Обратная связь
|
Темы курсовых работ и рефератов 1. Механизмы эмоциональной неустойчивости личности
2. Теории страха в современной психологической литературе
3. Защитные механизмы подростков
4. Связь психологической защиты с уровнем тревожности личности
5. Понятие регрессии в работах Фрейда и Левина
6. Компенсация как механизм психологической защиты
7. Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте
ТЕМА 10. Я-КОНЦЕПЦИЯ: ПОЛОВАЯ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
- 10.1. Самосознание: процесс и результат
- 10.2. Я-концепция и проблема формирования половой идентичности
- 10.3. Гендерная идентичность
- 10.4. Социальные представления: проблемы и перспективы
Самосознание: процесс и результат
- 10.1.1. Самосознание как процесс
- 10.1.2. Самосознание как результат
Самосознание рассматривается как процесс и как результат. Обычно самосознание противопоставляется предметному миру. Особое внимание при этом уделяется соотношению сознания и самосознания, решению вопроса о первичности сознания. С.Л. Рубинштейн критикует идеалистический взгляд на самосознание, согласно которому "наличие психического совпадает с его осознанностью; сущность психики в том, что она есть непосредственно знание о самом себе; психическое отождествляется с сознанием, сознание - с самосознанием. В результате психическое ограничивается сферой осознанного, его осознание и познание - содержанием непосредственно данного" (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Изд-во АН СССР, 1959. С. 145). Отстаивая свой взгляд на проблему сознания и самосознания, Рубинштейн утверждает, что самосознание включает самоотношение, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание формируется через активность субъекта. "Объектом самосознания и самопознания является не "чистое" сознание, то есть сознание, обособленное от реального материального бытия человека, а сам человек в неразрывной цельности своего существа" (Там же. С. 161). Различение самосознания как процесса и продукта было введено У. Джемсом. Он различал Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Я-сознающее - чистый опыт, процессуальная характеристика самосознания. Я-как-объект - содержание этого опыта. Эти два аспекта самосознания мы можем представить как относительно автономные лишь теоретически, поскольку в реальности они не существуют один без другого.
Самосознание как процесс
Процесс познания может быть представлен в виде нескольких параметров. Согласно К. Ясперсу, таких параметров четыре: 1) осознание себя в качестве активного деятеля, 2) осознание собственного единства, 3) осознание собственной идентичности, 4) осознание себя как отличного от остального мира (мира объектов и других людей).
- Осознание себя в качестве активного деятеля связано с пониманием, что процесс осознания сопровождается ощущением себя как источника активности. Сознание присутствует во всех областях психической жизни. В форме "Я мыслю" оно сопровождает все восприятия, представления, чувства и ощущения. Любое действие человека, будь то телесное, моторное, ментальное или любое другое, несет в себе аспект принадлежности Я. Нарушения этого процесса могут выступать в виде: 1) потери чувства собственного Я, либо 2) осознания проявлений психического как явлений, вложенных извне, управляемых другим человеком или людьми, силами, мировой волей.
- Осознание собственного единства связано с пониманием, что в процессе самосознания участвует целостное, неделимое Я. Согласно этой форме осознания себя человек уверен в единстве свой личности в каждый данный момент времени. Этот процесс осуществляется благодаря существованию устойчивой иерархии мотивов и ценностей, соподчиненности отдельных аспектов Я. Нарушения чувства единства личности выражаются в феноменах раздвоения личности. Как кратковременное явление оно встречается у людей с нормальной психикой и означает стремление взглянуть на себя со стороны. Нарушение проявляется в устойчивом существовании двух или более независимых друг от друга личностей.
- Осознание собственной идентичности характеризует этот процесс с точки зрения устойчивости представлений о себе во времени. Иными словами, на фоне изменений, которые происходят с человеком в течение его жизни, он остается верным самому себе, чувствуя, что он тот, кем был всегда. Нарушения чувства идентичности связаны с отвержением себя в прошлом, с разрывом между прошлым и настоящим образами Я.
- Осознание себя как отличного от окружающего мира проявляется в отчетливом понимании Я и не-Я, в ощущении, что есть невидимые границы между своей личностью и объектами окружающего ее пространства. Нарушение границ проявляется в отождествлении себя с другими людьми или даже неодушевленными объектами, а также в конфликте приближения/отдаления, характерном для пограничной личности.
Самосознание как результат
Самосознание как процесс может находить свое завершение в результате познания и осознания себя. Безусловно, мы говорим о некоторой условности завершения, поскольку остановки и прекращения самосознания явление редкое и связано с экстремальными для человека событиями жизни. Самосознание как результат описывается в терминах Я-концепции. По мнению Карла Роджерса, Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и ценностных представлений, связанных с объектами и действиями. Я-концепция - это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. Согласно этому определению Я-концепция - это реальный, идеальный образы Я и образ Я как результат отраженного самоотношения (Я в представлениях других людей, или зеркальное Я). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями. Кроме модальностей, Я-концепция представлена когнитивным (образ Я), эмоциональным (самооценка) и поведенческим (стратегии самоутверждения личности) компонентами. Образ Я - это представление индивида о самом себе. Согласно Р. Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными - атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т.д. Все эти образы называются аспектами целостного Я и в более общем виде представляют собой физическое Я - образ, или схему, тела, социальное Я - роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное Я - ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность - все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое Я - неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы. Самооценка - отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности. Согласно У. Джемсу, самооценка складывается из двух составляющих - уровня притязаний и уровня реальных достижений. Уровень притязаний - это уровень трудности достигаемых целей. Если уровень притязаний будет очень высоким, а уровень реальных достижений - низким, то самооценка тоже будет низкой. При сочетании уровня притязаний и уровня достижений самооценка становится высокой и адекватной. Повышения самооценки, соответственно, добиваются двумя способами - путем снижения уровня притязаний или посредством улучшения реальных достижений. Самооценка - один из тщательно изученных психических феноменов. Самоутверждение - поведенческий аспект Я-концепции. С нашей точки зрения, самоутверждение представляет собой одну из стратегий эго, это способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости. Для любого человека в большей или меньшей мере свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем он является и насколько ценным себя чувствует. Люди прибегают к разным способам поддержания значимости себя для того, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Это могут быть идеализация и идентификация, в одном случае, проекция и обесценивание - в другом, самореализация - в третьем. В целом самоутверждение - это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение (Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. С. 224.). Образ Я, самооценка и самоутверждение личности - взаимно обусловленные и обуславливающие друг друга феномены, поэтому их исследование должно основываться на принципе системности.
|
|