Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что правовая охрана собственности - категория более объемная нежели, чем одна только сфера борьбы с правонарушениями против собственности.
В настоящее время, под содержанием функции охраны собственности принято понимать «относительно однородные взаимодополняющие друг друга государственные воздействия на соответствующие общественные отношения».
Характеризуя содержание названной функции, следует выделить главные задачи в деятельности государства по охране собственности.
1) Установление круга действий, которые признаются правонарушениями, посягающими на собственность. Целью реализации данного направления является установление круга действий или бездействий, которые признаются противоправными, то есть наносящими вред отношениям собственности. Такая деятельность включает: определение критериев, по которым деяние признается правонарушением, признание поведения правонарушением на государственном уровне (правовое оформление), доведение до участников отношений собственности информации о деяниях, относящихся к правонарушениям.
2) Создание условий, обеспечивающих бесконфликтное функционирование отношений собственности (без правонарушений). Государство обязано обеспечить такие условия для развития отношений собственности, при которых бы исключалась или сводилась к минимуму возможность совершения правонарушений. Этому способствует развитие явлений и процессов, препятствующих совершению правонарушений, в частности, выявление и устранение факторов, способствующих совершению правонарушений, предотвращение возможных правонарушений.
3) Защита нарушенного права собственности. Деятельность государства по реализации этого направления предполагает выявление и раскрытие всех правонарушений против собственности, ликвидацию или ослабление отрицательных последствий правонарушений путем признания права собственности, истребования имущества из чужого незаконного владения, восстановления нарушенного имущественного положения, возмещения собственнику понесенных убытков, устранения обстоятельств, препятствующих свободному осуществлению прав собственника.
4) Исполнение решений компетентных органов и должностных лиц по делам о правонарушениях против собственности. Содержание этого направления отражает деятельность государства, направленная на исполнение наказания, которое должен понести правонарушитель. Здесь же решаются задачи ресоциализации лиц, допустивших правонарушение, корректировки их искаженных ценностных ориентаций, другие вопросы, связанные с исполнением решений по делам о правонарушениях против собственности.
Таким образом, сохранность собственности обеспечивается огромной и многогранной позитивной деятельностью государства и не ограничивается только правоохранительной сферой.
Сообразно этому, в содержании функции охраны собственности можно выделить три составные части:
а) предупреждение проявлений преступного общества
б) борьба с совершаемыми против нее противоправными деяниями;
в) обеспечение сохранности имущества.
При этом выделение «сохранности» в качестве рядового компонента функции охраны собственности не совсем точно. Это умаляет важное функциональное и целевое назначение и смысловое содержание данного термина. Сохранность предполагает стабильность принципов присвоения материальных благ, круга собственников, сохранение равенства всех форм собственности. Сохранению подлежат не только основы настоящего, но и зачатки будущих отношений, а также процессы, которые ведут к их установлению. Вместе с тем, сохранность способствует постоянному совершенствованию развития отношений собственности, не допускает возвращения к более низкой форме существования.
Признак сохранности проявляется также и в сохранении экономических факторов, необходимых для развития общественного производства, что предполагает наличие определенного запаса средств производства и соответствующей продукции, необходимых для дальнейшего развития производительных сил, для расширенного воспроизводства. Сохранность характеризуется также и тем, что достояние не переходит в иную форму собственности, если по этому поводу не выражено воли или к тому не имеется законных оснований. Собственник, исходя из общественных, коллективных и личных интересов, сам определяет ту часть продукта, которая может перейти в другую форму собственности. Подобный переход возможен только в рамках официально признанных процедур.
В связи с этим наиболее верным следует признать мнение В.В. Черникова, который не включает сохранность собственности в содержание рассматриваемой функции государства, отводя ей более значимое место, рассматривая сохранность в качестве объекта ведущей функции Российского государства - функции охраны собственности.
Развитие собственности не осуществляется без сложностей и противоречий. Можно выделить по крайней мере три фактора, которые существенно влияют на отношения сохранности собственности.
1) Стихийные силы природы - катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, ураганы и др.), которые могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб. Они характеризуются непредсказуемостью, неопределенностью наступления во времени. В качестве последствий таких явлений выступают огромные имущественные, материальные потери, причиненные собственникам. Согласно п. 1 ст. 235 ГК, с гибелью или уничтожением вещи прекращается и право собственности на нее, так как при этом исчезает сам объект данного права. При этом риск утраты или повреждения имущества полностью лежит на собственнике (ст. 211 ГК).
2) Вооруженная агрессия и диверсия со стороны иностранных государств. В результате подобных действий также наносится материальный ущерб лицам, имеющим имущество в собственности. Риск гибели такого имущества лежит на собственнике в соответствие со ст. 211 ГК.
3) Преступления против собственности являются наиболее тяжким видом имущественных правонарушений. Их разновидностями выступают: кража (ст. 158 УК), мошенничество (ст. 159 УК) и т.д. Другими видами имущественных правонарушений являются деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена административным законодательством (ст.7.27 КоАП — мелкое хищение, ст. 11.18 КоАП - безбилетный проезд), а также гражданским законодательством и др.
Государство принимает всевозможные меры по ослаблению воздействия на собственность этих деструктивных факторов. Подобные задачи решаются в процессе различных направлений деятельности. В пределы функции охраны собственности входит вытеснение наиболее распространенного и общественно вредного фактора - правонарушений.
Предупреждение хищений государственного и общественного имущества - это широкий комплекс взаимосвязанных государственных и общественных мер, направленных на сокращение общественно опасных деяний, совокупность которых способствует выполнению функции охраны собственности от преступных посягательств. Деятельность по предупреждению хищений имущества проявляется в изучении, прогнозировании, планировании, разработке и реализации определенных мероприятий по недопущению конкретных общественно опасных проявлений, снижению отдельных видов, групп преступлений. Подобная деятельность направлена на определенные объекты, преследует конкретно поставленную цель, отличается по форме, содержанию и способам исполнения.
Деятельность государства по предупреждению хищений государственного и общественного имущества направлена:
• на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений против собственности;
• на снижение и ликвидацию факторов, обусловливающих сохранение корыстной преступности;
• на ликвидацию криминогенных ситуаций в отдельных регионах и на отдельных предприятиях, провоцирующих преступные посягательства на имущество, негативные личностные качества и свойства;
• на формирование позитивных обстоятельств, влияющих на сохранность собственности и др.
Цель предупредительной деятельности заключается в том, чтобы путем соответствующего эффективного воздействия на перечисленные объекты снизить показатели корыстной преступности; стимулировать действие позитивных обстоятельств, содействующих сохранности имущества; обеспечить ослабление, нейтрализацию причин хищения имущества и условий, им способствующих; содействовать ликвидации возникающих различного рода криминогенных ситуаций, пресекать возможности перерастания некоторых форм до преступного поведения в хищения государственного и общественного имущества и др.
В профилактике хищений имущества исходные позиции должны принадлежать отраслевым правовым наукам, регулирующим экономические, трудовые и другие отношения. Предупредительная направленность гражданского, трудового, административного законодательства, несомненно, нуждается в усилении. Однако уже сейчас многие правовые нормы способствуют сохранности имущества, предупреждению хищений.
Всевозможные правовые меры в своей совокупности способствуют профилактике корыстных преступлений, пресечению завладения имуществом преступным путем; неотвратимости ответственности за любое правонарушение и тем более преступные корыстные посягательства в сфере отношений собственности.
Продолжающийся рост преступности, создающий серьезную угрозу безопасности государства и общества, вынуждает государство принимать комплексные меры по усилению борьбы с преступностью.
В связи с этим, Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств — в целях усиления защиты конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств, выражая глубокую озабоченность расширением масштабов преступности в сфере экономики, исходя из стремления развивать сотрудничество между ведомствами, занимающимися борьбой с преступностью, сознавая необходимость координации усилий и принятия эффективных мер противодействия преступности в сфере экономики, заключают Соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики . Согласно этим Соглашениям, стороны договариваются осуществлять сотрудничество в целях выработки согласованной стратегии и укрепления взаимодействия правоохранительных и контрольных органов в борьбе с экономическими преступлениями. В целях усиления борьбы с преступностью Правительство РФ принимает Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступными проявлениями в обществе.
Государство намечает первоочередные задачи в сфере борьбы с преступлениями против собственности:
• совершенствование правового регулирования экономических отношений, включая внешнеэкономические отношения, и правоохранительной
деятельности, качественное обновление нормативной правовой базы правоохранительной деятельности по борьбе с коррупцией;
• усиление надзора за исполнением законодательных актов и повышение ответственности за их нарушение, совершенствование системы государственного контроля в сфере финансово-хозяйственной деятельности с целью недопущения злоупотреблений;
• оптимизация форм, методов и средств противодействия экономической преступности и коррупции путем объединения усилий правоохранительных, контролирующих, фискальных, финансовых органов и других структур правоохранительной направленности;
• организационно-практические меры предупреждения и пресечения преступлений экономической направленности и коррупции;
• создание единого информационного механизма обеспечения экономической безопасности государства;
• выявление и устранение криминальных структур;
• сохранение и закрепление профессионального ядра правоохранительных органов, их материально-техническое укрепление, повышение социально-правовой защищенности сотрудников;
• формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной системе, восстановление доверия общества к государству и его структурам;
5.Вывод:
В современных условиях, когда многое стало зависеть от инициативы, предприимчивости, умения правильно оценить ситуацию, выбрать ту или иную стратегию хозяйствования, объективно роль юридической службы на предприятии еще более возрастает. Это выразилось, прежде всего в том, что значительно увеличилась потребность развивающихся предпринимательских структур в квалифицированных юристах. Точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований законодательства - одно из основных условий нормального функционирования предприятий всех форм собственности, организаций и учреждений. Этим и определяется значительная роль юридической службы.
|